Аудиторская фирма должна представить экономическому субъекту в
сроки, согласованные с этим субъектом, не менее двух первых экземпляров
аудиторского заключения. Каждый экземпляр вместе с приложенной к нему
бухгалтерской отчетностью является единым целым и должен быть сброшю-
рован.
Экономический субъект несет ответственность за предоставление ко-
пий аудиторского заключения заинтересованным лицам, включая учредите-
лей, налоговые органы.
Заинтересованные пользователи, включая налоговые и иные государст-
венные органы, не имеют права требовать от аудиторской фирмы, а аудитор-
ская фирма не обязана представлять каким-либо пользователям копии ауди-
торского заключения целиком или в какой-либо части, кроме случаев, уста-
новленных законодательством РФ.
Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответ-
ственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудитор-
ской фирмы лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для
лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификаци-
онного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в
соответствии с законодательством РФ.
Раздел 3. Особенности технологии аудиторских прове-
рок в организациях разных отраслей, организационно-
производственной структуры и правовых форм. Выбор ос-
новных направлений аудиторской проверки.
Тема 3.1. Методика и технология проведения подтвер-
ждающего, советующего аудита, а также аудита сопровож-
дения
Вопросы лекции:
1. Разработка методики аудиторской проверки
2. Подготовка аудиторской проверки
3. Место планирования в проведении подтверждающего аудита
4. Составные части планирования
5. Общий план и программа аудита
Разработка методики аудиторской проверки
При аудиторской экспертизе бухгалтерской и финансовой отчетности
не могут быть использованы методики и рекомендации, разработанные в
других странах, из-за особенностей ведения бухгалтерского учета и отличий
финансового права России.
По каждому виду аудиторской деятельности требуется детализация по-
зиций аудита в нормах, методиках и стандартах, призванных решать методи-
ческие, этические и другие проблемы, с которыми сталкивается аудитор.
Предлагаемая рабочая методика аудиторской проверки достоверности
отчетности экономических субъектов имеет практическую значимость для
аудиторов как внешних, при их проверках достоверности отчетности юриди-
ческих лиц, так и внутренних, при осуществлении плановых проверок под-
разделений, подготовки своих предприятий к независимым внешним ауди-
торским проверкам.
Необходимость разработки данной рабочей методики определяется ря-
дом обстоятельств:
-потребностью пользователей (внешних и внутренних) в аудиторской
удостоверенной финансовой информации;
-необходимостью введения требований об обязательном аудиторском
удостоверении достоверности отчетности, зафиксированных в ряде норма-
тивных документов;
-обеспечением через использование методики адекватного, глубокого и
доказательного проведения аудиторской проверки и точного представления
ее результатов.
Целью аудиторской проверки является экспертиза и подтверждение
достоверности и реальности бухгалтерского баланса, отчета о финансовых
результатах и другой бухгалтерской отчетности предприятия.
В ходе проверки аудитор решает следующие задачи:
-определяет достоверность финансовых результатов деятельности
предприятия и их использования, оценивает финансовое состояние предпри-
ятия;
-устанавливает согласованность баланса с Главной книгой, формами
Годового отчета;
-дает аудиторское заключение о достоверности публикуемой от-
четности, излагает в его общей части результаты проверки состояния внут-
реннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности, а также соблюдения
экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-
хозяйственных операций.
Методика включает следующие разделы:
1. Подготовка аудиторской проверки.
2. Нормативно-правовое обеспечение, внутрихозяйственные рег-
ламенты.
3. План работы аудитора.
4. Порядок проведения проверки (методы, систематизация материалов
для заключения и предложений).
5. Обсуждение предварительных результатов проверки с руководством
экономического субъекта.
6. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности.
