Развития Оренбургской области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стратегия

Развития Оренбургской области

до 2020 года и на период до 2030 года
I. Концептуальные положения стратегии

 

Позиционирование региона в мире и России

 

Участие Оренбургской области в решении задач социально-экономического развития страны в целом определяется объективным геополитическим, экономико-географическим потенциалом и сложившейся структурой экономики и социальной сферы.

Оренбургская область расположена на рубеже Европы и Азии, России и Республики Казахстан, Урала и Поволжья (как по физико-географическим границам, так и экономическому районированию). Следовательно, ключевые функции, позиционирующие регион в России и в мире, – контактные в одних сферах (реализация международных экономических, культурных, социальных, экологических проектов) и барьерные – в других (обеспечение национальной безопасности). Этим определяются основные приоритетные направления взаимодействия Оренбургской области с федеральным центром.

Оренбуржье – это одна из ключевых для России территорий с точки зрения сотрудничества со странами Центральной Азии, особенно с Республикой Казахстан.

Через Оренбургскую область проходит оптимальный маршрут планируемого к строительству российского участка международного транспортного коридора Европа–Западный Китай. Оренбургский участок коридора обладает высокой значимостью не только с точки зрения реализации транзитного потенциала страны, но и как инфраструктура, соединяющая регионы ПФО с Центрально-Азиатскими странами.

Оренбургская область – это исторически сложившийся центр межкультурной коммуникации, регион, расположенный между странами Центральной Азии и высокоразвитыми республиками в составе Российской Федерации с тюркскими титульными этносами. Это определяет стратегический приоритет целостности Оренбургской области как субъекта Российской Федерации, а задача преодоления изъянов пространственной конфигурации региона и развития приграничных территорий должна позиционироваться не только как региональная, но и как федеральная.

Отдельными аспектами позиционирования области могут выступать: мощный промышленный потенциал федерального значения, эффективное сельское хозяйство сохраненные природные объекты, интересные для туризма и спорта, богатый культурно-исторический опыт и гармоничные межнациональные отношения.

 

Сценарии развития региона

 

Социально-экономическое развитие Оренбургской области до 2030 года будет происходить на фоне следующих глобальных процессов и тенденций.

Старение населения в развитых странах при опережающем росте численности населения в развивающихся странах и завершении демографического перехода в странах Центральной Азии.Тенденция старения населения будет также характерна для России и Оренбургской области. Завершение демографического перехода в странах Центральной Азии будет выражаться в виде тенденций к снижению интенсивности миграционного потока через область в стратегической перспективе.

Продолжение индустриализации Китая и Индии и закрепление за Азиатско-Тихоокеанским регионом роли одного из главных локомотивов мирового экономического роста.В настоящее время Китай уже вовлек в сферу экономического влияния большинство стран Юго-Восточной Азии, укрепляются экономические связи с приграничными странами Центрально-Азиатского региона. Интенсивная торговля с Китаем таких стран, как Республика Казахстан, Киргизия, Таджикистан существенно смягчила в них последствия мирового экономического кризиса. Однако в будущем Россия (в том числе и через проекты в Оренбургской области) может стать ключевым «противовесом» Китаю и партнером для стран Центральной Азии, необходимым для снижения их экономической зависимости от Китая, что предопределяет благоприятную конъюнктуру для сотрудничества с ними.

Вовлечение в мировую хозяйственную систему в прошлом «закрытых» региональных рынков – государств африканского континента, отдельных стран Центральной и Южной Азии (Индия, Пакистан).Эти рынки могут изучаться и рассматриваться как перспективные для оренбургского бизнеса во второй половине прогнозируемого периода.

Постепенное снижение ценности углеводородного сырья с точки зрения обеспечения энергетической безопасности в мире в целом; снижение спроса на российские углеводороды на западном направлении экспорта в связи с политикой импортеров по повышению энергетической безопасности, в том числе с вовлечением возобновляемых источников энергии.Эта тенденция в совокупности с уменьшением объемов добычи углеводородов в области приведет к снижению «нефтяных» и «газовых» доходов бюджета региона, сформирует дополнительные предпосылки для реструктуризации экономики.

