Тема 6: История и теория музейного дела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Задание: необходимо повторить изученный материал и подготовиться к тестированию.

 

Примерный перечень вопросов для тестирования:

 

В какое время музееведение утверждается как самостоятельная дисциплина?

А) в начале XX века

Б) в эпоху Просвещения

В) во второй половине XX века. +

 

В чём состояла главная цель создания Международного Совета музеев?

А) необходимость в подготовке профессионалов-музейщиков различных направлений: реставраторов, фондовиков, экспозиционеров…

Б) организация сотрудничества и взаимопомощи между музеями и музейными профессионалами всего мира +

В) необходимость восстановления и консервации памятников культуры после II мировой войны.

 

О каком понятии идёт речь: «круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов…»?

А) объект музееведения

Б) определение музееведения

В) предмет музееведения. +

 

Как мы можем обозначить объект исследования в музееведении?

А) процессы накопления и сохранения социальной информации

Б) функционирование музея и музейного предмета

В) культурно-историческая среда +

 

В каком виде музейной деятельности используются методы археологии?

А) при атрибуции предмета +

Б) функционирование музея и музейного предмета

В) при изучении музейной аудитории.

 

Какой раздел музееведения занимается разработкой методики всех форм музейной деятельности?

А) теория тезаврирования

Б) прикладное музееведение +

В) общая теория музееведения.

 

История и историография музея изучает?

А) музейный предмет как источник историко-культурной и социальной информации

Б) проблемы, связанные с комплектованием музейных предметов

В) историю появления музеев, их функционирования и организацию музейного дела. +

 

Укажите методы, преобладающие в музееведческих исследованиях:

а) методы социологических наук

б) методы исторических наук

в) комплекс методов различных областей знания. +

 

Укажите основную причину исчезновения понятия «мусейон» из обихода в период средневековья:

А) христианская идеология отрицала языческих богов, в том числе муз, в честь которых возводились мусейоны

Б) наука, литература и искусства стали развиваться в средневековье при монастырях

В) исчез вид деятельности, который он обозначал. +

 

Место хранения церковных принадлежностей и святынь в средневековье:

А) ризницы +

Б) реликварии

В) гардеробные

 

К какому периоду относится оформление музея как социкультурного института?

А) эпоха Возрождения

Б) XIX век +

В) эпоха Просвещения

 

Российская музейная энциклопедия определяет музей как:

А) социальный институт

Б) некоммерческое учреждение

В) институт социальной памяти. +

 

Главная функция музейного предмета:

А) знаковая +

Б) коммуникативная

В) информационная.

 

Укажите последовательность процесса включения предмета в музейное собрание:

А) принимая на учёт и хранение

Б) выявляется в естественной среде бытования

В) проходит полную или первичную научную обработку

Г) изымается из естественной среды бытования

Правильный ответ: б; г; а; в.

 

Какое свойство музейного предмета характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками: формой, размером, цветом?

А) информативность

Б) экспрессивность

В) аттарактивность +

 

Атрибутивные сведения предмета составляют:

А) сведения об истории предметов

Б) сведения, содержащиеся в самом предмете +

В) ценностный потенциал предмета.

 

Какая из функций музееведения обусловлена познавательными и культурными запросами общества?

А) научно-исследовательская

Б) досуговая

В) функция образования и воспитания. +

 

Музейная коммуникация – это:

А) процесс общения посетителя с музейным экспонатом +

Б) способность посетителя понимать «язык вещей»

В) процесс общения посетителя с экскурсоводом или музейным педагогом.

 

Какой из перечисленных критериев характеризует учебные музеи?

А) профиль музея

Б) юридический статус

В) общественное назначение. +

 

Какой из перечисленных музеев относится к музеям профильной группы?

А) педагогический +

Б) научно-исследовательский

В) музеи-заповедники.

 

Главная особенность музеев-заповедников:

А) это комплекс историко-архитектурных сооружений

Б) это музеефикация памятников культуры и природы +

В) подлинность места их нахождения.

 

Кто является юридическим собственником музейных предметов частных музеев:

А) собственность музея

Б) общество

В) государство. +

 

Каким фактором определяется множество классификаций музеев?

А) разнообразие функций музея +

Б) разнообразием музейных коллекций и музейных предметов

В) разнообразием видов деятельности.

 

Музейная сеть России включает:

А) все государственные музеи

Б) музеи, имеющие статус особо ценных объектов культурного наследия народов РФ

В) все существующие на территории государства музеи. +

 

Музеи какого профиля преобладают в России?

А) исторические

Б) комплексные +

В) художественные.

 

Что не входит в музейные фонды?

А) аудиовизуальные средства, включённые в экспозицию +

Б) научно вспомогательные материалы

В) макеты музейных предметов.

 

Какой из типов музейных предметов обладает подвижной ценностной характеристикой и может менять свой статус?

А) типичный

Б) уникальный

В) реликвия. +

 

Какой из перечисленных признаков будет доминирующим для коллекции женских ювелирных изделий династии Фаберже?

А) материал

Б) работа мастеров династии Фаберже +

В) предназначенность женщине.

 

Приложение 2

Темы семинарских занятий и методические указания к их подготовке

Тема 1: Музейная экспозиция

План:

1. Музейная экспозиция: сущность и структура.

2. Систематические экспозиции и научные принципы их организации.

3. Ансамблевая экспозиция: методика её формирования.

4. Ландшафтные экспозиции.

5. Тематическая экспозиция и научные принципы её организации.

 

Литература:

Лысикова О. В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». – М., 2007.

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.

Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций М., 2005.

Юренева Т. Ю. Западноевропейские естественнонаучные кабинеты XVI–XVII вв. // Вопросы истории естествознания и техники. – 2002. – № 4.

Юренева Т. Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. – 2002. – № 9.

Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003.

 

Методические рекомендации к изучению темы семинара:

В первом вопросе необходимо разобраться с базовыми понятиями составляющими ядро экспозиционной деятельности: обозначить границы таких понятий как «экспонат», «экспозиционный материал»; обозначить все структурные элементы экспозиции; рассмотреть, каким образом в экспозиции раскрывается знаковая природа предметов и как, посредством её, осуществляется музейная коммуникация. Во втором вопросе необходимо рассмотреть исторические основы развития систематических экспозиций; обосновать, что собой предполагает систематический метод экспонирования и особенности его проявления в музеях различного профиля. В третьем вопросе предполагается рассмотреть принципы организации ансамблевой экспозиции и целесообразность её применения в различного типа музеев, привести примеры. В четвёртом вопросе необходимо представить разновидности ландшафтных экспозиций и их структурные единицы; рассмотреть такие разновидности ландшафтных экспозиций и историю их становления, как: панорама, диорама. В пятом вопросе необходимо рассмотреть сущность тематического экспонирования, отличия от систематического и ансамблевого метода экспонирования; обосновать необходимость выбора того или иного метода для разработки экспозиции.

Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: экспонат, экспозиционный материал, тематическая структура экспозиции, экспозиционные комплексы, музейная экспозиция, выставка, тематические выставки, фондовые выставки, отчётные выставки, метод построения экспозиции, систематическая экспозиция, ансамблевая экспозиция, ландшафтная экспозиция, биогруппа, таксидермия, панорама, диорама, тематико-экспозиционный комплекс и пр.

 

Темы докладов:

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 187.