ТАГАНРОГСКИЙ ПОЛИТИХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТАГАНРОГСКИЙ ПОЛИТИХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТПИ - филиал ДГТУ)

 

 

Кафедра Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ТПИ

_____________ А.К. Исаев

 

«_____»________________2015 г.

Рег. № ____________

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

По дисциплине Б1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии.

 

По направлению 38.03.01 «Экономика»

 

Форма и срок освоения ООП: очная, заочная; нормативный, сокращенный

 

Таганрог

2015 г.


Лист согласования

 

Методические рекомендации по дисциплине «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» составлена в соответствии с требованиями основной образовательной программы, сформированной на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика»

 

Дисциплина относится к циклу Б1

 

 

Кафедра «Гуманитарных

и естественнонаучных дисциплин» ________________________________ А.Ю. Жидкова

 

Протокол № 1 от «28»августа 2014 г.

 

И.о. зав. кафедрой «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины»

ТПИ - филиала ДГТУ

_______________ А.А. Борисова

 

 

«__»__________ 2015 г.

 

Одобрена секцией математических и общих естественнонаучных дисциплин методического совета по базовому образованию

 

 

Согласовано:

Зам. директора по

УМР ТПИ – филиала ДГТУ ______________ Д.И. Стратан

 

«______»_____________2015 г.

 


 

Лабораторная работа № 1

Тема: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

Цель: Приобретение практических навыков по переводу чисел из одной системы счисления в другую.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

Система счисления – это способ представления числа символами некоторого алфавита, которые называют цифрами.

Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные.

В позиционныхсистемах счисления величина цифры зависит от ее положения в числе.

Первая позиционная система счисления была придумана еще в Древнем Вавилоне. Нумерация была шестидесятеричной, то есть в ней использовалось шестьдесят цифр. До сих пор при измерении времени мы используем основание равное 60 (в 1 минуте – 60 секунд, а в 1 часе – 60 минут).

В XIX веке широко использовалась двенадцатеричная система счисления (12 - дюжина) (в сутках две дюжины часов, круг содержит 30 дюжин градусов и т.д.).

Наиболее распространенными системами счисления в настоящее время являются:

· Двоичная

· Восьмеричная

· Десятичная

· Шестнадцатеричная

В позиционных системах счисления основание системы равно количеству цифр (знаков в ее алфавите) и определяет, во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях числа.

В позиционных системах счисления числа могут быть представлены в краткой или полной форме.

Пример: Рассмотрим десятичное число 555 – это сокращенная форма записи числа. В полной форме оно выглядит 55510= 5*100+5*101+5*102.

В непозиционнойсистеме счисления величина цифры не зависит от ее положения в числе.

Самой распространенной из непозиционных систем счисления является римская.

Пример: XXX (30) цифра Х=10 встречается трижды и в каждом случае обозначает одну и ту же величину – число 10, три числа по 10 в сумме дают 30.

Величина числа в римской системе счисления определяется как сумма или разность цифр в числе. Если меньшая цифра стоит слева от большей, то она вычитается, если справа – прибавляется.

Таблица 1

Системы счисления

Система счисления Основание Алфавит цифр
Позиционные системы счисления
Двоичная 0, 1
Восьмеричная 0…7
Десятичная 0…9
Шестнадцатеричная 0…9, А, В, С, D, E, F
Непозиционная система счисления
Римская   I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000)

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Перевод из десятичной системы счисления в римскую.

Величина числа в римской системе счисления определяется как сумма или разность цифр в числе.

Пример: 1998 = 1000+(1000-100)+(100-10)+5+1+1+1=MCMXCVIII

Перевод в десятичную систему счисления

Для преобразования чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную необходимо записать число в полной форме и вычислить его значение.

Пример: 10112=1*20+1*21+0*22+1*23=1+2+0+8=1110

6758=5*80+7*81+6*82=5+56+384=44510

19F16=15*160+9*161+1*162=15+144+256=41510

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

Алгебра высказываний

Логическое умножение (конъюнкция)

Объединение двух (или нескольких) высказываний в одно с помощью союза «и» называется операцией логического умножения или конъюнкцией.

Составное высказывание, образованное в результате конъюнкции, истинно тогда и только тогда, когда истинны входящие в него простые высказывания.

