Учет процентов по заемным средствам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Начисление процентов по полученным займам и кредитам организация-заемщик осуществляет в соответствии с порядком, установленным в договоре займа или кредитном договоре.В бухгалтерском учете задолженность по полученным займам и кредитам должна показываться с учетом причитающихся на конец отчетного периода процентов к уплате согласно условиям договоров.Учет затрат на проценты, причитающиеся к оплате кредиторам по полученным от них займам и кредитам, зависит от цели использования заемных средств.В общем случае, когда полученные кредиты и займы не использованы для предварительной оплаты материально-производственных и других ценностей, работ, услуг, а также для приобретения и/или строительства объектов основных средств, начисленные проценты включаются в состав операционных расходов.Причитающиеся по таким кредитам и займам проценты к уплате отражаются по кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции с дебетом субсчета 91-2 «Прочие расходы» Начисленные суммы процентов учитываются обособленно.Выплат а процентов по полученным краткосрочным (долгосрочным) кредитам и займам отражается в учете по дебету счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.Причитающиеся по выданным векселям и размещенным облигациям проценты и дисконт отражаются по кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») в корреспонденции с дебетом субсчета 91-2 «Прочие расходы».Существуют два способа включения процентов или дисконта в состав операционных расходов.

При первом способе проценты или дисконт сразу же после их начисления включаются в состав операционных расходов (дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы»).

При втором способе в целях равномерного включения расходов по выплате процентов или дисконта используется счет 97 «Расходы будущих периодов».

Начисление процентов (дисконта) по векселю отражается на отдельных субсчетах к счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»).

29вопрос .Основным показателем финансово-хозяйственной деятельности организации является финансовый результат, который представляет собой прирост (уменьшение) стоимости собственного капитала организации за отчетный период.

Финансовый результат формируется на активно-пассивном счете 99 «Прибыли и убытки». Этот счет имеет одностороннее сальдо. В течение года нарастающим итогом по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» записываются убытки и потери, а по кредиту — прибыли и доходы. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов определяется конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период. Кредитовое сальдо счета 99 «Прибыли и убытки» означает прибыль, дебетовое сальдо — убыток.Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается в течение года на счете 99 «Прибыли и убытки» из:

· прибыли или убытка от обычных видов деятельности;

· прочих доходов и расходов;

· потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности;

· сумм начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежей по перерасчетам по этому налогу исходя из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций.

Основную часть прибыли (убытка) организация получает от продажи готовой продукции, товаров, работ и услуг. Финансовый результат от их продажи определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин, налога с продаж и других вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на ее производство и реализацию. Так как затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг), оказывают непосредственное воздействие на себестоимость, их перечень строго регламентирован.Результат от продажи продукции, работ, услуг и товаров выявляют на активно-пассивном счете 90 «Продажи». По дебету этого счета отражается фактическая себестоимость проданной продукции, покупная стоимость проданного товара, расходы, связанные с выполненными работами и оказанными услугами, НДС, налог с продаж и другие расходы. По кредиту счета отражается выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг. Сравнивая оборот дебета и кредита счета 90 «Продажи» определяют результат (в виде прибыли или убытка), который ежемесячно списывают со счета 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».

При получении прибыли делается "бухгалтерская запись:

Д-т 90 «Продажи»
К-т 99 «Прибыли и убытки».

Полученный убыток отражается записью:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»
К-т 90 «Продажи».

Счет 90 «Продажи» закрывается и сальдо не имеет.

30вопрос .Отчетность предприятий классифицируется по различ­ным признакам.

I По видам она делится на оперативную, статистичес­кую и бухгалтерскую.

Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри предприятия. Она составля­ется по данным оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки време­ни — сутки, пятидневку, неделю, декаду и т. д. В ней со­держатся сведения о выполнении плана поставок материа­лов, о производстве важнейших видов продукции, соблю­дении договоров, финансовом положении предприятия и т. д.

Статистическая отчетность составляется по данным ста­тистического, бухгалтерского и оперативного учета и от­ражает сведения по отдельным показателям хозяйствен­ной деятельности предприятия как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Так, с помощью статистической отчетности контролируется реализация плана по объему и качеству продукции, использование оборудования и рабо­чего времени, выполнение норм выработки, динамика про­изводительности труда и т. д.

Бухгалтерская отчетностьпредставляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положе­нии организации и о результатах ее хозяйственной дея­тельности за отчетный период. Ее составляют по данным бухгалтерского учета.

Формирование отчетности организации является завер­шающим этапом учетных работ. В ходе его выполнения под­готавливается информация, необходимая как внутренним, так и внешним пользователям. Следовательно, от­четность организации исходя из адресности ее пользовате­лей подразделяется на внутрихозяйственную и внешнюю.

