Предмет, методы и функции истории политических и правовых учений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет, методы и функции истории политических и правовых учений

ИППУ относится к числу историко-теорет-их дисциплин, которые взаимодействуют с историей гос-ва и права, ТГП, и занимает ведущее место в системе юридических наук.

Предметом ИППУ является политические и правовые учения прошлого, взятые в генезисе и в связи с современностью, в рамках науки изучается предмет-историю возникновения и развития теорет-их знаний и государстве и праве, гос-ой власти и политики.

Т.о., ИППУ является общ-ой наукой, которая изучает общественные явления: государства и права в интерпретации различных ученых.

ИППУ является юридической наукой, т.к. рассматривает вопросы о государственной и правовой стороне общественной жизни.

ИППУ явл. исторической наукой т.к. изучает эволюцию гос-но-прав-х доктрин с момента появления до их развития в опред-ых временных и территориальных пределах.

ИППУ является теоретической наукой, поскольку объясняет общие законом-ти развития гос-ва и права.

Методы

ИППУ имеет свою методологию – это набор специальных методов и способов исследования генезиса и идей о государстве и праве, выявление специфических закономерностей возникновения государственно-правовых идей.

1.принцип историзма – помогает исследовать идеи в конкретной исторической ситуации;

2.объективность – означает истинное отражение в государственно-правовой действительности на данные вопросы;

3.плюраизм – позволяет учитывать противоречивые взгляды и не одинаковое представления по одному и тому же государственно-правовому учению;

4.историко-правовой метод – рассматривает государственно-правовые институты во взаимосвязи явлений;

5.анализ – позволяет выявить структуру государства и права, фиксирует их элементы, устанавливающие связи между ними;

6.синтез – обобщает данные, полученные в результате анализа.

ИППУ выполняет ряд функций

1. познавательная – выражается в познании и объяснении различных политико-правовых доктрин;

2. эвристическая – заключается в том, что на основе полученных знаний открывает новые тенденции и закономерности государственно-правовой жизни общества;

3. прогностическая – позволяет выдвигать научные гипотезы по развитию государственно-правовых институтов в обозримом будущем;

4. воспитательная – помогает развивать уважение у юридическим традициям своего народа, чувство патриотизма и гордости за свою страну;

5. ИППУ вырабатывает правовое сознание и формирует правовое мышление.

Аристотель

Развивал идеи Платона, был его учеником и оппонентом.

Важн.в учении Аристотеля явл. учение о государстве, отрицал божественное происхождение государства.

Т.о. государство развивается стихийным путем в результате последней смены 3-х форм общения: - семья, - поселение, - государство.

Государство имеет признаки: 1.территорию, 2.граждан;

Существует: 3.казна, 4.культ, 5.единая система правосудия. 6.единое представление о справедливости.

Аристотель разработал учение о праве, оно есть регулятор между свободными и равными.

Он явл-ся сторонником естеств-го права и защищал принцип – верховенство закона.

Т.о. Древне греческие мыслители внесли огромный вклад в политико-правовую мысли.

Политико-правовые идеи в ранней патристике. Аврелий и Августин

средневековая политико-правовая мысль характеризуется господством католической церкви. Одним из самых известных средневековых авторов является А.А. Августин. Он является одним из крупных идеологов христианской церкви, его перу принадлежат работы о «Граде Божьем», «о свободной воле».

В первом труде он делит мир на 2 части, град земной, где проявляется греховность человека. Такое положение возникает вследствие первородного греха, называется греховность и естественном порядке человеческой жизни.

Он критикует порядки с религиозно-идеальной позиции божественного порядка.

Этот греховные порядок носит временный характер и продлится до 1-го пришествия Христа и судного дня.

Град божий, где человек будет пребывать в вечном блаженстве.

В связи с этим причину зла Августин видит в свободной воле и ее извращенности «злом называется и то что человек совершает и то что он терпит». 1.совершает грех, 2. терпит наказание.

Важным в воззрениях Августина является мысль о формах правления. Он полагает, что эти формы отличаются друг от друга обязанностями, которые возлагаются на верховную власть.

Главными среди них является: моральные и религиозные обязанности, в частности: уважение к богу и человеку.

Августин отстаивает идею верховенство церкви над государством.

