Предмет, методы и функции истории политических и правовых учений
ИППУ относится к числу историко-теорет-их дисциплин, которые взаимодействуют с историей гос-ва и права, ТГП, и занимает ведущее место в системе юридических наук.
Предметом ИППУ является политические и правовые учения прошлого, взятые в генезисе и в связи с современностью, в рамках науки изучается предмет-историю возникновения и развития теорет-их знаний и государстве и праве, гос-ой власти и политики.
Т.о., ИППУ является общ-ой наукой, которая изучает общественные явления: государства и права в интерпретации различных ученых.
ИППУ является юридической наукой, т.к. рассматривает вопросы о государственной и правовой стороне общественной жизни.
ИППУ явл. исторической наукой т.к. изучает эволюцию гос-но-прав-х доктрин с момента появления до их развития в опред-ых временных и территориальных пределах.
ИППУ является теоретической наукой, поскольку объясняет общие законом-ти развития гос-ва и права.
Методы
ИППУ имеет свою методологию – это набор специальных методов и способов исследования генезиса и идей о государстве и праве, выявление специфических закономерностей возникновения государственно-правовых идей.
1.принцип историзма – помогает исследовать идеи в конкретной исторической ситуации;
2.объективность – означает истинное отражение в государственно-правовой действительности на данные вопросы;
3.плюраизм – позволяет учитывать противоречивые взгляды и не одинаковое представления по одному и тому же государственно-правовому учению;
4.историко-правовой метод – рассматривает государственно-правовые институты во взаимосвязи явлений;
5.анализ – позволяет выявить структуру государства и права, фиксирует их элементы, устанавливающие связи между ними;
6.синтез – обобщает данные, полученные в результате анализа.
ИППУ выполняет ряд функций
1. познавательная – выражается в познании и объяснении различных политико-правовых доктрин;
2. эвристическая – заключается в том, что на основе полученных знаний открывает новые тенденции и закономерности государственно-правовой жизни общества;
3. прогностическая – позволяет выдвигать научные гипотезы по развитию государственно-правовых институтов в обозримом будущем;
4. воспитательная – помогает развивать уважение у юридическим традициям своего народа, чувство патриотизма и гордости за свою страну;
5. ИППУ вырабатывает правовое сознание и формирует правовое мышление.
Аристотель
Развивал идеи Платона, был его учеником и оппонентом.
Важн.в учении Аристотеля явл. учение о государстве, отрицал божественное происхождение государства.
Т.о. государство развивается стихийным путем в результате последней смены 3-х форм общения: - семья, - поселение, - государство.
Государство имеет признаки: 1.территорию, 2.граждан;
Существует: 3.казна, 4.культ, 5.единая система правосудия. 6.единое представление о справедливости.
Аристотель разработал учение о праве, оно есть регулятор между свободными и равными.
Он явл-ся сторонником естеств-го права и защищал принцип – верховенство закона.
Т.о. Древне греческие мыслители внесли огромный вклад в политико-правовую мысли.
Политико-правовые идеи в ранней патристике. Аврелий и Августин
средневековая политико-правовая мысль характеризуется господством католической церкви. Одним из самых известных средневековых авторов является А.А. Августин. Он является одним из крупных идеологов христианской церкви, его перу принадлежат работы о «Граде Божьем», «о свободной воле».
В первом труде он делит мир на 2 части, град земной, где проявляется греховность человека. Такое положение возникает вследствие первородного греха, называется греховность и естественном порядке человеческой жизни.
Он критикует порядки с религиозно-идеальной позиции божественного порядка.
Этот греховные порядок носит временный характер и продлится до 1-го пришествия Христа и судного дня.
Град божий, где человек будет пребывать в вечном блаженстве.
В связи с этим причину зла Августин видит в свободной воле и ее извращенности «злом называется и то что человек совершает и то что он терпит». 1.совершает грех, 2. терпит наказание.
Важным в воззрениях Августина является мысль о формах правления. Он полагает, что эти формы отличаются друг от друга обязанностями, которые возлагаются на верховную власть.
Главными среди них является: моральные и религиозные обязанности, в частности: уважение к богу и человеку.
Августин отстаивает идею верховенство церкви над государством.
