Вопрос: Как можно сравнивать с человеком неживой, растительный и животный уровни?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дело в том, что все эти свойства – как во внешней природе, так и во внутренней – проистекают из нашего Корня. Он создал нас так, что мы проходим пять стадий развития – от света до желания к Нему. В соответствии с этим происходит развитие любой части творения, в любом месте и в любом состоянии.

Становление проходит только человек. Ни неживой, ни растительный, ни животный уровни не развиваются. Изменения в них происходят лишь в той мере, в какой они включены в человека, развивающегося в соответствии со своим свободным выбором. Только человек имеет особую цель и развивается по заранее определенным ступеням. Все остальное творение помогает ему, и поскольку включено в одну систему с человеком, поднимается и опускается вместе с ним.

Вопрос: Мы говорим, что цель человекадостичь осознания зла, но осознания зла намерения. Как человек может научиться ненавидеть намерение?

Каббала учит, что мы должны сосредоточиться только на намерении. Однако мы сами непосредственно не можем его изменить. Мы родились такими, что намерение, с которым производятся любые наши действия – личная выгода. Следовательно, мы должны изменить свое намерение так, чтобы каждое наше действие совершалось ради Творца.

Для этого мне нужны предварительные данные:

Я должен знать: кто такой Творец, что Он от меня хочет, как я связан с Ним, почему я должен уподобиться Его свойствам. Я должен проверить свое сегодняшнее состояние и прийти к осознанию зла. Я должен осознать, что уподобление Творцу – это хорошо. Я должен увидеть свою природу, должен понять, что не способен изменить себя самостоятельно, что для этого мне необходима особая Высшая сила – свет, возвращающий к Источнику. Затем, я должен осознать, как повлиять на эту силу, притянуть ее к себе, чтобы она воздействовала на меня правильным образом? Так начинается работа человека, при условии, что он перестает быть озабоченным своим желанием и переходит к намерению.

4.7. Заключение

 

После проведенного исследования основных положений каббалы становится ясно, что это – особая наука, гармонично сочетающая в себе соотношение рационального и иррационального знания. Хотя в отличие от академических наук, она и раскрывает перед нами Высший, иррациональный мир, но исследует его, используя те же законы и аналогичный подход, что и они. Что имеется в виду? Путь научного эмпирического опыта. Когда исследователь-каббалист изучает законы управления Высшей силы и одновременно начинает раскрывать на себе ее проявление, он входит в осознанное взаимодействие с исследуемым материалом.

Однако что же делает каббалу уникальной, чем она отличается от всех других методов познания, используемых человеком? Ее особенность состоит в том, что человек посредством каббалы познает Высшую часть мироздания, откуда все там происходящее спускается в этот мир, одевается в наши пять органов чувств и начинает ощущаться и восприниматься нами как реальность этого мира.

То есть, в традиции каббалистической науки мы можем постигать мироздание в самих его корнях. Это отнюдь не постижение еще одной дополнительной части реальности. Это мироздание на том уровне, на каком оно находится до того, как эта реальность нисходит к нам. Однако это не означает, что человек заранее постигает действительность еще до того, как она проявилась в нашем мире, и у него нет никакой власти над ней. Под раскрытием предыдущего уровня, до того как он становится нашей действительностью, каббалист имеет ввиду возможность научиться управлять событиями, прежде чем они облачатся в материальный мир, за счет личного включения в Высшую реальность. Мы будто поднимаемся в центр управления, откуда осуществляется весь контроль за нашей действительностью.

Человек возвышается над собой, переходя с уровня творения на уровень Творца — туда, откуда исходят все силы, чтобы затем облачиться в материю нашего мира, проявиться как конкретные события и факты. Если там, в самом их источнике нам удастся изменить наше отношение к ним (не сами силы, а именно наше отношение к ним), то, облачившись в материю нашего мира, они будут восприниматься нами совершенно по-иному.

 

Тест

 

 

Для чего созданы миры, ступени, сокращения?

а. – для исправления человека;

б. – для изучения их человеком;

в. – для изоляции человека;

г. – для страданий человека.

