Принципы успешной презентации:
1. Компетентность
Чем увереннее и компетентнее говорит выступающий, тем больше доверия вызывает он у окружающих.
2. Тщательная подготовка
современная презентация – это нечто большее, чем просто блестящая речь. Это – цифры, фотографии, графики, факты, бьющие точно в цель. Начните готовиться к выступлению заранее – это позволит вам свободно владеть информацией.
3. Соответствие презентации основным целям
4. Позитивный имидж выступающего
Находиться под пристальными взглядами слушателей – довольно сложный и ответственный процесс, где происходит оценка имиджа презентатора (внешний вид, голос, способ подачи информации). Не будет преувеличением сравнение имиджа выступающего с его визитной карточкой, остающейся в памяти людей.
Начнем с одежды – она должна, помимо чистоты и эстетичности, соответствовать требованиям ситуации и учитывать специфику аудитории. Важно, чтобы костюм соответствовал возрасту и облику выступающего, позволяя чувствовать себя свободно и уверенно.
Телодвижения нередко выдают ту информацию, которую мы тщательно пытаемся скрыть, поэтому использование агрессивных и защитных поз (перекрещивание рук и ног, сжатые кулаки, руки в карманах, взгляд в потолок, разворот плечом к аудитории) невольно спровоцируют у окружающих раздражение и недоверие даже к грамотно представленной информации. А вот улыбка, контакт глаз, открытые ладони вызовут ровно противоположный эффект.
Голос презентатора (тембр, дикция, темп, интонация, наличие слов-паразитов) в немалой степени влияют на успех презентации. Адекватная громкость, перемена в процессе выступления высоты тона, эмоциональность, доступный темп и умелое использование пауз – вот что можно найти в арсенале успешного презентатора.
5. Контакт с аудиторией
Есть некоторые ошибки во взаимодействии с аудиторией, которые способны привести к сокрушительному провалу презентации:
язвительные замечания по поводу любых особенностей аудитории (половых, возрастных, профессиональных);
демонстрация собственной значимости, злоупотребление профессиональной лексикой;
неуверенное поведение презентатора (сгорбленная осанка, тихая речь, многочисленные извинения);
злоупотребление цифрами и фактами (лучший вариант – представление их визуально);
наличие нелитературных слов и неуместных шуток.
31.Деловые коммуникации; работа с аудиторией.
1) Для оратора неважно, какая численность аудиторией – выступаете ли Вы перед аудиторией в 100 человек или 10 – требуется такая же подготовка и настрой
2) Жесты, передвижение по аудитории, модуляция голосом (общение в разных регистрах) колоссально способствуют повышению интереса к Вашему выступлению и вовлекают аудиторию в активное восприятие не только Вашей внешнего вида, уверенности, тембра голоса, позы, осанки , но и информации, которую Вы хотите донести до Ваших слушателей
3) Не бойтесь задать вопрос аудитории, чтобы узнать мнение зала по интересующему Вас вопросу, прежде чем приступать к изложению Вашей персональной точки зрения на данную тему. Услышать мнение аудитории посредством серии открытых вопросов, вызвать на диалог – одна из основных приемов хорошего оратора.
4) Перед началом работы с аудиторией, если вы волнуетесь и при этом зажаты, рекомендуем, чтобы Ваше тело приняло бы позу, вдохновляющую Вас на подвиги, в том числе и на хорошее выступление. Приподнимите голову, проследите, чтобы у вас была хорошая осанка, были бы выпрямлены плечи. Искренне улыбнитесь улыбкой победителя. Замечено, что многие актеры принимают определенные позы для того, чтобы вызвать у себя определенное психоэмоциональное состояние. Эта техника отлично работает.
5) Оратору крайне важно обладать высокой энергетикой – именно в данном случае его/ее выступление будет эмоциональным, доходчивым до сердец слушателей. Энергетику Вашего выступления повышают: передвижения по сцене, жестикуляция, сила и диапазон голоса (даже если оратор говорит очень тихо, возможно увеличить энергетику выступления не за счет силы и громкости голосового аппарата, а за счет переходов голоса из верхнего в нижний регистр). Когда голос оратора модулирует, речи придается большое интонационное богатство и разнообразие
6) Хороший визуальный контакт с аудиторией критичен для оратора. В аудитории Вы сможете встретить разных людей – как воспринимающих Вашу речь позитивно, так и настроенных весьма критично именно к Вам. Оратору следует работать со всей аудиторией и постоянно устанавливать глазной контакт с слушателями. Даже если Вы видите перед собой недовольное лицо Вашего шефа и Ваша речь направлена на него нее персонально, Вы можете потерять контакт со всей аудиторией в зале. Обязательно переводите Ваш взгляд от одной части зала к другой, выбирая активного слушателя и адресуя данный кусочк Вашего выступления персонально для данного человека.
