Тема 1: Коллекционирование в античную эпоху
План:
1. Формирование феномена коллекционирования и собирательства.
2. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки.
3. Коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма.
4. Частные собрания Древнего Рима.
5. Общественные собрания Древнего Рима.
Литература:
Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века: В 2-х ч. – СПб., 2001.
Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.
Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций М., 2005.
Юренева Т. Ю. Западноевропейские естественнонаучные кабинеты XVI–XVII вв. // Вопросы истории естествознания и техники. – 2002. – № 4.
Юренева Т. Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. – 2002. – № 9.
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003.
Методические рекомендации к изучению темы семинара:
В первом вопросе необходимо сформулировать понятия «коллекционирование», «собирательство», обозначить цели собирательства, сформировавшиеся исторически. Во втором вопросе необходимо рассмотреть рождение мусейона и подчеркнуть его специфику; пояснить, какую роль выполняли храмы и святилища в формировании коллекций, их хранении, изучении; объяснить назначение пинакотеки. В третьем вопросе необходимо обозначить историко-культурные особенности эпохи эллинизма и указать причины создания крупнейших коллекций в эту эпоху, их цели и функции: Александрийский мусейон как центр науки и просвещения в античном мире; коллекции правящих династий Птолемеев и Атталидов. В четвёртом вопросе необходимо рассмотреть влияние греческой культуры и искусства на римских завоевателей, выявить особенности римского коллекционирования. В пятом вопросе необходимо рассмотреть характер коллекций крупнейших храмов; хранение, экспонирование и показ общественных собраний Древнего Рима.
Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: мусейон, коллекция, Ликей, академия, музы, вотивные предметы, оригинал, копия, пинаки, пинакотека, стоя, эллинизм, библиотека, папирусный свиток, копиист, эксперт, камеи, геммы, гимнасии, нимфейоны, виллы, термы, портик, галерея, культовая утварь, цензоры, эдилы, попечители, консервация, посвятительные дары, перипаты, трофеи, экспонирование, светский, культовый.
Задания (дополнения к ответу на теоретический вопрос семинара):
Сравнить функции современного музея и мусейона, сложившегося в античной культуре.
Тема 2: Коллекционирование в эпоху Средневековья
План:
1. Историко-культурные предпосылки формирования коллекций в храмах в Средневековье.
2. Светские сокровищницы и частное коллекционирование в средние века.
3. Коллекционирование на Востоке в средние века.
Литература:
Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века: В 2-х ч. – СПб., 2001.
Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.
Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций М., 2005.
Юренева Т. Ю. Западноевропейские естественнонаучные кабинеты XVI–XVII вв. // Вопросы истории естествознания и техники. – 2002. – № 4.
Юренева Т. Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. – 2002. – № 9.
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003.
Методические рекомендации к изучению темы семинара:
В первом вопросе необходимо рассмотреть особенности исторического развития средневековой европейской цивилизации, указать роль христианства в формировании идеологии и его влиянии на складывание культовых коллекций в храмах, в формировании сокровищниц; обозначить те предметы, которые составляли основу культовых коллекций. Во втором вопросе нужно рассказать о светских хранилищах ценностей – гардеробных и предметах в них хранимых; рассказать о богатых сокровищницах Карла Великого, Карла V Мудрого, Ивана Грозного и других русских царей; обозначить функции светских сокровищниц; рассказать об эволюции коллекционирования и известных средневековых коллекционерах. В третьем вопросе необходимо рассмотреть историко-культурные предпосылки формирования коллекционирования: в арабских странах, в буддийских монастырях и индуистских храмах, в Японии; особенности светского коллекционирования на Востоке, отношение власти к таким коллекциям; начало профессионального описания коллекций; сформулировать значение средневекового коллекционирования для развития музейного дела.
Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: христианство, теология, античное культурное наследие, реликвия, рукописи, алтарь, ризница, риза, вклады, пожертвования, Крестовые походы, раритет, мощи, реликварии, паломничество, культовая утварь, гардеробная, каталоги и описания коллекций, гробницы, произведения каллиграфии, рукописи, императорское коллекционирование, колофоны, свитки.
Задания (дополнения к ответу на теоретический вопрос семинара):
Сформулировать по теме практического занятия 5–7 тестовых вопросов разного типа.
Тема 8: Оформление музеев и принципов музейного дела в XIX в.
План:
1. Музей и национальное самосознание.
2. Создание национальных музеев в Европе и России.
3. Наука и музей: музейная специализация, научные принципы комплектования и экспонирования музейных собраний.
4. Музей и просвещение: формирование основных форм работы с аудиторией, взаимодействие музеев с системой образования.
Литература:
Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.
Станюкович Т. В. Этнографическая наука и музеи. – Л., 1978.
Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. – СПб., 1999.
Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций М., 2005.
Юренева Т. Ю. Западноевропейские естественнонаучные кабинеты XVI–XVII вв. // Вопросы истории естествознания и техники. – 2002. – № 4.