Негативная глобальная динамика природной среды и обострение связанных с этим рисков: обострение дефицита пресной воды, изменение агроклиматических условий жизни и хозяйственной деятельности темпами, превышающими адаптационные возможности экономики.Основная прогнозируемая проблема для Оренбургской области – опустынивание южных территорий и существенное сокращение объемов стока в бассейне реки Урал. Для предотвращения негативных последствий необходимо совершенствование системы мониторинга динамики состояния природной среды и активное сотрудничество с Республикой Казахстан в решении водохозяйственных задач в бассейне реки Урал и смежных бассейнов.

Усугубление продовольственной проблемы в мире; рост спроса на продукцию агропромышленного комплекса (далее – АПК) России на новых рынках в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Рост спроса на экологически чистую элитарную продукцию создаст благоприятные условия для формирования экспортного сегмента пищевой промышленности, связанного с переработкой продукции животноводства и растениеводства Оренбургской области, которые необходимо поддерживать через активную региональную маркетинговую политику.

Дальнейшее распространение в мире универсальных стандартов и подходов к ведению бизнеса на фоне повышения значимости локальных культурных различий.В Оренбургской области имеются исторические и географические предпосылки, а также накопленный за последние годы опыт для формирования центра межкультурной коммуникации. В регионе возможно применение наиболее актуальных социальных практик, используемых в различных культурах для достижения поставленных стратегических целей и задач.

Приведенные выше глобальные тенденции и процессы являются внешними рамочными условиями для развития Оренбургской области. Прямое воздействие на траекторию развития региона будут оказывать макроэкономические, внутриполитические и внешнеполитические сценарные условия, которые влияют на достижение целевых индикаторов качества жизни и развития экономики Оренбуржья. Вместе с тем развитие региона на определенных этапах возможно в соответствии с промежуточными сценариями, что предполагает опережающее реагирование органов власти Оренбургской области на вероятные риски.

 

 

Оренбургской области

 

Цель региональной демографической политики – создание условий для стабилизации численности населения Оренбургской области и его последующего расширенного воспроизводства.

Приоритетными направлениями региональной демографической и миграционной политики являются:

Снижение смертности населения от управляемых причин, в том числе:

профилактика, своевременное выявление и лечение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также заболеваний, которые дают наибольший процент смертности и инвалидизации среди населения трудоспособного возраста (ВИЧ, гепатит, туберкулез и другие);

снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, создание центра «Медицины труда»;

снижение материнской и младенческой смертности;

снижение смертности от самоубийств (за счет развития системы психологической помощи населению).

Социальной инфраструктуры

 

1) образование

Цель развития системы образования–внедрение современной модели образования, обеспечивающей формирование в Оренбургской области человеческого капитала, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Приоритетные направления:

модернизация институтов образования для обеспечения индивидуальных траекторий развития жителей области:

обеспечение предоставления услуг раннего развития и образования для детей дошкольного возраста независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

создание на всех ступенях образования условий для реализации индивидуальных образовательных программ, в том числе возможностей на старшей ступени обучения одновременно с освоением общеобразовательных программ получить профессиональную подготовку, инклюзивного образования для детей с отклонениями в развитии;

построение системы общего образования в соответствии с принципами национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

создание системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

создание условий для равного доступа всех граждан Оренбургской области к образованию и самообразованию, дополнительному образованию, в том числе за счет развития дистанционного обучения на базе информационно-технологической инфраструктуры образования;

создание условий для формирования у детей установок здорового образа жизни на всех ступенях дошкольного, общего и высшего образования;

формирование механизмов обеспечения квалифицированными кадрами потребностей социально-экономического развития Оренбургской области:

формирование системы непрерывного профессионального образования, переход к модульным форматам профессионального обучения, создание программ, интегрирующих академическое образование и практические компетенции, формируемые в системе среднего профессионального образования;

поддержка образовательных учреждений, реализующих во взаимодействии с бизнесом инновационные программы развития. Расширение масштабов исследовательской и инновационной деятельности с развитием на их базе инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы и технопарки;

поэтапное формирование научно-образовательного комплекса (научно-исследовательского университета) международного уровня, интегрирующего передовые научные исследования и образовательные программы, решающего кадровые и исследовательские задачи социально-экономического развития Оренбургской области, а также обеспечивающего возможность интеграции российской науки в Центрально-Азиатские страны;

развитие научно-исследовательской специализации области, ориентированной на активное научное и образовательное взаимодействие со странами Центральной Азии (изучение восточных языков, адаптация сельскохозяйственных технологий к аридной зоне земледелия, развертывание экологической проблематики);

создание центра бизнес-образования и поддержка прикладных исследовательских проектов, ориентированных на потребности предприятий региона, организация эффективной системы коммерциализации науки;

 

Здравоохранение

Стратегическая цель развития системы здравоохранения – формирование системы, обеспечивающей реальную доступность квалифицированной медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровням заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Развитие системы здравоохранения предполагает концентрацию усилий в отношении следующих приоритетных направлений.

Обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме,в том числе:

совершенствование системы стандартизации в области здравоохранения с целью внедрения современных медицинских технологий оказания медицинской помощи;

децентрализация высокотехнологичной медицинской помощи до уровня зональных центров (Оренбургская, Орско-Новотроицкая агломерации, г. Бузулук), модернизация учреждений здравоохранения, создание системы хосписов.

Модернизация системы обязательного медицинского страхования и развития системы добровольного медицинского страхования,в том числе:

поэтапный переход к эффективным способам оплаты медицинской помощи на основе обоснованных тарифов в зависимости от качества ее оказания и объемов;

создание условий для развития медицинских организаций различных организационно-правовых форм.

Повышение эффективности системы организации медицинской помощи, в том числе:

оптимизация стационарной помощи, оказываемой населению на основе интенсификации занятости койки с учетом ее профиля;

оптимизация соотношения врачебного и среднего медицинского персонала;

развитие в сельской местности общей врачебной практики;

развитие системы предоставления медико-социальной помощи и информатизация здравоохранения.

Совершенствование системы охраны здоровья населения, в том числе:

пропаганда и формирование здорового образа жизни, а также повышение ответственности работодателя за здоровье работников;

формирование культуры здорового питания населения, обеспечение здоровым питанием детей;

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, реализация программы «Чистая вода»;

развитие рекреации (в первую очередь детской) на базе природного потенциала области, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

развитие системы научно-клинических медицинских центров (образование, наука, диагностика, лечение) по направлениям повышенного риска заболеваемости области;

 

Физическая культура и спорт

Целью политики в сфере физической культуры и спорта является создание условий, обеспечивающих возможность для жителей области вести активный и здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к спортивной инфраструктуре, оренбургским спортсменам достойно конкурировать в избранных видах спорта на всероссийском и международном уровнях.

Приоритетные направления в развитии массовой физической культуры и спорта:

развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом по месту жительства и в образовательных учреждениях с учетом расширения количества спортивных сооружений, используемых круглогодично (физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, ледовые площадки и другие) за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников;

совершенствование системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, развитие спортивных школ, секций и спортивных клубов для детей и взрослых, повышение качества предоставляемых услуг, в том числе развитие технических видов спорта;

осуществление комплекса мер, способствующих повышению кадровой обеспеченности сферы физической культуры и спорта;

реализация агитационно-пропагандистских и информационных мероприятий в целях повышения заинтересованности населения и вовлечения в постоянные занятия физической культурой и спортом;

создание специализированных учреждений и отделений для занятий физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями;

создание системы мониторинга физической подготовки и физического развития населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи.

Приоритетные направления в развитии спорта высших достижений, повышении конкурентоспособности оренбургских спортсменов на всероссийской и международной аренах:

осуществление мероприятий по внедрению эффективных спортивных технологий, модернизации системы методического, медицинского и материально-технического обеспечения сборных команд области;

совершенствование системы отбора одаренных спортсменов на основе модельных характеристик, многолетнего планирования их подготовки, стимулирование тренерского состава по результатам выступлений;

проведение на территории области спортивных мероприятий, способствующих повышению мастерства спортсменов, качества их подготовки и достижению высоких спортивных результатов;

 

Культура

Цель политики в области культуры – предоставление в распоряжение населения области вне зависимости от места его проживания комплексной инфраструктуры, способствующей духовному и культурному развитию.

Для достижения качественных результатов в культурной политике выделяются следующие приоритетные направления.

