Раздел 11 «Учебно-методические материалы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перечень рекомендуемой литературы

а) основная литература:

1. 1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; Под общ.ред. С.В.Белова, 5-е изд. - М.: Высш.школа, 2006. – 616 с.

2. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.

3. Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие для вузов/Д.А.Кривошеин, Л.А.Муравей, Н.Н.Роева и др.; Под ред. Л.А.Муравья. – М.:Юнити-Дана, 2000. -447 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, А.Л.Михайлов, А.В.Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2006. -302с.

5. Решетников Н.И. Управление безопасностью жизнедеятельности. Учебное пособие. – Хабаровск: ДВАГС, 2004. –268с.

 

б) дополнительная литература:

1. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. Пособие. – М.: Академия, 2002.

2. Ярочкин, В. И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. –М.: Ось-89, 2000.

3. Гринин, А. С., Новиков, В. Н. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях. – М.:Фаир-Пресс, 2000.

4. Морозова Л. Л. Человек и ноксосфера (Школа БЖД)// Безопасность жизнедеятельности, Приложение, 2006. №3.

5. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности как наука // Безопасность жизнедеятельности. – 2003. -№2. – С.2-9.

6. Томаков, В. И. Производственный травматизм в строительной отрасли//Безопасность жизнедеятельности.- 2006. -№ 3.С.13-22.

7. Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы. – Хабаровск, 2003. № 4.

8. Черникова, В. А. Экологические проблемы Дальнего Востока – проблемы России//Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы. – Хабаровск: Дальневосточная гос. Научная библ., 2003. Т.4.

9. Демографический ежегодник России. 2001

10. Социально-экономическое положение Хабаровского края. Статистический сборник/Хабаровский крайкомстат. – Хабаровск, 2001.

 

Дисциплина «Логика»

Раздел 1. Цели и задачи учебной дисциплины

Целью учебной дисциплины «Логика» является овладение студентами культурой логического мышления для успешного осуществления квалифицированного логического анализа любых блоков информации (письменных документов, устных сообщений и т.д.)

Задачами учебной дисциплины являются:

ü выработать установку следовать законам логики в решении всех теоретических и практических вопросов, связанных с деятельностью управленца;

ü сформировать четкое представление о логически недопустимых приемах мышления, имеющих видимость правдоподобия;

ü сформировать умение эффективно участвовать в различного рода дискуссиях, полемике с оппонентами.

 

Раздел 2. Дидактические единицы учебной дисциплины

Логика и язык. Суждение и норма. Вопросно-ответные ситуации. Понятие. Определение и классификация. Дедукция, индукция и аналогия. Логические основы аргументации. Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория.

 

Раздел 3. Учебная программа

 

Тема 1.ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Мышление как предмет изучения логики. Диалектика процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Роль языка в познании.

Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Конкретное содержание и логическая структура мысли. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие логического закона. Закон как логически необходимая связь между мыслями.

Формы правильных рассуждений и их детерминированность законами логики. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.

История логики. Возникновение логики как науки. Логика формальная и логика диалектическая. Основные этапы развития формальной логики. Современный этап развития формальной логики.

Теоретическое и практическое значение логики. Роль логики в формировании научных убеждений. Значение логики для науки и техники. Роль логики в повышении культуры мышления.

 

 

Тема 2. ЛОГИКА И ЯЗЫК.

Язык как знаковая информационная система. Функции языка. Языки естественные и искусственные. Логический анализ языка как средство выявления логических форм и законов.

Понятие знака. Предметное и смысловое значение языковых выражений. Основные аспекты языка: семантика, синтаксис, прагматика.

Семантические категории языка: дескриптивные и логические термины. Дескриптивные (описательные) термины: имена предметов; выражения, обозначающие свойства и отношения; предложения. Логические термины: логические связки, кванторы.

Понятие об искусственном языке науки логики. Употребление переменных в логике: предметные, предикатные, пропозициональные. Понятие пропозициональной функции. Понятие о языке логики высказываний. Понятие о языке логики предикатов. Роль искусственных языков логики для выявления структуры мысли.