 

Какие два вида света есть в десяти сфирот?

а. – нэфеш и руах;

б. – хохма и хасадим;

в. – прямой и отраженный;

г. – есть только один вид.

 

За счет чего осуществляется контакт между ступенями?

а. – часть высшей ступени входит в низшую;

б. – часть низшей ступени входит в высшую;

в. – ступени не контактируют друг с другом;

г. – за счет изучения ступеней.

 

Какой вид анализа используется человеком на пути исправления?

а. – логический;

б. – «горько» и «сладко»;

в. – правда и ложь;

г. – отказ от анализа.

 

Дополнительный материал

По­сти­же­ние един­ст­ва ми­ро­зда­ния

4.9.1. Цель тво­ре­ния

Ес­ли Выс­шая си­ла создала нас, зна­чит, у нее была совершенно конкретная цель, то, ради че­го она это осуществила. Из все­го раз­но­об­ра­зия дей­ст­ви­тель­но­сти, по­ро­ж­ден­ной Выс­шим управ­ле­ни­ем, осо­бую важ­ность пред­став­ля­ет со­бой способность ра­зум­но мыслить, дан­ная, ис­клю­чи­тель­но, че­ло­ве­ку – ощущение, бла­го­да­ря ко­то­ро­му он чувствует стра­да­ния ближ­не­го. По­это­му, ес­ли у Выс­шей управ­ляю­щей си­лы была цель тво­ре­ния, то объ­ек­том ее яв­лял­ся че­ло­век. Все мироздание создано толь­ко ра­ди того, чтобы он дос­тиг сво­его пред­на­зна­че­ния – начал ощу­щать управ­ляю­щую им Выс­шую си­лу, так же, как воспринимает все, что его окружает.

Че­ло­век яв­ля­ет­ся цен­тром тво­ре­ния, по­то­му что в нем присутствует наиболь­шее же­ла­ние на­сла­дить­ся, и в силу того, что он по всем сво­им свой­ст­вам раз­вит боль­ше ос­таль­ных творений (мы не принимаем в рас­чет, пло­хими или хо­ро­шими являются эти свой­ст­ва, мы го­во­рим о сте­пе­ни их раз­ви­тия, воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния, потенциале, который в них заложен).

Глав­ное, что от­ли­ча­ет че­ло­ве­ка от всех ос­таль­ных творений (в ча­ст­но­сти, от жи­вот­ных) – это способность к ощу­ще­нию ближ­не­го. Ес­ли че­ло­век, дей­ст­ви­тель­но, хо­чет под­нять­ся вы­ше уров­ня жи­вот­но­го, он должен ис­поль­зо­вать это един­ст­вен­ное от­ли­чие.

Именно ощу­ще­ние ближ­не­го вы­зы­ва­ет в нас стрем­ле­ние к бо­гат­ст­ву, к сла­ве, к зна­ни­ям – это об­ще­ст­вен­ные же­ла­ния, возникающие под влия­ни­ем социума. Ес­ли бы мы не на­хо­ди­лись в об­ще­ст­ве себе подобных, а жи­ли изо­ли­ро­ван­но, то такие же­ла­ния у нас не появлялись бы.

Же­ла­ния, ко­то­рые на­зы­ва­ют­ся те­лес­ны­ми – потребность в пи­ще, создании семьи, продолжении рода, обустройстве жилища – у нас, практически, та­кие же, как и у жи­вот­ных, толь­ко более раз­ви­ты. Яс­но, что на их основе мы не мо­жем стро­ить свою ин­ди­ви­ду­аль­ность, реа­ли­зо­вы­вать осо­бое пред­на­зна­че­ние. Оно мо­жет базироваться толь­ко на том един­ст­вен­ном отличии, которое рознит нас со всей ос­таль­ной при­ро­дой – на ощу­ще­нии ближ­не­го.