В обязанности христиан по отношению к правителю входит : лояльность, а обязанность церкви – быть наставницей.

У Августина имеется интересный взгляд на право. Он выделяет вечный закон – божественный разум и рассматривал как естественное право.

Августин критикует гражд-е власти, он признает их власть под грешниками.

Учение Августина пользовалось огромным авторитетом 1 Рим империи. Не даром сам автор был причислен к лику святых.

 

Нестяжатели

Основателем доктрины был Нил Сорский, который явился основателем Нилосорской кустыни.

Концепция Сорского:

1.идеализировал ранние христианские общины (социальное равенство и обязательно труд для всех).

2.наилучшее устройство человеческого общежития, когда отсутствует частная собственность.

3.формой монашества должно стать: -отшельничество (один на один с богом); -скитничество (скит-несколько поселений)

4.отрицание монастырского имущества.

5.недопустимость преследования человека за его убеждения

6.духовное спасение человека связано с наличием у него свободной воли. Каждый волен творить дела, основываясь на опыте и знаниях.

7.церковь и государство должны разграничить сферы деятельности и способы воздействия на людей.

Стяжатели(иосифляны)

Основная позиция была сформулирована основателем Иосифа Волоцкого монастыря Иосифом Волоцким.

Сущность его идей:

1.учение о власти. Он предлагал отделить представление о власти, как божественном установлении от факта реализации ее конкретном главы государства.

2.праа церкви обеспечивают ее богатством, поэтому церковь должна владеть землей.

3.духовная власть должна стоять над светской.

4.светская власть по отношению к церкви должна: а)помогать преследовать ее врагов; б)не покушаться на церковные владения.

5.церковь должна поддерживать светскую власть своим авторитетом преследовать еретиков средствами государства.

6.отсутсвие различий между законом божественным и законом государственным.

Следовательно, обе ереси были направлены на теоретическое обоснование противоположных точек зрения.

Впервые происходит открытое столкновение идей между церковной и светской властью.

предмет, методы и функции истории политических и правовых учений

ИППУ относится к числу историко-теорет-их дисциплин, которые взаимодействуют с историей гос-ва и права, ТГП, и занимает ведущее место в системе юридических наук.

Предметом ИППУ является политические и правовые учения прошлого, взятые в генезисе и в связи с современностью, в рамках науки изучается предмет-историю возникновения и развития теорет-их знаний и государстве и праве, гос-ой власти и политики.

Т.о., ИППУ является общ-ой наукой, которая изучает общественные явления: государства и права в интерпретации различных ученых.

ИППУ является юридической наукой, т.к. рассматривает вопросы о государственной и правовой стороне общественной жизни.

ИППУ явл. исторической наукой т.к. изучает эволюцию гос-но-прав-х доктрин с момента появления до их развития в опред-ых временных и территориальных пределах.

ИППУ является теоретической наукой, поскольку объясняет общие законом-ти развития гос-ва и права.

Методы

ИППУ имеет свою методологию – это набор специальных методов и способов исследования генезиса и идей о государстве и праве, выявление специфических закономерностей возникновения государственно-правовых идей.

1.принцип историзма – помогает исследовать идеи в конкретной исторической ситуации;

2.объективность – означает истинное отражение в государственно-правовой действительности на данные вопросы;

3.плюраизм – позволяет учитывать противоречивые взгляды и не одинаковое представления по одному и тому же государственно-правовому учению;

4.историко-правовой метод – рассматривает государственно-правовые институты во взаимосвязи явлений;

5.анализ – позволяет выявить структуру государства и права, фиксирует их элементы, устанавливающие связи между ними;

6.синтез – обобщает данные, полученные в результате анализа.

ИППУ выполняет ряд функций

1. познавательная – выражается в познании и объяснении различных политико-правовых доктрин;

2. эвристическая – заключается в том, что на основе полученных знаний открывает новые тенденции и закономерности государственно-правовой жизни общества;

3. прогностическая – позволяет выдвигать научные гипотезы по развитию государственно-правовых институтов в обозримом будущем;

4. воспитательная – помогает развивать уважение у юридическим традициям своего народа, чувство патриотизма и гордости за свою страну;

5. ИППУ вырабатывает правовое сознание и формирует правовое мышление.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 182.