Финансовые службы предприятий.

Финансовая служба предприятий − это субъект управления финансами (денежными отношениями) предприятия.

Структура финансовой службы зависит от типа структуры управления предприятием (линейно−функциональный тип, дивизионный тип) и формы финансового менеджмента.

Как любая система управления финансовый менеджмент состоит из двух подсистем: объекта управления и субъекта управления.

При линейно−функциональном типе структуры управления на предприятии создаются производственные звенья, наделенные только функциями организации (линейными), а функции управления реализуются на верхнем уровне (функциональными службами, в том числе и финансовыми). В настоящее время в России преобладает данный тип структуры управления.

На крупных предприятиях имеется финансовое управление (финансовый департамент) во главе с финансовым директором. При этом в состав финансовой службы входят плановый отдел, отдел по работе с инвестициями, отдел финансового анализа, отдел финансового контроля.

В странах с развитой рыночной экономикой линейно−функциональный тип структуры управления применяется лишь на мелких и отчасти на средних предприятиях. На крупных предприятиях имеются дивизионные службы, выполняющие не только линейные функции, но и управленческие. Функциональные службы призваны решать стратегические задачи. В качестве дивизионных служб выступают центры финансового учета: профит−центры, венчур−центры, затратные центры.

Профит−центры зарабатывают прибыль, венчур−центры внедряют новые виды бизнеса, не достигшие самоокупаемости, а затратные центры (дивизионы) работают на профит − центры и венчур−центры.

В управлении финансовой деятельностью предприятия важную роль играют финансовые менеджеры - высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями в области финансов, бухгалтерского учета, кредита и денежного обращения, ценообразования, налогового законодательства и техники банковской и биржевой деятельности.

Многие предприятия развитых стран и некоторые российские компании применяют новую форму финансового менеджмента −контроллинг.

Финансовый контроллинг − это сложная форма финансового менеджмента, представляющая комплексное информационное и организационное соединение процессов планирования и контроля за состоянием финансов предприятия.

На предприятиях применяют и другую новую форму финансового менеджмента −бюджетирование. Суть ее заключается в построении и исполнении бюджета организации на основе бюджетов отдельных подразделений. Если финансовый контроллингоснован на соединении процессов планирования финансов и контроля, то бюджетированиеосновано на планировании и текущем регулировании финансов организации с использованием бюджетного метода.

Для управления денежными отношениями между хозяйствующими субъектами используются различные формы (контроллинг, бюджетирование), способы (планирование, прогнозирование, стимулирование) и методы (планирование прибыли, расчет амортизационных отчислений и т.д.).

Система этих форм, методов, способов, инструментов представляет собой финансовый механизм предприятия. Он связан с механизмом товарного рынка (затраты, выручка), механизмом фондового рынка (эмиссия ценных бумаг предприятия, финансовые вложения предприятия), с кредитным механизмом, расчетным механизмом и т.д.

 

 

Затраты предприятий.

Состав и структура затрат.

Затраты предприятия делятся на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (операционные, внереализационные и чрезвычайные).

Расходы по обычным видам деятельности связаны с изготовлением продукции и ее продажей, с выполнением работ, оказанием услуг. Амортизационные отчисления также относятся к расходам по обычным видам деятельности.

По экономическому содержанию расходы по обычным видам деятельности подразделяются на следующие элементы:

− материальные затраты;

− затраты на оплату труда;

− накладные расходы;

− инвестиции;

− отчисления на социальные нужды;

− прочие затраты.

Материальные затраты отражают стоимость всех материальных ресурсов по изготовлению продукции, выполнению работ, оказанию услуг исходя из фактического их расхода на предприятии в натуральном выражении и цен приобретения (без НДС) и последующих затрат.

Финансовые отношения в части материальных затрат возникают между предприятиями и поставщиками материальных ресурсов; между рабочими и дирекцией предприятия по поводу поощрения за экономию материалов и санкций за порчу и брак при изготовлении материальных ресурсов.

По материальным затратам проблема заключается в снижении материалоемкости отечественной продукции и выполняемых строителями работ.

К затратам на оплату труда относят все виды основной и дополнительной заработной платы, включая премии за производственные результаты и другие виды выплат с учетом индексации доходов.

Финансовые отношения в части затрат на оплату труда возникают между работниками и дирекцией предприятия.

Натуральные выплаты учитываются в денежной форме и включаются в совокупный годовой доход работника.

В затраты на оплату труда входят все выплаты, которые формируют фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством.

