Политико-правовое учение Т.Джефферсона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Томас Джефферсон (1743—1826) родился в селении Шэдуэл на западе крупнейшего тогда штата Виргиния. Наиболее ярко политические взгляды Джефферсона изложе­ны в Декларации независимости Соединенных Штатов. Она была задумана, пояснял автор, «как выражение американского разума и должна была придать ему тот тон и дух, которых требовала об­становка». Эта задача была блестяще решена и по форме, и по со­держанию. Декларация независимости несла отпечаток своей эпохи. В первоначальный ее вариант Джефферсон включил раздел, в котором права человека распространялись и на негров-рабов. Общеизвестным стало его высказывание, что, если бы ему предложили выбирать между правительством без газет и газетами без правительства, он бы выбрал последний вариант. Позиция Джефферсона не изменилась в течение его долгой политической жизни. Когда в годы его первого президент­ства не было в стране федералистского листка, в котором бы не полоскали грязное белье хозяина Белого дома, он заявил: «Я буду защищать их даже в праве лгать и клеветать». Принципиальный противник любой тирании, Джефферсон полагал ее религиозную форму даже более отвратительной, не­жели политическую. На фундаменте естественных прав человека Джефферсон вы­строил свою концепцию государства. Ее главная идея состояла в том, что государство — это продукт общественного договора, оно создается людьми для максимально полной реализации своих неотъемлемых прав. Учредив государство, народ остается един­ственным носителем суверенитета. По форме правления Джефферсон видел США только респуб­ликой. С республиканских позиций он критиковал взгляды Ш. Л. Монтескье о преимуществах монархии для большого по территории государства. Сторонник концепции правового государства, Джефферсон разделял принцип верховенства права в широком смысле и зако­на—в более узком, а также принцип обеспечения прав и свобод личности. Значительный вклад Джефферсон внес в теорию и практику демократии в США. Реально оценивая уровень политического развития американ­ского общества, Джефферсон понимал, что далеко не все приня­тые им решения будут правильными. Но даже худшее правитель­ство, получающее свою власть из рук народа, для него было пред­почтительнее самой великодушной автократии. Убежденный демократ, он признавал за народом естественное право совершать ошибки, полагая, что здравый смысл людей в состоянии испра­вить их и извлечь из них урок на будущее.

17.немецкая классическая философия, ее взгляды на политику и право

Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии - грандиозного этап в истории мировой философской мысли. Охватывающего более чем столетие духовного развития - напряжённого, очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Прежде всего, мыслителей немецкой классики, объединяло исходное понимание роли философии в истории человечества, в развитие мировой культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова: "Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят её как строгую и систематическую науку, науку как специфическую по сравнению с естествознанием. Вторая особенностьнемецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой взаимосвязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальное действие. Поэтому третья особенность этой философии заключается в проложении пути новому по отношении к метафизике методу мышления и познания - методу диалектизму, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития,приложимый к исследованию всех областей человеческой жизни. Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому. Четвертый момент - это некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия чётко и ясно сконцентрирована на вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. Немецкая классическая философия является непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задаёт себе и сегодня.

18.первый политический трактат митрополита Иллариона

Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан в XI в. киевским митрополитом Илларионом. Начинает он свое произведение с выяснения взаимодействия Закона и Истины. Для средневековой культуры характерно употребление термина «закон» в теологическом и юридическом значении, так как закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина (в данном случае государя). Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного учения и воплощением его непосредственно в своем поведении и деятельности. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в регулятивном действии законов, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно реализовать (соответственно Истине) свою волю.

В распространении морально-этического идеала христианства киевский митрополит усматривает путь к совершенствованию человечества и замене Закона (Ветхий Завет) Истиной (Новый Завет).

Основные политико-правовые взгляды, изложенные Илларионом в «Слове о Законе и Благодати»:

Утверждается идея о равноправии всех народов, живущих на земле, подчеркивается, что время избранничества одного народа прошло. Бог не делает различий между эллином, иудеем и каким-либо другим народом, ибо его учение равно распространяется на всех без исключения людей, независимо от расы, пола, возраста и социального состояния. Иларион осуждает притязания Византии на гегемонию во всем христианском мире.

Стремился показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран.

Источник верховной власти Илларион усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», который обязан перед Богом отвечать «за труд паствы люди его», обеспечивать мир («ратные прогони, мир утверди, страны укороти») и хорошее управление.

Трактат Иллариона был высоко оценен современниками и потомками. Сумма политико-юридических проблем, затронутых в нем (представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике великого князя, ответственности за управление страной, мирном курсе внешней политики), разрабатывалась в русской политической литературе в течение многих веков.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 169.