Операцию логического умножения (конъюнкцию) принято обозначать либо значками «Ù», «&», либо знаком умножения «*». Образуем состав­ное высказывание С, которое получится в результате конъюнкции двух простых высказываний:

С=АÙВ

Истинность такого высказывания задается специальной таблицей, таб­лицей истинности логического умножения:

А В АÙВ

В рассмотренном нами выше примере А=1, В=0 т.е. составное высказывание «Два умножить на два равно четырем и два умножить на два равно десяти» ложно.

Законы логики

Законы логики отражают наиболее важные закономерности логического мышления. В алгебре высказываний законы логики записываются в виде формул, которые позволяют проводить эквивалентные преобразования логических выражений.

 

Закон Выражение
Закон тождества А=А
Закон непротиворечия
Закон исключения третьего
Закон двойного отрицания
Закон де Моргана
Закон коммутативности А&B=B&A
Закон ассоциативности
Закон дистрибутивности

Задание 1. По заданному преподавателем варианту для логического выражения построить таблицу истинности и схему логического устройства.

 

1. (Ā& B) V C 11. (Ā V B)& C 21. Ā &(B V C)
2. Ā V (B& C) 12. (A& ) V C 22. A&( V C)
3. (A V )&C 13. A V ( &C) 23. (A& B) V
4. A& (B V ) 14. (A V B)& 24. A V( B& )
5. (Ā& ) V C 15. Ā&( V C) 25. (Ā V ) &C
6. Ā V ( & C) 16. (Ā &B) V 26. Ā &(B V )
7. (Ā V B)& 17. Ā V (B& ) 27. (A & ) V
8. A &( V ) 18. (A V )& 28. A V ( & )
9. (Ā V B) V C 19. Ā &(B& C) 29. (A V ) V C
10.A&( & C) 20. (A V B) V 30. A&(B& )

 

Задание 2. Определите, равносильны ли логические выражения задания 1 и 2

 

Варианты Соответствующие варианты задания 1
( )& 1-3
( )&C 4-6
( )& 7-9
( )&C 10-12
А V ( ) 13-15
Ā V ( ) 16-18
A& ( ) 19-21
Ā & ( ) 22-24
(Ā V B)& 25-27
Ā &( V C) 28-30

 

 

Задание 3.

1. Доказать или опровергнуть с помощью построенных таблиц истинности равносильность следующих логических выражений:

V

2. Найдите X, если:

3. Найдите X, если

4. Записать составное высказывание «(3*4=12 и5*3=9) или (6*7=36 и 5*5≠45)» в форме логического выражения. Определить истинности или ложность получившегося выражения.

5. Упростить логическую функцию и построить таблицу истинности.

6. Доказать или опровергнуть с помощью построенных таблиц истинности равносильность следующих логических выражений:

V

7. Записать составное высказывание «(3*3=12 и 3*3=9) или (6*6=36 и 5*5=45)» в форме логического выражения. Определить истинности или ложность получившегося выражения.

8. Доказать, что логическое выражение является тождественно-истинным.

9. Доказать или опровергнуть с помощью построенных таблиц истинности равносильность следующих логических выражений:

V

10. Упростить логическую функцию и построить таблицу истинности.

12. Решить логическую задачу:

Аня, Катя и Оля нашли в земле кувшин. Каждая из них высказала свое предположение. Оля: «Это греческий кувшин, изготовленный в V веке». Аня: «Это римский кувшин, изготовленный в III веке». Оля: «Это не греческий кувшин, изготовленный в VII веке». Учитель сказал, что каждая из них права только в одном из своих суждений. Где и когда был изготовлен кувшин?

13. Записать составное высказывание «(3*3=12 и 3*3=9) или (6*6=36 и 5*5≠45)» в форме логического выражения. Определить истинности или ложность получившегося выражения.

14. Упростить логическую функцию и построить таблицу истинности.

15. Упростить логическую функцию и построить таблицу истинности.