7) Если аудитория засыпает и Вы ее теряете, постарайтесь привлечь внимание ваших слушателей с помощью смены интонаций, ввода интересного речевого оборота, анекдота, истории из жизни. Вспомните те инструменты из вышеописанной описания, которые Вам удаются в жизни лучше всего и примените данный инструмент. В противном случае Ваш рассказ под зевающую и скучающую аудиторию Вам будет обеспечен.
32.Интерактивное выступление в деловом мире
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися (обмен действиями).
Интерактивная сторона выступления — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлиянии людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.
Рассмотрим подробнее стили поведения.
Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора.
Конкуренция (противоборство) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей власти, принуждения, иных средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него.
Приспособление (уступчивость). Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида.
Сотрудничество означает, что индивид проявляет активность в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.
33.Управление конфликтом в деловых коммуникациях
Конфликты в деловом общении неизбежны. Конфликт – это результат взаимодействия двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующих их один в ущерб другому. Конфликтом называется также противоположность психологических установок и поведения, доходящая до несовместимости, то есть психологической неспособности партнеров продолжать совместную деятельность. Конфликт – ситуация, включающая противоположные позиции сторон или противоположные цели и противоположные средства разрешения существующей проблемы. То есть конфликт имеет объективные основания (цели, интересы, позиции сторон) и субъективные основания (психологическая несовместимость партнеров). По некоторым оценкам более 65 % проблем в организациях связаны с нарушением отношений, а не с профессиональными трудностями. 25 % времени руководителей уходит на улаживание конфликтов. Субъекты общения всегда ищут себе сторонников, и поэтому конфликт имеет тенденцию разрастаться. 70–80 % конфликтов в организациях имеют «вертикальную» оставляющую, то есть, связаны с деятельностью руководства.
Психологическая совместимость личностная и групповая определяется не столько отсутствием конфликтов, сколько способностью личности и группы их разрешать. Конфликт всегда – противоречие между ожиданиями и реальностью.
Конфликты в организациях с одной стороны как человеческие конфликты имеют универсальные черты, с другой обладают некоторыми содержательными особенностями. Конфликты в организациях подразделяются на:
Инновационные – в момент реформ. Люди не любят перемен, поэтому при их приближении напряжение в организации всегда возрастает. Кроме этого новации в организациях непосредственно связаны со структурными изменениями, территориальными перемещениями, перераспределением профессиональных и функциональных обязанностей и властных полномочий. Поэтому во время реформ в организации обостряются все виды отношений;
Конфликты справедливости – из-за распределения денег или льгот. Это выяснение отношений по принципу: «Почему так?». Конфликты справедливости оказываются затяжными, поскольку чувство обиды закрепляется на уровне групповых и личных отношений;
Конфликты из-за ресурсов. Наиболее часто встречающиеся реальные конфликты из-за финансов, техники, помещений, льгот;
Конфликты позиционные – из-за психологической несовместимости членов;
5. Конфликты динамические – ситуационные конфликты, «на пустом месте" являются, как правило, замаскированной формой или рецидивом конфликтов 2, 3 или 4 типов.
Межличностные – конфликт отношений между конкретными людьми, конфликты между отдельными частями группы или между руководителем и группой или между группой и ее членом.
Межгрупповые – конфликт между группами или подразделениями.
Межведомственные – конфликт, обусловленный не личностными, а ведомственными интересами.
Для работников в организациях характерны внутриличностные – конфликты между противоречащими друг другу личностными установками. Например, конфликт между личной и корпоративной этикой.
Конфликты бывают целевые, когда достижение победы делает результат абсолютным (например, выборы или назначение на искомую должность), и статусные (многоплановые и многосубъектные, когда "проигрыш" или "выигрыш" каждого участника трудно определить однозначно ).
