Амортизация нематериальных активов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нематериальные активы используются длительное время, и в течение этого времени их стоимость включается в себестоимость продукции путем начисления износа. Амортизацию в бухгалтерском учете можно начислять одним из следующих способов:

· линейным;

· уменьшаемого остатка;

· списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Эти же способы используются для начисления амортизации основных средств. При этом способ начисления амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования, который можно применять по основным средствам, в отношении нематериальных активов не применяется.

По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.

В отличие от основных средств для нематериальных активов можно ежегодно пересматривать способ амортизации и срок полезного использования.

Положительная деловая репутация амортизируется в течение 20 лет линейным способом.

Выводы
1. Нематериальные активы – это имущество, которое не имеет материальной формы. Бухгалтерский учет нематериальных активов похож на бухгалтерский учет основных средств. Стоимость нематериальных активов постепенно переносится на себестоимость готовой продукции путем начисления амортизации.
2. Объекты, которые, по сути, являются нематериальными активами, но формально к ним не относятся, могут быть отражены в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов.

 

20вопрос

Производственные запасы представляют собой активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для выполнения строительных работ. . Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость выполненных строительно-монтажных работ. Для правильной организации учета материалов большое значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы учета. В зависимости от роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе строительного производства, их подразделяют на следующие группы: •основные строительные материалы; •покупные полуфабрикаты; •конструкции, изделия и детали; •вспомогательные материалы: топливо, тара, запасные части. Основные строительные материалы - это те материалы, которые вещественно входят в производимую продукцию, образуя ее материальную основу (цемент, кирпич, металл, глина, лес и т.п.). Покупные полуфабрикаты - комплектующие изделия, конструкции и детали, материалы, прошедшие определенные стадии обработки и комплектации, но не являющиеся еще готовой строительной продукцией, приобретенные предприятием. В изготовлении строительной продукции они выполняют такую же роль, как и основные строительные материалы, то есть составляют ее материальную основу. К конструкциям, изделиям и деталям относят железобетонные, бетонные, металлические, деревянные, пластмассовые конструкции и изделия, столярные изделия, закладные детали, санитарно-технические и электротехнические изделия, рельсы, шпалы, трубы и т.д. Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части. Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное {на отопление). Тара и тарные материалы - это активы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей строительных машин, механизмов и оборудования. Указанную классификацию производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета. Учет материально-производственных запасов строительные организации осуществляют в соответствии с ПБУ 5/01 (30) по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов; таможенные пошлины; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы; затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов; затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов. Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов. Для учета материалов используется счет: 10 «Материалы». Приобретение материалов можно производить с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Материалы, не принадлежащие организации на праве собственности учитываются забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку». Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости (п. 25 ПБУ5/01 (30)). Для учета резерва предназначен счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Подрядные строительно-монтажные организации учитывают основные строительные материалы, конструкции и детали согласно Плану счетов бухгалтерского учета (22) на счете 10 «Материалы», субсчет 1 «Сырье и материалы». Необходимо обратить внимание на то, что предприятия-застройщики используют субсчет 8 «Строительные материалы» счета 10. Если по условиям договора строительного подряда подрядчик принимает на себя обязанности по обеспечению строительства оборудованием, учет такого оборудования ведется на отдельном субсчете счета 10, открываемом в соответствии с правом введения дополнительных субсчетов, предусмотренным Планом счетов бухгалтерского учета (22). Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая складывается из фактических затрат на их приобретение (за исключением суммы налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и предусмотренных ПБУ 5/01 (30). В соответствии с п. 15 ПБУ 5/01 (30) при отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов: •посебестоимостиединицы запасов; •по средней себестоимости; •по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО). При поступлении материалов дебетуют счет 10 и кредитуют: • счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков с транспортно-заготовительными расходами, отраженными на счетах поставщиков, • счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на стоимость услуг посредников; • счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм; • счет 23 «Вспомогательные производства» - на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства; • счет 20 «Основное производство» - на стоимость возвратных отходов. Если синтетический учет материальных ценностей ведется по учетным ценам, помимо счета 10 на всех предприятиях используют счета 15 и 16. В дебет счета 15 относят покупную стоимость материальных ценностей, по которым на строительное предприятие поступили расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60, 23, 71 в зависимости от того, откуда они поступили, от характера расходов по заготовке и их доставке на предприятие. Материальные ценности, фактически поступившие на предприятие, списываются по учетным ценам с кредита счета 15 в дебет счета 10. Сумму разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списывают со счета 15 в дебет счета 16. Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути. Возможен вариант учета заготовления материальных ценностей без сальдо по счету 15. В этом случае в конце месяца по дебету счета 10 и кредиту счета 15 отражают стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со склада поставщика (без принятия к учету материалов на складе получателя). В начале следующего месяца эти суммы сторнируют, и они числятся в учете по дебету счета 15. Выявленный в конце месяца остаток на счете 15 списывают на счет 16, и счет 15 сальдо не имеет. Израсходованные или реализованные материальные ценности списывают на счета издержек производства и реализации с кредита материальных счетов по учетным ценам. Счет 16 предназначен для учета разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот вариант используют только в том случае, если на счете 10 синтетический учет ведут по учетным ценам. Накопленные на счете 16 разницы между фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей и стоимостью их по учетным ценам списывают с кредита счета 16 в дебет счетов издержек производства или других счетов пропорционально стоимости израсходованных материальных ценностей по учетным ценам. Аналитический учет по счету 16 ведут по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений. Принятые в переработку как давальческое сырье, но не оплачиваемые подрядчиком материалы учитываются у него на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку» по ценам, предусмотренным в договоре без налога на добавленную стоимость. Особенностью строительства является то, что при производстве строительно-монтажных работ подрядные организации используют временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, о которых мы упоминали, рассматривая структуру основных средств. Еще раз отметим, что в случае возведения (приобретения) временных зданий, сооружений и приспособлений за счет средств подрядчика они считаются нетитульными.Перечень работ и затрат, относящихся к нетитульным временным зданиям и сооружениям, установлен Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции (37). К нетитульным временным зданиям и сооружениям относятся приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров, складские помещения и навесы при объекте строительства, настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроснабжения, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны и другие подсобные предметы, включенные в перечень статей накладных расходов. Расходы по возведению временных (нетитульных) сооружений списываются непосредственно в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы». Расходы по ликвидации временных (нетитульных) сооружений также списываются в дебет счета 26. Стоимость материалов, полученных от разборки временных (нетитульных) сооружений, на основании формы КС-9 отражается по дебету счета 10 в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы». При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи: Дебет 23 Кредит 10, 70, 69 - списаны расходы, связанные с возведением временных (нетитульных) сооружений; Дебет 10.9 Кредит 23 - принятие материалов к учету на основании акта по форме КС-8; Дебет 26 Кредит 10.9 - при передаче временных (нетитульных) сооружений в эксплуатацию на основании акта или накладной.