К накладным расходамотносятся административно−управленческие расходы, арендная плата, амортизация нематериальных активов, затраты вспомогательного производства и др.

Инвестиции представляют собой капитальные вложения на расширение объемов производства и извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках. Источниками инвестиций могут быть как собственные средства (прибыль, амортизация, средства от размещения ценных бумаг, уставной фонд), так и заемные (целевые кредиты банков, банковских учреждений, финансовая помощь, бюджетные средства).

По способу отнесения затрат на единицу продукции выделяются постоянные и переменныерасходы.

Постоянные расходы не зависят от изменения объема работ. Это административно−управленческие расходы, повременная заработная плата, амортизация, хозяйственные расходы, арендная плата и др.

Переменные расходы прямо пропорциональны объему производства. К ним относятся расходы на сырье и материалы, топливо и энергию, сдельная заработная плата и др.

Для определения затрат используются нормативы, которые подразделяются на элементные и укрупненные (комплексные).

Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на производство.

Для предприятия себестоимость является основой для определения цены производимой продукции и собственно базой для определения прибыли от реализации продукции и налога на прибыль. Поэтому нормативные документы по формированию себестоимости продукции, распространяются на все предприятия независимо от форм собственности и правового статуса, что ставит все предприятия в равные условия в рыночной экономике.

Отчисления на социальные нужды равны сумме Единого социального налога, равной 26 % фонда заработной платы работников. При этом возникают финансовые отношения предприятия с государственными внебюджетными фондами.

Амортизация основных фондов – это сумма амортизационных отчислений на полное восстановление (реновацию) элементов основных производственных фондов. Определяется исходя из стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений.

К прочим затратам относят налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды и другие обязательные отчисления.

Структура затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) различается по основным отраслям экономики (табл.5.5.1.).

Таблица 5.5.1.

  Все затраты, % В том числе
материальные затраты затраты на оплату труда отчисления на социальные нужды амортизация основных средств прочие затраты
Всего в экономике 57,0 16,3 4,8 5,0 16,9
Промышленность 61,8 13,7 4,2 4,4 15,9
Строительство 55,3 24,6 7,3 2,4 10,4
Транспорт 43,0 19,5 5,9 10,9 20,7

 

Структура затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) по отраслям экономики в 2004 году.

Источник: Финансы России. 2004: Стат.сб./ Росстат. М., 2004, с.133.

 

 

Планирование затрат на производство и реализацию продукции.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно прежде всего для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием при этом является раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.

По нормам переменных затрат на единицу продукции (работ, услуг) определяется суммарный объем затрат на объем работ:

 

C = H × O,

где C − планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении;

H − норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;

O − плановый объем работ.

Постоянные расходы существенно не меняются при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, изменяется лишь их относительная величина на единицу произведенной продукции.

Разделение затрат на переменные и постоянные имеет важное значение при переходе к рыночным отношениям. Такой метод затрат широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями.

Переменные затраты:

− прямые материальные затраты;

− зарплата персонала с отчислениями на социальные нужды;

− расходы по содержанию и эксплуатации машин и другие производственные расходы.

Постоянные затраты:

− административно–хозяйственные расходы;

− амортизационные отчисления;

− арендная плата;

− другие общеуправленческие и общехозяйственные расходы.

Для планирования постоянных затрат необходим детальный анализ их ожидаемой структуры и информация о производственных заказах.

Изменения могут происходить, прежде всего, под воздействием внешних условий: повышения цен и тарифов, переоценки основных фондов, изменения норм амортизационных отчислений и т.п.

Финансовая служба предприятия должна оперативно отслеживать колебания себестоимости и в случае необходимости ставить вопрос перед руководством об увеличении отпускных цен.

Выбор варианта формирования текущих затрат предприятия является важнейшей задачей финансовой службы предприятия.

В отечественной практике все затраты на производство и реализацию продукции по их экономическому содержанию планируются по элементам затрат. Это имеет огромное значение для целей финансового управления. Планирование затрат по элементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство.

Примерсметы затрат на производство и реализацию продукции (в тыс. руб.):

1. Материальные затраты 7800

2. Затраты на оплату труда 2948

3. Отчисления на социальные нужды 1150

4. Амортизация 900

5. Прочие затраты 350

Итого затрат на производство 13148.

Для внутрифирменного планирования необходим детальный анализ по видам, структуре и типам затрат, так как планирование должно быть направлено на достижение максимальных финансовых результатов.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 4.