Эта способность да­на нам для то­го, что­бы мы обо­ст­ри­ли ее до такой степени, что­ смогли ощутить Твор­ца, стоя­ще­го за теми, кто нас окружает. В этом за­клю­ча­ет­ся на­ше пред­на­зна­че­ние и реа­ли­за­ция на­ших воз­мож­но­стей. Раз­вить в се­бе определенное от­но­ше­ние к ближ­не­му, ощу­ще­ние ок­ру­жаю­щих людей до та­кой ост­ро­ты, что­бы чувствовать не просто их, а То­го, Кто нами управ­ля­ет. Та­к мы по­сти­га­ем Твор­ца.

Мы по­сти­га­ем Его, стоя­щим не за не­жи­вой, рас­ти­тель­ной и жи­вот­ной при­ро­дой, а за че­ло­ве­че­ской при­ро­дой ок­ру­жаю­щих нас людей. (Мы постигаем Его, стоящим именно за человеческой природой окружающих нас людей, а не за не­жи­вой, рас­ти­тель­ной или жи­вот­ной). Как это происходит? Ес­ли человек го­то­в относиться к ближ­не­му, как к самому се­бе, то есть, вый­ти за рамки собственных ощущений и проникнуть в чувства окружающих, ощу­тить дру­го­го, как самого се­бя, то это и будет озна­чать мак­си­маль­ную реа­ли­зацию за­ло­же­нного в нем отличия от жи­вот­ных. Только в этом случае человек обнаружит Того, Кто им управляет – Твор­ца.

Что­бы по­зво­лить нам это осуществить, Тво­рец и соз­дал для нас окружение: разбил ду­шу на мно­же­ст­во час­тей. Он намеренно сде­лал это, что­бы каждый из нас, обо­ст­рив собственное восприятие другого человека, до­брался до та­кой тон­ко­сти в своих ощущениях, что смог почувствовать стоя­ще­го за ним Творца.

Вслед­ст­вие сбли­же­ния с Творцом в свойствах от­да­чи и люб­ви, в че­ло­ве­ке воз­ни­ка­ет ог­ром­ное на­сла­ж­де­ние, вплоть до чу­дес­но­го ощу­ще­ния пол­но­го вза­им­но­го кон­так­та с Выс­шей управ­ляю­щей си­лой. Уподобляясь свойствам Твор­ца (это оз­на­ча­ет аналогичное от­но­ше­ние к ок­ру­жаю­щим, та­кую же воз­мож­ность чувствовать кого-либо вне самого се­бя), мы дос­ти­гаем со­стоя­ния, ко­гда на­чи­наем ощу­щать Его, и та­ким об­ра­зом вхо­дим с Ним в кон­такт, вплоть до пол­но­го слия­ния.

 

4.9.2. Вы­яв­ле­ние За­мыс­ла – в дос­ти­же­нии це­ли

Ко­нец дей­ст­вия и его ре­зуль­тат при­сут­ст­ву­ют в пер­во­на­чаль­ном за­мыс­ле. Тво­рец, со­глас­но Сво­ей це­ли, соз­дал в об­рат­ном по­ряд­ке (ес­ли мож­но так ска­зать о Нем) дей­ст­вия, ко­то­рые к ней при­во­дят. Однако для Не­го Са­мо­го не су­ще­ст­ву­ет по­ня­тия вре­ме­ни и места, и по­это­му, от­но­си­тель­но Не­го, на Его уров­не (хо­тя мы это­го и не способны представить) за­мы­сел, дей­ст­вие и ре­зуль­тат со­вер­шен­но иден­тич­ны. Же­ла­ние Твор­ца на­сла­дить тво­ре­ние реа­ли­зу­ет­ся мгно­вен­но, без вся­ких про­ме­жу­точ­ных со­стоя­ний.

Че­ты­ре ста­дии распространения пря­мо­го све­та[87], за­тем, со­кра­ще­ние све­та, раз­де­ле­ние, рас­про­стра­не­ние, нис­хо­ж­де­ние ми­ров до на­ше­го ми­ра и опять подъ­ем ду­ши по сту­пе­ням ми­ров в со­стоя­ние бес­ко­неч­но­сти – то есть, все то, что мы изучаем – имеет отношение толь­ко к душам, касается нас. Та­к по­сти­га­ет­ся и про­яв­ля­ет­ся то един­ст­вен­ное со­стоя­ние, в ко­то­ром мы на самом деле на­хо­дим­ся.