Юренева Т. Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. – 2002. – № 9.
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003.
Методические рекомендации к изучению темы семинара:
В первом вопросе необходимо обозначить тенденции к формированию интереса к национальным истокам; обозначить роль романтизма в этом процессе и, как следствие, интерес к национальной культуре и формированию национальных коллекций, отражающих национальную историю; рассказать о появлении национальных музеев в Дрездене, Петербурге, Москве. Во втором вопросе рассмотреть проекты музеев национальной истории и культуры, художественных музеев и их реализации в странах Европы и России; отметить значение национальных музеев в сохранении традиционной культуры – появлении этнографических музеев. В третьем вопросе раскрыть сущность процесса дифференциации научного знания и, как следствие, формирование отраслевых музеев в Европе и России; рассказать о процессе формирования научного подхода к комплектованию фондов и их экспонированию, т. е. формированию музейного дела; обозначить причину появления музеев слепков. В четвёртом вопросе раскрыть становление воспитательной и просветительной функции музеев на примере формирования общедоступных экспозиций, экскурсий и лекций; рассмотреть, как взаимодействовали музеи и образовательные учреждения, складывание педагогических музеев.
Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: музеи науки и техники, педагогические музеи, комплектование, хранение, экспонирование, музеи слепков, этнографические музеи, музеи национального искусства, экскурсия, лекция и пр.
Задания (дополнения к ответу на теоретический вопрос семинара):
Составить классификационную схему музеев возникавших в XIX в.
Задания для СРС и методические указания к их выполнению
Тема 2: Музейный предмет
Задание: необходимо выбрать любой предмет, который имеет потенциал музейного предмета, и выделить в нём свойства музейного предмета:
– информативность (представить ряд доказательств наличия данного свойства у предмета (по внешнему информационному полю): обозначение предмета, его функциональное назначение, сфера и время бытования, предполагаемая ценность; возможна гипотетическая «легенда» предмета для обоснования наличия у него внутреннего информационного поля);
– аттарактивность (обосновать его внешнюю выразительность или привлекательность через цвет предмета, фактуру материала, размер, детали, соответствие формы содержанию, особенности технологии изготовления (ручная или машинная), композицию, возможный возраст и т. д.);
– экспрессивность (обозначить перечень психологических характеристик, вызываемых предметом у зрителя: эмоции, ассоциации, воспоминания и пр., возможна доработка окружения предмета в экспозиции с целью актуализации его эмоциональной выразительности или использование вспомогательных средств для наиболее полного раскрытия чувственного потенциала предмета).
Тема 3: Типы музейных предметов (источников)
Задание: необходимо изучить предлагаемый материал и выполнить следующее задание. Несколько предложенных предметов необходимо отнести к определённому типу источников и доказать свою точку зрения на основе выявления характерных признаков предмета.
Типы источников: представить классификацию из Юреневой
Источники:
Юренева, Т. Ю. Музееведение: учебн. пособие / Т. Ю. Юренева – М., 2003. – С. 374–380.
Тема 1: Музейная экспозиция
План:
1. Музейная экспозиция: сущность и структура.
2. Систематические экспозиции и научные принципы их организации.
3. Ансамблевая экспозиция: методика её формирования.
4. Ландшафтные экспозиции.
5. Тематическая экспозиция и научные принципы её организации.
Литература:
Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.
Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций М., 2005.
Юренева Т. Ю. Западноевропейские естественнонаучные кабинеты XVI–XVII вв. // Вопросы истории естествознания и техники. – 2002. – № 4.
Юренева Т. Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. – 2002. – № 9.
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003.
Методические рекомендации к изучению темы семинара:
В первом вопросе необходимо разобраться с базовыми понятиями составляющими ядро экспозиционной деятельности: обозначить границы таких понятий как «экспонат», «экспозиционный материал»; обозначить все структурные элементы экспозиции; рассмотреть, каким образом в экспозиции раскрывается знаковая природа предметов и как, посредством её, осуществляется музейная коммуникация. Во втором вопросе необходимо рассмотреть исторические основы развития систематических экспозиций; обосновать, что собой предполагает систематический метод экспонирования и особенности его проявления в музеях различного профиля. В третьем вопросе предполагается рассмотреть принципы организации ансамблевой экспозиции и целесообразность её применения в различного типа музеев, привести примеры. В четвёртом вопросе необходимо представить разновидности ландшафтных экспозиций и их структурные единицы; рассмотреть такие разновидности ландшафтных экспозиций и историю их становления, как: панорама, диорама. В пятом вопросе необходимо рассмотреть сущность тематического экспонирования, отличия от систематического и ансамблевого метода экспонирования; обосновать необходимость выбора того или иного метода для разработки экспозиции.
Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: экспонат, экспозиционный материал, тематическая структура экспозиции, экспозиционные комплексы, музейная экспозиция, выставка, тематические выставки, фондовые выставки, отчётные выставки, метод построения экспозиции, систематическая экспозиция, ансамблевая экспозиция, ландшафтная экспозиция, биогруппа, таксидермия, панорама, диорама, тематико-экспозиционный комплекс и пр.
