НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Количество часов, отведенных на изучение темы – 2.
Форма семинара: практическое занятие.
Цель семинара: ознакомление с историей астрономии; уяснение способов, объектов астрономического исследования, перспектив дальнейшей эволюции космических объектов и Вселенной.
План:
1. Расширение исследовательских возможностей астрономии и развитие техники астрономических наблюдений.
2. Типология астрономических исследований: астрономия наземная и внеатмосферная, инфракрасная, рентгеновская, гамма- и радиоастрономия.
3. Астрономические объекты и их эволюция.
Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических заданий: при изучении темы необходимо обратиться к материалу по истории естествознания (темы 2, 4, 5); ознакомиться с особенностями астрономических приборов; отметить неоднозначность сценариев эволюции Вселенной.
Литература:
Грушевицкая, Т. Г. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – Разд. IV.
Горбачев, В. В. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В. В. Горбачев. – М. : Оникс; Мир и образование, 2008. – Гл. 6.
Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. – М. : Академия, 2006. – Гл. 9, 10.
Карпенков, С. Х. Концепции современного естествознания : учеб. / С. Х. Карпенков. – М. : Высш. шк, 2003. – Часть III, разд. 5.
Соломатин, В. А. История и концепции современного естествознания : учеб. / В. А. Соломатин. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – Гл. 3.
***
Гинзбург, В. Л. О физике и астрофизике / В. Л. Гинзбург. – М. : Наука, 1985.
Хокинг, С. От большого взрыва до черных дыр : Краткая история времени / С. Хокинг. – М. : Мир, 1990.
Шкловский, И. С. Вселенная, жизнь, разум / И. С. Шкловский. – М. : Молодая гвардия, 1987.
Семинар 3 ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Количество часов, отведенных на изучение темы – 2.
Форма семинара: практическое занятие.
Цель семинара: освоение основных положений синтетической теории эволюции.
План:
1. Основные этапы становления идеи развития в биологии.
2. Решение проблемы детерминации живого в эволюционной теории. Сущность синтетической теории эволюции. Эволюция и адаптация.
3. Системные единицы эволюции.
Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических заданий: необходимо при подготовке исходить из первоначального понимания эволюции как процесса изменения признаков организма и вывести из этого, как следствия, понимание эволюции современное; освоить содержание основных законов эволюции.
Литература:
Грушевицкая, Т. Г. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – Разд. VII, гл. 19.
Горбачев, В. В. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. В. Горбачев. – М. : Оникс; Мир и образование, 2008. – Гл. 13, 14.
Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. – М. : Академия, 2006. – Гл. 12, § 12.5-12.7.
Концепции современного естествознания : учеб. / В. Н. Лавриненко [и др.]. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – Гл. 8, § 8.7.
Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания : учеб. пособие. – СПб. : Питер, 2005. – Гл. 4, § 4.1-4.3.
Соломатин, В. А. История и концепции современного естествознания : учеб. / В. А. Соломатин. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – Гл. 4, § 4.5.
Хорошавина, С. Г. Концепции современного естествознания : курс лекций. – Ростов-н/Дону : Феникс, 2002. – Тема 13.
***
Вили, К. Биология: биологические процессы и законы / К. Вили, В. Детье. – М. : Мир, 1975.
Воронцов, Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии / Н. Н. Воронцов. – М. : Знание, 1999.
Ефимов, Ю. И. Современный дарвинизм и диалектика познания жизни / Ю. И. Ефимов, А.П. Мозелов, В. И. Стрельченко. – Л. : изд-во ЛГУ, 1985.
Карпинская, Р. С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. – М. : Наука, 1995.
Семинар 4 ЕДИНСТВО БИОЛОГИЧЕСКОГО И
СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ
Количество часов, отведенных на изучение темы – 2.
Форма семинара: практическое занятие.
Цель семинара: уяснение значимости биосоциальной проблемы и основных подходов к ее решению.
План:
1. Адаптация в биологической и социальной эволюции. Формирование генотипических особенностей вида homo sapiens и их значение для социальной эволюции.
2. Проблема материального субстрата социальной формы движения.
3. Роль природных факторов в развитии человечества.
Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических заданий: необходимо выявить элиминирующую роль социальных факторов в процессе взаимодействия биологической и социальной эволюции.
Литература:
Грушевицкая, Т. Г. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – Разд. VIII, гл. 20, 21.
Концепции современного естествознания : учеб. / В.Н. Лавриненко [и др.]. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – Гл. 10.
Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания : учеб. пособие. – Спб. : Питер, 2005. – Гл. 5, § 5.8-5.10.
Соломатин, В. А. История и концепции современного естествознания: учеб. В. А. Соломатин. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – Гл. 4, § 4.7-4.8.
***
Алексеев, В. П. Географические очаги формирования человеческих рас / В. П. Алексеев. – М. : Мысль, 1985.
Анучин, В. А. Географический фактор в развитии общества / В. А. Анучин. – М. : Мысль, 1982.
Блаватский, В. Д. Природа и античные общества / В. Д. Блаватский. – М. : Наука, 1976.
Степин, В. С. Философская антропология и философия науки / В. С. Степин. – М. : Высш. шк., 1992.
Шарден, П. Феномен человека / П. Шарден. – М. : Прогресс, 1987.
Вопросы самоконтроля при самостоятельном изучении тем
Дата: 2016-10-02, просмотров: 190.