Контрольные вопросы

  1. Чем заменяются высказывания в алгебре высказываний?
  2. Построить таблицу истинности операции логического умножения (конъюнкции).
  3. Построить таблицу истинности операции логического сложения (дизъюнкции).
  4. Построить таблицу истинности операции логического отрицания (инверсия).
  5. При каком условии логические выражения равносильны?
  6. Какой сигнал будет на выходе логического элемента «И», если на входе будут поданы сигналы А=0, В=1?
  7. Какой сигнал будет на выходе логического элемента «ИЛИ», если на входе будут поданы сигналы А=0, В=1?
  8. Какой сигнал будет на выходе логического элемента «НЕ», если на вход будет подан сигнал А=0?

 

Лабораторная работа №3

Тема: «Ввод, редактирование и форматирование текстового документа в MS Word.»

Цель: Приобретение практических навыков форматирования и редактирования текстового документа в программе «Microsoft Word»

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1 ЧАСТИ

1. 1-й абзац - заголовок отформатировать шрифтомTimes New Roman, кеглем 16, жирным, выровнять по центру.

2. Пустой абзац (2).

3. Отформатировать следующие абзацы (3 и 4) шрифтомArial, кеглем14, жирным, наклонным, каждый с красной строки, выровнен по ширине.

4. Текст 5-го абзаца (Буддийская мудрость) расположитьс нестандартной позиции табуляции, равной 7см.

5. Отформатировать следующий 6 абзац шрифтомTimes New Roman, кеглем16, подчеркнутым.

6. Текст 7-го абзаца (Саади) расположитьс нестандартной позиции табуляции,равной13см.

7. В 8-й абзац - вставить рисунок(м.Вставка, п.Рисунок, из файла, папка С:\Microsoft Office\Clipart).

8. 2 пустых абзаца (9,10).

9. Абзац 11 отформатироватьнаклонным шрифтом, кеглем 12.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 2 части

1.Запустите «Microsoft Word».

2.Работая с документом, используйте режим «разметка страниц», чтобы представлять, как располагается текст на листе. Для этого раскройте пункт горизонтального менюВид и щелкните по строкеРазметка страницы.

3.При форматировании текстов важно, чтобы были видны правый и левый края полосы набора. Выберите масштаб вместо «100%» - «По ширине».

4.Работайте в режиме включенных спец. символов. Для этого работайте с включенной кнопкой Спец. Символы панели инструментов или выберите команду менюСервис - Опции в группе переключателей Непечатаемые символы активизируйте Все.

5.Выберите гарнитур шрифта:

• в раскрывающемся списке шрифтов на панели инструментов выберите для каждого куплета шрифты: Verdanа, Аriа1 В1асk и Наеttenschweile.

6. Измените размер текста:

• выделите название песни и в менюФормат - Шрифт или в раскрывающемся списке размеров шрифта на панели инструментов выберите размер шрифта 16;

• выделяя каждый припев установите размеры шрифта 10, 11, 12.

7.Измените стиль начертания шрифта

· выделите название песни и в менюФормат - Шрифт - Начертание или выбрав кнопку установите полужирный стиль;

· выделите автора песни и выбрав кнопку , установите стиль с подчеркиванием;

· выделите слова «припев» и выбрав кнопку , установите курсивный стиль.

8. Выровняйте абзацы:

• выделите весь текст при помощи командыПравка - Выделить все выровняйте абзацы по левому краю листа с помощью кнопки на панели инструментов;

• выделите 2-5 строку припева и установите размер Отступа с помощью верхнего ограничителя , на горизонтальной линейке;

• выделите название песни и выровняйте абзацы по центру листа с помощью кнопки на панели инструментов.

• выделите автора песни и выровняйте абзацы по правому краю листа с помощью кнопки на панели инструментов.

9. Сохраните отформатированный текст нажав кнопку на панели инструментов.

 

МЫ РЯДОМ С ТОБОЮ СИДИМ У КОСТРА

Музыка и стихи Ю.КОЛЕСНИКОВА

Мы рядом с тобою сидим у костра,
Ночь плывет над нами.
Гитара мечтает о чьих-то глазах,
Чуть потемневших от пламени.

Припев: Пусть другие где - то глаза

Меня может быть, вспоминают

А эти рядом чуть - чуть грустят,

Чуть - чуть смеются,

А искры вьются и вьются.

 

А песня куда - то зовет и зовет,

Тихо в сердце стучится.

Ну что ж, что она о любви поет,

Ничего не должно случиться.

