Разделы дисциплин и виды занятий – очная форма обучения, часы (ЗЕТ)
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС |
Права и обязанности участников налоговых отношений | 2 (0,05) | 2 (0,05) | 2 (0,05) | 5 (0,13) |
Разделы дисциплин и виды занятий – заочная форма обучения (ускоренная), часы (ЗЕТ)
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС |
Права и обязанности участников налоговых отношений | - | - | - | 4(0,03) |
Вопросы для проведения лекционного занятия:
1. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.
2. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
3. Права и обязанности налоговых агентов.
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
2. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
1. Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
1) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
2) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
3) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.
3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.
7. Сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
3. Права налоговых органов
1. Налоговые органы вправе:
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом;
10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
4. Формы предусмотренных настоящим Кодексом документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен настоящим Кодексом.
4. Обязанности налоговых органов
1. Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Вопросы для проведения опроса в рамках семинарского занятия:
1.Права налоговых органов по обеспечению полноты исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами и осуществлению других мероприятий налогового контроля.
2. Обязанности налоговых органов.
3. Права, обязанности должностных лиц налоговых органов. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц.
4. Права налогоплательщиков.
5. Обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Регламент проведения и критерии оценки участия в опросе-см. в теме 1.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Права налоговых органов по обеспечению полноты исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами и осуществлению других мероприятий налогового контроля; применению к налогоплательщикам (плательщикам сборов) и налоговым агентам мер ответственности, установленных за нарушение налогового законодательства.
2. Обязанности налоговых органов по обеспечению законных прав налогоплательщиков: по разъяснению налогового законодательства, соблюдению налоговой тайны; зачету и возврату излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога и др. Обязанности налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением налогоплательщиками (плательщиками сборов), налоговыми агентами и иными лицами законодательства о налогах и сборах.
3. Права, обязанности должностных лиц налоговых органов. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц.
4. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов): на получение информации и разъяснений законодательства о налогах и сборах; перенос сроков уплаты налогов (сборов) в бюджет и государственные внебюджетные фонды; возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов (сборов); обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц; на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах и др.
5. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) по уплате налогов (сборов), представлению в налоговые органы деклараций и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов), сохранности бухгалтерских и иных документов, обеспечению условий на проведение налоговых проверок, выполнению требований налоговых органов и др.
Критерии оценки дискуссии:см. критерии, предложенные в теме 1.
Тестирование по теме 5.
1. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами признаются:
1. Лица, на которых возложены обязанности по удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
2. Лица, обязанные от имени налогоплательщика перечислять в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налог, установленный Налоговым кодексом РФ;
3. Лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
2.Налоговые органы имеют право:
1. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
2. Проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
3. Вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4. Приостанавливать операции по счетам налогоплательщика.
3.Найдите соответствие между обязанностями налогоплательщиков, налогового органа и налоговых агентов:
Налоговый орган | В течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета | |
Налоговые агенты | Руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах | |
Налогоплательщики | Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов |
4. Расположите наименования налоговых органов в последовательности их функционирования:
Федеральная налоговая служба | |
Министерство РФ по налогам и сборам | |
Государственная налоговая служба РФ | |
Главная государственная налоговая инспекция Министерства финансов РСФСР |
5. Должностным лицам ФНС России запрещается заниматься:
1. Научной деятельностью;
2. Преподавательской деятельностью;
3. Коммерческой деятельностью;
4. Творческой деятельностью.
6. Государственный налоговый инспектор как должностное лицо обязан:
1. Проводить задержание и изымать имущество у физических лиц при обнаружении факта их предпринимательской деятельности без государственной регистрации;
2. Налагать штрафы и налоговые санкции на налогоплательщиков в случае нарушений ими налогового законодательства;
3. Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков;
4. Сохранять налоговую тайну.
7. При установлении фактов ведения предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии налоговые органы вправе:
1. Обратиться с иском в суд о ликвидации организации;
2. Обратиться с иском в суд о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного;
3. Привлечь предпринимателя к ответственности в виде применения к нему налоговых санкций;
4. Приостановить операции по счетам в банке до получения лицензии.
8. Налоговые органы вправе требовать документы:
1. Составляющие государственную тайну;
2. Служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;
3. Составляющие коммерческую тайну;
4. Предъявленные налоговому органу налогоплательщиком при предыдущей проверке.
9. Права и обязанности налоговых органов установлены:
1. Постановлением Правительства РФ;
2. Гражданским кодексом РФ;
3. Налоговым кодексом РФ;
4. Приказом Министерства финансов РФ.
10. Ответственность налоговых органов возникает:
1. За убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий;
2. За отказ от заполнения налоговой декларации по требованию налогоплательщика;
3. За убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном году;
4. Нет верного ответа.
11. Налоговые органы для обеспечения исполнения налогоплательщиком-организацией обязанности по уплате налогов вправе:
1. Начислять и взыскивать пени;
2. Принимать решение о начислении и взыскании налоговых санкций;
3. Выносить протест должностному лицу организации;
4. Возбуждать уголовное дело в отношении должностных лиц организаций, уклоняющихся от уплаты налогов.
12. Налоговые органы обязаны:
1. создавать налоговые посты;
2. налагать арест на имущество налогoплательщика-недоимщика;
3. Вести учет организаций и индивидуальных предпринимателей;
4. контролировать устранение налогоплательщиками нарушений налогового законодательства.
13. Территориальные налоговые органы имеют право:
1. утверждать формы налоговых деклараций и порядок их заполнения;
2. определять порядок постановки на учет крупнейших налогоплательщиков;
3. Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени;
4. предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения.
