ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13 учебный год)

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

С ограниченными возможностями здоровья

«Уссурийская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат»

(КГКСКОУ Уссурийская КШИ, Клейменс Наталья Александровна)

(692508, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Кузнечная, д. 5)

Номинация конкурса– Педагогические идеи и технологии

Тема: Тренинг общения для подростков коррекционной школы VIII вида

Пояснительная записка

Предлагаемая программа тренинга общения, рассчитанная на учащихся 8 – 9 классов, направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Программа позволяет решать следующие задачи:

· Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.

· Развитие навыков эффективного общения.

· Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.

· Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

· Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.

· Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.

· Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.

 

В начальной части предлагаемого тренинга акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы. Далее следуют занятия, направленные на формирование вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях.

В данном тренинге используются интерактивные игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии.

Программа рассчитана на 10 занятий по 60 минут каждое.

Оптимальная численность группы – 12 – 16 человек.

Форма представления программы – протоколы тренинговых занятий.

 

 

Содержание занятий:

 

Занятие № 1 – «Зачем мы здесь собрались?»

Занятие № 2 – «Мы – команда»

Занятие № 3 – «Наши сходства и различия»

Занятие № 4 – «Общение и умение слушать»

Занятие № 5 – «Учимся взаимопониманию»

Занятие № 6 – «Средства общения»

Занятие № 7 – «Общение без слов»

Занятие № 8 – «Наши эмоции и чувства»

Занятие № 9 – «Проявления эмоций и чувств»

Занятие № 10 – «Подведение итогов»

 


Занятие № 1 «Зачем мы здесь собрались?»

 

Задачи:

знакомство участников с психотренингом как методом работы,

формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.

 

Материалы:

карандаши (по количеству участников)

мяч

тестовые бланки

 

Ход занятия:

Участникам тренинга предлагается сесть в круг.

 

Вводная беседа

· Чем нам предстоит здесь заниматься?

- Играми и упражнениями – т.к. всякая игра имеет двойной смысл: возможность получить удовольствие, а также дает возможность лучше узнать себя и других, чему-нибудь научиться.

- беседами на интересные темы, относящиеся к психологии,

- будем проводить тесты и заполнять анкеты.

· Какую пользу нам это принесет?

- мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания.

- будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди

лучше нас понимали.

- более успешнее сможем общаться с людьми, понимать их, меньше

конфликтовать.

- наконец, просто хорошо и весело проведем время!

 

Упражнение – разминка «Карандаши»

Суть упражнения состоит в удержании карандашей, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.

Сначала все разбиваются на пары, располагаются друг напротив друга (70 – 90 см) и пытаются удержать 2 карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

Далее все встают в свободный круг. Задание: поднять руки, опустить, вернуть в исходное положение; вытянуть руки вперед, отвести назад; сделать шаг вперед, назад, выпрямиться; присесть – встать.

 

Знакомство

Все встают в круг. Ведущий называет свое имя, сколько лет и что любит. Далее перебрасывает мяч любому участнику и т.д.

Обсуждение и принятие правил работы

приходить на занятия без опоздания

говорить только от своего лица (не «Все так думают», а «Я думаю»)

слушать друг друга внимательно, не перебивая

работать активно, всем участвовать в упражнениях

не обсуждать то, что происходит на занятиях, за пределами группы

 

Игра «Поворот в прыжках» («Шеренга»)

Участники рассредоточиваются в пространстве кабинета так, чтобы расстояние между ними было не менее 0,5 метра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуть в любую стороны на 90, 180 или 240 градусов. Каждый решает сам, но договариваться нельзя.

Занятие № 2 «Мы – команда»

Задачи:

· повышение заинтересованности подростков в посещении занятий,

· сплочение группы,

· формирование чувства команды.

 

Материалы:

· канат / прочная верёвка

· Психогеометрический тест

· бланки с изображением лица

 

Ход занятия:

 

Разминка 2. «Циферблат»

Количество участников – 12.

Участники, сидящие в кругу, образуют циферблат часов – каждый участник соответствует определенной цифре на нем. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает – сначала хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем подпрыгивает тот, кто минутной.