Подготовка аудиторской проверки
Подготовка аудиторской проверки— обязательный раздел рабочего
внутреннего стандарта. В нем регламентируются факторы, обеспечивающие
обоснованность календарно-тематического плана. В ходе подготовительной
работы аудитор выполняет следующее:
-устанавливает основные параметры состояния и деятельности ауди-
руемого предприятия, соответствие их уставу и законодательству. На основе
изучения данных годового отчета, положений об организации производства и
управления, устава предприятия, пояснительной записки к годовому отчету
проводит анализ организации производства и управления, специализации
экономического субъекта, состояния внутреннего контроля, уровня квалифи-
кации кадров;
-осуществляет подбор необходимых законодательных и нормативных
актов, инвентаризирует внутрихозяйственные регламенты на предмет их со-
ответствия государственным нормативным актам и задачам, стоящим перед
предприятием;
-оценивает факторы и зоны повышенного риска по статьям и разделам
баланса. Данная работа проводится на основе опыта предыдущих аналогич-
ных проверок в данном и других предприятиях, результатов предварительно-
го анализа организации учета, финансового положения, визуальной и счет-
ной проверки статей баланса, анализа учетной работы;
-уточняет объекты проверки, программно-календарный план проведе-
ния аудиторской экспертизы.
Наметив объекты проверки, аудитор составляет план работы, который
прилагается к договору на проведение экспертизы. План работы аудитора от-
ражает основные позиции проверки в соответствии с задачами, перечень ау-
диторских свидетельств по каждому объекту проверки. План работы регла-
ментирует объекты, сроки проведения проверки, содержит календарный гра-
фик работ с указанием примерной трудоемкости участков проверки, состава
аудиторов и других факторов.
3. Место планирования в проведении подтверждающего аудита
В правилах (стандартах) аудиторской деятельности содержатся по-
ложения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки
систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказатель-
ных материалов и других необходимых процедур, связанных с аудитом фи-
нансовой отчетности.
Планирование аудита начинается еще до написания письма-
обязательства и заключения договора с экономическим субъектом о проведе-
нии аудиторской проверки, что обусловливает специфический характер ряда
процедур, выполняемых на этом этапе.
Оно состоит в разработке аудиторской организацией общего плана ау-
дита с указанием ожидаемого объема работы, графиков и сроков проведения
аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем,
виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необхо-
димых для формирований аудиторской организацией объективного и обос-
нованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Процесс планирования аудита проходит несколько этапов:
-предварительное планирование;
-подготовка и составление общего плана;
-подготовка и составление программы.
В ходе планирования следует соблюдать ряд принципов, к которым от-
носятся комплексность, непрерывность и оптимальность.
Под комплексностью понимается взаимосвязь и согласованность всех
этапов планирования. Непрерывность подразумевает установление сопря-
женных заданий группе аудиторов и увязку этапов планирования по срокам и
смежным хозяйствующим субъектам. Оптимальность заключатся в вариант-
ности планирования для возможного выбора наилучшего варианта общего
плана и программы аудита на основании критериев, определенных аудитор-
ской организацией.
Планированию обычно уделяется наибольшая доля времени (при по-
вторном аудите — 5—10%, при первичном аудите — 20—25% и более), ко-
торое затрачивается на аудиторскую проверку, хотя масштабы планирования
в каждом конкретном случае зависят от условий работы с клиентом. Затраты
времени и сил на качественное планирование работ впоследствии компенси-
руются за счет уменьшения затрат времени и средств непосредственно на
проверку. Хорошо спланированный аудит является залогом надежных ре-
зультатов проверки.
4. Составные части планирования
Предварительное планирование. Этап предварительного планирования
предшествует написанию письма-обязательства и заключению договора на
проведение аудиторской проверки. На этом этапе происходит знакомство ау-
диторской организации с ее потенциальным клиентом и осуществляется
предварительное изучение клиента.
На стадии предварительного планирования изучается достаточно ши-
рокой круг вопросов, в частности:
-влияние внешних факторов на хозяйственную деятельность эко-
номического субъекта (наличие нормативных актов, регулирующих узкоспе-
циальные вопросы деятельности экономического субъекта;
-положение в отрасли, к которой он относится; ситуация на междуна-
родных рынках, если деятельность субъекта существенно зависит от экс-
портно-импортных операций, и т.д.);
-влияние внутренних факторов на хозяйственную деятельность;
-организационно-производственная и организационно-управленческая
структура экономического субъекта;
-структура уставного капитала и состав учредителей;
-виды производственной деятельности и номенклатура выпускаемой
продукции;
-технологические особенности производства продукции;
-уровень рентабельности;
-основные покупатели и поставщики экономического субъекта;
-порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении органи-
зации;
-существование дочерних и зависимых организаций;
-система внутреннего контроля экономического субъекта;
-принципы формирования оплаты труда и премирования персонала.
