Четыре принципа.
1) принцип полноты хозяйственно-правовой ответственности (ст. 144 ГК). Лицо, виновное в правонарушении должно возместить причиненный другой стороне вред в полном объеме. Исключение из этого правила устанавливается в законе или договоре. В договоре может быть предусмотрена повышенная ответственность. Этот принцип вытекает из товарно-денежной природы хозяйственных правоотношений;
2) принцип диспозитивности – означает, что стороны хозяйственных отношений, по общему правилу, определяют вред и размер ответственности если они не установлены законом для данного обязательства;
3) принцип неотвратимости ответственности за нарушение обязательств. В частности, закон устанавливает обязанность возмещения убытков независимо от того, предусмотрено ли это в договоре или нет. По отдельным обязательствам, например, по договору поставки для государственных нужд, уклонение от заключения договора влечет имущественную ответственность виновной стороны независимо от соглашения сторон;
4) принцип вины правонарушителя. Нарушитель в хозяйственных отношениях освобождается от ответственности при отсутствии его вины. Например, субъект хозяйствования не смог выполнить свое обязательство в виду вины самого лица, в пользу которого должно было быть исполнено обязательство. Освобождается от ответственности также, если исполнению препятствовала непреодолимая сила, мораторий правительства и другие обстоятельства.
Хозяйственно-правовая ответственность не безгранична. Она имеет определенные пределы, которые зависят от суммы причиненных убытков. Границы размера хозяйственно-правовой ответственности определяется размером причиненных убытков. Именно поэтому ст. 365 ГК устанавливает правило, согласно которому, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются лишь в части непокрытой неустойкой. Это общее правило. Исключение из него может быть установлено либо законом, либо договором. В частности, взыскание исключительной неустойки и т. д. (ч. 1 ст. 365 ГК).
49.Источники правового регулирования процессуальной формы защиты прав субъектов хозяйствования.
Под источником хозяйственного процессуального права подразумеваются законодательные акты, регулирующие порядок судопроизводства в хозяйственных судах. Хозяйственные суды имеют свою систему нормативных актов, детально регламентирующих их организацию и структуру, компетенцию и порядок деятельности.
К ним относятся:
- Конституция РБ. Основной закон четко определяет основные принципы правосудия, порядок назначения судей хозяйственных судов, в том числе председателя ВХС РБ.
- Хозяйственный процессуальный кодекс РБ содержит совокупность норм, регулирующих весь хозяйственный процесс. Значение ХПК состоит в том, что установленный им порядок разрешения споров в сфере хозяйственной деятельности гарантирует соблюдение законности, равноправия сторон, создает необходимые условия для оперативного восстановления нарушенных прав участников экономических отношений.
Основными нормативными актами, регулирующими организацию, компетенцию и порядок деятельности хозяйственных судов, являются также Кодекс РБ о судоустройстве и статусе судей, Закон РБ «О международном арбитражном (третейском) суде».
Наряду с указанными нормативными актами отдельные вопросы деятельности хозяйственных судов регулируются соответствующими нормами ГК РБ, Гражданско-процессуального кодекса РБ, Налогового кодекса РБ и другими законами РБ.
В качестве источников хозяйственного процессуального права выступают также декреты и указы Президента РБ, постановления СМ РБ «О службе судебных исполнителей хозяйственных судов в РБ», «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)» и т. д.
К источникам хозяйственного процессуального законодательства относятся также нормы иностранного и международного права, международные соглашения СНГ. Это, прежде всего, заключенное правительствами государств-участников СНГ соглашение «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности». В данном соглашении регулируются вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйственными субъектами РБ.
Важное значение для правильного и точного применения норм процессуального права имеют постановления Пленума и Президиума ВХС РБ. Они не являются источниками хозяйственного процессуального права, но с их помощью устанавливается единство практики применения законов и подзаконных актов, предупреждающие ошибки при осуществлении правосудия.
50. Органы рассмотрения хозяйственных споров.
Систему хозяйственных судов РБ составляют ВХС РБ, хозяйственные суды областей и г. Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом РБ по представлению Председателя ВХС РБ. ВХС РБ возглавляет систему хозяйственных судов РБ. Он несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование деятельности хозсудов по осуществлению правосудия.
ВХС РБ действует в следующем составе:
- судьи, в том числе Председатель ВХС РБ, первый заместитель и заместители Председателя;
- Пленум ВХС;
- Президиум ВХС;
- коллегия по проверки законности решений хозяйственных судов;
- судебные коллегии по разрешению отдельных категорий споров в первой инстанции;
- судебные составы;
- аппарат ВХС РБ;
Центральная фигура любого хозяйственного суда – судья. Именно судьи осуществляют правосудие, то есть основную функцию хозяйственных судов.
Структура хозяйственного суда области выглядит следующим образом:
- судьи, в том числе председатель и заместитель председателя суда;
- кассационная инстанция;
- судебные коллегии;
- судебные составы;
- аппарат суда, в том числе служба судебных исполнителей.
Все судьи хозяйственных судов являются носителями судебной власти, обладают единым статусом и различаются между собой только объемом полномочий и компетенций.
Судья рассматривает и разрешает споры, способствуя достижению мирового соглашения между спорящими сторонами, рассматривает кассационные и надзорные жалобы, изучает и обобщает судебную практику, выявляет правовые коллизии, нарушения законодательства и принимает меры к их устранению, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательными актами.
Судья, рассматривая дела единолично, действует от имени хозяйственного суда, а решения выносит от имени государства – РБ. Судья обязан при осуществлении правосудия точно выполнять требования законодательства, быть справедливым.
Статус судей хозяйственных судов урегулирован нормами Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей.
51. Подведомственность и подсудность хозяйственных споров.
Существование системы органов, осуществляющих разрешение юридических дел, порождает необходимость в разграничении компетентности между ними. Проблема решается посредством института подведомственности.
Под подведомственностью понимают круг дел, отнесенных законом к рассмотрению и разрешению системы хозяйственных судов РБ. В качестве критериев разграничения подведомственности между общим и хозяйственными судами признаются следующие:
- субъектный состав участников спора;
- характер спорного правонарушения.
Субъектный состав участников спора, подведомственного хозяйственному суду, следующий:
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами, также организации, не являющиеся юридическими лицами, должностные лица и граждане;
- РБ, административно-территориальные единицы РБ, госорганы, органы местного управления и самоуправления, иные органы;
- иностранные и международные организации, организации с иностранными инвестициями, иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Характер спорных правоотношений заключается в следующем:
1) Хозсуду РБ подведомственны хозяйственные (экономические) споры, возникающие из гражданских иных правоотношений. В частности, в этот перечень включены хозяйственные (экономические) споры (ст. 41 ХПК):
- о разногласиях, возникших при заключении договора, обязанность заключения которого предусмотрена законодательством, и разногласиях, возникших при заключении договора, передача которых на рассмотрение хозяйственного суда согласована сторонами договора;
- при изменении или расторжении договора (в частности ГК РБ содержит определенные условия, случаи и правила расторжения договоров: существенность нарушений условий договора, по соглашению сторон, по инициативе одной из сторон, в судебном или другом порядке и т. д.);
- при невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств (взыскание долга, штрафов, пени, процентов или иных экономических санкций, о принуждении исполнить обязательство в натуре и др.);
- при признании права, в том числе права собственности;
- при истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
- при возмещении убытков.
2) К подведомственности хозяйственного суда относятся хозяйственные (экономические) споры и иные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
52. Стадии хозяйственного процесса.
53. Предъявление иска.
54. Вынесение и исполнение решения.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 189.