 

Психогеометрический тест

Подросткам предлагается свободно перемещаться в пространстве под спокойную музыку. Ведущий, сам перемещаясь в пространстве, рассказывает, что разным людям удобно ходить по разным траекториям: кому-то по кругу, кому-то с резкими поворотами (описывая квадрат, треугольник или прямоугольник), а кому-то по незамкнутой траектории – зигзагом. По ходу рассказа ведущий сам показывает эти способы передвижения. Потом участникам дается несколько минут для опробования всех этих траекторий и выбрать наиболее удобную для себя. Разговаривать по ходу выполнения не следует.

Далее участникам

Демонстрируется пять геометрических фигур и дается инструкция:

                   
   
     
   
 
       
 
 
 

 


 

 

«Посмотрите на 5 фигур. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: «Это – Я!». Просто почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас, когда вы посмотрели на страницу с их изображением.

Далее ведущий, руководствуясь приведенной таблицей, рассказывает про психологические характеристики людей, предпочитающие различные фигуры.

Данный тест основан на результатах серьезных психологических исследований и несет определенную информацию об индивидуально-психологических свойствах испытуемого. Но эта информация носит вероятностный характер (не все 100 %, а 80 – 85 %).

 

Фигуру Психологические свойства
Положительные Отрицательные
Квадрат Организованный Внимательный к деталям Трудолюбивый Рациональный Эрудированный Упорный, настойчивый Твердый в решениях Терпеливый Бережливый Педант, дотошный Мелочный Трудоголик Холодный, отчужденный Излишне осторожный Не очень богатая фантазия Упрямый, консервативный Затягивающий решения Скупой
Треугольник Лидер, ведущий за собой Принимающий ответственность на себя Решительный Сконцентрированный на цели Ориентированный на суть дела Конкурентный, нацеленный на победу Уверенный в себе Честолюбивый Энергичный Эгоцентричный, эгоистичный Категоричный, не терпящий возражений Нетерпеливый, прерывает других Коварный, хитрый Самонадеянный Ориентированный на статус, карьеру Неудержимый
Прямоугольник Возбужденный, активный Ищущий Любознательный Легко усваивающий новое Чувствительный Без лишних амбиций Смелый Напряженный, в состоянии замешательства Непоследовательный Легковерный, внушаемый Наивный Эмоционально неустойчивый С низкой самооценкой Безрассудный
Круг Дружелюбный, доброжелательный Добродушный Заботливый, преданный Поддерживающий Сочувствующий Великодушный Щедрый Способный к самоосознанию Способен убеждать других Доверчивый Спокойный Бесконфликтный Нетребовательный, уступающий Беспечный Навязчивый Болтливый, любит посплетничать Склонность к самообвинениям Расточительный Играет на чувствах других Легковерный Ленивый Не очень стремится к достижениям Нерешительный
Зигзаг Творческий подход к жизни Теоретическая установка Мечтательность, направленность в будущее Интуитивность Остроумие Экспрессивность Прямота Стремление к новизне Восторженность, воодушевление Неорганизованность Непрактичность Нереалистичность Нелогичность, Непоследовательность Непостоянство настроения, поведения и отношений Эксцентричность Несдержанность, наивность

 

В конце занятия проводится краткое обсуждение, обмен впечатлениями.

 

Разминка «Построение круга»

Участники закрывают глаза и начинают хаотично двигаться по помещению. По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т.п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза.

Обсуждение:

- Что дает эта игра, кроме возможности развлечься?

- Кто именно виноват в том, что не получился идеально ровный круг?

- А кто не виноват, кто стоял в совершенно правильном кругу?

Смысл в том, чтобы участники поняли, что дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.

 

Упражнение «Остров»

На полу раскладываются газеты и участникам предлагается на них встать. Затем ведущий говорит: «Вы попали на остров, вам очень хорошо и весело. Вы можете свободно по нему перемещаться. Но, неожиданно начался прилив и море начало поглощать сушу». Ведущий постепенно отрывает по кусочку газеты. Задача участников, как можно дольше продержаться на газете и чтобы никто не «утонул».

 

Упражнение «Поиск сходства»

Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет».

На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние, потом – общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т.п.

Упражнение «Живая анкета»

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

· Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

· Что тебе понравилось?

· Что не понравилось?

