План:
1. Кризис музейной сферы в мире 1980–90-е гг.
2. Особенности музейного менеджмента.
3. Перспективное планирование деятельности музея и его этапы.
4. Методы музейного менеджмента. Фандрейзинг в музее.
5. Управление современным музеем. PR-технологии в музее.
Литература:
Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.
Рыбак, К. Е. Современное музейное право // Музей в социокультурных реалиях : мат-лы XXV науч.-практ. семинара. – М., 2008. – Вып. 5. Культура и культурная политика. – С. 54–59.
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.
Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций М., 2005.
Шестаков, В. Некоторые проблемы, связанные с выбором организационно-правовой формы музея // Вопросы культурологии. – 2010. – № 6. – С. 83–88.
Методические рекомендации к изучению темы семинара:
В первом вопросе необходимо представить материал об изменении ситуации в крупнейших музеях мира, в частности, по проблеме сокращения государственного финансирования их деятельности; обосновать необходимость разработки новых принципов организации хозяйственно-экономической деятельности музеями. Во втором вопросе предполагается обозначить особенности музея как социально-культурного учреждения и на основе этого сформулировать особенности менеджмента в музее; выявить структуру менеджмента в музее и охарактеризовать каждый из элементов. В третьем вопросе необходимо обозначить роль планирования в музейном менеджменте; выделить и описать основные этапы разработки перспективного плана и перечислить основные методики, предлагаемые специалистами при разработке перспективного плана и обозначить факторы, которые необходимо учитывать при стратегическом планировании. В четвёртом вопросе предлагается рассмотреть современные технологии менеджмента и подробнее остановиться на методике фандрейзинга, зарекомендовавшего себя в сфере культуры во всём мире; обозначить особенности фандрейзинга в музейном деле, описать этапы фандрейзинговой кампании. В пятом вопросе необходимо раскрыть особенности управления музеем, обозначить наиболее эффективные методы руководства в условиях современной рыночной экономики.
Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: менеджмент, перспективный план, «золотое правило» менеджмента, миссия музея, стратегия, ПЕСТ, СВОД, фандрейзинг, спонсорство, благотворительность, частное финансирование музеев, мониторинг, PR-технологии, PR-деятельность в музее и пр.
Задание:
Разработать примерную схему ПЭСТ (Политическая, Экономическая, Социальная и Технологическая среда) и СВОД (Слабые стороны, Возможности, Опасности и Достоинства музея) для музея Народного образования Тюменской области ТГСПА им. Д. И. Менделеева.
Тема 8: Музейный маркетинг
План:
1. Сущность маркетинга и востребованность маркетинга в музейной сфере.
2. Перечень услуг, предоставляемых музеем, и их потенциальные потребители.
3. Ресурсы маркетинга в музее и стратегические направления музейного маркетинга.
4. Маркетинговое изучение музейной аудитории.
5. Классификация спроса потребителей в маркетинге. Эффективные маркетинговые стратегии в музее.
Литература:
Аванесова, Г. А. Новые подходы к стратегии развития музейного дела и музейного обслуживания посетителей // Музей в социокультурных реалиях : мат-лы XXV науч.-практ. семинара. – М., 2008. – Вып. 5. Культура и культурная политика. – С. 59–65.
Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.
Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций М., 2005.
Юренева Т. Ю. Западноевропейские естественнонаучные кабинеты XVI–XVII вв. // Вопросы истории естествознания и техники. – 2002. – № 4.
Юренева Т. Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. – 2002. – № 9.
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003.
Методические рекомендации к изучению темы семинара:
В первом вопросе необходимо сформулировать определение маркетинга и обосновать необходимость применения маркетинговых технологий в практике музейного дела; охарактеризовать правовой статус музея и ограничения в использовании зарабатываемых средств. Во втором вопросе необходимо перечислить те услуги, которые музей может предложить разным категориям населения, предприятиям и организациям; раскрыть механизм формирования потребности в музейной услуге. В третьем вопросе предполагается рассмотреть специфику привлечения ресурсов – прямая и опосредованная формы привлечения ресурсов; охарактеризовать направления музейного маркетинга по привлечению финансовых ресурсов: презентацию и продвижение музея и его деятельности, презентация и продвижение конкретных товаров и услуг. В четвёртом вопросе нужно указать значение анализа реальной и потенциальной аудитории музея; представить особенности изучения целевых аудиторий (сегментов рынка) и оценки значительности рынка; объяснить сущность методов «кабинетного» и «полевого» исследований музейной аудитории. В пятом вопросе необходимо представить классификацию спроса потребителей в маркетинге и выделить те группы, которые характерны российской действительности и городской среды; рассмотреть результаты изучения музейной аудитории музейными маркетологами и охарактеризовать методики, применяемые музейщиками по привлечению посетителей разных категорий, в том числе информационные технологии.
Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: маркетинг, музейный ресурс, музейный «товар», некоммерческий маркетинг, целевые аудитории, «кабинетное» и «полевое» исследование музейной аудитории, маркетинговый план, спрос потребителей, «завоевательные» маркетинговые технологии, паблисити и др.
Темы докладов:
Дата: 2016-10-02, просмотров: 234.