Томас Джефферсон (1743—1826) родился в селении Шэдуэл на западе крупнейшего тогда штата Виргиния. Наиболее ярко политические взгляды Джефферсона изложены в Декларации независимости Соединенных Штатов. Она была задумана, пояснял автор, «как выражение американского разума и должна была придать ему тот тон и дух, которых требовала обстановка». Эта задача была блестяще решена и по форме, и по содержанию. Декларация независимости несла отпечаток своей эпохи. В первоначальный ее вариант Джефферсон включил раздел, в котором права человека распространялись и на негров-рабов. Общеизвестным стало его высказывание, что, если бы ему предложили выбирать между правительством без газет и газетами без правительства, он бы выбрал последний вариант. Позиция Джефферсона не изменилась в течение его долгой политической жизни. Когда в годы его первого президентства не было в стране федералистского листка, в котором бы не полоскали грязное белье хозяина Белого дома, он заявил: «Я буду защищать их даже в праве лгать и клеветать». Принципиальный противник любой тирании, Джефферсон полагал ее религиозную форму даже более отвратительной, нежели политическую. На фундаменте естественных прав человека Джефферсон выстроил свою концепцию государства. Ее главная идея состояла в том, что государство — это продукт общественного договора, оно создается людьми для максимально полной реализации своих неотъемлемых прав. Учредив государство, народ остается единственным носителем суверенитета. По форме правления Джефферсон видел США только республикой. С республиканских позиций он критиковал взгляды Ш. Л. Монтескье о преимуществах монархии для большого по территории государства. Сторонник концепции правового государства, Джефферсон разделял принцип верховенства права в широком смысле и закона—в более узком, а также принцип обеспечения прав и свобод личности. Значительный вклад Джефферсон внес в теорию и практику демократии в США. Реально оценивая уровень политического развития американского общества, Джефферсон понимал, что далеко не все принятые им решения будут правильными. Но даже худшее правительство, получающее свою власть из рук народа, для него было предпочтительнее самой великодушной автократии. Убежденный демократ, он признавал за народом естественное право совершать ошибки, полагая, что здравый смысл людей в состоянии исправить их и извлечь из них урок на будущее.
17.немецкая классическая философия, ее взгляды на политику и право
Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии - грандиозного этап в истории мировой философской мысли. Охватывающего более чем столетие духовного развития - напряжённого, очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Прежде всего, мыслителей немецкой классики, объединяло исходное понимание роли философии в истории человечества, в развитие мировой культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова: "Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят её как строгую и систематическую науку, науку как специфическую по сравнению с естествознанием. Вторая особенностьнемецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой взаимосвязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальное действие. Поэтому третья особенность этой философии заключается в проложении пути новому по отношении к метафизике методу мышления и познания - методу диалектизму, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития,приложимый к исследованию всех областей человеческой жизни. Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому. Четвертый момент - это некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия чётко и ясно сконцентрирована на вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. Немецкая классическая философия является непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задаёт себе и сегодня.
18.первый политический трактат митрополита Иллариона
Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан в XI в. киевским митрополитом Илларионом. Начинает он свое произведение с выяснения взаимодействия Закона и Истины. Для средневековой культуры характерно употребление термина «закон» в теологическом и юридическом значении, так как закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина (в данном случае государя). Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного учения и воплощением его непосредственно в своем поведении и деятельности. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в регулятивном действии законов, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно реализовать (соответственно Истине) свою волю.
В распространении морально-этического идеала христианства киевский митрополит усматривает путь к совершенствованию человечества и замене Закона (Ветхий Завет) Истиной (Новый Завет).
Основные политико-правовые взгляды, изложенные Илларионом в «Слове о Законе и Благодати»:
Утверждается идея о равноправии всех народов, живущих на земле, подчеркивается, что время избранничества одного народа прошло. Бог не делает различий между эллином, иудеем и каким-либо другим народом, ибо его учение равно распространяется на всех без исключения людей, независимо от расы, пола, возраста и социального состояния. Иларион осуждает притязания Византии на гегемонию во всем христианском мире.
Стремился показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран.
Источник верховной власти Илларион усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», который обязан перед Богом отвечать «за труд паствы люди его», обеспечивать мир («ратные прогони, мир утверди, страны укороти») и хорошее управление.
Трактат Иллариона был высоко оценен современниками и потомками. Сумма политико-юридических проблем, затронутых в нем (представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике великого князя, ответственности за управление страной, мирном курсе внешней политики), разрабатывалась в русской политической литературе в течение многих веков.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 193.