Представление аудиторского заключения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аудиторская фирма должна представить экономическому субъекту в

сроки, согласованные с этим субъектом, не менее двух первых экземпляров

аудиторского заключения. Каждый экземпляр вместе с приложенной к нему

бухгалтерской отчетностью является единым целым и должен быть сброшю-

рован.

Экономический субъект несет ответственность за предоставление ко-

пий аудиторского заключения заинтересованным лицам, включая учредите-

лей, налоговые органы.

Заинтересованные пользователи, включая налоговые и иные государст-

венные органы, не имеют права требовать от аудиторской фирмы, а аудитор-

ская фирма не обязана представлять каким-либо пользователям копии ауди-

торского заключения целиком или в какой-либо части, кроме случаев, уста-

новленных законодательством РФ.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответ-

ственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудитор-

ской фирмы лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для

лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификаци-

онного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в

соответствии с законодательством РФ.

Раздел 3. Особенности технологии аудиторских прове-

рок в организациях разных отраслей, организационно-

производственной структуры и правовых форм. Выбор ос-

новных направлений аудиторской проверки.

Тема 3.1. Методика и технология проведения подтвер-

ждающего, советующего аудита, а также аудита сопровож-

дения

Вопросы лекции:

1. Разработка методики аудиторской проверки

2. Подготовка аудиторской проверки

3. Место планирования в проведении подтверждающего аудита

4. Составные части планирования

5. Общий план и программа аудита

Разработка методики аудиторской проверки

При аудиторской экспертизе бухгалтерской и финансовой отчетности

не могут быть использованы методики и рекомендации, разработанные в

других странах, из-за особенностей ведения бухгалтерского учета и отличий

финансового права России.

По каждому виду аудиторской деятельности требуется детализация по-

зиций аудита в нормах, методиках и стандартах, призванных решать методи-

ческие, этические и другие проблемы, с которыми сталкивается аудитор.

Предлагаемая рабочая методика аудиторской проверки достоверности

отчетности экономических субъектов имеет практическую значимость для

аудиторов как внешних, при их проверках достоверности отчетности юриди-

ческих лиц, так и внутренних, при осуществлении плановых проверок под-

разделений, подготовки своих предприятий к независимым внешним ауди-

торским проверкам.

Необходимость разработки данной рабочей методики определяется ря-

дом обстоятельств:

-потребностью пользователей (внешних и внутренних) в аудиторской

удостоверенной финансовой информации;

-необходимостью введения требований об обязательном аудиторском

удостоверении достоверности отчетности, зафиксированных в ряде норма-

тивных документов;

-обеспечением через использование методики адекватного, глубокого и

доказательного проведения аудиторской проверки и точного представления

ее результатов.

Целью аудиторской проверки является экспертиза и подтверждение

достоверности и реальности бухгалтерского баланса, отчета о финансовых

результатах и другой бухгалтерской отчетности предприятия.

В ходе проверки аудитор решает следующие задачи:

-определяет достоверность финансовых результатов деятельности

предприятия и их использования, оценивает финансовое состояние предпри-

ятия;

-устанавливает согласованность баланса с Главной книгой, формами

Годового отчета;

-дает аудиторское заключение о достоверности публикуемой от-

четности, излагает в его общей части результаты проверки состояния внут-

реннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности, а также соблюдения

экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-

хозяйственных операций.

Методика включает следующие разделы:

1. Подготовка аудиторской проверки.

2. Нормативно-правовое обеспечение, внутрихозяйственные рег-

ламенты.

3. План работы аудитора.

4. Порядок проведения проверки (методы, систематизация материалов

для заключения и предложений).

5. Обсуждение предварительных результатов проверки с руководством

экономического субъекта.

6. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности.