Припев: Пусть другие где - то глаза

Меня может быть, вспоминают

А эти рядом чуть - чуть грустят,

Чуть - чуть смеются,

А искры вьются и вьются.

 

Не надо, не надо грустить ни о чем,

Ведь эти глаза так близко.

А ночь пролетит - и рюкзак за плечо,

Дальше пойдем мы тропою туристской.

Припев: Пусть другие где - то глаза

Меня может быть, вспоминают

А эти рядом чуть - чуть грустят,

Чуть - чуть смеются,

А искры вьются и вьются.

 

 

Лабораторная работа № 4.

Тема:Создание, редактирование и форматирование таблиц в MS Word.

Цель работы:1. Научиться работать с таблицами с помощью текстового редактора MS Word.

2. Научиться форматировать данные внутри таблицы.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

I. Вставка таблицы размером 1х1.

1. Запустите текстовый редактор Word.

2. В меню Таблица найдите команду Сетка и активизируйте ее.

3. Затем вставьте контур таблицы 1х1.(Таблица - Вставить таблицу и в появившемся диалоговом окне поставьте число столбцов - 1, число строк - 1).

4. Выделите таблицу. Обрамите выделенную таблицу (Формат – Границы и заливка-Рамка).

5. Введите в таблицу слово: «Таблица». И отформатируйте введенное слово по центру.

II. Вставка таблицы размером 5х5.

1. Вставьте контур таблицы 5х5. (Таблица - Вставить таблицу и в появившемся диалоговом окне поставьте число столбцов - 5, число строк - 5).

2. Выделите таблицу. Обрамите выделенную таблицу (Формат - Границы и заливка -Сетка).

3. Введите в таблицу данные (см. Рис.1)

4. Отформатируйте таблицу так, чтобы данные располагались по центру - в первой строке, по ширине - во всех остальных строках. Результаты проделанной работы покажите преподавателю.

0,25
0,36
0,54
0,36

Рис. 1 Начальный вид таблицы.

 

5. Объедините ячейки таблицы 1 и 2, 4 и 5.

6. Удалите 3 столбец таблицы, покажите результаты преподавателю и верните удаленный столбец с помощью команды отменить.

7. В 3-й строке таблицы разбейте каждую ячейку на 5 ячеек. (Таблица - Разбить ячейки).

8. Снимите обрамление первой ячейки. Для этого выделите первую ячейку и с помощью меню, Формат - Границы и заливка в появившемся диалоговом окне снимите обрамление. Данные в таблице сохраняются.

9. Выделите четвертую строку и отформатируйте данные внутри таблицы: стиль -курсив, размер шрифта - 23, вид шрифта - Аrial, расположение данных - по центру.

Работа считается выполненной, если ваша таблица совпадает с таблицей на Рис.2.

0,25
0,36                                        
0,54
0,36
                                                 

Рис.2 Вид таблицы после редактирования.

Дополнительные задания.

Вставьте в текст таблицу следующего вида:

Наименование разделов и тем Количество часов
Теоретических занятий Практических работ
Раздел 1.    

а)

 

       
                 
                               
                               
                               

б)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Как отформатировать таблицу, чтобы данные располагались по центру, слева, справа?

2. Как вставить таблицу в текст?

3. Как обрамить таблицу?

4. Для чего используется пункт меню Таблица-Сетка?

5. Как объединить, удалить разбить ячейки?

6. Как выделять строку, столбец, ячейку таблицы?

Лабораторная работа № 5.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Запустите текстовый редактор Word.

2. Запустить редактор формул с помощью инструмента . Если на панели инструментов нет инструменте Редактор формул, то необходимо установить его с помощью меню Вид команды Панель инструментовНастройка…. В диалоговом окне Настройка… выбрать вкладку Команды, в списке Категория выбрать команду Вставка. Инструмент Редактор формул методом перетаскивания перенести на панель инструментов.

3. Приступаем к набору формул:

а) Размер газового сопла:

;

.

б) Скорость в критическом сечении:

где коэффициент сужения струи при истечении

в) Скорость истечения газа из широкого сечения сопла:

Лабораторная работа № 6.

