Общие сведения о методах экспертных оценок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы экспертных оценок – это научные методы анализа сложных проблем. Эксперты проводят интуитивно – логический анализ проблемы с количественной оценкой суждений и формализованной обработкой результатов.

Этот метод предусматривает организацию получения информации от специалистов в области решаемой проблемы, называемых экспертами, которые используют количественные методы при организации процедуры экспертной оценки и обработки ее результатов. Полученное после обработки индивидуальных оценок экспертов их обобщенное мнение принимается как решение проблемы.

Объекты или явления, оцениваемые экспертами различаются на основе признаков (характеристик, параметров, показателей), которые рассматривают эксперты. Каждый объект характеризуется набором показателей. Каждый показатель отражает некоторое свойство объекта, которое может быть измерено (стоимость, расход материалов, трудозатраты и т.д.).

В общем случае экспертные (интуитивные) методы прогнозирования предполагают:

1. проведение интуитивно-логического анализа исследуемой (прогнозируемой) проблемы (системы) на основе использования интуиции (неосознанного мышления) и логического мышления;

2. получение количественных оценок экспертов;

3. формализованную обработку полученных результатов экспертного опроса.

При использовании экспертных оценок в прогнозировании выполняются следующие функции:

1. формирование объекта прогнозирования – определение целей и задач, оценка альтернативных ситуаций, построение показателей и т.п.

2. проведение измерения основных характеристик прогнозируемого объекта (системы, проблемы и т.д.), таких как вероятность совершения событий, коэффициенты значимости целей, критерии предпочтения и т.п.

3. Т.о. использование экспертных оценок целесообразно при анализе и прогнозировании объектов или проблем, развитие которых не поддается математической формализации, т.е. для них очень сложно или невозможно разработать адекватную математическую модель;

- отсутствует достаточная и достоверная информация по прогнозируемому объекту;

- присутствует значительная степень неопределенности в развитии объекта;

- имеется дефицит времени для принятия управленческого решения.

 

Все множество проблем в социально-экономических системах можно разделить на два класса.

К первому классу относятся проблемы, для решения которых имеется достаточный информационный потенциал, позволяющий успешно решать эти проблемы. Основная трудность в прогнозировании заключается в реализации существующего информационного потенциала путем подбора экспертов, рациональной организации проведения опроса и применения обоснованных методов обработки его результатов.

В данном случае эксперты рассматриваются в качестве "хранилища" большого объема рационально обработанной информации и могут считаться качественным источником информации. Т.о. групповое мнение экспертной группы считается близким к истинному решению прогнозируемой проблемы. Следовательно для построения процедур опроса экспертов и обработки его результатов могут применяться методы математической статистики.

Ко второму классу – относятся проблемы для которых информационный потенциал знаний является недостаточным, поэтому требуется очень осторожно производить обработку результатов экспертного опроса. Применение методов осредненных оценок экспертов, справедливых для проблем первого класса, может привести к значительным ошибкам. Так, например, мнение одного эксперта, значительно отличается от остальных, может оказаться единственно верным. Поэтому при использовании экспертных методов следует применять качественную обработку результатов.

К числу недостатков экспертных методов относятся:

1. возможность ошибок в субъективных оценках перспектив развития социально-экономических систем специалистами-экспертами;

2. значительные сложности формализации обработки индивидуальных экспертных оценок;

3. трудности подбора экспертов.

 

Способы использования прогнозной информации, полученной экспертным методом:

1. В качестве конечной прогнозной информации;

2. В качестве завершающей стадии или этапа анализа;

3. В качестве источника новой информации, используемой в дальнейшем в прогнозных расчетах.

В тех случаях, когда экспертные оценки требуются лишь на отдельных этапах расчетов, их применение используется сочетании с формализованными методами.

Многообразие задач прогнозирования развития социально-экономических систем вызвало появление разнообразных способов экспертных оценок, которые отличаются по формам и методам организации опроса экспертов.

Следует заметить, что любой исследователь или руководитель, принимающий решение в реальной жизни очень часто сталкивается с использованием экспертных оценок. Так, решая любую задачу, в сфере управления, приходится пользоваться различного рода консультациями, извлекать необходимую информацию из личных бесед. При этом может использоваться одно из предложенных решений, или синтезировать новое, аккумулируя полученную субъективную информацию.

Качество применения экспертных методов в прогнозировании в значительной мере зависит от выбора способа и обработки ответов экспертов.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 148.