Подготовка аудиторской проверки

Подготовка аудиторской проверки— обязательный раздел рабочего

внутреннего стандарта. В нем регламентируются факторы, обеспечивающие

обоснованность календарно-тематического плана. В ходе подготовительной

работы аудитор выполняет следующее:

-устанавливает основные параметры состояния и деятельности ауди-

руемого предприятия, соответствие их уставу и законодательству. На основе

изучения данных годового отчета, положений об организации производства и

управления, устава предприятия, пояснительной записки к годовому отчету

проводит анализ организации производства и управления, специализации

экономического субъекта, состояния внутреннего контроля, уровня квалифи-

кации кадров;

-осуществляет подбор необходимых законодательных и нормативных

актов, инвентаризирует внутрихозяйственные регламенты на предмет их со-

ответствия государственным нормативным актам и задачам, стоящим перед

предприятием;

-оценивает факторы и зоны повышенного риска по статьям и разделам

баланса. Данная работа проводится на основе опыта предыдущих аналогич-

ных проверок в данном и других предприятиях, результатов предварительно-

го анализа организации учета, финансового положения, визуальной и счет-

ной проверки статей баланса, анализа учетной работы;

-уточняет объекты проверки, программно-календарный план проведе-

ния аудиторской экспертизы.

Наметив объекты проверки, аудитор составляет план работы, который

прилагается к договору на проведение экспертизы. План работы аудитора от-

ражает основные позиции проверки в соответствии с задачами, перечень ау-

диторских свидетельств по каждому объекту проверки. План работы регла-

ментирует объекты, сроки проведения проверки, содержит календарный гра-

фик работ с указанием примерной трудоемкости участков проверки, состава

аудиторов и других факторов.

3. Место планирования в проведении подтверждающего аудита

В правилах (стандартах) аудиторской деятельности содержатся по-

ложения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки

систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказатель-

ных материалов и других необходимых процедур, связанных с аудитом фи-

нансовой отчетности.

Планирование аудита начинается еще до написания письма-

обязательства и заключения договора с экономическим субъектом о проведе-

нии аудиторской проверки, что обусловливает специфический характер ряда

процедур, выполняемых на этом этапе.

Оно состоит в разработке аудиторской организацией общего плана ау-

дита с указанием ожидаемого объема работы, графиков и сроков проведения

аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем,

виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необхо-

димых для формирований аудиторской организацией объективного и обос-

нованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Процесс планирования аудита проходит несколько этапов:

-предварительное планирование;

-подготовка и составление общего плана;

-подготовка и составление программы.

В ходе планирования следует соблюдать ряд принципов, к которым от-

носятся комплексность, непрерывность и оптимальность.

Под комплексностью понимается взаимосвязь и согласованность всех

этапов планирования. Непрерывность подразумевает установление сопря-

женных заданий группе аудиторов и увязку этапов планирования по срокам и

смежным хозяйствующим субъектам. Оптимальность заключатся в вариант-

ности планирования для возможного выбора наилучшего варианта общего

плана и программы аудита на основании критериев, определенных аудитор-

ской организацией.

Планированию обычно уделяется наибольшая доля времени (при по-

вторном аудите — 5—10%, при первичном аудите — 20—25% и более), ко-

торое затрачивается на аудиторскую проверку, хотя масштабы планирования

в каждом конкретном случае зависят от условий работы с клиентом. Затраты

времени и сил на качественное планирование работ впоследствии компенси-

руются за счет уменьшения затрат времени и средств непосредственно на

проверку. Хорошо спланированный аудит является залогом надежных ре-

зультатов проверки.

4. Составные части планирования

Предварительное планирование. Этап предварительного планирования

предшествует написанию письма-обязательства и заключению договора на

проведение аудиторской проверки. На этом этапе происходит знакомство ау-

диторской организации с ее потенциальным клиентом и осуществляется

предварительное изучение клиента.

На стадии предварительного планирования изучается достаточно ши-

рокой круг вопросов, в частности:

-влияние внешних факторов на хозяйственную деятельность эко-

номического субъекта (наличие нормативных актов, регулирующих узкоспе-

циальные вопросы деятельности экономического субъекта;

-положение в отрасли, к которой он относится; ситуация на междуна-

родных рынках, если деятельность субъекта существенно зависит от экс-

портно-импортных операций, и т.д.);

-влияние внутренних факторов на хозяйственную деятельность;

-организационно-производственная и организационно-управленческая

структура экономического субъекта;

-структура уставного капитала и состав учредителей;

-виды производственной деятельности и номенклатура выпускаемой

продукции;

-технологические особенности производства продукции;

-уровень рентабельности;

-основные покупатели и поставщики экономического субъекта;

-порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении органи-

зации;

-существование дочерних и зависимых организаций;

-система внутреннего контроля экономического субъекта;

-принципы формирования оплаты труда и премирования персонала.

