Твердость на поверхности зубьев колеса | Значения для схемы передачи | |||||||
0,15 | £ 350 НВ > 350 НВ | 1,17 1,43 | 1,12 1,24 | 1,05 1,11 | 1,03 1,08 | 1,02 1,05 | 1,02 1,02 | 1,01 1,01 |
0,2 | £ 350 НВ > 350 НВ | 1,27 — | 1,18 1,43 | 1,08 1,20 | 1,05 1,13 | 1,04 1,08 | 1,03 1,05 | 1,02 1,02 |
0,25 | £ 350 НВ > 350 НВ | 1,45 — | 1,27 — | 1,12 1,28 | 1,08 1,20 | 1,05 1,13 | 1,03 1,07 | 1,02 1,04 |
0,35 | £ 350 НВ > 350 НВ | — — | — — | 1,15 1,38 | 1,10 1,27 | 1,07 1,18 | 1,04 1,11 | 1,02 1,06 |
0,4 | £ 350 НВ > 350 НВ | — — | — — | 1,18 1,48 | 1,13 1,34 | 1,08 1,25 | 1,06 1,15 | 1,03 1,08 |
0,45 | £ 350 НВ > 350 НВ | — — | — — | 1,23 | 1,17 1,42 | 1,12 1,31 | 1,08 1,20 | 1,04 1,02 |
0,5 | £ 350 НВ > 350 НВ | — — | — — | 1,28 — | 1,20 — | 1,15 — | 1,11 1,26 | 1,06 1,16 |
- коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружении, вызванную прежде всего ошибками шагов зацепления и погрешностями профилей зубьев шестерни и колеса. Значения принимают по табл.3.9 в зависимости от степени точности передачи по нормам плавности, окружной скорости и твёрдости рабочих поверхностей.
- приведённый модуль упругости; Е1, (МПа) – модуль упругости материала шестерни; Е2, (МПа) – модуль упругости материала колеса.
- допустимое напряжение (3.9)
- коэффициент ширины венца колеса по межосевому расстоянию, в – ширина венца колеса, мм.
Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию рекомендуется принимать:
- для зубчатых колёс из улучшенных сталей при несимметричном расположении относительно опор – 0,315…0,4;
- для зубчатых колёс из закаленных сталей – 0,25…0,315; при симметричном расположении относительно опор – 0,4…0,5;
- для передвижных колёс коробок скоростей – 0,1…0,2.
Стандартные значения коэффициента по ГОСТ2185-6в: 0,1; 0,125; 0,16; 0,2; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63.
Таблица 3.9
Значения коэффициента и
Степень точности ГОСТ 1643-81 | Твёрдость на поверхности зубьев колеса | Значения при V, м/с | ||||
> 350 НВ | ||||||
£ 350 НВ | ||||||
> 350 НВ | ||||||
£ 350 НВ | ||||||
> 350 НВ | ||||||
£ 350 НВ | ||||||
> 350 НВ | ||||||
£ 350 НВ |
Примечание: В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе для косозубых колёс.
Расчётный вращающий момент на шестерне:
(3.34)
где - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в передаче. При предварительных расчёта принимают:
- для передач 8-й степени точности и окружной скорости V = 1…6 м/с
– 1,3…1,5
- для передач 7-й степени точности и окружной скорости V = 6…12 м/с
– 1,2…1,4
Вычисленное значение межосевого расстояния округляют до ближайшего большего числа, кратного пяти, или по ряду размеров Ra 40. При крупносерийном производстве редукторов округляют до ближайшего стандартного значения по ГОСТ 2185-66: 40; 50; 63; 71; 80; 90; 1000; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 260; 280; 300; 320; 340; 360; 180; 400.
Вычисляют модуль зацепления:
для закрытых передач
(3.35)
для открытых передач
(3.36)
где z1 ³ 17 – число зубьев шестерни;
z2 = uz1 – число зубьев колеса.
= 5,8 для косозубых и шевронных передач, для прямозубых = 6,8
- делительный диаметр колеса, мм;
- ширина венца колеса, мм.
- допустимое напряжение изгиба материала колеса с менее прочным зубом, МПа;
Т2 – вращающий момент на валу колеса, .
Полученные значения модулей округляют до стандартного m(мм) из ряда чисел (ряд 1 следует предпочитать ряду 2);
Ряд 1, мм …1,0; 1,25; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0; 8,0.
Ряд 2, мм …1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7,0; 9,0.
Значение модулей при твёрдости £ 350 НВ и мм при твёрдости ³ 40 HRC для силовых передач использовать нежелательно.
В открытых зубчатых передачах расчётное значение модуля m рекомендуется увеличить на 30% из-за повышенного изнашивания зубьев.
Минимальный угол наклона зубьев косозубых колёс
(3.37)
шевронных колёс
Суммарное число зубьев (3.38)
Полученное значение округляют в меньшую сторону до целого числа и определяют действительное значение угла наклона зуба:
(3.39)
Для косозубых колёс - , для шевронных - .
Число зубьев шестерни
(3.40)
Значение округляют в большую сторону до целого числа.
Для прямозубых колёс ; для косозубых и шевронных
При необходимости нарезания колеса <17 передачу выполняют со смещением исходного контура для исключения подрезания зубьев и повышения их изломной прочности. Коэффициент смещения
(3.41)
Для колеса внешнего зацепления ; для колеса внутреннего зацепления
Число зубьев колеса внешнего зацепления ;
внутреннего зацепления .
Фактическое передаточное число .
Фактические значения передаточных чисел не должны отличаться от номинальных более чем на: 3% - для одноступенчатых, 4% - для двухступенчатых и 5% - для многоступенчатых передач.
Проверяют фактическое межосевое расстояние:
- для прямозубых передач
(3.42)
- для косозубых передач
(3.43)
Вычисляют основные геометрические размеры шестерни и колеса, мм.
Делительные диаметры d:
Шестерни …
Колёса внешнего зацепления …
Колёса внутреннего зацепления …
Диаметры окружностей вершин da и впадин df зубьев колёс внешнего зацепления:
;
;
;
;
колёс внутреннего зацепления:
;
;
;
;
,
где x1 и x2 коэффициенты смещения у шестерни и колеса; - коэффициент воспринимаемого смещения;
а – делительное межосевое расстояние: .
Дата: 2016-10-02, просмотров: 279.