Социально-экономическая и политическая программа И.Т.Посошкова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Иной вариант абсолютистской идеологии, с позиций подат­ного населения России, в первую очередь купечества, представ­лен в творчестве Ивана Тихоновича Посошкова(1652—1726). Вы­ходец из дворцовых крестьян подмосковного села Покровское Посошков благодаря своему таланту и энергии разбогател и стал купцом. К концу жизни у него был собственный винокуренный завод, дома в Новгороде и Петербурге, небольшое имение (250 де­сятин и более 80 крестьян). Посошков имел и литературные способности, знал древнерус­скую письменность, о чем свидетельствует его книга «Зеркало очевидное» (1708), направленная против раскола, а также «Заве­щание отеческое» (1720)— произведение религиозно-поучи­тельного характера, предназначенное для его сына. Посошков— этот поистине русский самородок — пытался да­вать советы Петру I в области военных реформ. Печальный исход битвы русских со шведами под Нарвой произвел сильное впечат­ление на Посошкова. Посошков призывал самодержца к диалогу с народом через его представителей. Он пытался убедить Петра I, что введение «народосоветия» не снижает роли «его величества самодержа­вия». Подвергая сомнению принцип самодержавия, Посошков за­являет, что «без многосоветия и без вольного голоса никоими делы невозможны, понеже Бог никому во всяком деле одному совершеннаго разумения не дал...». Он предлагает запретить дворянам владеть фабриками и заво­дами. Урожай они обязаны продавать оптом и только купцам. Духовенству также следует воздерживаться от промышленной деятельности и торговли. Внешняя торговля становится монопо­лией купцов. Реализация программы Посошкова могла бы привести к из­менению политического строя России: роль дворянства слабела, а роль купечества, зажиточного крестьянства усиливалась. Меж­ду дворянством и предбуржуазией возникло бы «равновесие сил», а абсолютная монархия получила бы большую самостоя­тельность. При этом сознательно допускались радикальные, су­ровые меры со стороны самодержца: «В народе злую застарелость злом надлежит и истребляти».

 

27.республиканский идеал А.Н.Радищева

Александр Николаевич Радищев(1749—1802) — русский политический и правовой мыслитель, теоретик революционной демократии. Эпоха.«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Усиление крепостнического гнета. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева (1773—1775). Основные работы:«Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность». Политические взгляды. Причиной перехода людей от естественного состояния к государственному состоянию Радищев считал появление частной собственности: «Как скоро сказал человек: сия пядень земли моя! Он пригвоздил себя к земле и отверз путь зверообразному самовластию, когда человек повелевает человеком». Радищев признает право народа на сопротивление государственной власти. Если государь нарушает данный молчаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю: «Неправосудие государя дает народу, его судье то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками». В 1773 г. Радищев перевел на русский язык книгу французского историка Габриеля Мабли «Размышления о греческой истории...».

Правовые взгляды Радищева.Радищев первым критикует систему крепостного права в России с разных точек зрения: с юридической, с экономической, с нравственной. С юридической точки зрения крепостное право противоречит как позитивному праву («крестьянин в законе мертв»), так и естественному праву. Если до заключения общественного договора все были одинаково свободными, то они должны быть одинаково ограничены в своей свободе и после его заключения. Однако положение крепостного крестьянина противоречит общественному договору: «порабощение есть преступление». С экономической точки зрения труд крепостного крестьянина имеет низкую производительность, так как у крестьянина нет интереса работать на ниве, которая ему не принадлежит: «Нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан». С нравственной точки зрения обычай порабощать себе подобного — это «зверский обычай», свидетельствующий об отсутствии души и каменном сердце. Политический идеал Радищева. Идеальной формой правления государства для него была республика: «На вече весь течет народ». Радищев приводит исторический аргумент в обоснование возможности республиканского строя для России: в истории России уже встречалась республиканская форма правления — Новгородская республика. А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового крестьянства (земля должна принадлежать тем, кто ее о рабатывает). Он был также автором первой программы революционной демократии, которая предполагает народную революцию и учреждение республики в России.

 

28.план государственных преобразований М.М.Сперанского

Михаил Михайлович Сперанский(1772—1839) — русский политический мыслитель и государственный деятель, автор проектов реформ российского самодержавия. Эпоха. Время правления императора Александра I. В начале своего правления император выступил с предложением проведения реформ государственного строя империи и крепостного права. Основные работы:«Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи». М.М. Сперанский — представитель русского либерализма. Поэтому основу его политико-правовых взглядов, которые нашли выражение в его проектах государственных преобразований, составляют понятия свободы: личной и политической. Под политической свободой Сперанский понимал возможность, которая закреплена законом: «участия всех государственных классов... в действии законодательной, судебной и исполнительной власти». Под гражданской свободой Сперанский понимал возможность обладать личными и имущественными правами: — собственности; — заключения договоров; — на уплату налогов, установленных только согласно закону; — подвергнуться уголовному наказанию только по решению суда. Под гражданским рабством Сперанский понимал такое положение дел, когда одному классу населения приходится «в повинностях личных и вещественных зависеть от воли другого». Он считал, что гражданская свобода может быть реализована только тогда, когда есть свобода политическая: «Никакая свобода не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической». Программа государственных преобразованийМ.М. Сперанского включала проведение следующих реформ: • крепостного права; • государственного правления; • законодательства.

29проекты преобразований государства и права в программных документах Н.Муравьева и П.И.Пестеля

Наиболее полно и ярко политико-правовые идеи радикально­го крыла декабристов изложены в «Русской правде» Павлом Ивановичем Пестелем(1793—1826). Происхождение общества и государства Пестель связывает с естественными законами человеческого бытия, которые опреде­ляют обязанности людей по отношению друг к другу. Люди по­знают эти обязанности благодаря изучению «законов природы и нужд естественных». Всякое общество имеет цель в «удовлетворении общим нуж­дам», вытекающим из неизменности («одинаковости») челове­ческой природы. Это является объективным основанием того, что «члены всякого общества могут единодушно согласиться в цели». Исполнительная власть вручалась Державной думе, состоя­щей из пяти членов, избранных Народным вечем на пять лет. Ежегодно один из членов Державной думы выбывал из ее состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим. Председате­лем Державной думы являлся тот ее член, который заседает в ней последний год. Наряду с законодательной и исполнительной властями Пес­тель выделял и власть блюстительную, которая должна была кон­тролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выхо­дили из пределов, поставленных им законами. Умеренное направление политической мысли декабристов представлял член Северного общества Никита МихайловичМу­равьев (1795—1843). Конституция Муравьева — оригинальная переработка зару­бежного политического опыта и применение его к русской дей­ствительности. Муравьев разработал три варианта Конституции, наиболее интересным признан второй проект (конец 1824 г.), где прежние республиканские воззрения сменились конституцион­но-монархическими с оговоркой о возможности введения рес­публики. Законодательная, исполнительная и судебная власти в его Конституции разделены. Конституция Муравьева характеризовалась высоким имуще­ственным цензом: только земельный собственник или владелец капитала был полноправным гражданином. Муравьев соизмеря­ет право на замещение должностей с имущественным положени­ем и по этому принципу делит всех граждан на четыре категории.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 204.