Со­стоя­ние, ко­то­рое за­мыслил Творец, немедленно во­пло­ти­лось в Его За­мыс­ле. В нем мы и су­ще­ст­ву­ем: нет ни­че­го, кро­ме За­мыс­ла Тво­ре­ния. Состояние, которое мы ощу­ща­ем реа­ли­зую­щим­ся в ма­те­рии (в нас), как и те, ко­то­рые мы по­сте­пен­но про­хо­дим, что­бы по­стичь Его За­мы­сел – имеет отношение толь­ко к человеку. Все эти ощу­ще­ния про­бу­ж­да­ют­ся в нас и оформ­ля­ют­ся в еди­ное впе­чат­ле­ние от Его от­но­ше­ния к нам – же­ла­ния на­сла­дить тво­ре­ние.

На са­мом де­ле, кро­ме Его За­мыс­ла, в ко­то­ром мы су­ще­ст­ву­ем, ни­че­го нет. Каб­ба­­ла го­во­рит о том, как мы по­сти­га­ем За­мы­сел Твор­ца, на­чи­на­ем ощу­щать се­бя су­ще­ст­вую­щи­ми в нем, и как он реа­ли­зу­ет­ся в нас. Однако все это касается толь­ко на­ше­го ощу­ще­ния, по­это­му оно и на­зы­ва­ет­ся же­ла­ни­ем получать – со­су­дом, в ко­то­ром мы ощу­ща­ем За­мы­сел Твор­ца. Раз­ви­тием это­го со­су­да (кли) и занимается каб­ба­­ла. В ито­ге, вся эта нау­ка – есть изу­че­ние За­мыс­ла Твор­ца, Его мыс­ли, ко­то­рая од­на толь­ко и су­ще­ст­ву­ет.

Ас­т­ро­фи­зи­ки также высказывают предположение, что Все­лен­ная пред­став­ля­ет со­бой реализацию од­ной мысли, одного за­мы­сла. Та­кое впе­чат­ле­ние воз­ни­ка­ет у них при изу­че­нии кос­мо­са. Так и в процессе изучения ми­ро­зда­ния: по­сле вы­яс­не­ния це­ли ста­но­вит­ся очевидно, что по­ря­док тво­ре­ния во всех сво­их про­яв­ле­ни­ях оп­ре­де­лен за­ра­нее и толь­ко в со­от­вет­ст­вии с этой це­лью. Со­глас­но ей, че­ло­ве­че­ст­во бу­дет раз­ви­вать­ся и под­ни­мать­ся в свой­ст­ве от­да­чи до тех пор, по­ка не ста­нет спо­соб­ным ощу­тить Выс­шую управ­ляю­щую си­лу как сво­его ближ­не­го.

Из­на­чаль­ный За­мы­сел Твор­ца сра­зу же во­пло­тил­ся в Его от­но­ше­ние к тво­ре­ни­ям – поя­ви­лись тво­ре­ния, которые находятся в со­стоя­нии на­сла­ж­де­ния от слия­ния с Ним. Однако са­ми тво­ре­ния осоз­на­ют это со­стоя­ние по­сте­пен­но. Прежде всего, у них долж­но возникнуть же­ла­ние, по­треб­ность ощу­тить, осоз­нать, впи­тать, на­сла­дить­ся этим со­стоя­ни­ем. «Кли ко­дем ле ор» – так это на­зы­ва­ет­ся в каб­ба­­ле, то есть, появление со­суда-же­ла­ния долж­но пред­ше­ст­во­вать его на­пол­не­нию. По­это­му по­сти­же­ние, ощу­ще­ние тво­ре­ни­ем сво­его со­стоя­ния является процессом по­сте­пен­ным, и это про­яв­ля­ет­ся на всех сту­пе­нях ду­хов­ных ми­ров.