 

Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ (ПРИНЦИПЫ)

ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность.

Законы логики и их материалистическое понимание. Значение основныех законов (принципов) логики для правильного мышления. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Соблюдение законов логики – необходимое условие достижения истины в познании.

Критика идеалистических и метафизических взглядов на законы логики. Методологическая функция основных законов логики. Понятие о законах и принципах диалектической логики.

 

Тема 4. ПОНЯТИЕ.

Понятие как форма мышления. Выражение понятий в языке. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.

Содержание и объем понятия. Признаки предметов и их виды. Признаки существенные и несущественные, отличительные и неотличительные. Свойства и отношения как признаки.

Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Отношения принадлежности элемента к классу и включения класса в класс.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Виды понятий. Общие и единичные понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные понятия. Положительные и отрицательные понятия. Собирательные и несобирательные понятия. Понятия пустые (с нулевым объемом) и непустые.

Понятия различных уровней абстракции.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Круговые схемы Эйлера и диаграммы Венна для выражения отношений между понятиями.

Операции с классами (объемами понятий): пересечение, объединение, разность классов, дополнение. Основные законы логики классов: коммутативность и ассоциативность операций пересечения и объединения; законы дистрибутивности; законы поглощения и др.

Обобщение и ограничение понятий. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний.

Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и возможные ошибки в делении.

Классификация понятий и ее виды. Классификация по существенным признакам (естественная). Классификация по несущественным признакам (вспомогательная).

Значение деления и классификации в науке и практике.

Определение понятий. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Явное определение – определение через род и вдовое отличие. Генетическое определение как его разновидность. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении. Неявные определения: контекстуальные, индуктивные, через аксиомы.

Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др.

 

Тема 5. СУЖДЕНИЕ.

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения.

Состав простого суждения. Виды простых суждений: атрибутивные суждения; суждения с отношениями; суждения существования (экзистенциальные). Суждения с простыми и сложными предикатами.

Категорические суждения и их виды (деления по количеству и качеству). Выделяющие и исключающие суждения. Распределенность терминов в суждениях. Круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях.

Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности и отрицания. Условия инстинности сложных суждений (табличное определение). Строгая и нестрогая дизъюнкция. Импликация и условное суждение. Понятие необходимого и достаточного условий.

Отношения между суждениями по истинности. Отношения совместимости: эквивалентность, логическое подчинение, частичное совпадение (субконтрарность). Отношения несовместимости: противоречие (контрадикторность), противоположность (контрарность). “Логический квадрат”. Правила образования противоречащих (отрицающих) суждений.

Деление суждений по модальности. Логическая и фактическая (онтологическая) модальность. Основные категории алетической модальности: необходимость, возможность, случайность. Понятия эпистемической, деонтической, аксиологичесокй, временной и других модальностей.

 

Тема 6. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением. Понятие логического следования. Логически необходимые и вероятностные (правдоподобные) умозаключения. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии.

Понятие дедуктивного умозаключения. Необходимый характер логического следования в дедуктивных умозаключениях. Различные формы дедуктивных умозаключений и понятие правил вывода. Типы дедуктивных выводов: выводы, основанные на логических связях между суждениями (выводы логики высказываний); выводы, зависящие от субъективно-предикатной структуры суждений.

Выводы логики высказываний. Типичные в практике рассуждений формы умозаключений и соответствующие им правила выводов логики высказываний. Прямые и непрямые (косвенные) выводы.

Прямые выводы.

Чисто условные умозаключения: вывод по транзитивности импликаций; простая и сложная контрапозиция; вывод с конъюктивным объединением условий (правило импортации); вывод с разъединением условий (правило экспортации).

Условно-категорические умозаключения: утверждающий модус (modus ponens), отрицающий модус (modus tollens).

Разделительно-категорические умозаключения: утвержающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы.

