Анализ и оценка антропогенных ресурсов территории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На характер использования территории и ее планировочную организацию влияют антропогенные ресурсы. По силе своего влияния антропогенные факторы конкурируют с природными, а в ряде случаев и превосходят их.

К антропогенным факторам относятся транспортная и инженерно-техническая обслуженность территории, доступность основных центров производства и потребления, гигиенические условия и состояние природного комплекса, состояние и ценность капитального фонда и оценка необходимых реконструктивных мероприятий, наличие строительной базы, эстетические качества антропогенного ландшафта.

Оценка зависит от предполагаемого вида использования территории. Например, обслуженность территории транспортом по-разному влияет на условия городского строительства, сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства. Поэтому все антропогенные факторы, по которым оценивается территория, рассматриваются как условия разных видов городского строительства, сельского и лесного хозяйства, массового отдыха населения.

Наибольшую сложность представляет оценка влияния антропогенных факторов и соотнесение ресурсов территории‚ имеющих различную ценность для различных видов их народнохозяйственного использования. Исследование антропогенных ресурсов территории различается по содержанию и степени детализации в зависимости от уровня и стадий проектирования.

Степень транспортной обслуженности территории оценивается в зависимости от удаленности различных ее участков от существующих и строящихся транспортных сетей или устройств. На основе оценки составляется схема транспортной обслуженности территории, где выделяются территории с различным уровнем обслуженности различными видами транспорта и показывается, в какой мере этот уровень отвечает требованиям, предъявляемым такими видами использования территории, как сооружение промышленных предприятий с большим или малым грузооборотом, жилая застройка городов и поселков, размещение мест и учреждений отдыха и т.д.

Исследования транспортной обслуженности территории — важная составляющая при проектировании новых жилых районов и производственных комплексов в развивающемся городе, и при реконструкции.

Уровень инженерного обеспечения территории оценивается путем определения удаленности отдельных участков территории от существующих или строящихся головных сооружений, имеющих определенный порог рационального присоединения новых потребителей, а также посредством выделения участков территории, уже обеспеченных инженерным оборудованием, исходя из того, что расширение существующих сетей целесообразнее, чем освоение изолированных или не обеспеченных в инженерном отношении территорий.

Важной характеристикой территории является ее доступность к центрам хозяйственной или социальной активности. На уровне районной планировки оценка территории производится путём построения изохронограмм одночасовой и двухчасовой доступности крупных центров района. В качестве возможных транспортных средств рассматриваются: электрифицированная железная дорога, загородные линии автобусов, скоростной водный транспорт. Учитывается время на передвижение пешком от остановок транспорта до пунктов назначения. Оценка транспортной доступности территории производится исходя из потенциальных возможностей сложившейся сети.

Оценка по доступности центров обслуживания — важный фактор в зонировании территории жилых районов по плотности застройки.

Для условий реконструкции и развития сложившегося города важный фактор оценки территории — оценка капитальности фонда. Такая оценка позволяет выявить возможности использования сложившейся застройки и инженерных сетей, перспективные затраты на их реконструкцию

При анализе антропогенных ресурсов территории, необходимо остановиться на тех отрицательных последствиях хозяйственной деятельности в городах, которые определяют необходимость дополнительных мероприятий и затрат при освоении территорий. Это экологические нарушения, выражаемые в санитарно-гигиенических характеристиках.

В процессе анализа выявляются степень загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почвенного покрова; степень деградации растительного покрова, показатели шумового режима, определяется их отношение к нормативным. Оценка территории по санитарно-гигиеническим условиям производится в зависимости от количества и качества ограничений, накладываемых нормативами и требованиями охраны природы. При этом для разных видов использования территории один и тот же фактор может выступать как ограничивающий использование территории.

Специально выделяют и оценивают элементы территории: санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, санитарные разрывы зон вероятного аварийного задымления, зоны самоочищающей способности рек‚ ниже места сброса сточных вод, охранные зоны хозяйственно-питьевых водозаборов, шумовые зоны вдоль основных транспортных магистралей и в районах аэропортов, потенциальные и существующие заповедники, заказники, охраняемые ландшафты и другие охранные зоны.

В сложившихся городах и районах расселения специального внимания требует оценка историко-культурных и эстетических качеств градостроительной среды. Такой анализ проводится комплексно с оценкой компонентов природных ландшафтов рассматриваемых городов. При определении ценности историко-культурного наследия города большое значение имеет его историческое и художественное своеобразие в отношении числа и уникальности памятников. При оценке учитывают отдельные здания, элементы городской среды и планировочную структуру города. Возможности сохранения и использования архитектурно-градостроительного наследия оценивают исходя из современных задач. На основе оценки принимают решения по режиму охраны и реконструкции, по требованиям к новому строительству на территориях, ценных в историческом и эстетическом плане.

При разработке программ исследуется также социально-экономический и демографический потенциал территории. Территориальное распределение трудовых ресурсов влияет на размещение и структуру производства, на формирование территориально-производственных комплексов.

Существенным фактором при размещении производства является сложившаяся территориальная структура хозяйственного комплекса, его экономический потенциал, а также социальная инфраструктура, обеспечивающая весь комплекс социального воспроизводства в сфере потребления.

Знание структуры и экономического потенциала хозяйственного комплекса города или района расселения позволяет принять обоснованное решение по направлению его развития с учетом требований производства и охраны природной среды.

Важной задачей является оценка социально-культурного потенциала городов-центров в системах расселения, обслуживающих центров в планировочной структуре города. Оценка социальной значимости таких центров позволяет более достоверно судить о преимуществах размещения нового строительства в зонах доступности этих центров.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 591.