На усталость зубчатых передач
Допустимые контактные напряжения при расчёте зубчатых передач на усталость определяется по формуле:
. (3.4)
В этой формуле отсутствуют коэффициенты по ГОСТ 21354-75, учитывающие влияние шероховатости, смазочного материала, скорости и размеров колес, которые для распространенных на практике показателей близки к единице.
Предел контактной выносливости поверхностей зубьев зависит от твердости поверхности. Его выбирают по таблице 3.4.
Таблица 3.4
Значения
Термическая обработка | Твёрдость поверхностей зубьев | , МПа |
Нормализация, улучшение | НВ £ 350 | 2НВ + 70 |
Объёмная закладка | HRC 40…50 | 18HRC + 150 |
Окончание таблицы 3.4
Поверхностная закладка | HRC 40…56 | 17HRC + 200 |
Цементация, нитроцементация | HRC 54…64 | 23HRC |
Азотирование | HRC 50…67 |
Коэффициент безопасности при нормализации, улучшения или объемной закалке и , при поверхностной закалке, цементации или азотировании.
Коэффициент долговечности при переменных режимах нагрузки, обусловленных графиком нагрузки, рассчитывается по эквивалентному числу циклов
. (3.5)
В этой формуле базовое число циклов напряжений , зависящее от твердости поверхности зубьев, определяют по таблице 3.5.
, (3.6)
где n – частота вращения колеса, мин-1; t – полный срок службы, ч., с – число зацеплений.
При переменной нагрузке (см. график нагрузки на бланке задания) эквивалентное число циклов служит для приведения различных моментов Т, каждый из которых действует в течение времени t, к какому-либо постоянному моменту, который и принимают в качестве расчетного.
За расчетный чаще всего принимают момент Т1 (см. график нагрузки), хотя иногда рекомендуется брать Тmax. Пиковые моменты Tmax действуют непродолжительное время (как правило, в период пуска), и вследствие малого числа циклов не вызывают усталости. По этим моментам проверяют максимальные напряжения при перегрузке зубьев.
Эквивалентное число циклов напряжений при расчете на контактную прочность:
(3.7)
Таблица 3.5
Значение циклов NH0
Средняя твёрдость поверхностей зубьев | НВср | |||||||||
HRCЭср | — | |||||||||
NH0, млн. циклов | 16,5 | 36,4 |
Преобразуем эту формулу при трехступенчатом графике нагрузки, вынося за знак суммы частоту вращения n вследствие незначительного ее изменения при нагружении электродвигателя различными по значению моментами. Тогда:
, (3.8)
где c – число зацеплений зуба за один оборот колеса;
n – частота вращения рассчитываемого зубчатого колеса, мин-1;
Т1...Т3 – вращающие моменты, передаваемые в течение времени t1...t3 (или ); t1...t3 - время действия моментов T1...Т3, ч.
Далее определяют допустимые напряжения шестерни и колеса , отдельно вычисляют NHE [формула (3,7)], КHL [формула (3.5)] и допустимое напряжение [формула (3.4)]. После этого в качестве расчетного напряжения принимают: для прямозубых передач – меньшее из них, для косозубых передач, у которых зубья шестерни гораздо тверже зубьев колеса:
, (3.9)
Прочность зубьев по пиковым пусковым нагрузкам проверяют по формуле:
, (3.10)
где – допустимое напряжение, принятое в качестве расчётного, МПа;
Тmax –максимальный пиковый момент, (или );
Т1 – расчётный момент, (или ).
Максимальное допустимое напряжение при перегрузках определяют по следующим формулам:
при НВ £ 350 (нормализация, улучшение):
, (3.11)
где – предел текучести, МПа;
при НВ > 350 (объёмная закалка, закалка ТВЧ, цементация):
, (3.12)
при азотировании:
, (3.13)
Эти формулы используют для расчёта размеров зубьев отдельно шестерни и колеса. Расчёт предпочтительно начинать с тихоходной пары, так как в большинстве случаев практики для быстроходной пары NHE > NH0, KHL = 1, что упрощает расчёт.
Допускаемые контактные напряжения при расчёте
Дата: 2016-10-02, просмотров: 277.