Составление бухгалтерской финансовой отчетности страховых органи-
заций —завершающий этап учетного процесса, в котором нарастающим ито-
гом отражаются имущественное и финансовое положение организации, ре-
зультаты финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Типо-
вые формы бухгалтерской отчетности страховых организаций и указания о
порядке заполнения форм бухгалтерской отчетности разрабатываются и ут-
верждаются в соответствии с приказом Минфина РФ от 08.12.2003 г. № 113н
«О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности,
представляемой в порядке надзора».
В состав годовой бухгалтерской отчетности страховых организаций
входят:
Баланс страховой организации —форма № 1-е;
Отчет о финансовых результатах —форма № 2-е;
Отчет о движении капитала —форма № 3-е;
Отчет о движении денежных средств —форма № 4-е;
Приложение к балансу —форма № 5-е;
Отчет о платежеспособности —форма № 6-е;
Отчет о размещении страховых резервов —форма № 7-е;
Отчет о страховых резервах по видам страхования иным, чем страхова-
ние жизни —форма № 8-е;
Отчет об использовании средств резерва предупредительных меро-
приятий —форма № 9-е;
Отчет об операциях перестрахования —форма № 10-е.
В состав годовой отчетности страховых организаций включаются так-
же пояснительная записка и аудиторское заключение.
В обязательном порядке годовая бухгалтерская отчетность страховых
компаний представляется учредителям (участникам) в соответствии с учреди-
тельными документами организации, Федеральной налоговой службе, а так-
же в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.04.1995 г. №
399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгал-
терской отчетности» территориальному органу государственной статистики
по месту регистрации организации.
Пользователь бухгалтерской отчетности —это юридическое или физиче-
ское лицо, заинтересованное в информации об организации. В отношении
страховых организаций наиболее заинтересованными пользователями явля-
ются страхователи, а также учредители организаций.
Действующее законодательство требует, чтобы страховщики публико-
вали свои бухгалтерские отчеты по установленной форме и в установленные
сроки после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в
них сведений.
В средствах массовой информации публикуется Бухгалтерский баланс
страховой организации и отчет о финансовых результатах. В состав публи-
куемой отчетности включается итоговая часть аудиторского заключения. При
заключении договора со специализиро ванной аудиторской организацией (ау-
дитором, зарегистрированным в качестве предпринимателя) страховая органи-
зация должна обращать внимание на дату выдачи лицензии на право осущест-
вления аудита, а также на срок выдачи данной лицензии.
Помимо проведения независимого аудита бухгалтерской финансовой от-
четности аудиторская фирма (аудитор) может оказывать консультационные ус-
луги страховым организациям по вопросам, связанным с заполнением форм
бухгалтерской и статистической отчетности, а также непосредственно по за-
полнению форм отчетности.
Целью независимого аудита бухгалтерской отчетности страховых орга-
низаций является выражение мнения о правильности представления всех ста-
тей отчета и результатов осуществленных хозяйственных операций в соот-
ветствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета и отчетности в
Российской Федера ции и требованиями действующего законодательства. Для
выражения мнения аудитор должен собрать информацию в необходимом ко-
личестве и качестве, обеспечив ее полноту и убедительность.
Далее представлен основной перечень законодательных и нормативных
документов для проведения аудита:
приказ Минфина РФ от 11.06.2002 г. № 51н «Правила формирования
страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни»;
письмо Минфина РФ от 18.10.2002 г. № 24-08/13 «О примерах расчета
страховщиками резерва произошедших, но незаявленных убытков и стабили-
ционного резерва»;
письмо Минфина РФ от 18.10.2002 г. № 24-08/13 «О примерном поло-
жении о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем
страхование жизни»;
письмо Минфина РФ от 15.04.2002 г. № 24-00/КП-53 «О внесении из-
менений в документы, на основании которых была выдана лицензия на осу-
ществление страховой деятельности»;
письмо Минфина РФ от 26.06.1998 г. № 24-11/05 «Об отдельных во-
просах проведения видов страхования, относящихся к страхованию жизни»;
приказ Минфина РФ от 04.09.2001 г. № 69н «Об особенностях приме-
нения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финан-
сово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его приме-
нению»;
приказ Минфина РФ от 08.12.2003 г. № 113н «О формах бухгалтерской
отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке
надзора»;
Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при
проверке правильности формирования страховых резервов (одобрены Сове-
том по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской
Федерации, протокол от 22 апреля 2004 г. № 25).
На этапе планирования после получения предложения от по-
тенциального заказчика аудиторами определяются все наиболее существен-
ные аспекты будущей проверки. К основным аспектам относятся:
проведение предварительной экспертизы страховой организации;
заключение договора на аудиторское обслуживание;
формирование общего плана и программы аудита;
составление перечня основных нормативных и законодательных доку-
ментов, которыми аудиторы будут руководствоваться при проведении провер-
ки;
формирование аудиторской группы и определение задач каждого из
специалистов.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 224.