Темы докладов:
Тема 8: Музейный маркетинг
План:
1. Сущность маркетинга и востребованность маркетинга в музейной сфере.
2. Перечень услуг, предоставляемых музеем, и их потенциальные потребители.
3. Ресурсы маркетинга в музее и стратегические направления музейного маркетинга.
4. Маркетинговое изучение музейной аудитории.
5. Классификация спроса потребителей в маркетинге. Эффективные маркетинговые стратегии в музее.
Литература:
Аванесова, Г. А. Новые подходы к стратегии развития музейного дела и музейного обслуживания посетителей // Музей в социокультурных реалиях : мат-лы XXV науч.-практ. семинара. – М., 2008. – Вып. 5. Культура и культурная политика. – С. 59–65.
Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.
Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций М., 2005.
Юренева Т. Ю. Западноевропейские естественнонаучные кабинеты XVI–XVII вв. // Вопросы истории естествознания и техники. – 2002. – № 4.
Юренева Т. Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. – 2002. – № 9.
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003.
Методические рекомендации к изучению темы семинара:
В первом вопросе необходимо сформулировать определение маркетинга и обосновать необходимость применения маркетинговых технологий в практике музейного дела; охарактеризовать правовой статус музея и ограничения в использовании зарабатываемых средств. Во втором вопросе необходимо перечислить те услуги, которые музей может предложить разным категориям населения, предприятиям и организациям; раскрыть механизм формирования потребности в музейной услуге. В третьем вопросе предполагается рассмотреть специфику привлечения ресурсов – прямая и опосредованная формы привлечения ресурсов; охарактеризовать направления музейного маркетинга по привлечению финансовых ресурсов: презентацию и продвижение музея и его деятельности, презентация и продвижение конкретных товаров и услуг. В четвёртом вопросе нужно указать значение анализа реальной и потенциальной аудитории музея; представить особенности изучения целевых аудиторий (сегментов рынка) и оценки значительности рынка; объяснить сущность методов «кабинетного» и «полевого» исследований музейной аудитории. В пятом вопросе необходимо представить классификацию спроса потребителей в маркетинге и выделить те группы, которые характерны российской действительности и городской среды; рассмотреть результаты изучения музейной аудитории музейными маркетологами и охарактеризовать методики, применяемые музейщиками по привлечению посетителей разных категорий, в том числе информационные технологии.
Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: маркетинг, музейный ресурс, музейный «товар», некоммерческий маркетинг, целевые аудитории, «кабинетное» и «полевое» исследование музейной аудитории, маркетинговый план, спрос потребителей, «завоевательные» маркетинговые технологии, паблисити и др.
Темы докладов:
Тема 1: Коллекционирование в античную эпоху
План:
1. Формирование феномена коллекционирования и собирательства.
2. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки.
3. Коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма.
4. Частные собрания Древнего Рима.
5. Общественные собрания Древнего Рима.
Литература:
Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века: В 2-х ч. – СПб., 2001.
Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.
Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций М., 2005.
Юренева Т. Ю. Западноевропейские естественнонаучные кабинеты XVI–XVII вв. // Вопросы истории естествознания и техники. – 2002. – № 4.
Юренева Т. Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. – 2002. – № 9.
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003.
Методические рекомендации к изучению темы семинара:
В первом вопросе необходимо сформулировать понятия «коллекционирование», «собирательство», обозначить цели собирательства, сформировавшиеся исторически. Во втором вопросе необходимо рассмотреть рождение мусейона и подчеркнуть его специфику; пояснить, какую роль выполняли храмы и святилища в формировании коллекций, их хранении, изучении; объяснить назначение пинакотеки. В третьем вопросе необходимо обозначить историко-культурные особенности эпохи эллинизма и указать причины создания крупнейших коллекций в эту эпоху, их цели и функции: Александрийский мусейон как центр науки и просвещения в античном мире; коллекции правящих династий Птолемеев и Атталидов. В четвёртом вопросе необходимо рассмотреть влияние греческой культуры и искусства на римских завоевателей, выявить особенности римского коллекционирования. В пятом вопросе необходимо рассмотреть характер коллекций крупнейших храмов; хранение, экспонирование и показ общественных собраний Древнего Рима.
Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: мусейон, коллекция, Ликей, академия, музы, вотивные предметы, оригинал, копия, пинаки, пинакотека, стоя, эллинизм, библиотека, папирусный свиток, копиист, эксперт, камеи, геммы, гимнасии, нимфейоны, виллы, термы, портик, галерея, культовая утварь, цензоры, эдилы, попечители, консервация, посвятительные дары, перипаты, трофеи, экспонирование, светский, культовый.
Задания (дополнения к ответу на теоретический вопрос семинара):
Сравнить функции современного музея и мусейона, сложившегося в античной культуре.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 336.