Нужно иметь в виду, что конфликт не всегда деструктивен, иногда он несет в себе конструктивные выходы из сложившейся ситуации.
Как правило, конфликт возникает не внезапно, а имеет определенные стадии развития:
Предконфликтная стадия. Между будущими участниками конфликта имеется напряженность. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон совершает действия, ущемляющие интересы другой.
34.Конфликты в деловых коммуникациях
Большой вклад в изучение стилей конфликтного поведения был внесен К. Томасом и Р. Килманном. К. Томас и Р. Килманн исходили из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Они предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой – поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе – поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов. На основе этой модели К. Томас и Р. Килманн выделили способы регулирования конфликтов. Таких способов, по их мнению, всего пять:
1.
Соперничество (конкуренция, конфронтация)
По своей направленности данный стиль ориентирован на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им. Применяющий подобный стиль поведения стремится навязать другим свое решение проблемы, уповает только на свою силу, не приемлет совместных действий.
2.
Компромисс
Эта стратегия наиболее эффективна, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременные желания невыполнимы: например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться». Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и коллективных усилий. Стиль компромисса предпочтителен тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон.
3.
Сотрудничество или решение проблемы
Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах – это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
4.
Избегание (уклонение)
Человек, придерживающийся этого стиля, стремится уйти от конфликта. Эта стратегия может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (это бывает редко, но все же бывает), если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся.
5.
Приспособление или сглаживание
Приспособление как стиль пассивного поведения отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот стиль поведения предполагает в большей степени учитывать интересы оппонентов и не избегать совместных с ними действий.
35.Управление информацией и временем в деловых коммуникациях
Закон 1 - осмысления. Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше (прочнее, легче, подробнее) оно сохраняется в памяти. Пользоваться этим законом - значит максимально приблизить процессы восприятия, запоминания к процессу мышления.
Сделать запоминание максимально осмысленным помогают простейшие приемы. Взяв в руки книгу, статью, документ, которые Вы собираетесь читать, не спешите начинать. Попытайтесь по названию определить, что в них написано, или что на месте автора написали бы Вы. Точно такое же "прогнозирование" можно применять и по прочтении названия главы или параграфа, первого абзаца и т. д. Если Вы чувствуете, что после выдвижения ряда аргументов автор готов сделать свой вывод, - не торопитесь читать, попытайтесь сделать его сами.
Выработайте привычку, читая, выделять смысловые опорные пункты - неделимые, законченные "единицы смысла". При этом на полях можно отмечать: вот первая мысль, вот вторая, вот третья. Можно придумывать каждой мысли названия, привязывать к ним зримые образы, связывать их между собой. Этих "единиц смыслов может оказаться совсем немного, но они помогут понять и запомнить главное.
Закон 2 - интереса. Легко запоминается интересное. Основа формирования интереса - цель. Когда мы видим: это может понадобиться для будущей работы. становится интересно. Мысль в тексте связывается с конкретной практической необходимостью и таким образом - часто без специальных усилий запоминается. Прежде, чем начать чтение (прослушивание, просмотр), надо четко решит зачем мне это нужно. Не запоминайте то, что никогда Вами не будет применено.
Закон 3 - объема знаний. Чем больше знаний по определенной теме тем лучше запоминается все новое. Перед чтением вспомните все, что уже известно по данной теме может быть, нужно не просто вспомнить, но и более активно "приподнять" запрятанные в глубинах памяти знания. Предположим, Вам надо запомнить правила ведения бухгалтерской отчетности. Когда-то Вам приходилось с этим сталкиваться. Не спешите сразу изучать правила. Гораздо эффективнее сначала просмотреть, скажем "Словарь бухгалтера", пролистать учебник по бухгалтерскому учету. Это настолько активизирует восприятие текста, что для запоминания может оказаться достаточно прочесть его всего один раз.
Если Вы хотите запомнить что-то совершенно новое, учтите, что при единовременном восприятии память способна удержать в среднем 7 объектов (от 5 до 9). Безразлично, будут ли это отдельные слова, предметы или мысли. Кладите на стол 1, 2, 3 и т. д. различных предметов и запоминайте каждый набор. Где-то после 7 при воспроизведении некоторые предметы начнут "выпадать". А далее Вы вынуждены будете группировать их. То есть, устанавливая связи внутри запоминаемого материала, Вы так или иначе начнете осмысливать его.
