Разделы дисциплин и виды занятий – очная форма обучения, часы (ЗЕТ)
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС |
Государственные органы в налоговой сфере | 2 (0,05) | 2 (0,05) | 2 (0,05) | 5 (0,13) |
Разделы дисциплин и виды занятий – заочная форма обучения (ускоренная), часы (ЗЕТ)
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС |
Государственные органы в налоговой сфере | - | - | - | 4(0,03) |
Вопросы для проведения лекционного занятия:
1. Налоговые органы, их функции и задачи.
2. Федеральная налоговая служба России.
3. Другие участники отношений в налоговой сфере – Таможенные органы, федеральная служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, Министерство Финансов РФ, Федеральное казначейство России, Государственные социальные внебюджетные фонды.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, включающую в себя:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов ( Федеральная налоговая служба России),
- и его территориальные органы ( п. 1 ст. 30 НК РФ).
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Полномочия ФНС России как правопреемника Министерство РФ по налогам и сборам закреплены в постановлении Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
Основная и первостепенная задача ФНС России – обеспечить максимальный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей всеми налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в любых сферах.
Еще одним органом, осуществляющим налоговый контроль, являются государственные внебюджетные фонды. С 1 января 2010 г. из Налогового кодекса РФ исключена гл. 24 «Единый социальный налог». Вступление в действие Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» устанавливает осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В целях проведения контроля за уплатой страховых взносов, органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. Как и налоговая инспекция, органы контроля за уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов и производят взыскание взносов за счет денежных средств на счетах и имущества плательщика взносов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. К таможенным органам относятся: центральный аппарат ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
Функции таможенных органов закреплены в ст. 403 Таможенного кодекса РФ. Таможенные органы обладают контрольными полномочиями в сфере налогообложения в случаях, предусмотренных ст. 34 НК РФ, ст. 408 ТК РФ, и только в отношении конкретных налогов, уплачиваемых при пересечении таможенной границы РФ (НДС и акцизов).
Отношения, возникающие при взимании таможенных пошлин, сборов и налогов, при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании действий таможенных органов, регулируются нормами различных отраслей права. Согласно ст. 71 Конституции России таможенное регулирование и федеральные налоги являются самостоятельными сферами правового регулирования. Например, согласно Таможенному кодексу таможенные платежи уплачивают декларанты и иные лица, и в отличие от налогового законодательства любое заинтересованное лицо вправе внести эти платежи.
Успешное решение задач, возложенных на налоговые органы, невозможно без взаимодействия с правоохранительными, а также другими контролирующими органами. На органы внутренних дел возложено выполнение функций по предупреждению, выявлению, пересечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, подпадающих под преступление или административное правонарушения.
Совместные проверки сотрудников налоговых органов и полиции проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России № 495 и ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 года № ММ-7-2-347.
Согласно п. 28 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа. Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен в орган внутренних дел, как перед началом налоговой проверки, так и в процессе её проведения.
Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:
- наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
- назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 Налогового кодекса;
- необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
- необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.
Таким образом, налоговые органы осуществляют взаимодействие с государственными внебюджетными фондами, таможенными органами, органами внутренних дел и пр. в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информации в целях исполнения возложенных на них задач.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым Кодексом РФ, иными федеральными законами ( п. 1 ст. 32 НК РФ).
Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения ( п. 1 ст. 34. 2 НК РФ). В свою очередь, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах ( п. 2 ст. 34. 2 НК РФ) в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса ( п. 3 ст. 34.2. НК РФ).
При этом налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей ( п. 1 ст.35 НК РФ) наряду с органами внутренних дел (ст. 37 НК РФ) с последующим их возмещением за счет федерального бюджета.
По запросу налоговых органов органы внутренних дел могут участвовать вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках ( п. 1 ст. 36 НК РФ).
Вопросы для проведения опроса в рамках семинарского занятия:
1. Налоговые органы, их функции и задачи, роль в осуществлении налогового администрирования.
2. Принципы организации налоговых органов, их состав и структура.
3. Федеральная налоговая служба России, её структурные подразделения, их функциональная характеристика.
4. Таможенные органы, их функциональные обязанности. Особенности деятельности федеральной службы по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями.
5.Другие участники отношений в налоговой сфере – Министерство Финансов РФ, Федеральное казначейство России, Государственные социальные внебюджетные фонды.
Регламент проведения и критерии оценки участия в опросе-см. в теме 1.
Тестирование по теме 4.
1. ФНС России - это:
1. Федеральный орган исполнительной власти;
2. Федеральный орган законодательной власти;
3. Региональный орган власти;
4. Орган власти местного самоуправления.
2. Участниками отношений в налоговой сфере являются:
1. Министерство Финансов РФ;
2. Министерство внутренних дел;
3. Государственные социальные внебюджетные фонды.
4. Служба судебных приставов
3.Найдите соответствие между ставками по транспортному налогу и основанием для их применения:
Обязанности должностных лиц налоговых органов | Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов | |
Обязанности налоговых органов | Корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство |
4. Расположите налоговые органы согласно их иерархии управления:
Управления Федеральной налоговой службы России | |
Федеральная налоговая служба России | |
Инспекции Федеральной налоговой службы России |
5. На реализации какого принципа построения налоговой системы базируется налоговое администрирование:
1. Экономичности;
2. эффективности;
3. Соразмерности;
4. Собираемости.
6. Что не является задачами налогового администрирования:
1. Осуществление контроля и надзора за соблюдением налогового и валютного законодательства;
2. Обеспечение наполнения доходной части консолидированного бюджета;
3. Защита законных интересов налоговых органов;
4. Нет верного ответа.
