Вопрос.Классификация счетов бухгалтерского учета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В зависимости от экономического содержания, смысла, познания, структурные счета делятся на соответствующие группы (классифицируются).

Классификация счетов бухгалтерского учета - это система счетов, объединенных в группы по наиболее существенному признаку (экономическому смыслу, назначению, структуры).

 

Классификация счетов по экономическому смыслу объединяет счета, имеющие экономическую однородность объектов учета.

 

По экономическому содержанию счета делятся на 3 группы:

 

1 - счета хозяйственных средств;

 

2 - счета хозяйственных процессов;

 

З - счета источников хозяйственных средств и финансовых результатов.

 

Счета хозяйственных средств аккумулируют информацию о составе и размещении имущества организации движении денежных средств, финансовых вложений и средств в расчетах.

 

Первая группа счетов подразделяется на счета:

 Денежных средств и финансовых активов (50, 51, 52, 55, 57, 58);

 Средств в расчетах (60, 62, 71, 73, 76);

 Оборотных средств (10, 14,41,43);

 Нематериальных активов (04, 05);

 Основных средств (01, 02, 03, 07, 08).

Схема хозяйственных процессов отражает информацию о процессах реализации готовой продукции (работ и услуг), заготовление материальных ценностей. Вторая группа включает следующие счета процессов:

 Процесса реализации (90);

 Процесса производства (20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 44, 46);

 Процесса заготовления (11, 15, 16).

Счета источников хозяйственных средств и финансовых результатовэто счета, которые отражают состав и движение собственных и заемных средств, результаты финансово хозяйственной деятельности организации.

Счета источников хозяйственных средств подразделяются на:

 Счета заемных источников формирования имущества;

 Счета собственных источников формирования имущества;

В свою очередь, счета заемных источников формирования делятся на:

 Обязательства по распределению (68, 69, 70);

 Обязательства организации (60, 62, 66, 67, 76).

Счета собственных источников формирования имущества формируются из:

 Счета прибылей и убытков (80);

 Счетов бюджетного финансирования (86, 98);

 Счетов капитала, фондов и резервов (63, 80, 82, 83, 9);

 Счета финансовых результатов включают в себя счета 84, 91, 99.

Построение классификации счетов по экономическому содержанию связано с производством готовой продукции и каждой его стадий.

Существует еще одна классификация счетов по экономическому признаку - деление счетов на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активный счет - Это счет, на котором отражается учет хозяйственных средств (имущества) предприятия.

Активные счета располагаются в активе баланса.

Пассивный счет - Это счет, на котором отражается движение источников хозяйственных средств предприятия.

Пассивные счета располагаются в пассиве баланса.

Активно-пассивные счета - Это счета, на которых одновременно отражаются движение имущества и источников в виде дебиторской и кредиторской задолжности. На активно-пассивных счетах учитываются два объекта: один относится к активам, другой - к обязательствам (пассивам).

7вопрос.В настоящее время имеет место монетарная выборка, при кото-рой проводится строгое разграничение между фундаментальными статистическими понятиями: единица наблюдения и единица сово-купности. В данном случае, применительно к товарной массе, еди-ницей наблюдения выступает наименование товаров, а единицами совокупности будут или стоимостные, или натуральные величины.

1)По принадлежности предполагается прежде всего устано-вить место нахождения имущества: оно может быть сдано в аренду, числясь на балансе арендодателя; отгружено покупателю, но не известно, получил ли он это имущество и т.д.Однако гораздо важнее установить при инвентаризации, о ка-ком имуществе идет речь: о том, которое находится во владении организации, или о том, которое находится в его собственности. Обычно инвентаризация преследует первую задачу -- она достига-ется проще, но вторая задача важнее, особенно с позиций юриди-ческой мантии.

2)По цели, которую ставят администраторы, назначающие инвентаризацию выделяют:а) вступительные (начинательные) инвентаризации необходи-мы в начале любой хозяйственной деятельности. (Некоторые спе-циалисты считают, что такие инвентаризации обычно не проводят-ся, но ведь это не значит, что они не проводятся вообще. И даже, если бы они не проводились никогда, они заслуживают внимания как логически обоснованные.)б) последующие, по более распространенной терминологии, те-кущие -- те обычные инвентаризации, включая перманентные, которые проводятся ради того, чтобы и собственники, и админист-раторы могли убедиться в репрезентативности (точности) учетных данных.