 

 

Тест «Умеете ли вы слушать»

Инструкция: перед вами 12 вопросов.

Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».

Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы?

Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравиться?

Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?

Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?

Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

Перебиваете ли вы собеседника?

Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него, опередив его собственные выводы?

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитайте количество ответов «нет».

10-12 баллов.

Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравиться.

8-10 баллов.

Нередко вы проявляете умение слушать собеседника. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать до конца. Если партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить «веское слово».

Менее 8 баллов:

К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравиться то, что человек говорит, то просто перестаете слушать его.

Занятие № 5

«Учимся взаимопониманию»

Задачи:

· Развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия.

Материалы:

· Градусник – муляж

· Бланки с изображением лица

· Повязка на глаза

· Шарики смятой бумаги – «снежки» по 4 на каждого чел.

 

Ход занятия:

 

Упражнение «Снежки»

Участники делятся на 2 команды. На полу проводится линия, делящая помещение пополам, каждая команда – на своей территории. У каждого участника – по 4 снежка. По команде ведущего начинается игра, задача которой – перебросить как можно больше снежков на сторону противоположной команды. Дополнительное правило: одновременно держать в руках больше 4 снежков нельзя.

 

Разминка «Пишущая машинка»

Участники изображают клавиатуру компьютера. Так как количество ребят в группе обычно гораздо меньше количества букв в алфавите, каждому достается несколько букв. Ведущий диктует фразы, остальные участники их «печатают» - громко произносят её, подпрыгивают и хлопают в ладоши.

Фразу сначала быстро произносят, а потом участники «печатают» по памяти.

 

Упражнение «Путаница»

Упражнение «Живая анкета»

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

Что тебе понравилось?

Что не понравилось?

 

Разминка «Сбор по голосам»

Ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать звуки (собака, кошка, корова, петух и т.п.). участники, никому не показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных».

 

Разминка «Путаница»

Обсуждение:

- Что помогало выполнить упражнение?

- что создавало препятствия?

- Какие эмоции возникали при этом?

 

Упражнение «Угадай эмоцию»

Участники загадывают эмоции, а ведущий их отгадывает.

Обсуждение:

- к каким последствиям может приводить ситуация, если человек думает, что изображает одну эмоцию, а окружающие видят совершенно другую?

- а если человек говорит одно, а его вид говорит совсем о другом (например, говорит: «Мне интересно», а на лице написана скука?)

 

Упражнение «Гвалт»

Участники выстраиваются в 2 шеренги, расположенные лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 метра. Поочередно каждый из участников проходит между этими шеренгами туда и обратно. Из одной шеренги ему кричат только хорошее, из другой – плохое. Задача участника – по дороге в одну сторону слушать только плохое, а в другую – только хорошее.

Обсуждение:

Приведите примеры из жизни, показывающие, что человек склонен слышать только то, что он желает услышать.

 

Упражнение «Живая анкета»

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

Что тебе понравилось? Что не понравилось?

Приложение 1

Участники ставят номер каждого вопроса в той ячейке таблицы, которая соответствует их ответу.

 

№ вопроса № вопроса № вопроса № вопроса № вопроса
           
Совсем не хочу Скорее не хочу Не возражаю Скорее хочу, чем нет Очень хочу

 

Вопросы:

· хочу ли я лучше узнать самого себя?

· хочу ли я научиться более эффективно общаться?

· хочу ли я научиться дружить?

· хочу ли я больше узнать про эмоции и чувства?

· хочу ли я узнать, почему возникают конфликты, и научиться достойно выходить из них?

 

 

Приложение 2

 

Сообщение

 

В вашу школу закупили партию новых компьютеров. Через пару месяцев в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в один из пустующих кабинетов на втором этаже. По вечерам в компьютерном классе можно будет играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройство пришкольной территории.

 

 

Приложение 3

       
 
   

 


Приложение 4

 

 

       
 
 
   

 

 


Приложение 5

       
 
Собака
 
Дятел
 
 
Кошка
 
Гусь
 
 
Петух
 
Корова
 
 
Баран
   
Коза
 
 
 
Свинья

 

 

Взаимопонимание, доверие и дружба

 

 


Приложение 6

Приложение 7

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13 учебный год)






Дата: 2016-10-02, просмотров: 164.