Со­глас­но пла­ну Твор­ца, все че­ло­ве­че­ст­во долж­но прежде са­мостоятельно по­стиг­нуть, то есть, са­мо по­же­лать, а уж потом, ощу­тить свое веч­ное и со­вер­шен­ное со­стоя­ние. Оно к это­му и идет – ли­бо пу­тем стра­да­ний, ли­бо пу­тем све­та, ис­прав­ле­ния, пу­тем каб­ба­­лы. Это продвижение будет продолжаться до тех пор, по­ка человечество не ощу­тит един­ст­вен­ное со­стоя­ние, ко­то­рое су­ще­ст­ву­ет. Все предшествующие – лишь ступени нашего про­бу­ж­де­ни­я. Та­ким об­ра­зом, тво­ре­ние все­гда ощу­ща­ет од­но и то же – свое на­стоя­щее со­стоя­ние, толь­ко в ма­лой, ог­ра­ни­чен­ной ме­ре.

Ме­ра ощу­ще­ния един­ст­вен­но­го, пол­но­го, со­вер­шен­но­го со­стоя­ния на­зы­ва­ет­ся ми­ром тво­ре­ния, а при­ро­да тво­ре­ния уст­рое­на та­ким об­ра­зом, что­бы под­го­нять его к дос­ти­же­нию со­стоя­ния со­вер­шен­ст­ва, по­до­бия, еди­не­ния с Твор­цом.

 

Подъем по духовным ступеням

Свой­ст­во от­да­чи об­ре­та­ет­ся че­ло­ве­ком по­этап­но: он словно под­ни­ма­ет­ся по лестнице, пре­одо­ле­вая од­ну ступень за дру­гой, по­ка не дос­ти­гн­ет сво­ей це­ли. Ко­ли­че­ст­во и ка­че­ст­во этих сту­пе­ней оп­ре­де­ля­ет­ся дву­мя дей­ст­ви­тель­но­стя­ми.

Пер­вая – это дей­ст­ви­тель­ность ма­те­рии, то есть, по­ря­док рас­кры­тия Выс­ше­го све­та свер­ху вниз, от Пер­вич­но­го ис­точ­ни­ка, оп­ре­де­ляю­ще­го ме­ру и ка­че­ст­во све­та, ис­хо­дя­ще­го из су­ти Твор­ца. Свет про­хо­дит с­кры­тия, од­но за дру­гим, по­ка из не­го не воз­ник­нет ма­те­ри­аль­ная дей­ст­ви­тель­ность и ма­те­ри­аль­ные соз­да­ния.

Рас­про­стра­не­ние све­та свер­ху вниз соз­да­ет ке­лим, но они еще не яв­ля­ют­ся тво­ре­ния­ми – это про­сто фор­мы, с по­мо­щью ко­то­рых свет по­сте­пен­но умень­ша­ет­ся, ма­те­риа­ли­зу­ет­ся (ес­ли мож­но так ска­зать), оде­ва­ет­ся в ка­кие-то об­ла­че­ния, с­кры­тия. Однако тво­ре­ний еще нет.

Вто­рая – это дей­ст­ви­тель­ность Выс­ше­го ра­зу­ма: по­сле рас­кры­тия нис­хо­ж­де­ния на­чи­на­ет­ся по­ря­док вос­хо­ж­де­ния (по­сти­же­ние тво­ре­ни­ем Твор­ца), пред­став­ляю­щий со­бой сту­пе­ни ле­ст­ни­цы, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой раз­ви­ва­ет­ся че­ло­ве­че­ст­во, по­ка не дос­тиг­нет це­ли тво­ре­ния.

Те­перь те же са­мые сту­пе­ни, фор­мы, по ко­то­рым свет по­сте­пен­но ма­те­риа­ли­зо­вал­ся, тво­ре­ние (же­ла­ние) на­чи­на­ет наде­вать на се­бя, все бо­лее уподобляясь све­ту, по­ка не дос­ти­га­ет мак­си­маль­но­го, пол­но­го по­до­бия ему на высшей сту­пе­ни. То­гда оно ощу­ща­ет За­мы­сел Твор­ца – на­сла­дить тво­ре­ние.

 

Рисунок 5(4). Подъем человека по духовным ступеням.

