Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к окружающему миру, другим людям, к самому себе.
Эмоции – непосредственные реакции человека на предметы и явления.
Чувства – отличаются большей степенью устойчивости и обобщенности, включают в себя несколько эмоций.
Функции эмоций и чувств:
регуляция поведения, стимулирование развития, облегчение взаимопонимания.
Основные эмоции человека: интерес, удовольствие, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх и тревога, смущение и стыд.
Удовольствие
Отвержение Принятие
Неудовольствие
Упражнение «Угадай эмоцию»
Участники загадывают эмоции, а ведущий их отгадывает.
Обсуждение:
- к каким последствиям может приводить ситуация, если человек думает, что изображает одну эмоцию, а окружающие видят совершенно другую?
- а если человек говорит одно, а его вид говорит совсем о другом (например, говорит: «Мне интересно», а на лице написана скука?)
Упражнение «Гвалт»
Участники выстраиваются в 2 шеренги, расположенные лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 метра. Поочередно каждый из участников проходит между этими шеренгами туда и обратно. Из одной шеренги ему кричат только хорошее, из другой – плохое. Задача участника – по дороге в одну сторону слушать только плохое, а в другую – только хорошее.
Обсуждение:
Приведите примеры из жизни, показывающие, что человек склонен слышать только то, что он желает услышать.
Упражнение «Что изменилось?»
Участники строятся в две шеренги друг напротив друга. Игроки первой команды поворачиваются спиной к игрокам второй. Каждый участник второй команды делает по три изменения в своем внешнем виде. Первая команда поворачивается лицом ко второй. Каждый участник ищет изменения во внешности у напротив стоящего подростка из второй группы. Затем участники команды меняются ролями.
Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
Что тебе понравилось? Что не понравилось?
Занятие № 9 «Проявления эмоций и чувств»
Задачи:
Научиться расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей,
развивать собственную эмоциональную экспрессивность.
Материалы:
пиктограммы эмоций
бланки с изображением лица
бланки тестов
Ход занятия:
Упражнение «Нарисуй свое настроение»
Разминка «Хлопки по коленям»
Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу в направлении часовой стрелки таким образом, чтобы цифры произносились в том же порядке, как лежат руки на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей), сосед слева – «три», а «четыре» - опять тот, кто начинал счет. По такому же принципу счет продолжается, пока в нем не примет участие каждый.
После 1-2 пробных кругов вводятся дополнительные условия:
- запрещается называть числа, кончающиеся на 6 или кратные 6 (6, 12, 18, и т.д.), кому достает такое число, должен не произносить его, а дважды хлопнуть соседа по колену. Кто ошибается – выбывает.
Практическая работа с материалом «Внешние проявления эмоций»
Участникам демонстрируется разнообразный иллюстративный материал, изображающий людей, выражающих определенные эмоции. Ребята должны назвать эмоции.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 636.