Условно-разделительные (лемматические) умозаключения: конструктивная и дуструктивная делеммы.

Непрямые (косвенные) выводы. Рассуждение по правилу введения импликации. Сведение к “абсурду”. Рассуждение “от противного” (противоречащего).

Правила преобразования суждений на основе отношения эквивалентности.

Понятие о систематическом построении логики высказываний.

Выводы, основанные на субъектно-предикатной структуре суждений. 1. Выводы из категорических суждений.

Выводы посредством преобразования суждений (непосредственные умозаключения): превращение, обращение, противопоставление предикату. Выводы по “логическому квадрату”.

Категорический силлогизм. Состав силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Правильные модусы. Общие правила силлогизма. Специальные правила фигур. Отбор правильных модусов с помощью круговых схем. Сокращенный силлогизм (энтимема); восстановление силлогизма из энтимемы. Понятия о сложных (полисиллогизмы) и сложносокращенных (сориты и эпихейрема) силлогизмах.

2. Выводы из суждений с отношениями.

Основные свойства двухместных отношений: рефлексивность, симметричность, транзитивность. Умозаключения, основанные на свойствах отношений.

Понятие о систематическом построении логики предикатов. Обобщение в логике предикатов выводов, основанных на субъектно-предикатной структуре суждений, и выводов из суждений с отношениями. Правила оперирования с кванторами и соответствующие им законы логики предикатов. Правила введения и исключения кванторов; правила перенесения и перестановки кванторов.

Правила образования противоположностей.

Логика двузначаная и многозначная. Понятие о модальной логике.

Понятие индуктивного умозаключения. Связь индукции с опытными обобщениями. Виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукция.

Полная индукция. Структура умозаключения. Понятие о математичесокй индукции.

Неполная индукция. Виды неполной индукции: популярная индукция и научная индукция.

Популярная индукция. Перечислительный (энумеративный) характер популярной индукции. Проблематичность индуктивных обобщений. Понятие вероятности. Вероятностная оценка степени обоснованности индуктивных обобщений. Условия, повышающие степень вероятности вывода популярной индукции.

Научная индукция. Принципы отбора и исключения (элиминация), ограничивающие возможность случайных обобщений.

Индуктивные методы установления причинных связей. Свойства причинной зависимости – основа индуктивных методов обобщения. Роль дедукции в методах установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Объединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.

Понятие о многофакторных индуктивных обобщениях.

Статистические обобщения. Понятие о популяции, образце и частоте признака. Индуктивная природа статистических обобщений.

Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в процессе познания.

Аналогия как умозаключение и его структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Условия, повышаюие степень вероятности заключений в выводах нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии.

Роль выводов по аналогии в познании. Аналогия – логическая основа метода моделирования в науке и технике. Экспликативная функция выводов по аналогии в процессе обучения.

 

Тема 7. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ.

Аргументация и процесс формирования убеждений. Социальные, психологические, лингвистические и логические факторы убеждающего воздействия.

Состав аргументации: субъекты (пропонент, оппонент, аудитория) и структура (тезис, аргументы, демонстрация).

Доказательство как разновидность аргументации, связанная с обоснованием истинности какого-либо суждения.

Способы аргументации: обоснование и критика (опровержение).

Понятие обоснования. Виды обосновани: проямое и косвенное. Разновидности косвенного обоснования: 1) от противного (апагогическое); 2) разделительное обоснование (методом исключения).

Понятие критики как опровержения, направленного на установление ложности или необоснованности некоторого суждения. Явная и неявная критика. Способы опровержения: 1) деструктивная критика тезиса, аргументов, демонстрации; 2) конструктивноая критика; 3) смешанная критика. Прямое опровержение (“сведение к абсурду”). деструктивная (разрушительная) функция прямого опровержения. Конструктивная критика как обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утверждения пропонента.

Понятие и состав полей аргументации. Поля аргументации: полное несовпадение, полное совпадение, частичная совместимость. Способы согласования полей аргументации. Фундаментальыне исходные принципы полей аргументации: философские, религиозные, идеологические, этнические и др. Согласование фундаментальных позиций.