Внутрихозяйственная отчетность выполняет управлен­ческие и информационные функции внутри предприятия. Она используется для разработки и оценки текущих и пер­спективных планов развития предприятия и принятия на этой основе оперативных и стратегических управленческих решений.

Внешняя отчетность предназначена для удовлетворе­ния потребностей внешних пользователей исходя из разно­образия их интересов: инвесторов — сведениями о доходности и риске инвестиций, ценности и перспективности ак­ций предприятия и его способности выплачивать дивиден­ды; кредиторов — о способности возвратить займы и вып­лачивать проценты; поставщиков — о платежеспособности предприятия; клиентов — о жизнеспособности предприя­тия; правительственные учреждения — об эффективности деятельности предприятия, налоговых поступлениях и др.; общественные организации — о тенденциях развития эко­номики предприятия и т. д.

II По периодичности составления отчетность предприя­тия подразделяется на промежуточнуюи годовую.

Промежуточная (текущая) отчетность может быть по­сменной, ежедневной, недельной, декадной, месячной, квар­тальной и полугодовой.Она более краткая, содержит огра­ниченное количество форм и показателей, а сроки ее пред­ставления более сжатые. Анализ текущей отчетности по­зволяет определять и быстро исправлять недостатки в ра­боте, предотвращать их появление в дальнейшем.

Годовая отчетность характеризует хозяйственную дея­тельность и финансовые результаты предприятия за от­четный год.

III По степени обобщения отчетных данных отчетность предприятия подразделяется на первичную и сводную (кон­солидированную).

Первичная отчетностьхарактеризует хозяйственно-финансовую деятельность конкретного предприятия.

Сводную (консолидированную) отчетность составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичной бухгалтерской отчетности подведомственных предприятий. Она содержит обобщенные показатели дея­тельности вышестоящей организации. Большинство пока­зателей сводной отчетности определяется суммированием соответствующих показателей отчетных форм подведом­ственных предприятий. Отдельные показатели определя­ются расчетным путем.

По объему представляемой информации отчетность может быть общей, характеризующей итог хозяйственной деятельности предприятия в целом, и специализированной, раскрывающей отдельные стороны этой деятельности (от­четность о материально-техническом снабжении, о выпус­ке и реализации продукции и др.).

Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности. Таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения Экономических целей предприятия, которые можно свести к двум важнейшим экономическим побуждениям предпринимательства. Каждый человек — предприниматель, занятый коммерческой деятельностью, хотел бы зарабатывать деньги, то есть получать прибыль и одновременно сохранить свой источник дохода. То же относится к современному менеджменту хозяйствующего субъекта, который должен обеспечивать прибыль на вложенный капитал, чтобы удовлетворить пожелания учредителей (собственников). Современный менеджмент должен зарабатывать деньги (прибыль) для учредителей (собственников) с помощью хозяйствующего субъекта, то есть обеспечить такую прибыль на вложенный капитал, которую учредители могли бы изъять без ущерба для текущей деятельности (финансового положения) организации. Но одновременно менеджмент обязан стоять на охране источника дохода хозяйствующего субъекта, то есть сохранить по меньшей мере номинальный капитал хозяйствующего субъекта, чтобы в будущем можно было сего помощью зарабатывать деньги (прибыль).
Эти две важнейшие экономические цели предпринимательства — цель зарабатывания (получения прибыли) и цель сохранения собственного капитала — на практике могут иметь различную степень важности в зависимости от предпочтения собственников капитала. Если для собственника капитала сиюминутный доход важнее долговременной работы предприятия (организации), он будет стараться получить прибыль как можно быстрее, чтобы изъять ее из предприятия. Извлеченный таким образом прирост (прибыль) на собственный капитале уже не окажется в будущем в распоряжении предприятия. Изъятие собственного капитала означает, что устойчивости предприятия и цели сохранения собственного капитала придается меньше значения, чем цели зарабатывания (получения дохода). Отсюда возникает необходимость постоянного информационного отслеживания этих двух целей с помощью бухгалтерской отчетности — важного инструмента рыночных отношений.
На законодательном уровне практически во всех странах действует норма обязательности составления бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить многочисленных пользователей нужной им информацией о том или ином субъекте рынка (организации). Кроме того, нормативно регулируемая бухгалтерская отчетность выполняет и другую очень важную роль. Государство через нее обеспечивает единство толкования правовых норм для самых различных субъектов рынка и соблюдения ими общеустановленных принципов (правил) ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Эта функция бухгалтерской отчетности нашла отра-жение как в законе «О бухгалтерском учете», так и в изданных на его основе нормативных актах по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Значительное место указанной функции бухгалтерской отчетности отведено в Международных стандартах финансовой отчетности. Отчетность организации - это система показателей, характеризующих условия и результаты ее работы за истекший период; по существу, это особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности хозяйства за определенный период.Отчетность может содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. При этом отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих записях. Органическая связь между бухгалтерским учетом и отчетностью устанавливается лишь в том случае, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных показателей.Срок предоставления годового отчета организациями установлен не позднее 1 апреля следующего за отчетным годом, а квартального - не позднее 30 дней после окончания отчетного периода.

