Организация учета производственных затрат
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следует отметить, что под организацией учета производственных затрат понимается, во-первых, система используемых предприятием бухгалтерских счетов и, во-вторых, применяемые предприятием подходы к группировке своих издержек.Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета для учета затрат на производство (III Раздел «Затраты на производство»). В ныне действующем счетном плане не предусмотрено специального раздела для счетов управленческого учета, и они встречаются по существу во всех его частях. Для обобщения данных о производственных затратах на обычные виды деятельности предприятия используют калькуляционные счета (20,21,23,29) и собирательно-распределительные счета (25,26,28).Организация производственного учета помимо формирования счетного плана предполагает и определенную группировку издержек предприятия в зависимости от того, что считается объектом учета затрат. Объект учета затрат - это места возникновения этих затрат.

При этом возможны учеты издержек по видам, по местам их возникновения, по центрам ответственности и по носителям затрат.

1. Учет издержек по видам - необходимое условие для итогового контроля издержек. Среди возможных видов выделяют материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда, отчисления с заработной платы, прочие расходы.

Организация такого учета позволяет предприятию рассчитать структуру себестоимости произведенной продукции -процентное соотношение отдельных элементов себестоимости в общей стоимости затрат на производство. В результате анализа структуры себестоимости у предприятия появляется возможность ее снижения.

2. Учет издержек по местам их возникновенияМесто возникновения затрат - это структурное подразделение предприятия, по которому организуется планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления затратами.

Местами возникновения затрат являются рабочие места, участки, бригады, цехи, отделы предприятия. Каждому такому участку присваивается свой регистрационный номер, который фиксируется в номенклатуре мест возникновения издержек на предприятии.

Учет издержек по местам их возникновения позволяет руководству предприятия обеспечить:

· действенный и всесторонний контроль эффективности работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

· распределение накладных расходов между отдельными видами продукции, что необходимо при калькулировании себестоимости продукции.

3. Учет по центрам ответственностиЦентр ответственности - это сегмент предприятия, за результаты работы которого отвечает его руководитель. Цель организации такого учета состоит в накоплении данных о затратах и доходах по каждому центру ответственности таким образом, чтобы отклонения от сметы (утвержденного плана) могли быть отнесены на конкретное лицо.

4. Учет затрат по носителямВ зависимости от технологии и характера продукции носителями затрат могут быть изделия и полуфабрикаты, группы однородных изделий, виды работ и услуг. Другими словами, это виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для продажи. Принимая во внимание эти обстоятельства и учетную политику на будущий год, предприятие определяет, какие синтетические счета следует включить в рабочий план счетов и какие субсчета необходимо открыть к этим счетам.

На организацию учета производственных затрат оказывает влияние ряд факторов: вид деятельности предприятия, принятая им структура управления, правовая форма и т.п.

24.вопрос Документальное оформление движения готовой продукции

Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами.Отпуск готовой продукции покупателям оформляется, как правило, накладными. В качестве типовой формы накладной можно использовать ф. № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».В зависимости от отраслевой специфики организации могут применять специализированные формы накладных и других первичных документов с указанием в них обязательных реквизитов.

Основанием для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).Методическими рекомендациями по учету МПЗ (30) рекомендуется следующий порядок учета отпуска готовой продукции.Накладные М-15 выписываются на складе или в отделе сбыта в четырех экземплярах и передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (или другое аналогичное подразделение организации). Один экземпляр накладной передается кладовщику (или другому материально ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счета-фактуры, третий и четвертый передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции.При вывозе продукции через пропускной пункт один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз.Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает их в бухгалтерию по описи, где делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.Счета-фактуры рекомендуется выписывать по форме, уставов, ленной Постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок ведения журналов учета сче-тов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» or 19.01.2000 г. № 46 в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.

26вопрос. Учет и документальное оформление выпуска готовой продукции

Учет готовой продукции в местах хранения (на складе) и в бухгалтерииКоличественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения обычно осуществляется аналогично учету материальных запасов, т.е. в карточках учета материалов. В последнее время многие организации применяют бескарточный метод учета готовой продукции. При данном методе с помощью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции относительно складов (других мест хранения). Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют. На автоматизированных складах вместо карточек складского учета используют, как правило, оперативные машинограммы и видеограМ' мы остатков и движения готовой продукции по каждому наименованию и виду. Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру-ценник. Помимо ценника разрабатываются справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и необлагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и др. Движение готовой продукции в бухгалтерии учитывают также аналогично учету материалов. Кроме того, данные платежных требований по отгруженной продукции ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 16 или 16а). В ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость ф. № 16 используют при определении выручки по отгрузке, а № 16а - при определении выручки по оплате.