Правила доказательного рассуждения. Правила по отношению к тезису и антитезису. Логические ошибки в отношении тезиса и антитезиса: полная и частичная подмена.

Правила в отношении аргументов. Доказательное значение фактов и правила оперирования фактами. Ошибки в отношении аргументов: ложное основание; предвосхищение основания; аргумент к личности; недостаточное основание и другие.

Правила демонстрации. Использование дедукции, индукции и аналогии в процессе аргуменации. Ошибки в демонстрации – нарушение правил умозаключений.

Логические ошибки: парологизмы и софизмы. Понятие о логических парадоксах.

Дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Правила ведения дискуссии. Искусство полемики в идеологической дискуссии.

Роль доказательства в научном познании.

 

Тема 8. ГИПОТЕЗА

Понятие гипотезы как формы развития знаний. Роль гипотез для науки и управленческой практики.

Виды гипотез: описательные и объяснительные, общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Конкурирующие гипотезы в науке; условия отбора предпочтительных гипотез.

Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключений и опытных данных в построении гипотезы. Метод множественных гипотез.

Способы подтверждения гипотез. Логико-методологические условия состоятельности гипотез. Основной сопосб подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация. Роль эксперимента в процессе верификации. Понятие решающего эксперимента. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез.

Способы доказательства гипотез. Прямое и косвенное доказательство гипотез.

 

Тема 9. ЛОГИКА ВОПРОСА

Вопрос и его структура: искомое, базис, указание на недостаточность исходной информации. Соотношение вопроса и суждения.

Виды вопросов: правильно и неправильно поставленные, уточняющие и восполняющие, простые и сложные.

Правила постановки вопросов (осмысленность и корректность, ясность и краткость, разбивка на составляющие простые, отличение от риторических вопросов).

Ответ и его структура. Виды ответов: истинные и ложные, прямые и косвенные, краткие и развернутые, полные и неполные.

Правила конструирования ответов (релевантность, ясность, точность, непротиворечивость, полнота).

Проблема как разновидность вопроса, требующая дополнительного исследования. Понятие проблемной ситуации.

Виды решения проблем: решение проблемы в рамках существующей теории; решение проблемы, требующее модификации существующей теории; решение проблемы, требующее создания новой теории. Установление принципиальной неразрешимости проблемы.

Задача как разновидность вопроса, отличающаяся от проблемы характером предпосылок, условий решения. Требования к выдвижению проблем и постановке задач.

Раздел 4. Структура учебной дисциплины

 

 

Учебный план заочной формы обучения:

 

а) на базе среднего профессионального образования

Всего 3-й семестр Формы контроля
часов Лекц. Семин. Самост. работа Текущий контроль Итоговый контроль
Тест зачет

 

в) на базе среднего (полного) общего образования

Всего 3-й семестр Формы контроля
часов Лекции Семин. Самост. работа Текущий контроль Итоговый контроль
Тест зачет

 


 

 

Раздел 6. Тематический план для студентов заочной формы обучения

название темы количество часов
лекции семинары самост. раб.
1. Предмет и значение логики -
2. Логика и язык - -
3. Основные законы логики - -
4. Понятие -
5. Суждение - -
6. Умозаключение -
7. Логические основы аргументации - -
8. Гипотеза - -
9. Логика вопроса - -
  Итого:    
  Всего:

 


Раздел 7. Тематические развернутые планы лекционного курса

И семинарских занятий

 

7.2. Тематический развернутый план лекций для заочной формы обучения

№ темы Название темы лекции Краткое содержание темы лекции Кол-во часов
  1. Предмет логики и ее основные законы Специфика предмета формальной логики. Отличие абстрактно-логического мышления от дологических форм отражения действительности. Понятие логической формы. Этапы развития формальной логики. Основные законы формальной логики (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).      
2. Понятие Структура понятия, его основные виды. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Отношения между понятиями, операции с понятиями. Определение и деление понятий.    
    Итого:

 

Виды суждений 1. Сложные суждения, их образование и виды. 2. Условия истинности сложных суждений. 3. Логические отношения между суждениями.  
6. Умозаключение как форма мышления 1. Умозаключение как форма мышления, его виды. 2. Непосредственные умозаключения: а) превращение, б) обращение, в) противопоставление предикату, г) преобразование по логическому квадрату.      
Простой силлогизм 1. Простой категорический силлогизм, его состав и сущность. 2. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. 3. Умозаключение из суждений с отношениями.    
7. Логические Основы аргументации   1. Логическая структура аргументации. 2. Соотношение аргументации и доказательства. 3. Прямой и косвенный способы обоснования тезиса.      
Опровержение и аргументация 1. Логическая структура опровержения. 2. Способы опровержения. Соотношение в опровержении деструктивной и конструктивной критики. 3. Правила аргументации и ошибки, вытекающие из нарушения правил.    
      Итого:

 

7.4. Тематический развернутый план семинаров

для заочной формы обучения

№ темы Наименование темы семинара Вопросы семинара Кол-во часов
  . Категорический силлогизм   1. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений. 2.Простой категорический силлогизм, его общие правила. 3.Фигуры и модусы категорического силлогизма.      
    Условные умозаключения 1. Чисто условное умозаключение. 2. Условно-категорическое умозаключение и его модусы. 3. Разделительно-категорическое умозаключение и его модусы. 4. Условно-разделительные умозаключения.    
    Итого: 6 час.

 

Раздел 8. Самостоятельная работа студентов

 

В самостоятельную работу студента входит:

а) подготовка лекционным и практическим занятиям;

б) проработка понятийного аппарата дисциплины;

в) выполнение контрольных заданий по темам и разделам;

г) проработка основной и дополнительной литературы;

д) подготовка к экзамену;

е) отработка задолженностей.

8.1 Понятийный аппарат учебной дисциплины

для самостоятельного освоения

№ темы Перечень понятий к семинару
Логика, объект логики, предмет логики, формальная логика, символическая (математическая) логика, традиционная логика, современная логика, диалектическая логика, чувственное познание, абстрактно-логическое мышление, логическая форма.
Язык, функция языка, язык естественный, язык искусственный, метаязык, объект-язык, формализация, знак, значение, денотат, концепт, имя, пропозициональная функция, дискриптивные термины, логические термины.  
Закон логики, тождество, несовместимость, противоречие, исключенное третье, достаточное основание, логическое основание, фактическое основание.  
Признаки понятия, объем понятия, содержание понятия, множество, подмножество, элемент, единичное понятие, общее понятие, конкретные и абстрактные понятия, положительные и отрицательные понятия, соотносительные и безотносительные понятия. Совместимость понятий, несовместимость понятий, тождество, пересечение понятий, координация понятий, контрарность понятий, контрадикторность понятий, сложение, умножение, отрицание, обобщение, ограничение понятий. Дефиниция, дефиниенс, дефиниендум, реальное определение, номинальное определение, явное определение, неявное определение.  
Суждение, субъект суждения, предикат суждения, связка, атрибутивное суждение, релятивное суждение, экзистенциальное суждение, количество суждения, качество суждения, распределенность термина в суждении, исключающее суждение, выделяющее суждение.
Конъюнкция, дизъюнкция (строгая, нестрогая), импликация, эквиваленция, антецедент, консеквент, комутативность, совместимость суждений, несовместимость суждений. Умозаключение, посылки, заключение, вывод, обращение, превращение, противопоставление предикату, логический квадрат. Простой категорический силлогизм, меньший термин, больший термин, средний термин силлогизма, большая посылка, меньшая посылка силлогизма, аксиома силлогизма, фигура силлогизма, модус силлогизма. Дедукция, чисто условное умозаключение, условно-категорическое умозаключение, условно-разделительное умозаключение, дилемма, разделительно-категорическое умозаключение, энтимема. Индукция, полная индукция, неполная индукция, популярная индукция, научная индукция, методы научной индукции, вероятностные выводы.  
Аналогия, признаки сходства, уподобляемые объекты, переносимый признак, аналогия предметов, аналогия отношений, строгая аналогия, нестрогая аналогия. Аргументация, доказательство, тезис, аргументы, демонстрация, обоснование прямое, обоснование косвенное (апагогическое, разделительное). Опровержение, критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации, критика деструктивная, критика конструктивная, критика смешанная, “сведение к абсурду”, косвенное опровержение, паралогизм, парадокс, софизм.  
Гипотеза, версия, рабочая гипотеза, частная гипотеза, общая гипотеза, конкурентоспособная гипотеза, эмпирический базис гипотезы, верификация, фальсификация гипотезы.  
Вопрос, искомое, предпосылка (базис) вопроса, корректный вопрос, некорректный вопрос, “провокационный” вопрос, закрытый вопрос, открытый вопрос, сложный вопрос, простой вопрос, ответ, релевантный ответ, нерелевантный ответ, область поиска ответа, проблема, задача.  

