Сущность и элементы системы внутреннего контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система бухгалтерского учета – это упорядоченная система сбора, ре-

гистрации и обобщения информации в денежном и (или) количественном

выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем

сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций

и других событий.

Система внутреннего контроля – это совокупность организационных

мер, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта

в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйствен-

ной финансово-хозяйственной деятельности, обеспечение сохранности акти-

вов, выявление, исправления и предотвращения ошибок и искажений инфор-

мации, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчет-

ности.

Система внутреннего контроля включает:

1. Контрольную среду – осведомленность и действия руководства эко-

номического субъекта, направленные на установление и поддержание систе-

мы внутреннего контроля.

2. Процедуры контроля – методы, принятые руководством для дости-

жения конкретных целей.

Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего

Контроля в ходе аудита

В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в системе

бухгалтерского учета, которая применяется на проверяемом экономическом

субъекте, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе ко-

торых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предпо-

лагаемых аудиторских процедур.

Масштаб и особенности системы внутреннего контроля должны соот-

ветствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятель-

ности.

Аудитор в ходе аудиторской проверки обязан получить достаточную

убежденность в том, что система бухгалтерского учета достаточно отражает

хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта.

Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать

формированию такой убежденности.

Если аудитор убеждается, что он может опереться на соответствующие

средства контроля, он получает возможность проводить аудиторские проце-

дуры менее детально, чем он делал бы в противном случае, а также может

внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур и в предпола-

гаемые затраты времени на их осуществление.

Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета, изуче-

ние и оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке

документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской про-

верки.

При проведении документирования этой работы рекомендуется ис-

пользовать типовые формы:

1. перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего

персонала и работников бухгалтерии,

2. специальные бланки и проверочные листы,

3. перечни замечаний, протоколы, акты, блок-схемы, графики.

Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и

порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего

контроля, планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от ре-

зультатов изучения и оценки.

Все требования, предъявляемые к изучению и оценке системы бухгал-

терского и внутреннего контроля изложены в федеральном стандарте № 8

«Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый ауди-

руемым лицом».

Для оценки надежности внутрихозяйственного контроля процедуры

контроля должны быть направлены на предотвращение, выявление и исправ-

ление ошибок и искажений, которые могут возникнуть в ходе учета хозяйст-

венных операций. Рекомендуется проводить процедуры оценки по семи ос-

новным направлениям: реальность, полнота, разрешение, точность, класси-

фикация, учет, периодизация.

Тема 2.4. Организация аудиторской проверки и ауди-

торские процедуры

Вопросы лекции:

1. Рабочие документы аудитора. Требования, предъявляемые к рабо-

чим документам аудитора.

2. Аудиторские ___________процедуры. Методы аудиторской проверки.

3. Мошенничество и ошибки в аудите

4. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчет-

ности

5. Аудиторские доказательства

6. Источники и методы получения аудиторских доказательств

7. Контроль качества выполнения аудиторских процедур

Рабочие документы аудитора. Требования, предъявляемые к ра-

Бочим документам аудитора.

Рабочие документы аудитора: это совокупность материальных носите-

лей информации, которая составляется аудитором.

Виды рабочих документов:

1. Непрерывно ведущиеся документы - они накапливаются аудито-

ром, осуществляющим в течение многих лет аудит одного и того же клиента.

2. Аудиторские административные документы – они составляются на

стадии планирования проверки.

3. Документы, содержащие аудиторскую информацию – они содержат

информацию по основным вопросам проверки, записи о выполненных про-

цедурах, собранная информация и решения, принятые в ходе проверки и т.д.

Требования, предъявляемые к рабочим документам:

1. Четкость, ясность, аккуратность оформления.

2. Каждый документ должен быть полным с учетом того, чтобы можно

было содержащуюся в нем информацию рассматривать отдельно от других

документов.

3. В каждом документе должна быть ссылка на первичные документы

или другие рабочий документ.

4. В каждом документе должны отражаться данные, необходимые для

подтверждения идентичности статей баланса и статей отчета о финансовых

результатах и выводы аудиторов.

5. Каждый документ должен быть пронумерован, иметь название, со-

держание документа должно соответствовать наименованию, содержать ини-

циалы аудиторов, выполнявших работу, зафиксированную в рабочих доку-

ментах, иметь дату выполнения работы.

2. Аудиторские процедуры. Методы аудиторской проверки.

Аудиторская процедура – определенный порядок и последовательность

действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств

на конкретном участке аудита.

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения сле-

дующих процедур проверки по существу:

1. инспектирование. Инспектирование представляет собой проверку

записей, документов или материальных активов.

2. наблюдение. Наблюдение представляет собой отслеживание ау-

дитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами.

3. запрос. Запрос представляет собой поиск информации у осведом-

ленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица.

4. подтверждение. Подтверждение представляет собой ответ на за-

прос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях.

5. пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица).

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в

первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором

самостоятельных расчетов.

6. аналитические процедуры. Аналитические процедуры представ-

ляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследова-

ние важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого ау-

дируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отра-

женных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин

таких ошибок и искажений.

Метод аудита – это совокупность приемов, с помощью которых оцени-

вается состояние изучаемых объектов. Многообразные приемы можно объе-

динить в три группы: определение реального состояния объектов, анализ,

оценка.

Приемы первой группы – это осмотр, пересчет, измерение, позволяю-

щие определить количественное состояние объекта; лабораторный анализ,

цель которого – определение качественного состояния объекта; запрос, до-

кументальная проверка.

Для сравнения отдельных показателей отчетности используются анали-

тические процедуры (приемы второй группы).

Приемы третьей группы – это оценка прошлого, настоящего и будуще-

го состояния объектов аудита, логическое завершение процесса сопоставле-

ния.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 275.