Предварительное планирование, в свою очередь, может быть разбито

на ряд стадий. Переход к каждой последующей стадии осуществляется в слу-

чае получения положительных результатов на предыдущей стадии.

К первой стадии можно отнести первоначальные переговоры с ру-

ководством экономического субъекта. На этой стадии происходит пер-

воначальное знакомство обеих сторон, определяются основные цели и задачи

проводимого аудита. При этом следует сразу подчеркнуть, что все догово-

ренности носят предварительный характер. На этой стадии можно оценить

открытость руководства экономического субъекта, его готовность к пред-

ставлению информации на этапе предварительного планирования. На этой же

стадии получается первоначальное представление о бизнесе клиента, о соста-

ве бухгалтерии организации. Первый этап может занимать несколько часов.

Вторую стадию можно охарактеризовать как предварительное изу-

чение бизнеса и документов клиента на предварительном этапе плани-

рования. На этой стадии оценивается в общем состояние бухгалтерского уче-

та в организации, состояние документооборота, бухгалтерская и статистиче-

ская отчетность. Вторая стадия занимает несколько большее время по срав-

нению с первой и может длится от нескольких часов до 1—2 дней в зависи-

мости от объема фирмы. По итогам второй стадии аудиторская фирма может

сделать предварительные выводы о состоянии учета в организации и объема

проверки. Следует отметить, что в дальнейшем эта оценка будет постоянно

уточняться. Причем это должны учитывать не только аудиторы, но это сле-

дует довести до руководства экономического субъекта.

По итогам первой и второй стадии, если аудиторская фирма считает

возможным проведение аудита, следует переходить к третьей стадии.

К моменту начала третьей стадии закончился этап предварительного

знакомства сторон. На этой стадии аудиторская фирма может сформулиро-

вать более точные требования по дальнейшему изучению клиента в рамках

предварительного планирования. На этой стадии могут запрашиваться те до-

кументы, которые были указаны выше. Система бухгалтерского учета и

представляемые документы будут исследоваться уже более тщательно. Ре-

зультаты этой стадии в большей части, чем результаты предыдущих стадий,

будут положены в основу общего плана аудита и программы аудита.

По итогам предварительного планирования аудиторская организация

должна принять решение о возможности проведения аудита. При этом если

данные предварительного планирования дают достаточные основания пола-

гать, что аудиторское заключение будет отличаться от положительного, об

этом следует предупредить руководство экономического субъекта. Если в

ходе предварительного планирования была установлена необходимость вос-

становления отдельных разделов учета, это должно оговариваться отдельно.

Для избежания возможных недоразумений следует определить, какие услу-

ги, сопутствующие аудиту, могут оказываться во время проведения проверки

кроме непосредственно самого аудита.

5. Общий план и программа аудита

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская

организация основывается на знаниях, полученных об экономическом субъ-

екте на этапе предварительного планирования

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской орга-

низации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и

аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность досто-

верной. При составлении общего плана и программы аудита следует учи-

тывать степень автоматизации обработки учетной информации. Правильная

оценка автоматизации учетного процесса позволит определить объем и ха-

рактер аудиторских процедур.

При выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и

программе, аудиторская организация является независимой, однако она несет

полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с дан-

ным общим планом и данной программой.

Правило (стандарт) «Планирование аудита» выделяет при плани-

ровании два документа.

Первоначальный документ — общий план. В развитие общего плана

составляется программа аудита.

Общий план служит руководством в осуществлении программы аудита.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и пред-

ставляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для

практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инст-

рукцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей

аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качест-

ва работы.