14. За счет каких средств возмещаются убытки, причиненные налогоплательщикам, налоговыми органами:
1. бюджет ФНС России;
2. Федеральный бюджет РФ;
3. Средств Казначейства РФ;
4. За счет средств должностного лица налогового органа.
15. Налогоплательщики не имеют права:
1. Получать отсрочку и рассрочку по уплате налогов, сборов и пени;
2. Присутствовать при проведении камеральной проверки в налоговом органе;
3. Пользоваться налоговыми льготами;
4. Получать отсрочку и рассрочку по уплате налоговых санкций
16. Налогоплательщики не обязаны:
1. Вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения;
2. Встать на учет в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности;
3. Своевременно подписывать акт налоговой проверки;
4. Представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность.
17. Налоговый агент вправе:
1. Включать в контракты о приеме на работу налоговые оговорки об уплате налогов с физических лиц за счет средств организации;
2. Предоставлять работникам организации отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов;
3. Предоставлять стандартные налоговые вычеты по НДФЛ;
4. Начислять и взыскивать пени на суммы недоимок по налогам с физических лиц - работников организации.
18. Налогоплательщик-организация обязан письменно сообщить налоговому органу по месту учета:
1. О прекращении своей деятельности;
2. Об участии в благотворительных акциях;
3. Об участии в российских и иностранных организациях;
4. Об изменении в составе совета директоров.
19. Обязанности по уплате налога в случае ликвидации налогоплательщика-организации возлагаются на:
1. Ликвидационную комиссию;
2. Руководителя организации;
3. Вкладчиков и акционеров;
4. Главного бухгалтера организации.
20. Налоговый орган при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующем случае:
1. По товарообменным (бартерным) операциям;
2. По операциям по реализации продукции, осуществляемой по государственным регулируемым ценам;
3. В обоих вышеперечисленных случаях.
Критерии оценки тестов:см. критерии, предложенные в теме 1.
Тема 6. Налоговый контроль
Разделы дисциплин и виды занятий – очная форма обучения, часы (ЗЕТ)
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС |
Налоговый контроль | 2 (0,05) | 2 (0,05) | 2 (0,05) | 10 (0,3) |
Разделы дисциплин и виды занятий – заочная форма обучения (ускоренная), часы (ЗЕТ)
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС |
Налоговый контроль | - | 1 (0,03) | - | 9 (0,2) |
Вопросы для проведения лекционного занятия:
1. Понятие и виды налогового контроля.
2. Государственная регистрация и постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов в налоговых органах.
3. Порядок снятия с учета налогоплательщиков и налоговых агентов.
4. Цели и задачи налоговых проверок.
5. Камеральные и выездные налоговые проверки.
7. Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.
Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах ( п. 1 ст. 82 НК РФ).
Субъекты налогового контроля – должностные лица налоговых органов
Объекты налогового контроля – деятельность налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов
Формы налогового контроля – налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и др.
Цель налогового контроля – соблюдение законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов.
Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач ( п. 3 ст. 82 НК РФ).
Налоговая проверка – проверка соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, проводимая налоговыми органами.
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов ( п. 1 ст. 87 НК РФ):
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа ( п. 1 ст. 88 НК РФ) в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) ( п. 2 ст. 88 НК РФ). Трехмесячный срок камеральной проверки отсчитывается со дня, когда подана налоговая декларация. Из-за того, что не хватает прилагающихся к декларации документов, начало проверки не откладывается (федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ).
Если инспектором в ходе камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом налоговым органом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п.3 ст. 88 НК РФ).
Налогоплательщику следует дать пояснения с представлением подтверждающих их документов с описью последних (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Документы и пояснения рассматриваются налоговым органом. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт ( п. 5 ст. 88 НК РФ).
Налоговый орган вправе истребовать также документы:
- при проведении камеральных налоговых проверок налогоплательщиков, использующих налоговые льготы ( п. 6 ст. 88 НК РФ);
- при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога ( п. 8 ст. 88 НК РФ)
- при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов ( п. 9 ст. 88 НК РФ).
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки составляется акт налоговой проверки ( ст. 100 НК РФ).
Акт камеральной налоговой проверки вручается в течение пяти дней со дня, когда этот документ составлен.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п.1 ст. 89 НК РФ), а в случае отсутствия помещения у налогоплательщика - по месту нахождения налогового органа.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам ( п.3 ст. 89 НК РФ).
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период ( п. 5 ст. 89 НК РФ).
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев ( п. 6 ст. 89 НК РФ).
Процедура проведения выездной налоговой проверки и принятия по ней решения следующая:
1. Налоговый орган выносит решение о проведение выездной налоговой проверки
2. Проведение выездной налоговой проверки уполномоченными решением сотрудниками налогового органа
3. Приостановление выездной налоговой проверки в случае необходимости
4. Составление справки о проведение выездной налоговой проверки
5. Составление акта выездной налоговой проверки в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах (в течение 2 месяцев после справки).
6. Вручение акта лицу, в отношении которого проводилась проверка ( в течение 5 дней с даты акта)
7. Составление письменных возражений налогоплательщиком на акт налогового органа в случае не согласия с ним ( в течение 15 дней со дня получения акта).
8. Рассмотрение руководителем налогового органа материалов налоговой проверки
9. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке ( п. 8 ст. 89 НК РФ)
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для ( п. 9 ст. 89 НК РФ) не более чем на 6 месяцев:
1) истребования документов (информации) не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период ( п. 10 ст. 89 НК РФ).
При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котор
Дата: 2016-10-02, просмотров: 213.