В обязанности христиан по отношению к правителю входит : лояльность, а обязанность церкви – быть наставницей.
У Августина имеется интересный взгляд на право. Он выделяет вечный закон – божественный разум и рассматривал как естественное право.
Августин критикует гражд-е власти, он признает их власть под грешниками.
Учение Августина пользовалось огромным авторитетом 1 Рим империи. Не даром сам автор был причислен к лику святых.
Нестяжатели
Основателем доктрины был Нил Сорский, который явился основателем Нилосорской кустыни.
Концепция Сорского:
1.идеализировал ранние христианские общины (социальное равенство и обязательно труд для всех).
2.наилучшее устройство человеческого общежития, когда отсутствует частная собственность.
3.формой монашества должно стать: -отшельничество (один на один с богом); -скитничество (скит-несколько поселений)
4.отрицание монастырского имущества.
5.недопустимость преследования человека за его убеждения
6.духовное спасение человека связано с наличием у него свободной воли. Каждый волен творить дела, основываясь на опыте и знаниях.
7.церковь и государство должны разграничить сферы деятельности и способы воздействия на людей.
Стяжатели(иосифляны)
Основная позиция была сформулирована основателем Иосифа Волоцкого монастыря Иосифом Волоцким.
Сущность его идей:
1.учение о власти. Он предлагал отделить представление о власти, как божественном установлении от факта реализации ее конкретном главы государства.
2.праа церкви обеспечивают ее богатством, поэтому церковь должна владеть землей.
3.духовная власть должна стоять над светской.
4.светская власть по отношению к церкви должна: а)помогать преследовать ее врагов; б)не покушаться на церковные владения.
5.церковь должна поддерживать светскую власть своим авторитетом преследовать еретиков средствами государства.
6.отсутсвие различий между законом божественным и законом государственным.
Следовательно, обе ереси были направлены на теоретическое обоснование противоположных точек зрения.
Впервые происходит открытое столкновение идей между церковной и светской властью.
предмет, методы и функции истории политических и правовых учений
ИППУ относится к числу историко-теорет-их дисциплин, которые взаимодействуют с историей гос-ва и права, ТГП, и занимает ведущее место в системе юридических наук.
Предметом ИППУ является политические и правовые учения прошлого, взятые в генезисе и в связи с современностью, в рамках науки изучается предмет-историю возникновения и развития теорет-их знаний и государстве и праве, гос-ой власти и политики.
Т.о., ИППУ является общ-ой наукой, которая изучает общественные явления: государства и права в интерпретации различных ученых.
ИППУ является юридической наукой, т.к. рассматривает вопросы о государственной и правовой стороне общественной жизни.
ИППУ явл. исторической наукой т.к. изучает эволюцию гос-но-прав-х доктрин с момента появления до их развития в опред-ых временных и территориальных пределах.
ИППУ является теоретической наукой, поскольку объясняет общие законом-ти развития гос-ва и права.
Методы
ИППУ имеет свою методологию – это набор специальных методов и способов исследования генезиса и идей о государстве и праве, выявление специфических закономерностей возникновения государственно-правовых идей.
1.принцип историзма – помогает исследовать идеи в конкретной исторической ситуации;
2.объективность – означает истинное отражение в государственно-правовой действительности на данные вопросы;
3.плюраизм – позволяет учитывать противоречивые взгляды и не одинаковое представления по одному и тому же государственно-правовому учению;
4.историко-правовой метод – рассматривает государственно-правовые институты во взаимосвязи явлений;
5.анализ – позволяет выявить структуру государства и права, фиксирует их элементы, устанавливающие связи между ними;
6.синтез – обобщает данные, полученные в результате анализа.
ИППУ выполняет ряд функций
1. познавательная – выражается в познании и объяснении различных политико-правовых доктрин;
2. эвристическая – заключается в том, что на основе полученных знаний открывает новые тенденции и закономерности государственно-правовой жизни общества;
3. прогностическая – позволяет выдвигать научные гипотезы по развитию государственно-правовых институтов в обозримом будущем;
4. воспитательная – помогает развивать уважение у юридическим традициям своего народа, чувство патриотизма и гордости за свою страну;
5. ИППУ вырабатывает правовое сознание и формирует правовое мышление.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 215.