Предварительное планирование, в свою очередь, может быть разбито
на ряд стадий. Переход к каждой последующей стадии осуществляется в слу-
чае получения положительных результатов на предыдущей стадии.
К первой стадии можно отнести первоначальные переговоры с ру-
ководством экономического субъекта. На этой стадии происходит пер-
воначальное знакомство обеих сторон, определяются основные цели и задачи
проводимого аудита. При этом следует сразу подчеркнуть, что все догово-
ренности носят предварительный характер. На этой стадии можно оценить
открытость руководства экономического субъекта, его готовность к пред-
ставлению информации на этапе предварительного планирования. На этой же
стадии получается первоначальное представление о бизнесе клиента, о соста-
ве бухгалтерии организации. Первый этап может занимать несколько часов.
Вторую стадию можно охарактеризовать как предварительное изу-
чение бизнеса и документов клиента на предварительном этапе плани-
рования. На этой стадии оценивается в общем состояние бухгалтерского уче-
та в организации, состояние документооборота, бухгалтерская и статистиче-
ская отчетность. Вторая стадия занимает несколько большее время по срав-
нению с первой и может длится от нескольких часов до 1—2 дней в зависи-
мости от объема фирмы. По итогам второй стадии аудиторская фирма может
сделать предварительные выводы о состоянии учета в организации и объема
проверки. Следует отметить, что в дальнейшем эта оценка будет постоянно
уточняться. Причем это должны учитывать не только аудиторы, но это сле-
дует довести до руководства экономического субъекта.
По итогам первой и второй стадии, если аудиторская фирма считает
возможным проведение аудита, следует переходить к третьей стадии.
К моменту начала третьей стадии закончился этап предварительного
знакомства сторон. На этой стадии аудиторская фирма может сформулиро-
вать более точные требования по дальнейшему изучению клиента в рамках
предварительного планирования. На этой стадии могут запрашиваться те до-
кументы, которые были указаны выше. Система бухгалтерского учета и
представляемые документы будут исследоваться уже более тщательно. Ре-
зультаты этой стадии в большей части, чем результаты предыдущих стадий,
будут положены в основу общего плана аудита и программы аудита.
По итогам предварительного планирования аудиторская организация
должна принять решение о возможности проведения аудита. При этом если
данные предварительного планирования дают достаточные основания пола-
гать, что аудиторское заключение будет отличаться от положительного, об
этом следует предупредить руководство экономического субъекта. Если в
ходе предварительного планирования была установлена необходимость вос-
становления отдельных разделов учета, это должно оговариваться отдельно.
Для избежания возможных недоразумений следует определить, какие услу-
ги, сопутствующие аудиту, могут оказываться во время проведения проверки
кроме непосредственно самого аудита.
5. Общий план и программа аудита
Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская
организация основывается на знаниях, полученных об экономическом субъ-
екте на этапе предварительного планирования
При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской орга-
низации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и
аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность досто-
верной. При составлении общего плана и программы аудита следует учи-
тывать степень автоматизации обработки учетной информации. Правильная
оценка автоматизации учетного процесса позволит определить объем и ха-
рактер аудиторских процедур.
При выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и
программе, аудиторская организация является независимой, однако она несет
полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с дан-
ным общим планом и данной программой.
Правило (стандарт) «Планирование аудита» выделяет при плани-
ровании два документа.
Первоначальный документ — общий план. В развитие общего плана
составляется программа аудита.
Общий план служит руководством в осуществлении программы аудита.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и пред-
ставляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для
практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инст-
рукцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей
аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качест-
ва работы.
В программе аудита следует предусмотреть, какие аудиторские проце-
дуры и в каком объеме необходимо выполнить для сбора аудиторских дока-
зательств.