7.Уполномоченным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой налоговой политики в РФ, является:
1. Министерство финансов РФ;
2. Правительство РФ;
3. Президент РФ;
4. Ни один из вышеперечисленных.
8. Федеральная налоговая служба России:
1. Является федеральным органом исполнительной власти на правах министерства;
2. Находится в ведении Министерства финансов РФ;
3. Находится в непосредственном ведении Президента РФ;
4. Находится в ведении Министерства экономического развития и торговли.
9. В структуру Минфина России не входят:
1. Федеральная налоговая служба;
2. Федеральная служба страхового надзора;
3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
4. Федеральная служба по финансовому мониторингу.
10. В функции какого управления центрального аппарата ФНС России входит организация, руководство и координация деятельности налоговых органов по администрированию важнейших налогов:
1. Управления налогообложения;
2. Контрольного управления;
3. Правового управления;
4. Аналитического управления.
11. Руководитель центрального аппарата ФНС России назначается на должность:
1. Президентом РФ;
2. Правительством РФ;
3. Минфином России;
4. Руководителем ФНС России.
12. Территориальные органы ФНС России выполняют следующую функцию:
1. Аналитическая обработка материалов;
2. Проверка достоверности документов бухгалтерского и налогового учета;
3. Разработка методических указаний по применению налогового законодательства;
4. На одна из вышеперечисленных.
13. Структура налоговой инспекции района устанавливается:
1. Индивидуально для каждой инспекции;
2. Одинаковой для всех инспекций, но только в границах области;
3. Типовой, утвержденной УФНС России по субъектам Российской Федерации.
14. Налоговые инспекции по городам имеют следующее наименование:
1. Государственные налоговые инспекции по городу;
2. Инспекции ФНС России по городу;
3. Инспекции МНС России по району (городу);
4. Налоговые инспекции финансовых отделов городов.
15. Управление ФНС России по субъекту РФ подчиняется непосредственно:
1. Правительству субъекта РФ;
2. Губернатору субъекта РФ;
3. ФНС России;
4. органу представительной власти субъекта РФ.
16. Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1. Федеральная служба по финансовому мониторингу;
2. Министерство финансов РФ;
3. Федеральная служба судебных приставов;
4. Федеральная таможенная служба.
17. Полномочиями налоговых opганов наделены:
1. Федеральная таможенная служба;
2. Пенсионный фонд РФ;
3. Федеральное казначейство;
4. МВД РФ.
18. Функции сборщика налогов осуществляют:
1. Финансовые органы;
2. Банки и их филиалы;
4. Органы Федеральной службы связи;
4. Инспекции ФНС России.
19. Порядок списания безнадежных долгов по федеральным налогам и сборам определяет:
1. ФНС России;
2. Федеральное казначейство;
3. Министерство финансов РФ;
4. Правительство РФ.
20. Порядок списания безнадежных долгов по региональным налогам и сборам определяет:
1. УФНС России по области;
2. Исполнительный орган власти субъекта РФ;
3. Межрегиональная инспекция ФНС России;
4. Финансовый орган субъекта РФ.
21. Полномочия Министерства финансов РФ в области налогов и сборов:
1. Утверждать формы налоговых уведомлений и порядок их заполнения;
2. Разрабатывать и утверждать формы бухгалтерской отчетности и порядок их заполнения;
3. Предоставлять отсрочки и рассрочки по налогам и сборам;
4. Определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
22. Федеральная таможенная служба не вправе:
1. Производить взыскание неуплаченных таможенных платежей;
2. Делать зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин;
3. Применять меры ответственности к лицам за нарушение ими законодательства РФ о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
4. Быть уполномоченным представителем налогоплательщика и представлять его интересы в налоговых органах.
21. Налоговым кодексом РФ установлена обязанность банков:
1. Регистрировать контрольно-кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением;
2. Осуществлять контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин;
3. Исполнять решения налоговых органов о взыскании налога или сбора;
4. Быть уполномоченным представителем налогоплательщика и представлять его интересы в налоговых органах.
22. В соответствии с Налоговым кодексом РФ Министерство внутренних дел обладает полномочиями:
1. Привлекать налогоплательщиков к ответственности за налоговое правонарушение;
2. Проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях в области налогов и сборов;
3. Участвовать совместно с налоговыми органами в выездных налоговых проверках;
4. Проводить самостоятельные налоговые проверки при наличии веских доказательств, указывающих на признаки преступления.
23. Органы исполнительной власти субъектов Федерации обладают полномочиями:
1.Устанавливать порядок списания безнадежных долгов по региональным налогам и сборам;
2. Давать поручения соответствующим налоговым органам на проведение проверок;
3. Предоставлять дополнительные льготы в пределах сумм налогов, поступающих в бюджеты их территорий;
4. Устанавливать порядок списания безнадежных долгов по федеральным налогам и сборам, поступающим в бюджеты их территорий.
Критерии оценки тестов:см. критерии, предложенные в теме 1.
Примерные темы рефератов
1. Основные задачи ФНС России. Функции налоговых органов.
2. Необходимость и направления координации действий государственных органов в процессе реализации налоговой политики.
3. Взаимоотношения налоговых органов с государственными органами власти и управления.
4. Должностные лица налоговых органов, их статус, задачи и функции.
5. Критерии оценки деятельности налоговых органов.
6. Повышение эффективности деятельности налоговых органов в РФ.
7. Функциональные обязанности таможенных органов.
8. Федеральная служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, специфика ее деятельности.
9. Функциональные обязанности Министерства финансов Российской Федерации, Казначейства и Государственных социальных внебюджетных фондов в сфере налогообложения.
Критерии оценки рефератов:см. критерии, предложенные в теме 2.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 242.