Обеспечение максимальной доступности культурных благ и образования в сфере культуры и искусства для жителей региона вне зависимости от места их проживания, в том числе:

формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, кинотеатр, детскую школу искусств и другие) с доступом к электронным ресурсам;

развитие и поддержка межрегиональной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности;

развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе региональных и муниципальных библиотек, коммуникационных центров с использованием систем удаленного доступа к услугам региональных центров обслуживания;

обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями.

Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе:

модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры путем инвестирования в технологическое обновление, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий;

обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов;

расширение информационного пространства на родных языках.

Совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры, в том числе:

содействие развитию культурно-познавательного туризма;

обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений;

Социальная политика

Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления.

Смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и создание комфортных условий для самореализации личности и семьи, в том числе:

повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи;

расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами;

обеспечение индивидуального подхода к решению проблем отдельных категорий населения на основе внедрения эффективных программ адресной поддержки.

Повышение эффективности поддержки и развития института семьи,в том числе:

развитие программ социального сопровождения и помощи семье;

совершенствование механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям, многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие системы мероприятий по пропаганде семейного образа жизни и семейных ценностей, формирование семейной культуры.

Реабилитация и социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями,в том числе:

повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по формированию доступной среды (жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта);

создание системы, обеспечивающей комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе;

развитие системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания;

обеспечение занятости инвалидов при осуществлении господдержки бизнеса с обязательством предоставления необходимой квалификации (уровня образования) за счет государства.

Обеспечение доступности и дифференцированного подхода к организации социального обслуживания, в том числе:

обеспечение безопасных и комфортных условий проживания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей в стационарных учреждениях социального обслуживания;

развитие инновационных эффективных форм социального обслуживания населения;

внедрение практики государственного социального заказа в систему социального обслуживания населения;

развитие конкурсных механизмов с целью обеспечения равного доступа к государственному финансированию для государственных и негосударственных (в том числе волонтерских) организаций, предоставляющих социальные услуги на основе государственных стандартов социального обслуживания и системы оценки качества выполнения социальных программ;

содействие социальной адаптации асоциальных лиц и освободившихся из заключения;

 

Молодежная политика

Целью молодежной политики является осуществление системного государственного влияния на процессы социализации молодого поколения, создание условий и гарантий самореализации молодых граждан. Использование потенциала молодежи для обеспечения стабильного развития государства и гражданского общества, достойной жизни граждан, укрепления общественной безопасности и конкурентоспособности Оренбургской области и страны. Молодежная политика включает в себя следующие приоритетные направления.

Вовлечение молодежи в социальную практику, в том числе:

выстраивание профессиональных установок и карьерных траекторий;

вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества;

развитие волонтерского движения, поддержка общественных инициатив;

вовлечение молодежи в трудовую и экономическую деятельность (трудовые объединения, студенческие отряды, развитие молодежных бирж труда).

Формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи,в том числе:

мотивация молодежи к инновационной деятельности, изобретательству и техническому творчеству;

создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала молодежи;

обеспечение адресного подхода при работе с талантливой и инициативной молодежью.

Обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации,в том числе:

создание условий для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и формирование долгосрочных позитивных жизненных стратегий.

Формирование у молодежи российской идентичности и профилактика этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде,в том числе:

поддержка развития региональных молодежных общественных инициатив, направленных на формирование у молодежи российской идентичности (россияне);

формирование у молодежи толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным ценностям, преодоление этнического и религиозно-политического экстремизма.

Укрепление института молодой семьи, пропаганда репродуктивного поведения, направленного на увеличение рождаемости. Формирование у молодежи установок ответственного родительства, в том числе:

поддержка и популяризация института молодой семьи;

разработка мер по обеспечению жильем молодых семей;

пропаганда здорового образа жизни среди молодежи.

Создание инфраструктуры государственной молодежной политики,в том числе:

информационное обеспечение молодежной политики;

создание современной инфраструктуры работы с молодыми людьми (многофункциональные молодежные центры, спортивные секции, дома молодежи, центры досуга).

 

Экологическая политика

 

Оренбургская область относится к числу территорий с достаточно сложной экологической обстановкой.

По выбросам загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников (в 2008 году – 737,9 тыс. тонн), Оренбургская область стабильно входит в десятку российских регионов – «лидеров», наносящих наибольший ущерб окружающей среде. В ПФО область значительно превышает по выбросам загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, другие субъекты, оставляя далеко позади экологически не самые благополучные Самарскую область (305 тыс. тонн выбросов) и Пермский край (375,3 тыс. тонн).