В программе аудита следует предусмотреть, какие аудиторские проце-

дуры и в каком объеме необходимо выполнить для сбора аудиторских дока-

зательств.

При разработке программы аудита и выбора объектов контроля и ау-

диторских процедур следует учитывать, особенности аудита в России.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов

аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины

и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, до-

кументально отраженные в рабочих документах, являются фактическим ма-

териалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а

также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бух-

галтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа

аудита должны быть оформлены документально и завизированы.

Тема 3.2. Особенности проведения аудита предприятий

и организаций разного вида деятельности.

Вопросы лекции:

1. Цели, задачи, требования осуществления банковского аудита

2. Бухгалтерская финансовая отчетность страховых компаний как объ-

ект аудита. Методика аудита страховых компаний.

3. Аудиторская проверка соблюдения правил организации и ведения

учета операций инвестиционного фонда

4. Аудит услуг, оказанных биржей.

5. Особенности аудита общественных и некоммерческих организаций

Цели, задачи, требования осуществления банковского аудита

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» целью

аудита банка, как и любого другого аудируемого лица, является выражение

мнения о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности и соот-

ветствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Россий-

ской Федерации.

Задачами банковского аудита являются:

· оценка финансового состояния банка, составление заключения о при-

менимости допущения непрерывности его деятельности в течение года, сле-

дующего за отчетным;

· подтверждение соблюдения банком гражданского, налогового, трудо-

вого, учетного законодательства в аудируемом периоде;

· подтверждение достоверности бухгалтерской финансовой ин-

формации, формируемой банком в течение периода на счетах бухгалтерского

учета;

· оценка правильности составления бухгалтерской финансовой отчет-

ности.

Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках банка вместе с

аудиторским заключением подлежат опубликованию в средствах массовой

информации или в специальных изданиях.

Главной правовой основой аудита банков является Федеральный закон от

07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии со ст.

7 названного Федерального закона, бухгалтерская финансовая отчетность

банка подлежит ежегодной обязательной аудиторской проверке.

Если при этом в уставном капитале банка доля государственной собст-

венности и собственности субъекта Российской Федерации составляет не ме-

нее 25%, то заключение договоров, оказание аудиторских услуг должно осу-

ществляться по итогам проведения открытого конкурса, порядок проведения

которого утвержден постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 г. №

409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита», если иное

не установлено федеральным законом. Указанным постановлением Банку

России рекомендовано представлять в Министерство финансов Российской

Федерации информацию о примененных к кредитным организациям (в том

числе к головным кредитным организациям банковских групп) мерах ответ-

ственности за нарушение законодательства Российской Федерации о прове-

дении обязательного аудита, а также о случаях, когда головные организации

(управляющие компании) банковских холдингов не проводили аудит консо-

лидированной отчетности банковских холдингов.

Государственное регулирование аудита кредитных организаций, како-

выми являются банки, осуществляет Министерство финансов РФ.

Действие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» имеет

особенности в применении к отчетности Банка России, в связи с тем, что его

деятельность регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Рос-

сийской Федерации (Банке России)».

Глава 15 ст. 93 этого закона «Аудит Банка России» предусматривает

следующее. Национальный банковский совет до завершения отчетного года

принимает решение об аудиторской проверке годовой финансовой отчетно-

сти Банка России и определяет аудиторскую организацию, имеющую лицен-

зию на осуществление аудита на территории Российской Федерации.

Национальный банковский совет вправе давать рекомендации аудитору

Банка России по вопросам аудиторской проверки годовой финансовой отчет-

ности Банка России, а аудитор Банка России обязан обеспечить выполнение

данных рекомендаций.

В связи с тем, что банк оперирует денежными средствами —наиболее

ликвидными активами своих клиентов, в международной и российской прак-

тике деятельности кредитных организаций принято проводить обязательный

ежегодный независимый аудит их бухгалтерской финансовой отчетности.

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности коммерческого банка,

начиная с отчетности за 2004 г., должен проводиться с учетом требований

Международных стандартов финансовой отчетности. В настоящее время раз-

рабатывается методика аудита коммерческого банка, учитывающая эти требо-

вания.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 220.