Тема 3: Художественное проектирование экспозиции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Художественное проектирование экспозиции:

– особенности проектирования ансамблевой экспозиции;

– музейные предметы и вспомогательные материалы в художественном проектировании;

– роль экспозиционного оборудования в проектировании;

– пространственное решение экспозиции.

2. Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций.

 

Васильева, Ж. В. Фотоискусство в современном музее (на материале выставки «Шанель. По законам искусства» в ГМИИ им. А. С. Пушкина) // Музей в социокультурных реалиях : мат-лы XXV науч.-практ. – М., 2008. – Вып. 5. Культура и культурная политика. – С. 74–82.

Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.

Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций М., 2005.

Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003.

 

Методические рекомендации к изучению темы семинара:

В первом вопросе необходимо обозначить специфику и необходимость художественного проектирования экспозиции: задачи музейных художников в создании экспозиций, указать роль вспомогательных материалов и специального оборудования в художественном проектировании, основные приёмы варьирования музейных предметов и других экспозиционных материалов при художественном проектировании. Во втором вопросе необходимо рассмотреть последовательность этапов художественного проектирования музейной экспозиции, документационному обеспечению; выявить основные аспекты художественного проектирования.

Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: зрелищность музейной экспозиции, построение художественного образа музейной экспозиции, эстетическая среда, бутафория, экспозиционное оборудование, стенды, турникеты, универсальные модульные системы, цвет и свет в музейной экспозиции, пространственное решение экспозиции, витрины, подиумы, универсальные модульные системы, эскизный проект, генеральное решение экспозиции, технический и рабочий проект, монтажные листы, монтаж экспозиции, вернисаж и пр.

 

Темы докладов:

Зрелищность музейной экспозиции.

Экспозиционный и выставочный дизайн.

Связь художественного проектирования с педагогикой и психологией.

Научно-вспомогательные материалы в художественном проектировании музейной экспозиции и др.

Музейная коммуникация и музейная экспозиция: принципы реализации.

 

Тема 4: Экскурсия как форма культурно-образовательной деятельности музея

План:

1. История становления экскурсии как основной формы работы с посетителем.

2. Классификация экскурсий. Общая характеристика.

3. Разработка экскурсии: общие и характерные черты в подготовке экскурсий различных типов.

4. Методические приёмы, используемые при проведении экскурсий на различных экспозициях.

5. Экскурсовод: требования к профессионализму и личностным качествам.

 

Литература:

Лысикова, О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.

Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособ. – М., 2004.

Тельчаров, А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. – М., 2005.

Юренева, Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003.

 

Методические рекомендации к изучению темы семинара:

В первом вопросе необходимо рассмотреть истоки становления экскурсии как части истории музейного дела: от античности до XX в., обозначить специфику экскурсионного обслуживания и назначение экскурсии на разных этапах историко-культурного развития; раскрыть сущность экскурсии согласно современным представлениям и её отличительные черты от других форм работы музея с посетителем. Во втором вопросе нужно рассмотреть различные классификационные схемы экскурсий и представить основные классификационные критерии: профильная дисциплина, целевая направленность, по тематике, по месту проведения, по объектам показа и пр. В третьем вопросе необходимо рассмотреть основные этапы подготовки экскурсии и обозначить специфику каждого из них, указать трудности, связанные с подготовкой и презентацией экскурсий. В четвёртом вопросе представить основные методические приёмы, используемые в методической работе экскурсовода: диалога, беседы, заданий; обозначить основные требования к речи экскурсовода и обозначить принципы реализации главного метода экскурсионной работы – сочетания методов рассказа и показа и пр. В пятом вопросе важно раскрыть основные профессиональные требования к экскурсоводам и предложить рекомендации по внешнему виду и поведению экскурсоводу с посетителями музея.

Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: экскурсия, методическая разработка экскурсии, развёрнутый план экскурсии, текст экскурсии, приём диалога, приём заданий, обзорная экскурсия, тематическая экскурсия, памятники, памятные места, методические экскурсии, достопримечательное место, объекты показа, коллективность осмотра, маршрут экскурсии, музейный педагог и пр.

 

Темы докладов:

Экскурсовод, гид, музейный педагог: специфика терминологии и специализации в музейном деле.

Особенности организации экскурсии с различными типами источников.

Экскурсии для детей: трудности проведения.

Типы экскурсионных маршрутов.

Реализация музейной коммуникации в ходе экскурсии.

Немузейная экскурсия.

 

Тема 5: Неэкскурсионные формы культурно-образовательной деятельности музея

План:

1. Лекция как форма культурно-образовательной деятельности музея.

2. Консультирование в музее. Разновидности консультаций в музее.

3. Кружки, клубы и студии в музее.

4. Конкурсы, олимпиады, викторины, организуемые в музеях.

5. Анимация в музее.

6. Музейные занятия с детьми. Основы музейной педагогики.

 

Литература:

Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.

Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособ. – М., 2004.

Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций М., 2005.

Юренева Т. Ю. Западноевропейские естественнонаучные кабинеты XVI–XVII вв. // Вопросы истории естествознания и техники. – 2002. – № 4.

Юренева Т. Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. – 2002. – № 9.

Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003.

 

Методические рекомендации к изучению темы семинара:

В первом вопросе необходимо обозначить особенности лекции как формы обучения и выявить особенности музейной лекции; сформулировать основную цель музейной лекции и указать формы лекционной работы, применяемы в музейной практике. Во втором вопросе необходимо рассмотреть консультации как форму образовательной деятельности, представить возможное разнообразие вопросов по экспозиционному материалу и обозначить инновационные компьютерные справочно-информационные программы, устанавливаемые в современных музеях. В третьем вопросе необходимо раскрыть специфику кружковой работы в музеях в зависимости от профиля музея, указать основные формы работы, используемые при организации кружковой работы; указать особенности организации и работы студий при музеях, обосновать их художественную направленность и рассмотреть воспитательные задачи студийной работы; рассмотреть специфику музейного клуба: создание, разнообразие форм работы и возможности музея в их реализации, раскрыть тематику клубов. В четвёртом вопросе предполагается раскрыть основные цели олимпиад, конкурсов и викторин, организуемых музеями, привести примеры из практики. В пятом вопросе должна быть представлена специфика таких форм работы как встреча с интересными людьми, концерты, литературные вечера, театрализованные представления, кинопросмотры и музейные праздники; обозначить целесообразность их проведения в музее подобного рода мероприятий; обратить внимание на анимационную природу данных форм работы и обозначить актуальность и востребованность в современном музее анимационных форм работы. В шестом вопросе необходимо осветить мировой и отечественный опыт работы музейных педагогов с детьми и раскрыть специфику учебно-образовательных программ, предлагаемых современными музеями.

Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: лекция, тематические циклы лекций, лектории выходного дня, выездные лекции, консультации, справочно-информационные программы, кружок, студия, художественное воспитание, экологическое воспитание, клуб, краеведческий клуб, коллекционеры, рекреационные потребности, музейная анимация, ролевая игра, комплексные формы культурно-образовательной деятельности музея, музейный педагог, образовательные программы музеев и др.

 

Темы докладов:

Педагогические и школьные музеи.

Детские музеи.

Основные направления образовательной деятельности художественного музея.

Основные направления образовательной деятельности естественнонаучного музея.

Основные направления образовательной деятельности краеведческого музея.

Германия. Рождение музейной педагогики.

Работа с детьми в российских музеях: исторический аспект.

Сотрудничество музея и школы в условиях их взаимодействия.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 208.