В Оренбургской области складывается критическая ситуация с количеством накопленных отходов производства и потребления: на 1 января 2008 года их накоплено 914,9 млн. тонн, из них 474,7 млн. тонн – опасные отходы.Показательно, что за 2008 год в области произведено 146,5 млн. тонн отходов, принадлежащих к I–IV классу опасности (опасные отходы), что составило 90 процентов отходов этого класса, произведенных в ПФО.

Основными источниками загрязнения окружающей среды являются производства по добыче и переработке топливно-энергетических ресурсов, горнодобывающая промышленность и металлургические производства. Отчисление природопользователей на природоохранные мероприятия в области, как и в России в целом, значительно ниже, чем в развитых странах. Экологическая реабилитация земель, испорченных нефте- и газодобычей, и возвращение их в аграрное производство должны стать одними из важнейших направлений деятельности инвесторов.

Цель региональной экологической политики – улучшение качества природной среды и условий жизни населения, снижение экологической нагрузки на природные комплексы области, задействование экономических механизмов рационального природопользования.

Для достижения данной цели выделяются следующие основные приоритетные направления.

Поэтапное снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду от промышленных источников, в том числе:

установление нормативов и планов поэтапного снижения загрязнения атмосферы городов, поверхностных и подземных вод, почв и земель от промышленных объектов до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям;

установление жестких лимитов на образование и последующее размещение отходов I–IV класса опасности;

стимулирование развития предприятий по размещению, переработке и утилизации промышленных и бытовых отходов (налоговые льготы, областные гарантии и субсидирование процентной ставки по кредитам для предприятий данной сферы).

Создание экологически безопасной городской среды,в том числе:

размещение новых промышленных производств с учетом территориального планирования, использующего более жесткие экологические нормы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы в водные объекты, размещение отходов;

расширение городских и пригородных парковых зон, усиление озеленения городского пространства;

восстановление эродированных, захламленных городских территорий, ликвидация свалок;

строительство комплексных мусороперерабатывающих заводов, полигонов, отвечающих современным природоохранным требованиям.

Сохранение и защита природной среды, в том числе:

создание противоэрозийных и полезащитных лесных насаждений, проведение фитомелиорации;

рекультивация нарушенных земель и возвращение их в аграрное производство;

расширение площади территорий, относящихся к особо охраняемым природным территориям, до 15 процентов;

проведение комплекса мероприятий по сохранению экосистемы трансграничной реки Урал;

развитие непрерывного экологического образования.

Целевой ориентир:снижение к 2030 году удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3–7 раз в зависимости от отрасли.

Уже в ближайшее время требуется разработка и утверждение Концепции экологической безопасности Оренбургской области. Для того чтобы минимизировать негативные эколого-экономические последствия советского и постсоветского периодов освоения природных ресурсов необходимо подготовить проект Генеральной схемы экологически безопасного устойчивого территориального развития Оренбургской области до 2030 года. В соответствии с ней в рамках экологических программ необходимо проведение мероприятий по очистке выбросов в атмосферу, сточных вод, восстановлению нарушенных земель и ликвидации ранее накопленного экологического ущерба - преобразование техногенных ландшафтов и вторичная переработка отвалов бедных пород и хвостохранилищ горнодобывающих предприятий восточного Оренбуржья, рекультивация земель в районах нефтедобычи на западе области.

 

Гражданское общество

 

Формирование институтов гражданского общества, предусматривающее объединение граждан, готовых защищать свои интересы, права и свободы и способных объединяться в различного рода ассоциации для достижения общих целей, является важнейшей задачей развития общества.

Основные направления:

усиление роли и влияния организаций, призванных отстаивать самые разнообразные интересы населения в экономической, социальной и экологической сферах (ассоциации производителей, общества потребителей, общественные объединения экологической и политической направленности, социальные и правовые союзы);

содействие наиболее важным с точки зрения интересов региона направлениям деятельности: в сфере малого бизнеса и самозанятости, адаптации мигрантов, помощи материнству и детству, спортивной и патриотической работе, противодействия социальным патологиям;

поддержка некоммерческих организаций, обеспечивающих устранение негативных социальных явлений и реализацию социально значимых проектов;

использование исторических традиций самоуправления (казачества) и самоорганизации проживающих в регионе этнических групп;

равноправное взаимодействие с государством в целях осуществления контактов между властью и населением, поддержка инициатив общественных организаций, развитие сетевых сообществ.