Бухгалтерская отчетность организации состоит из следующих форм:

· Бухгалтерский баланс (форма № 1);

· Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

· Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

· Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

· Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

· Пояснительная записка;

· Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс (форма № 1)отражает состав имущества организации и источники формирования на отчетную дату.Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставлены с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценки, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья. Балансовые статьи объединяются в разделы. Актив баланса состоит из двух разделов («Внеоборотные активы» и «Оборотные активы»), пассив - из трех разделов («Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства»).Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Основное значение отчета о прибылях и убытках заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период. В отчете отсутствуют показатели налогового характера, которые по сути своей не могут быть предметом этой формы. При этом расширен состав таких показателей, как: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток).

Отчет о прибылях и убытках состоит из четырех разделов:

1) доходы и расходы по обычным видам деятельности. Он включает: выручку от продажи, себестоимость, валовую прибыль, коммерческие расходы, управленческие расходы и прибыль (убыток) от продаж;2)прочие доходы и расходы. В новой форме отчета все операционные и внереализационные доходы и расходы сведены в данный раздел. Сюда же относятся и чрезвычайные доходы и расходы;3)прибыль (убыток) до налогообложения;4)Чистая прибыль (убыток) отчетного года. Сюда записывают чистую прибыль (убыток), образовавшуюся у организации в отчетном периоде.

Отчет об изменениях капитала (форма № 3). Отчет максимально приближен к разделу 3 «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса. При отсутствии в отчетном периоде числовых значений по отдельным статьям статьи не приводятся. Новая форма позволяет отразить изменения резервов и капитала организации за отчетный и прошлый год.

Этот отчет состоит из следующих разделов:

1)«Изменение капитала». В этом разделе отражают информацию об изменении собственного капитала организации за два года - за отчетный год и год, предшествующий отчетному. При этом указывают информацию об остатках на начало и на конец отчетного года, увеличении и уменьшении составных частей собственного капитала (уставного, добавочного, резервного, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) с указанием причин произошедших изменений). Он содержит следующие показатели за отчетный и предшествующий год:

2). Величина капитала на начало периода.

3) Увеличение капитала - всего, в том числе за счет:

---дополнительного выпуска акций;---переоценки имущества;--прироста имущества;-- реорганизации юридического лица (слияние, присоединение);--- доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала.

4) Уменьшение капитала - всего, в том числе за счет:

- уменьшения номинала акций;- уменьшения количества акций;- реорганизации юридического лица (разделение, выделение);-расходы, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала.

5) Величина капитала на конец отчетного периода.

· «Резервы». В нем выделены резервы, которые образуются за счет нераспределенной прибыли организации. Эти резервы, образованные в соответствии законодательством; резервы образованные в соответствии с учредительными документами. В разделе «Резервы» приводят информацию о состоянии на начало и на конец отчетного года и об изменении в течение отчетного года прочих резервов, создаваемых организацией. В этом разделе приводится также информация как о движении резервов, являющихся собственным капиталом организации (резервы, образованные на основании решений собственников в соответствии с законодательством и в соответствии с учредительными документами за счет чистой прибыли организации), так и о резервах, не являющихся собственным капиталом организации, - об оценочных резервах и резервах предстоящих расходов и платежей.

· «Справки». В справке к отчету приводятся данные о стоимости года. В «Справках» указываются данные о чистых активах на начало и конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах на финансирование расходов по обычным видам деятельности и расходов по капитальным вложения во внеоборотные активы (по направлениям расходов за отчетный и предыдущий годы).

Отчет о движении денежных средств (форма № 4). Одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств. Значительная величина их свидетельствует о том, что реально организация терпит убытки, связанные с инфляцией и обесцениванием денег, а также с упущенной возможностью их выгодного использования. Назначение отчета о движении денежных средств - обеспечить пользователей финансовой отчетности информацией о поступлении и выплате денежных средств организации за определенный период. Он позволит оценить платежеспособность организации, его возможность выплачивать кредиты, займы, дивиденды, заработную плату и другие платежи, его потребность в дополнительном финансировании, связывать показатель чистой прибыли с поступлениями и выплатами денежных средств и, наконец, выяснить, откуда деньги поступили и куда они направлены. При составлении отчета о движении денежных средств используется информация о денежных средствах со счетов 50, 51, 52, 55. Отчет о движении денежных средств состоит из следующих разделов:

1. «Остаток денежных средств на начало отчетного года»;

2. «Движение денежных средств по текущей деятельности»:

-.средства, полученные от покупателей, заказчиков;-. прочие доходы;-. денежные средства направленные: на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов; на оплату труда; на выплату дивидендов, процентов; на расчеты по налогам и сборам; на расчеты с внебюджетными фондами, на прочие расходы;-.чистые денежные средства от текущей деятельности.