Закон 4 - готовности к запоминанию. Давно известно, что готовность к выполнению определенного действия (установка) предопределяет восприятие. На восприятие какого материала Вы настроились, что приготовились увидеть в тексте, то и увидите. Допустим, Вам надо ознакомиться с описанием некоторого технического устройства. Вы должны быть готовы к тому, что в описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, техническая и экономическая эффективность, рабочие параметры и т. п. На получение такой информации Вы настраиваетесь - такую и получите из текста.
То же самое относится к установке на время. Опыты показывают следующее. Два человека запоминают одну и ту же информацию в течение одного и того же промежутка времени. Но один - с установкой запомнить надолго, а второй - только на короткое время. При проверке - не только по прошествии длительного времени, но и сразу после запоминания - оказывается, что первый показывает лучшие результаты.
Закон 5 - одновременных впечатлений. Он основан на следующем: если Вам трудно вспомнить что-либо, надо вызвать в памяти максимум одновременных (смежных) впечатлений.
Допустим, Вы забыли, что говорилось на совещании, состоявшемся месяц назад. Постарайтесь в памяти вызвать образ кабинета, где оно проходило. Представьте лица выступающих и слушателей. Вспомните, какая погода стояла за окном, как Вы себя чувствовали, о чем думали и т. и. Эти ассоциации не подведут: содержание совещания "всплывет". Поэтому загодя, запоминая что-либо, полезно фиксировать внимание на обстановке, связывать запоминаемое со всем происходящим вокруг.
Закон 6 - последовательных впечатлений. Если Вы должны запомнить что-то целиком и близко к тексту, никогда не учите частями - только все вместе. Заучивание кусками - побочный способ запоминания. В погоне за быстрым результатом (как хочется скорее увидеть хотя бы часть уже сделанной работы!) мы повторяем несколько раз один кусок, пока не запомнится, - за ним следующий и т. д. В результате конец каждого куска - по закону последовательных впечатлений - связывается не с началом следующего, а с началом его же самого. И при воспроизведении происходит то же самое.
Закон 7 - усиления первоначального впечатления. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, чем ярче образ, чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее. Отсюда задача - всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого. Существует два способа усиления первоначального впечатления: рациональный и эмоциональный.
При рациональном старайтесь направлять информацию по нескольким каналам: записать то, что надо запомнить, нарисовать, проговорить, пропеть и т. п. Очень полезно обсудить, "проспорить" запоминание, особенно с лицом, придерживающимся противоположного мнения.
Особенно полезно применять рациональное усиление для запоминания несловесной информации - действий, образов, рисунков. Допустим, Вам надо запомнить впечатления от интерьера, пейзажа, картины, внешности человека. Обычно в памяти сохраняются лишь самые общие черты. Однако, если вслух описать запоминаемый объект, запомнится на порядок больше деталей и подробностей.
При эмоциональном усилении первоначального впечатления надо стараться вызвать максимум эмоций, связанных с запоминаемой информацией.
Это легко сделать, используя закон осмысления. Допустим, Вы прочитали ряд аргументов автора и, опередив его, сами сделали вывод. Если Ваш вывод не совпал с авторским, то у Вас, наверное, возникнут эмоции удивления, разочарования, раздражения, злости. Они усилят запоминание. А если нет? Вы испытаете удовлетворение, радость. Хотя, с другой стороны, в этом случае и запоминать-то ничего не надо - это Ваш вывод!
Закон 8 - торможения. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное - сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Любая информация - чтобы быть запомненной - должна "отстояться".
Из законов памяти вытекают три основных способа запоминания.
Рациональный - основан на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого материала, а также между ним и уже накопленными знаниями. Это наиболее эффективный способ.
Механический - его мы называем "зубрежкой". Он самый неэффективный, но, бывает, становится необходимым. Ориентируйтесь здесь на законы повторения и усиления первоначального впечатления.
Мнемо технический - способ опосредованного запоминания. То, что необходимо запомнить, по определенным правилам или ассоциативно переводится в другую знаковую систему, в иные образы, которые запоминаются легче.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 226.