«Вставка и редактирование рисунков, схем и чертежей»

Задание 1.Нарисуйте следующий чертеж

 
 
 


Задание 2. Нарисуйте блок-схему решения квадратного уравнения

Нет
Да
d:=b2 - 4×a×c


Задание 3Вставьте следующие рисунки и текст

Куда уходит

 
 

 


Задание 4Вставьте следующие фигуры в документ

           
 
   
 
 
   

 


 


 


Лабораторная работа №7.

«Создание и редактирование диаграмм в документах Word»

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

В составWord входит программа создания диаграмм Microsoft Graph, включающая почти все возможности наиболее универсальной программы управления электронными таблицами Microsoft Excel.С помощью Microsoft Graph можно создавать высококачественные, информативные диаграммы и включать их в документы Word.

Создание диаграммы

Диаграммы строятся на основе данных, содержащихся в таблице данных, также внедряемой в документ Word.Созданная диаграмма связывается с таблицей данных, поэтому при изменении исходных данных диаграмма автоматически обновляется. Можно создавать диаграммы четырнадцати основных и двадцати дополнительных типов. Кроме того, внутри каждого из основных типов можно выбрать конкретный формат (подтип).

Например, таблица, отображающая данные по объемам продаж оргтехники

 

  Компьютеры Модемы Принтеры Ксероксы
1998 год
1999 год
2000 год
2001 год

 

Если необходимо создать диаграмму на основе данных из таблицы, то нужно установить точку вставки в одну из ячеек таблицы и выбрать командуТаблица, Выделить, Таблицу. Выбрать команду Вставка, Рисунок, Диаграмма.Затем нажать ОК.

Если необходимо создать диаграмму на основе данных, набранных в документе и разделенных символами табуляции, то нужно выделить все эти данные, включая названия, которые будут использоваться в качестве меток легенды и названий категорий.

Тип диаграмм

Правильный выбор типа диаграммы позволяет представить данные самым выигрышным образом. Тип диаграммы может быть применен не только ко всей диаграмме, но и к отдельному ряду данных на ней или к нескольким рядам Комбинирование различных типов диаграмм позволяет разделить данные разного типа или выделить какой-то ряд данных, например, можно скомбинировать график с гистограммой.

Наиболее просто изменить тип всей диаграммы или только одного ряда данных с помощью командыДиаграмма, Тип диаграммы.В появляющемся окне можно выбрать не только тип, но и формат выбранного типа диаграммы.

Чтобы изменить тип диаграммы:

1. Нужно выбрать команду Диаграмма, Тип диаграммы. Появится диалоговое окно Тип диаграммы

2. В этом диалоговом окне раскрыть вкладку Стандартные для выбора одного из основных типов диаграмм или вкладку Нестандартные для выбора одного из дополнительных типов диаграмм.

3. В списке Тип выделить нужный тип диаграммы.

4. Если выбрана вкладка Стандартные, то в галерее форматов Вид нужно выделить подтип диаграммы.

5. В конце необходимо нажать кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно и применить выбранный формат диаграммы.

Чтобы настроить существующий тип диаграммы:

1. Нужно выбрать командуДиаграмма. Параметры диаграммы.Появится диалоговое окно Параметры диаграммы ,параметры в котором могут меняться в зависимости от типа диаграммы.

2. С помощью вкладок этого диалогового окна можно произвести настройку таких элементов диаграммы, как заголовки, оси, линии сетки, подписи данных и т.д.

3. После внесения необходимых изменений нажмите кнопкуОК.

Лабораторная работа № 8.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Задание 1. В диапазоне ячеек A1:E3 создайте копию, приведенной ниже таблицы.

 

  A B C D E
Выравнивание Текст т е к с т ТЕКСТ Текст
текста
в Excel

 

Методические указания.

Введите необходимый текст в нескольких ячейках, предварительно объединив ячейки B1:B3, C1:C3, D1:D3, E1:E3, и расположите его различными способами в различных форматах.

Для объединения ячеек используйте режим отображения объединение ячееквкладки выравниваниекоманды Формат/Ячейки.

Для направления текста в ячейках нужно выбрать нужную ориентациювкладки выравниваниекоманды Формат/Ячейки

Для форматирования текста воспользуйтесь командой Формат/ячейки/шрифт, для задания границ - Формат/ячейки/граница

Задание 2. Введите в одну ячейку A1 листа 2 предложение и отформатируйте следующим образом:

Электронный процессор

EXCEL

предназначен для обработки данных, представленных в табличной форме.