Необходимо разработать концепцию партнерства органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, неправительственных организаций с целью согласования и развития правовых, экономических и организационных механизмов по укреплению взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества.

 

Общеэкономические ориентиры

 

Целевыми индикаторами экономического развития являются:

рост ВРП в 2,9 раза к 2030 году по сравнению с 2008 годом;

опережающий по отношению к динамике ВРП рост заработной платы населения в 3,5 раза.

Основой для таких темпов роста станет повышение производительности труда в 4 раза и формирование нового постиндустриального сегмента экономики.

Рис 2. Структура ВРП Оренбургской области.

2008 г.

Рис 3. Основные макроэкономические целевые индикаторы стратегии

Инвестиции в основной капитал (сумма за 5 лет), млрд.р. в ценах 2009 г.

Как показано на рисунке 2, к 2030 году в структуре ВРП Оренбургской области несколько сократится доля традиционных для региона отраслей – промышленности и сельского хозяйства. Однако это будет связано не со снижением объема производства в этих отраслях, а с опережающими темпами роста рыночного сектора сферы услуг («прочие» отрасли), а также транспорта и связи.

Динамика целевых макроэкономических индикаторов соответствует сценарным условиям и определяется следующими процессами:

В 2011–2015 гг. относительно высокие темпы роста ВРП (5,4 процента в среднем за год) будут обусловлены как компенсационным посткризисным подъемом экономики, так и активной экономической политикой органов власти области. «Активная» компонента экономического роста отражена на рисунке 3 в увеличении доли и объема инвестиций в инфраструктуру (графа «прочее» в структуре инвестиций), несмотря на некоторое снижение общего объема инвестиций в этот период. Темпам роста ВРП в этот период будут соответствовать темпы роста объема промышленного производства вследствие повышения производительности труда, в первую очередь за счет организационной модернизации предприятий. Динамика объема платных услуг в этот период будет менее интенсивной, чем в «перегретые» 2006–2008 годы, но темпы роста будут выше, чем в кризисном 2009 году.

В 2016–2020 годах предполагается небольшое снижение среднегодовых темпов роста, что связано с высокой вероятностью социально-экономического кризиса в этот период (в соответствии со сценарными условиями), а также с нивелированием компенсационной тенденции, ожидаемой для начала 2010-х годов. Данный период – начало инвестиционного роста в реальном секторе экономики, что отражается в структуре инвестиций (максимальный прирост для категории «машины, оборудование, транспортные средства»). В 2016–2020 годах начнется период интенсивного обновления основных производственных фондов Оренбургской области.

В 2021–2025 годах продолжатся тенденции предыдущего периода, но так как в это время не предполагается «кризисных» лет, ожидается формирование устойчивой тенденции к увеличению темпов роста ВРП. В этом и последующем периоде будет обеспечен положительный эффект от завершающейся модернизации инфраструктурных и производственных фондов, что выразится в интенсивном росте как промышленности и сельского хозяйства, так и сферы услуг. Эти процессы приведут к интенсификации мультипликативного эффекта в инвестиционной сфере, что объясняет максимальный прирост инвестиций в основной капитал на последнем периоде в горизонте планирования (2026–2030 годы). Перспективы этого периода связаны с радикальной модернизацией социальной сферы, максимальным приростом инвестиций в строительство жилья и высокими темпами роста платных услуг, что подтверждается рисунком 3.

Основные задачи Правительства Оренбургской области, направленные на развитие экономики.

Формирование структуры экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом роста и уровнем производительности и в значительной степени устойчивых к конъюнктурным колебаниям на сырьевых рынках. Для этого потребуются:

стимулирование создания новых производств в секторах экономики с высоким уровнем производительности;

содействие повышению производительности на существующих предприятиях;

обеспечение экономики области требуемыми трудовыми ресурсами.

Важнейшей задачей развития

Дата: 2016-10-02, просмотров: 169.