 

8.2 Темы и разделы тем, вынесенные на самостоятельное изучение

студентами заочного отделения

Тема 1.Причины возникновения логики и особенности ее предмета. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Основные этапы развития логики. Современная символическая логика, ее значение для науки и техники. Роль логики в повышении культуры мышления.

 

Тема 2.Диалектическое единство языка и мышления. Основные аспекты изучения языка (синтаксический, семантический, прагматический). Соотношение языков искусственных и естественных. Знак и значение. Специфика языка формальной логики и его основные категории (дискритивные и логические термины). Понятие пропозициональной функции. Язык логики высказываний и язык логики предикатов. Роль искусственных языков логики в выявлении структуры мысли.

 

Тема 3.Сущность основных законов формальной логики; их отличие от законов диалектической логики. Философские основания в трактовке законов логики. Законы формальной логики как тавтологии (тождественно-истинные формулы). Теоретическое и практическое значение законов формальной логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания).

 

Тема 4.Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия.Множества. Виды понятий. Отношения между понятиями. Операции с понятиями. Определение понятий; виды определений; правила определения. Деление понятий; виды деления, правила деления.

 

Тема 5.Суждение как форма мышления. Простые суждения их виды и состав. Классификация простых категорических суждений по количеству и качеству. Сложные суждения их образование и виды. Условия истинности сложных суждений. Логические отношения между суждениями. Понятие и виды модальности. Алетическая, эпистемическая и деонтическая модальности суждений.

 

Тема 6. Умозаключение как форма мышления, его виды. Непосредственные умозаключения (превращение, обращение, противопоставление предикату, преобразование по логическому квадрату). Дедукция. Дедуктивные умозаключения из простых суждений (простой категорический силлогизм) и сложных суждений (чисто условный, условно-категорический и условно-разделительный, разделительно - категорический силлогизмы). Энтимема. Индукция и ее виды. Методы научной индукции. Аналогия, ее виды и условия повышения степени обоснованности выводов.

 

Тема 7.Логическая структура аргументации. Соотношение аргументации и доказательства. Виды аргументации: обоснование и опровержение. Способы обоснования (прямое и косвенное). Способы опровержения (прямое и косвенное). Опровержение в форме критики деструктивной, конструктивной, смешанной. Правила аргументации и ошибки, вытекающие из нарушения правил. Роль доказательства в полемике и дискуссии.

 

Тема 8.Понятие гипотезы и ее структура. Виды гипотез (версий). Способы построения и подтверждения гипотез. Способы доказательства и опровержения гипотез.

 

Тема 9.Вопрос как форма развития знаний, его структура. Виды вопросов, условия их правильной постановки. Виды ответов на вопросы, требования к правильному конструированию ответов. проблема и задача как разновидности вопросов. Различие предпосылок проблемы и задачи.