 

Обе эти дей­ст­ви­тель­но­сти, во всех сво­их ча­ст­ных про­яв­ле­ни­ях и под­роб­но­стях ис­сле­ду­ют­ся в каб­ба­­ле.

Каб­ба­­ла го­во­рит о том един­ст­вен­ном со­стоя­нии, ко­то­рое су­ще­ст­ву­ет, и о том, как кли, че­ло­век дол­жен его дос­тичь. Та­ким об­ра­зом, она ох­ва­ты­ва­ет все тво­ре­ние, кро­ме са­мо­го Твор­ца, ис­сле­до­ва­ние ко­то­ро­го за­пре­ще­но, по­то­му что Он не про­яв­ля­ет­ся в нас на­столь­ко, что­бы мы мог­ли с достаточной степенью достоверности изучить Его. Про­яв­ля­ют­ся лишь Его дей­ст­вия, которые мы обя­за­ны ис­сле­до­вать, и из них, в ко­неч­ном ито­ге, по­знать Его за­мы­сел.

4.9.4. Выс­шая управ­ляю­щая си­ла

Мы мо­жем на­зывать ее Тво­рцом или при­ро­дой (у слов Тво­рец и при­ро­да – «Эло­ким» и «те­ва» – оди­наковая ге­мат­рия[88]). Тво­рец и ок­ру­жаю­щая нас при­ро­да – это од­но и то же: че­рез природу Тво­рец управ­ля­ет на­ми.

От­но­си­тель­но нас при­ро­да под­раз­де­ля­ет­ся на ту, ко­то­рую мы по­сти­га­ем (ок­ру­жаю­щая среда), и ко­то­рую постичь не можем. Эта при­ро­да так­же на­хо­дит­ся во­круг нас, но остается недоступной ввиду нашего сегодняшнего состояния. Все внешние и внутренние силы, воз­дей­ст­ву­ющие на нас, на на­ше же­ла­ние (а ря­дом с же­ла­ни­ем на­хо­дит­ся его осоз­на­ние, ра­зум), все, что мы по­сти­га­ем в сво­ем же­ла­нии с по­мо­щью ра­зу­ма, на­зы­ва­ет­ся при­ро­дой или Тво­рцом. Так, в бо­лее по­нят­ных для нас тер­ми­нах вы­ра­жа­ют­ся два по­ня­тия – свет и кли.

Выс­шая управ­ляю­щая си­ла, обыч­но на­зы­вае­мая Тво­рцом, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся уче­ны­ми-каб­ба­ли­ста­ми как аб­со­лют­ное доб­ро. Они по­стиг­ли это на се­бе: ощу­ти­ли, как наи­выс­шее внеш­нее и внут­рен­нее про­яв­ле­ние при­ро­ды, всех за­ко­нов, воз­дей­ст­вую­щих на же­ла­ние. Не­воз­мож­но, что­бы она (при­ро­да, или Тво­рец) при­чи­ни­ла ко­му-ли­бо зло. Этот факт признается каб­ба­ли­ста­ми как глав­ный за­кон ми­ро­зда­ния. Он ох­ва­ты­вает и оп­ре­де­ляет аб­со­лют­но все, что в нем про­ис­хо­дит – от гло­баль­ных действий до самых незначительных.

Обыч­но, дей­ст­вия при­ро­ды и об­ще­ст­ва (че­рез внут­рен­ние и внеш­ние воз­дей­ст­вия, через ко­то­рые мы ощу­ща­ем на­шу жизнь) вос­при­ни­ма­ют­ся на­ми не как аб­со­лют­ное доб­ро, а напротив, как зло. Это происходит не по­то­му что они та­ковы сами по себе, а по­то­му что мы про­ти­во­по­лож­ны же­ла­нию, ко­то­рое мо­жет пра­виль­но вос­при­нять воз­дей­ст­вие Твор­ца. По ме­ре ис­прав­ле­ния сво­его же­ла­ния, каб­ба­­л­и­сты начинают ощу­щать этот аб­со­лют­ный за­кон Его доб­ро­го от­но­ше­ния к сво­им тво­ре­ни­ям.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 207.