21вопрос. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.). Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению. В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов доставленную продукцию или оказанные услуги. На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета (10, 11, 15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.). На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60. Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов. Помимо указанных расчетов на счете 60. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, суммовые и курсовые разницы, а также прекращение обязательств. Выданные авансы учитывают по дебету счета 60 с кредита счетов учета денежных средств (51, 52 и др.). Суммовые разницы по приобретенному имуществу после его при-ходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах 60 и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов или расходов в зависимости от значения суммовых разниц. Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) также отражают на счетах 60 и 91 в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.

Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при зачете взаимных требований, новации, прошении долга, ликвидации юридического лица (ст. 410, 414, 415, 419 ГК РФ).

Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощенная сумма долга является внереализационным доходом и отражается по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доход, и расходы». При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете. Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатам проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации. При журнально-ордерной форме учета учет расходов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6. При автоматизации учета на основании выписок банка составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и покупателями («Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»). Эти машинограммы служат основанием для разработки машинограмм - оборотных ведомостей по счетам, по итоговым данным которых делаются записи в Главную книгу. Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечивать получение данных о задолженности поставщикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; по просроченным векселям; по полученному коммерческому кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 обособленно.

22вопрос. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись: Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит счета 90 «Продажи». При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств. При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств и Нематериальных активов, а также другого имущества (кроме готовой продукции и товаров) стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (51,52, 50, 55) и кредиту счета 62. На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы. Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитыв ют по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. Пп этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учиты вают на счете 62 обособленно. Положительные суммовые разницы, возникающие по обычньщ видам деятельности, отражают по дебету счета 62 и кредиту счета 90 «Продажи». Отрицательные суммовые разницы оформляют по эщц счетам сторнировочной записью. Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», а отрицательные - по дебету счета 91 и кредиту счета 62. Невостребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается с кредита счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы». Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 обособленно. В организациях, выполняющих работы долгосрочного характера (строительные, проектные, научные, геологические и т.п.), для учета расчетов с заказчиками может использоваться счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

Аналитический учет но счету 46 ведется по видам работ.

23вопрос. Понятие затрат, их классификация

Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство». Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов. По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг). Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для продажи. Эта группировка необходима для определения себестоимости продукции. По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции. В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить.

К основным задачам управленческого учета относят следующие:

· расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной прибыли;

· принятие управленческого решения и планирование;

· контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.

Решению каждой из названных задач соответствует своя классификация затрат.

1) Для расчета себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и определения размера полученной прибыли различают затраты:

Входящие и истекшие

Входящие затраты - это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. Если же эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. В качестве примера входящих затрат торгового предприятия можно привести одну статью актива баланса - товары. Если эти товары не реализованы и хранятся на складе, то они регистрируются в балансе как входящие. Если же эти товары проданы, то понесенные в связи с ними закупочные затраты следует отнести к истекшим.

Прямые и косвенные

К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Они учитываются по дебету счета 20 «Основное производство», и их можно отнести непосредственно на определенное изделие. Прямые материальные затраты. Каждое производственное изделие состоит из каких-либо материалов. Основные материалы - это материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость можно прямо и без особых затрат относить на определенное изделие. В ряде случаев экономически невыгодно учитывать расход материалов, приходящийся на каждый вид продукции. Например, гвозди в мебели, болты в автомобилях и т.п. Такие материалы считаются вспомогательными, а расходы по ним - косвенными общепроизводственными расходами, которые учитываются в целом за отчетный период, а затем специальными методами распределяются между отдельными видами продукции. Прямые затраты на оплату труда включают в себя все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий. Издержки на оплату труда за работу, которые не соответствуют данным характеристикам, называют косвенными расходами на оплату труда. Это, например, оплата труда механиков, контролеров. Такие расходы на оплату труда относятся к косвенным общепроизводственным расходам. Косвенные затраты (общепроизводственные) - это совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя (или экономически нецелесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. Они учитываются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» и распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству часов отработанного времени и т.п.). Эта методика описывается в учетной политике предприятия.




Дата: 2016-09-30, просмотров: 212.