3. «Движение денежных средств по инвестиционной деятельности»:

- выручка от продажи объектов основных средств и иных вне оборотных активов;- выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений;- полученные дивиденды, проценты;- поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям;- приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов;- приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений;- займы, предоставленные другим организациям;- чистые денежные средства от инвестиционной деятельности.

4. «Движение денежных средств по финансовой деятельности»:

- поступления от займов и кредитов, предоставленных другим организациям;- погашение займов и кредитов (без процентов);- чистые денежные средства от финансовой деятельности; -чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов.

5. «Остаток денежных средств на конец отчетного периода».

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» содержит показатели, которые расшифровывают данные формы № 1 «Бухгалтерский баланс». Она состоит из 10 разделов:

· «Нематериальные активы»; - «Основные средства»;- «Доходные вложения в материальные ценности»;- «Расход на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и «технологические работы»; -«Расходы на освоение природных ресурсов»;- «Финансовые вложения»;-«Дебиторская и кредиторская задолженность»;-«Расходы по обычным видам деятельности»; -«Обеспечения»;«Государственная помощь».

В первом разделе «Нематериальные активы» отражается информация об остатках на начало и конец отчетного периода и поступивших и выбывших объектов нематериальных активов с подразделение на следующие группы:

-объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на результаты интеллектуальной собственности);-- организационные расходы;---деловая репутация организации;-- прочие.

Во втором разделе «Основные средства» отражены остатки на начало и конец отчетного года и данные о поступлении и выбытии по основным группам основных средств.Справочно приводится информация о сумме накопленной амортизации основных средств на начало и на конец отчетного года с подразделением по группам основных средств; о стоимости основных средств, переданных и полученных в аренду, переведенных на консервацию; об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и находящихся в процессе государственной регистрации.В конце раздела приводится информация об изменениях первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и накопленной амортизации по результатам проведенной переоценки, а также об изменении стоимости объектов основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации.

В третьем разделе «Доходные вложения в материальные ценности приводится информация о состоянии на начало и на конец отчетного года, о движении (поступлении и выбытии) в течение отчетного года имущества, используемого для передачи в лизинг и предоставляемого по договору проката, а также о сумме накопленной амортизации по такому имуществу на начало и на конец отчетного года.

В четвертом разделе «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» раскрываются данные о наличии на начало и на конец отчетного года, о поступлении и списании произведенных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В пятом разделе «Расходы на освоение природных ресурсов» раскрывается информация о расходах на основании природных ресурсов на начало и на конец года, поступивших и списанных в течение отчетного года с подразделением информации по основным видам таких расходов.

Справочно приводится информация о суммах безрезультатных расходов и расходов по участкам недр, незаконченным поиском и оценкой месторождений, разведкой и (или) гидрогеологическими изысканиями и прочими аналогичными работами.

Шестой раздел «Финансовые вложения» посвящен раскрытию информации о состоянии на начало и на конец отчетного года долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений с подразделением на основные их группы, в том числе вклады в уставные капиталы других организаций, государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, предоставленные займы и депозитные вклады. Отдельно выделяется информация о состоянии на начало и конец отчетного года о финансовых вложениях имеющих текущую рыночную стоимость.

В седьмом разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках по краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженностях с выделением информации по основным видам задолженностей.

В восьмом разделе «Расходы по обычным видам деятельности» по элементам затрат приводится информация об объеме произведенных в течение отчетного и предыдущего года расходов по обычным видам деятельности с подразделением информации по основным элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Справочно приводится информация об изменениях за отчетный и предыдущий отчетный год остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов.

В девятом разделе «Обеспечения» отражаются данные об остатках на начало и на конец отчетного года выданных и полученных обеспечений с указанием, в частности, информации о различных видах имущества, переданных и находящихся в залоге.

В десятом разделе «государственная помощь» раскрывается информация о полученных бюджетных средствах за отчетный год и аналогичный период предыдущего года, а также информация о состоянии на начало и на конец отчетного периода бюджетных кредитов и о величине их получения и возврата за отчетный год.

 

 





Дата: 2016-09-30, просмотров: 213.