Последующие -- текущие инвентаризации проводятся при сле-дующих обстоятельствах:1) согласно плановому графику;2) по сигналам, когда администрации сообщают о неблагопо-лучии в деле хранения и реализации товарно-материальных цен-ностей;3) при стихийных бедствиях (пожаре, наводнении) -- цель инвентаризации зафиксировать факт гибели ценностей. Сюда же относят потери от краж;4) при переоценке ценностей;в) при передаче ценностей -- обязательные инвентаризации, проводимые при смене материально ответственных лиц и дающие, как правило, очень высокий результат в смысле точности данных. Однако парадоксальность заключается в том, что большинство недостач выявляются не при этой инвентаризации, так как матери-ально ответственные лица, заранее зная о предстоящей проверке, подготавливаются к сдаче имущества;г) ликвидационные -- связаны с закрытием организации и имеют огромное значение в связи с тем, что у ликвидируемой организации, как правило, возникает необходимость оплатить очень большие долги. (Д'Альвизе не упомянул еще одну очень важную разновидность: инвентаризации, проводимые в целях выявления форс-мажорных обстоятельств. Эти инвентаризации выявляют, как правило, больше всего недостач.).

3)По последовательности -- одна из определяющих клас-сификации, вытекающих из учетных процедур. Лучшим считается подход от объекта к регистру, так как предполагается, что матери-ально ответственное лицо, не зная сколько каких ценностей за ним числится, представит объективную картину состояния дел. На практике преобладает подход от регистра к объекту, ибо он легче и для проверяющего, и для проверяемого, так как заранее известен результат, на который следует выйти. Но крупный недостаток данного подхода заключается в том, что он облегчает и фаль-сификацию результатов инвентаризации. Однако при проведении перманентных инвентаризаций этот подход до некоторой степени оправдан, но даже в этом случае следует предпочесть подход от объекта к регистру.

4)По субъекту выделяют инвентаризации:

а) ординарные, проводимые по инициативе собственников или администраторов;б) экстраординарные, предпринимаемые по настоянию каких-либо сторонних органов, например, банков или же по решению судебных органов. В последнем случае, если дело дошло до этих органов, то положение, в сущности, вышло из под контроля администрации организации.

5)По использованию данных выделяют:

а) информативные -- необходимы только для подтверждения какой-либо гипотезы, например, насколько обоснованы испраши-ваемые фирмой кредиты. Информативные инвентаризации пресле-дуют прежде всего экономические цели;б) доказательные -- применяются в случае необходимости обо-сновать возможность судебного иска или для опровержения послед-него. Доказательные инвентаризации преследуют прежде всего юридические цели. Эта классификация несколько условна, так как, в сущности, любая доказательная инвентаризация -- информатив-на, но, правда, не все информативные инвентаризации доказатель-ны. Кроме этих, возникают другие трудности, например:

а) частичная выборочная инвентаризация безусловно инфор-мативна, но доказательна ли она;

б) перманентная инвентаризация информативна, однако, с точ-ки зрения судебного разбирательства, ее результаты, как правило, довольно трудно доказуемы.

Более правильным было бы деление на инвентаризации, кото-рые могут служить основанием для предъявления иска или недоста-точные для этого. Однако и тут возникает сложность: ведь сразу же после окончания инвентаризации трудно решить степень ее юриди-ческой доказательности, это решает суд. Направлять или не направ-лять иск в суд зависит от администрации, но это, в свою очередь, опять-таки только подчеркивает условность данной классификации.

6)По степени агрегирования различают инвентаризации:

а) дифференцированные, т.е. доведенные до каждого наименова-ния ценностей

б) интегральные -- инвентаризуются ценности только в той или иной степени агрегированной группы.

С точки зрения бухгалтера, практическое значение имеют диф-ференцированные инвентаризации, так как в этом случае ему необходимо сверить каждое наименование товаров, имеющихся в наличии, с их численностью по данным учета.

7)По форме описи -- деление по видам носителей инфор-мации;

8)По способу проведения выделяются два вида инвен-таризаций:

а) заранее объявленные (назначенные) -- ответственные лица знают о времени проведения инвентаризации и обязаны подгото-виться к ней;

б) внезапные -- ответственные лица не знают о времени прове-дения инвентаризации и не могут заранее подготовиться к ней.

Оба вида инвентаризаций имеют преимущества и недостатки.

При практическом подходе к инвентаризации многие современ-ные бухгалтеры, исповедующие старые идеи, считают, что каж-дый баланс должен быть подтвержден инвентарной описью, иначе баланс будет нереальным. Это ошибочное заключение.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 250.