Александр Иванович Герцен(псевдоним Искандер, 1812—1870) родился в Москве. В политических взглядах Герцена самым стабильным элементом была защита прав человека. Отсутствия этих прав он не прощал режиму Николая I, их нарушения не простил Александру II: «Уничтожьте крепостное право... освободите слово от цензуры и спину русского человека от палки, отворите двери суда, дайте волю совести». Уроки практической политики, полученные Герценом в Западной Европе в 1848—1852 гг., когда на его глазах рождалась и умирала Вторая французская республика, породили разочарование в буржуазном парламентаризме. Важное место в творчестве Герцена и Огарева занял национальный вопрос. Он встал перед ними в 1863 г., когда началось польское национальное восстание. Герцен и Огарев хотели не распада страны, а свободной федерации народов, «вступающих в союз с великорусским племенем». Подобно Леру, Герцен и Огарев связывали будущее прогресса не с воинствующим индивидуализмом, а с «солидарностью» и «социализмом». Они высоко ценили общинные традиции русского крестьянства. «Слово «социализм» неизвестно нашему народу, — писал Герцен, — но смысл его близок душе русского человека, живущего свой век в сельской общине и в работнической артели». В последние годы жизни Герцен очень тревожился за будущее России. Он видел, что реакция, с одной стороны, и революционные фанатики — с другой, провоцируя друг друга, вместе толкали страну в «кровавую грязь». Эта тревога побудила Герцена написать в 1869 г. письма, ставшие его политическим завещанием. Они адресованы «К старому товарищу» — М. А. Бакунину. Герцен еще раз предостерег от экстремизма в формирующейся русской революционной среде, от привычки «идти на авось» и «ломать без разбора». «Дикие призывы идти на какой-то бессмысленный бой разрушенья» он считал «самой неистовой демагогией». Он боялся безответственных «старых студентов», живущих в мире абстракций и готовых «начать экономический переворот с выжиганья дотла всего исторического поля». Люди такого типа, встав у власти, могут погубить и «нравственную жизнь народа», и экономику страны. Он призвал всех будущих революционеров и реформаторов к осмотрительности и заклинал их «не вносить личные страсти в общее дело».
31.Н.Г.Чернышевский о путях и средствах преобразования общественной и политической жизни в России
Николай Гаврилович Чернышевский(1828—1889). Судьба Чернышевского — классический пример расправы за инакомыслие. Его осуждение — позорное пятно на памяти Александра II. Сам Чернышевский объяснял происшедшее тем, что его голова устроена иначе, чем у шефа жандармов П. А. Шувалова. В политических вопросах Чернышевский был сторонником правового общества, местного самоуправления, федерации. Примером демократии, органично переходящей в федерацию, он считал Соединенные Штаты Америки. Там, по его словам, каждая деревенька — маленькая республика, из союза нескольких деревень образуется приход, из союза нескольких приходов — графство, из нескольких графств — республиканский штат, из союза штатов — государство. Чернышевский предполагал, что подобный принцип многоступенчатого федерализма окажется приемлемым и для России. Проблемы правопорядка и самоуправления интересовали Чернышевского гораздо больше, чем вопрос о форме правления. Чернышевский был убежден, что государство не может не иметь огромного влияния на экономику, поэтому вместо «пустых толков об утопической системе невмешательства» он предлагал заняться «определением истинно полезных предметов и действительно разумных границ для неизбежного вмешательства». Критерием в этом вопросе он считал «основной принцип экономической науки: не надо делать ничего лишнего». Правительство не должно заниматься такими делами, которые хорошо идут и без его вмешательства. Чернышевский полностью разделял гуманистические стремления к «улучшению положения низших классов» и связанную с этим новую — расширенную — концепцию прав человека. Чернышевский не призывал к уравнительному распределению общественного богатства, но считал, что общество и государство, во-первых, не имеют права бросать на произвол судьбы своих обездоленных сограждан; во-вторых, должны «доставить приличное вознаграждение за труд человеку, желающему и умеющему заниматься честным и полезным трудом». Чернышевский разделял социальные требования «рабочих сословий» Европы, равно как и убеждение, что «законы и распоряжения, касающиеся положения рабочего класса, могут составляться не иначе как по соглашению с этим классом, с его одобрения и при его участии». Он возлагал большие надежды на «промышленные союзы работников». Чернышевский не только не звал Русь к топору, но вообще не был приверженцем насильственных методов. Тем не менее, он сознавал неизбежность революции, когда общество не способно осуществить преобразование мирным путем. Однако Чернышевский был убежден, что возможности революционного насилия ограничены. Он знал, что насильственное разрушение старого порядка может, как это было во Франции, освободить народ от «феодализма» и дать возможность более свободного развития.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 212.