Документальное оформление движения готовой продукции

Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами. Отпуск готовой продукции покупателям оформляется, как правило, накладными. В качестве типовой формы накладной можно использовать ф. № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону». В зависимости от отраслевой специфики организации могут применять специализированные формы накладных и других первичных документов с указанием в них обязательных реквизитов. Основанием для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком). Методическими рекомендациями по учету МПЗ (30) рекомендуется следующий порядок учета отпуска готовой продукции. Накладные М-15 выписываются на складе или в отделе сбыта в четырех экземплярах и передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным. Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (или другое аналогичное подразделение организации). Один экземпляр накладной передается кладовщику (или другому материально ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счета-фактуры, третий и четвертый передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции. При вывозе продукции через пропускной пункт один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз. Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает их в бухгалтерию по описи, где делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции. Счета-фактуры рекомендуется выписывать по форме, уставов, ленной Постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» or 19.01.2000 г. № 46 в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.

27вопрос Учёт формирования и движения уставного капитала. Учёт расчётов с учредителями.

Уставный капитал — совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников) в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств) при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определённых учредительными документами.Уставный капитал, являясь неотъемлемой составной частью любого хозяйственного общества или товарищества, вместе с тем представляет собой весьма условную величину, определяющую совокупный размер внесённых учредителями (участниками) средств в момент учреждения общества (товарищества). Гражданское право исходит из того, что "уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов". Экономический же смысл уставного капитала заключается в наделении вновь созданного юридического лица основными и оборотными средствами, необходимыми для развёртывания предпринимательской деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг или продаже товаров. С течением времени средства, внесённые учредителями (участниками) в качестве вклада в уставный капитал, могут быть приумножены (при успешной предпринимательской деятельности юридического лица), так и утрачены полностью или частично (при образовании значительных убытков). Поэтому объективной оценкой любой коммерческой организации является не размер её уставного капитала, а стоимость чистых активов. Поэтому сам по себе размер уставного капитала не может никоим образом гарантировать права кредиторов коммерческой организации, поскольку, имея объявленный и оплаченный уставный капитал в размере 100 млн. руб., коммерческая организация может вообще не иметь никаких активов, представляющих интерес для кредиторов, и являться к тому же ещё и убыточной.
Таким образом, можно сформулировать ряд функций уставного капитала не только с юридической точки зрения,но и по экономическому содержанию:
во-первых, средства (как денежные, так и неденежные), внесённые в уставный капитал, наделяют коммерческую организацию "стартовым" капиталом для начала предпринимательской деятельности;
во-вторых, деление уставного капитала на доли конкретизирует не только вклад каждого акционера (участника), но и прямо обуславливает степень его участия в управлении обществом и распределении его прибыли;
в-третьих, размер уставного капитала информирует всех заинтересованных лиц о "солидности" общества, хотя реально объявленных в уставном капитале средств может и не оказаться в наличии в форме ликвидных активов, поэтому сам по себе размер уставного капитала коммерческой организации может ввести в заблуждение её партнёров, исходя из чего понятие уставного капитала было исключено из Примерного закона о предпринимательских корпорациях США 1984. Счёт 85 "Уставный капитал" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда) предприятия.
Сальдо по счёту 85 "Уставный капитал" должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах предприятия.
Записи по счёту 85 "Уставный капитал" производятся лишь в случаях увеличения или уменьшения уставного капитала, осуществляемых в установленном порядке, и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы предприятия.
Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством Российской Федерации и учредительными документами.
После государственной регистрации предприятия его уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами (в сумме произведённой подписки на акции), отражается по кредиту счёта 85 "Уставный капитал" в корреспонденции со счётом 75 "Расчёты с учредителями".
Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счёта 75 "Расчёты с учредителями" в корреспонденции со счетами по учёту денежных средств и других ценностей.
Аналитический учёт по счёту 85 "Уставный капитал" организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по учредителям предприятия, стадиям формирования капитала и видам акций.
Уставный капитал зарегистрированного общества в зависимости от состояния задолженности по акционерам и участникам общества учитывается на следующих субсчетах:
85-1 "Объявленный капитал (акции фонда)" — в сумме, записанной в учредительных документах (уставе);

85-2 "Подписной капитал" — на стоимость акций, по которым произведена подписка;

85-3 "Оплаченный капитал (акции в обращении)" в размере средств, внесённых участниками в момент подписки, и стоимости акций, реализованных фондом в свободной продаже;

85-4 "Изъятый капитал" — стоимость акций, изъятых из обращения путём выкупа их обществом у участников (акционеров).