При разработке программы аудита и выбора объектов контроля и ау-
диторских процедур следует учитывать, особенности аудита в России.
В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов
аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины
и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, до-
кументально отраженные в рабочих документах, являются фактическим ма-
териалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а
также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бух-
галтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа
аудита должны быть оформлены документально и завизированы.
Тема 3.2. Особенности проведения аудита предприятий
и организаций разного вида деятельности.
Вопросы лекции:
1. Цели, задачи, требования осуществления банковского аудита
2. Бухгалтерская финансовая отчетность страховых компаний как объ-
ект аудита. Методика аудита страховых компаний.
3. Аудиторская проверка соблюдения правил организации и ведения
учета операций инвестиционного фонда
4. Аудит услуг, оказанных биржей.
5. Особенности аудита общественных и некоммерческих организаций
Цели, задачи, требования осуществления банковского аудита
Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» целью
аудита банка, как и любого другого аудируемого лица, является выражение
мнения о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности и соот-
ветствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Россий-
ской Федерации.
Задачами банковского аудита являются:
· оценка финансового состояния банка, составление заключения о при-
менимости допущения непрерывности его деятельности в течение года, сле-
дующего за отчетным;
· подтверждение соблюдения банком гражданского, налогового, трудо-
вого, учетного законодательства в аудируемом периоде;
· подтверждение достоверности бухгалтерской финансовой ин-
формации, формируемой банком в течение периода на счетах бухгалтерского
учета;
· оценка правильности составления бухгалтерской финансовой отчет-
ности.
Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках банка вместе с
аудиторским заключением подлежат опубликованию в средствах массовой
информации или в специальных изданиях.
Главной правовой основой аудита банков является Федеральный закон от
07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии со ст.
7 названного Федерального закона, бухгалтерская финансовая отчетность
банка подлежит ежегодной обязательной аудиторской проверке.
Если при этом в уставном капитале банка доля государственной собст-
венности и собственности субъекта Российской Федерации составляет не ме-
нее 25%, то заключение договоров, оказание аудиторских услуг должно осу-
ществляться по итогам проведения открытого конкурса, порядок проведения
которого утвержден постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 г. №
409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита», если иное
не установлено федеральным законом. Указанным постановлением Банку
России рекомендовано представлять в Министерство финансов Российской
Федерации информацию о примененных к кредитным организациям (в том
числе к головным кредитным организациям банковских групп) мерах ответ-
ственности за нарушение законодательства Российской Федерации о прове-
дении обязательного аудита, а также о случаях, когда головные организации
(управляющие компании) банковских холдингов не проводили аудит консо-
лидированной отчетности банковских холдингов.
Государственное регулирование аудита кредитных организаций, како-
выми являются банки, осуществляет Министерство финансов РФ.
Действие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» имеет
особенности в применении к отчетности Банка России, в связи с тем, что его
деятельность регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Рос-
сийской Федерации (Банке России)».
Глава 15 ст. 93 этого закона «Аудит Банка России» предусматривает
следующее. Национальный банковский совет до завершения отчетного года
принимает решение об аудиторской проверке годовой финансовой отчетно-
сти Банка России и определяет аудиторскую организацию, имеющую лицен-
зию на осуществление аудита на территории Российской Федерации.
Национальный банковский совет вправе давать рекомендации аудитору
Банка России по вопросам аудиторской проверки годовой финансовой отчет-
ности Банка России, а аудитор Банка России обязан обеспечить выполнение
данных рекомендаций.
В связи с тем, что банк оперирует денежными средствами —наиболее
ликвидными активами своих клиентов, в международной и российской прак-
тике деятельности кредитных организаций принято проводить обязательный
ежегодный независимый аудит их бухгалтерской финансовой отчетности.
Аудит бухгалтерской финансовой отчетности коммерческого банка,
начиная с отчетности за 2004 г., должен проводиться с учетом требований
Международных стандартов финансовой отчетности. В настоящее время раз-
рабатывается методика аудита коммерческого банка, учитывающая эти требо-
вания.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 220.