 

Раздел 9. Контроль знаний студентов

9.1. Текущий контроль.

Варианты заданий для проверки знаний по темам дисциплины

 

№ темы Перечень вопросов и заданий
1. В чем состоит различие истинности и формальной правильности рассуждений? 2. Роль логики в формировании научных убеждений.
1. Предметное и смысловое значение языковых выражений. 2. Назначение искусственных языков. 3. Метаязык и объект-язык. 4. Роль искусственных языков для выявления структуры мысли в управленческой деятельности.
1. Какие черты правильного мышления выявляются основными законами логики? 2. Соблюдение законов логики – необходимое условие ведения дискуссии. 3. Отличие закона исключенного третьего от закона непротиворечия. 4. Где и по каким причинам требования закона исключенного третьего оказываются неприменимыми? 5. Значение закона достаточного основания для теории и практики. 6. В чем отличие формально-логических противоречий от противоречий диалектических?
1. Охарактеризуйте признаки понятия: необходимые и случайные, необходимые и недостаточные, необходимые и достаточные. 2. В чем различие понятий регистрирующих и не регистрирующих? 3. В чем различие понятий собирательных и разделительных? 4. Каким образом можно преобразовать понятие нулевое в общее, а общее – в единичное? 5. Почему несравнимые понятия не имеют логического значения? 6. Чем операция обобщения понятий отличается от операции ограничения понятий? 7. В чем отличие сложения, отрицания, умножения логического от сложения, отрицания, умножения математического?
1. Ошибки, возможные в определении понятий. 2. Ошибки, возможные в делении понятий. 3. Границы допустимого применения неопределенных (размытых) понятий. 4. Приемы, заменяющие определение. 5. Значение определения (деления) в науке и практическом рассуждении. 6. Точное определение понятий как необходимое условие успеха в полемике.  
1. Как соотносятся суждение и предложение? 2. В чем отличие суждений частных неопределенных от частных определенных? 3. Какие суждения называются выделяющими, а какие – исключающими? 4. Что такое распределенность терминов в суждении?  
1. Какие виды сложных суждений вы знаете и каковы условия их истинности? 2. В чем заключается отличие нестрогой дизъюнкции от строгой дизъюнкции? 3. Какие сложные суждения обладают свойством коммутативности, а какие – нет?  
1. Как символически выразить суждения необходимости и случайности с помощью оператора возможности? 2. Как выразить в символической записи: а) деонтическую обязанность через запрещение и наоборот; б) разрешение через обязанность и запрещение. 3. Роль правильного построения суждений в дискуссии.
1. Какие знания называются выводными? 2. Какова зависимость истинности или ложности одного суждения от истинности или ложности другого, если эти суждения находятся в отношениях: противоречия, противоположности, частичной совместимости, подчинения?
1. Сущность аксиомы простого категорического силлогизма. 2. Назовите общие правила категорического силлогизма и ошибки, связанные с их нарушением. 3. Какие особые правила имеют 1-я, 2-я, 3-я фигуры категорического силлогизма?
1. Охарактеризуйте правильные и неправильные модусы условно-категорического умозаключения. 2. Назовите правила, гарантирующие достоверность вывода в разделительно-категорическом умозаключении. 3. При каких условиях дилемма дает достоверное, а при каких – недостоверное заключение?
  1. Каковы условия повышения степени заключений в популярной индукции? 2. Каковы свойства причинной связи? 3. В чем специфика рассуждений по методу сходства вероятности 4. Как элиминируются предшествующие обстоятельства при пользовании методом различия? 5. Каковы схема и принципы рассуждения по методу сопутствующих изменений? 6. Чем статистические обобщения отличаются от популярной индукции?
1. Роль аналогии в науке и техническом творчестве. 2. Какое применение находит аналогия в судебно-следственной практике? 3. Каковы условия, обеспечивающие логическую состоят


Дата: 2016-10-02, просмотров: 178.