Методические указания.

Для добавления новой строки в ячейку используется комбинация клавиш ALT + ENTER. Для расположения текста в ячейке в несколько строк также можно применить вкладку выравниваниекоманды Формат/Ячейки и установить флажок Переносить по словам.

Задание 3.На листе 3 постройте таблицу следующего вида:

(текущая дата) (текущее время)
Список студентов группы
№ п/п Фамилия и.о. Дата рождения Средний балл
1. Иванов И.И. 12.05.1982 7,0
2. Петров П.П. 23.07.1981 8,0
3. Сидоров С.С. 01.12.1982 7,5
Средний балл группы 7.5

 

Методические указания.

Для объединения ячеек в 1, 2 и последней строке необходимо выделить соответствующие ячейки и воспользоваться кнопкой объединить на панели инструментов.

Для задания границ воспользуйтесь кнопкой Границы на панели инструментов.

Для задания заливки воспользуйтесь функциями вкладки Видкоманды Формат/ячейкиили кнопкой цвет заливки на панели инструментов. Цвет рамки – синий, строка 2 – цвет синий, строка 7 – цвет надписи – красный, цвет заливки – ярко зеленый.

 

Задание 4.На листе 4

a) Записать в ячейки A1-A12 названия всех месяцев года, начиная с января.

b) Записать в ячейки B1-G1 названия всех месяцев второго полугодия

c) Записать в ячейки A13-G13 названия дней недели

 

Методические указания.

Ввести первое значение и воспользоваться маркером автозаполнения (маленький квадратик, расположенный в правом нижнем углу активной ячейки или выделенной области).

Задание 5. На листе 5

a) Введите в ячейку С1 целое число 125,6. Скопируйте эту ячейку в ячейки C2, C3, С4, С5 и отобразите ячейку С1 в числовом формате, ячейку С2 в экспоненциальном, ячейку С3 в текстовом, ячейку С4 в формате дата, ячейку С5 в дробном формате;

b) Задайте формат ячейки С6 так, чтобы положительные числа отображались в ней зеленым, отрицательные - красным, нулевые – синим, а текстовая информация желтым цветом;

c) Заполните диапазон A1:A10 произвольными дробными числами и сделайте формат процентный;

d) Скопируйте диапазон A1:A10 в диапазон D1:D10, увеличив значения в два раза. Установите для нового диапазона дробный формат;

e) При помощи встроенного калькулятора вычислите среднее значение, количество чисел, количество значений и минимальное значение построенного диапазона А1:А10 и запишите эти значения в 15-ю строку.

 

Методические указания.

Для задания формата отображения числа воспользуйтесь нужным форматом вкладки Число команды Формат/ячейкиили определите свой (пользовательский) формат.

При выделенном диапазоне чисел в строке состояние появляется значения калькулятора текущей функции. Изменить функцию калькулятора можно посредством вызова контекстного меню (правая кнопка мыши) для строки состояния.

 

Задание 6.На листе 6 необходимо

a) Заполнить ячейки A1:A10 последовательными натуральными числами от 1 до 10

b) Заполнить диапазон B1:D10 последовательными натуральными числами от 21 до 50

c) Заполнить диапазон Е1:Е10 последовательными нечетными числами от 1 до 19

d) Заполнить 27 строку числами 2, 4, 8, 16,… (20 чисел)

e) Скопировать диапазон A1:D10 в ячейки A16:D25

f) Обменять местами содержимое ячеек диапазона A1:A10 с ячейками D1:D10 и содержимое ячеек диапазона A16:D16 с ячейками A25:D25

 

Методические указания.

Для заполнения чисел воспользуйтесь командой Правка/заполнить/прогрессияили используйте маркер автозаполнения.

Задание 7.На листе 7 построить таблицу Пифагора (таблицу умножения). Скопировать полученную таблицу на свободное место листа, уменьшив значения в три раза.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1С. Ввести:

1. в физически крайние угловые ячейки рабочей таблицы 1) название факультета, 2) название специальности, 3) номер группы, 4) фамилию, имя и отчество

Дата: 2016-10-02, просмотров: 293.