План:
1. Историко-культурные предпосылки формирования коллекций в храмах в Средневековье.
2. Светские сокровищницы и частное коллекционирование в средние века.
3. Коллекционирование на Востоке в средние века.
Литература:
Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века: В 2-х ч. – СПб., 2001.
Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.
Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций М., 2005.
Юренева Т. Ю. Западноевропейские естественнонаучные кабинеты XVI–XVII вв. // Вопросы истории естествознания и техники. – 2002. – № 4.
Юренева Т. Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. – 2002. – № 9.
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003.
Методические рекомендации к изучению темы семинара:
В первом вопросе необходимо рассмотреть особенности исторического развития средневековой европейской цивилизации, указать роль христианства в формировании идеологии и его влиянии на складывание культовых коллекций в храмах, в формировании сокровищниц; обозначить те предметы, которые составляли основу культовых коллекций. Во втором вопросе нужно рассказать о светских хранилищах ценностей – гардеробных и предметах в них хранимых; рассказать о богатых сокровищницах Карла Великого, Карла V Мудрого, Ивана Грозного и других русских царей; обозначить функции светских сокровищниц; рассказать об эволюции коллекционирования и известных средневековых коллекционерах. В третьем вопросе необходимо рассмотреть историко-культурные предпосылки формирования коллекционирования: в арабских странах, в буддийских монастырях и индуистских храмах, в Японии; особенности светского коллекционирования на Востоке, отношение власти к таким коллекциям; начало профессионального описания коллекций; сформулировать значение средневекового коллекционирования для развития музейного дела.
Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: христианство, теология, античное культурное наследие, реликвия, рукописи, алтарь, ризница, риза, вклады, пожертвования, Крестовые походы, раритет, мощи, реликварии, паломничество, культовая утварь, гардеробная, каталоги и описания коллекций, гробницы, произведения каллиграфии, рукописи, императорское коллекционирование, колофоны, свитки.
Задания (дополнения к ответу на теоретический вопрос семинара):
Сформулировать по теме практического занятия 5–7 тестовых вопросов разного типа.
Тема 3: Кабинеты и музеи эпохи Возрождения
План:
1. Исторические предпосылки возникновения музеев.
2. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения.
– проблемы терминологии ренессансных экспозиций;
– студило;
– антикварии;
– галерея Уффици;
– кунсткамеры.
Литература:
Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века: В 2-х ч. – СПб., 2001.
Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.
Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций М., 2005.
Юренева Т. Ю. Западноевропейские естественнонаучные кабинеты XVI–XVII вв. // Вопросы истории естествознания и техники. – 2002. – № 4.
Юренева Т. Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. – 2002. – № 9.
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003.
Егорова К. С. Художественные музеи Голландии. – М., 1968.
Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. – М.;Л., 1953.
Тарасова М. Студило XV – нач. XVI в. и художественные коллекции // Общество и государство в древности и средние века. – М., 1984.
Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения. – М., 1992.
Методические рекомендации к изучению темы семинара:
В первом вопросе необходимо обозначить историко-культурные процессы, происходящие в Италии и других европейских странах с середины XIV до начала XVII вв., указать причины этого процесса, обосновать интерес к произведениям античности и коллекционированию; рассмотреть причины возросшего интереса к искусству, истории; обозначить вклад великих географических открытий в феномен коллекционирования; назвать итальянских, французских коллекционеров эпохи Возрождения и коллекционеров из других европейских стран. Во втором вопросе необходимо рассказать о специфике отдельных собраний и их хранении: естественнонаучных, художественных, этнографических и пр.; выделить особенности ренессансных экспозиций, обозначить проблемы в становлении терминологии: студило, антикварии, галереи (галереи Уффици), кунсткамеры.
Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: ренессанс, гуманизм, ренессансная личность, светский заказ, меценатство, мемориальный предмет, галерея, кабинет (камера), мюнцкабинет, шатцкамера, вундеркамера, кунсткамера, антикварий, студило и пр.
Задания (дополнения к ответу на теоретический вопрос семинара):
Составить кроссворд с понятиями, указанными в методических рекомендациях к практическому занятию.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 377.