С момента регистрации общества все акции учитываются на субсчёте "Объявленный капитал (акции фонда)".
По завершении подписки на акции на их номинальную стоимость делается запись по уменьшению средств на субсчёте "Объявленный капитал (акции фонда)" и увеличению средств на субсчёте "Подписной капитал".
По внесении в реестр акционеров участников подписки (после оплаты ими предусмотренной законодательством стоимости выкупаемых акций) номинальная стоимость полученных участниками акций перечисляется с субсчёта "Подписной капитал" на субсчёт "Оплаченный капитал (акции в обращении)".
По мере получения от фонда имущества подтверждения о реализации части акций, числящихся за ним (или получения 10% выручки от их продажной стоимости), на их стоимость делается запись по переводу акций с субсчёта "Объявленный капитал (акции фонда)" на субсчёт "Оплаченный капитал (акции в обращении)".
Аналитический учёт на счёте 85 "Уставный капитал" ведётся по видам акций: привилегированных типа А и Б и обыкновенных акций.
Для более наглядного отражения операций, связанных с формированием и изменением уставного капитала, корреспонденция счетов приводится полностью (эти же операции отражены в корреспонденции счетов по каждому задействованному счёту отдельно).
Учет расчетов с учредителямиРасчеты с учредителями осуществляются по вкладам в ус­тавный капитал, по выплате доходов и другим операциям орга­низации с акционерами акционерного общества, участниками хозяйственного товарищества, членами кооператива. Учет указан­ных расчетов ведется на счете 75 "Расчеты с учредителями" по счетам: 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) ка­питал"; 75-2 "Расчеты по выплате доходов".Аналитический учет по счету 75 ведется по каждому учреди­телю. \Расчеты по вкладам в уставный капитал ведутся в следую­щем порядке. По дебету счета 75-1 отражается сумма взносов в уставный капитал, на которую подписались учредители органи­зации при ее создании или при увеличении уставного капитала (дебет счета 75-1, кредит счета 85). Взносы учредителей в устав­ный капитал отражаются по кредиту счета 75-1 в корреспонден­ции со счетами вносимого имущества (дебет счетов 01, 04, 06, 10, 12, 50, 51, 58, кредит счета 75-1). При взносах в уставный капитал в иностранной валюте возникающие курсовые разницы относятся на добавочный капитал. Расчеты с учредителями (кроме работников организации, яв­ляющихся его акционерами) по начисленным дивидендам отра­жаются по кредиту счета 75-2 за счет чистой прибыли организа­ции (дебет счета 88, кредит счета 75-2).Дивидендом является часть чистой прибыли акционерного общества, подлежащая распределению среди акционеров, прихо­дящаяся на одну простую или привилегированную акцию.Чистая прибыль, направленная на выплату дивидендов, распре­деляется между акционерами пропорционально числу и виду при­надлежащих им акций. Решение о выплате годовых дивидендов, размере дивидендов и форме их выплаты по акциям каждого типа принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров общества, о выплате промежуточных дивидендов (ежеквартальных, полугодовых) — советом директоров общества. Дата выплаты годовых дивидендов определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, а промежуточных — решением совета директоров. Дивиденды выплачиваются деньгами (дебет субсчета 75-2, кредит счетов 50, 51), а в случаях, предусмот­ренных уставом общества, — иным имуществом.

Д Счет 75 "Расчеты с учредителями " К

Увеличение задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал, уменьшение задолжен­ности организации учредителям по доходам   Коррес­понди­рующий счет     Уменьшение задолжен­ности учредителей по вкладам в уставный капитал, увеличение задол­женности организации учредителям по доходам     Коррес­понди­рующий счет    
Сальдо — долг учредите­лей по взносам в устав­ный капитал на начало пе­риода   —   Сальдо — долг организа­ции учредителям по диви­дендам на начало перио­да   —  
       
       
Начислен долг учредите­лей по взносам в устав­ный капитал       Внесен учредителями вклад в уставный капи­тал:      
     
        • основными средствами    
Положительная курсовая разница по вкладам в ус­тавный капитал       • нематериальными акти­вами    
  • материальными ценнос­тями   10, 12, 41  
Начислен налог на дохо­ды учредителей       • наличными деньгами    
  • денежными средствами      
        на расчетный, валютный      
Выплачены дивиденды       Счета   51, 52  
учредителям   50, 51          
        Отрицательная курсовая разница по вкладам в ус­тавный капитал      
           
         
        Начислены дивиденды      
        Учредителям    
Сальдо — долг учредите­лей по взносам в устав­ный капитал на конец пе­риода   —          
    Сальдо — долг организа­ции учредителям по диви­дендам на конец периода   —  
       
       

 



















Дата: 2016-09-30, просмотров: 210.