Учебные вопросы:
1. Понятие об устойчивости функционирования объектов, основные пути её повышения.
2. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов в условиях военного и мирного времени.
3. Сущность организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объекта в чрезвычайных ситуациях.
4. Основные способы повышения устойчивости функционирования в военное и мирное время.
5. Основные направления деятельности органов местного самоуправления, организаций по повышению устойчивости функционирования объектов экономики.
6. Организация и порядок проведения исследования устойчивости работы объектов экономики.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
№ | Разделы (темы) учебной дисциплины | Образовательные технологии, используемые при реализации каждого вида учебной работы | ||
Лекции | Семинары | Практические занятия | ||
1. | Тема 1. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека, негативные факторы в системе «человек-среда обитания». | Лекция-визуализация | ||
2. | Тема 2. Классификация чрезвычайных ситуаций. | Лекция-визуализация | Разбор конкретных ситуаций | |
3. | Тема 3. Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности. | Лекция-визуализация | Разбор конкретных ситуаций | |
4. | Тема 4. Задачи и организационные основы РС ЧС и ГО. | Лекция-визуализация | Разбор конкретных ситуаций | |
5. | Тема 5. Защита населения и территорий от опасностей возникающих от военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях. | Лекция-визуализация элементами проблемного обучения | Разбор конкретных ситуаций | Разбор конкретных ситуаций; выполнение ознакомительных практических работ |
6. | Тема 6. Меры безопасности и правила поведения граждан в различных ЧС и при их ликвидации. | Разбор конкретных ситуаций | ||
7. | Тема 7. Безопасность и производственная среда. | Разбор конкретных ситуаций | Разбор конкретных ситуаций | |
8. | Тема 8. Основные заблаговременные мероприятия ГО и РС ЧС. | Разбор конкретных ситуаций |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
1. Цели и задачи курса «БЖД».
2. Система «человек-среда обитания». Взаимодействие человека со средой обитания.
3. Основополагающий принцип обеспечения безопасности жизнедеятельности.
4. Место и роль МЧС в структуре национальной безопасности.
5. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания».
6. Физиология труда и пути повышения эффективности трудовой деятельности.
7. Антропогенные опасности.
8. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов.
9. Экобиозащитная техника.
10. Классификация и краткая характеристика ЧС мирного времени.
11. Признаки классификации ЧС.
12. Классификация ЧС техногенного характера. Характеристика аварий на РОО, ХОО и на пожаровзрывоопасных объектах.
13. Классификация ЧС природного и биолого-социального характера.
14. Основные понятия об экосистемах. Влияние ЧС на экологическое равновесие в природе.
15. Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий.
16. Ядерное оружие и его поражающие факторы.
17. Химическое оружие: классификация и краткая характеристика боевых отравляющих веществ (ОВ).
18. Характеристика биологического оружия.
19. Обычные средства поражения.
20. Вторичные факторы поражения. Возможные последствия радиационных аварий и катастроф.
21. Аварийно-химические опасные вещества (АХОВ), их классификация, воздействие на производственный персонал и население.
22. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика Нижегородского региона.
23. Природные и биолого-социальные ЧС, возможные в Нижегородском регионе.
24. Источники техногенных опасностей на территории Нижегородского региона.
25. Основные мероприятия по предупреждению ЧС природного и техногенного характера.
26. Экологическая обстановка в Нижегородском регионе.
27. Опасные и вредные факторы в системе «человек-среда обитания».
28. Международное сотрудничество в области охраны природы.
29. Основные направления управления и правового регулирования по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
30. Правовая база в области гражданской обороны и защиты от ЧС.
31. Локальные нормативные правовые документы, разрабатываемые органами управления ГОЧС.
32. Управление и правовое регулирование охраной труда.
33. Управление и правовое регулирование окружающей среды.
34. Пожарная безопасность и противопожарная защита в организациях.
35. Правовое регулирование по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
36. Законодательство РФ в области гражданской обороны, защита от ЧС и обеспечения пожарной безопасности.
37. Принципы построения и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
38. РСЧС, принципы ее построения, роль, задачи и структура.
39. Режимы функционирования РСЧС и основные мероприятия, проводимые по ним.
40. Понятие о гражданской обороне, ее роль, задачи и место в общей системе национальной безопасности.
41. Краткая история развития системы гражданской обороны (ГО). Основы государственной политики в области ГО.
42. Нормативное правовое регулирование в области ГО.
43. Принципы организации и ведения ГО.
44. Организационная структура ГО объекта (организации, учреждения, предприятия)
45. Состав сил и средств ГО и РСЧС.
46. Организационная структура ГО.
47. Нештатные аварийно-спасательные формирования, их назначение (НАСФ).
48. НАСФ, создаваемые на потенциально-опасных объектах.
49. Общие понятия, основные способы и виды защиты населения от опасностей возникающих при ведении военных действий и ЧС.
50. Радиационная и химическая защита населения.
51. Режимы радиостанций защиты.
52. Медико-биологическая защита.
53. Средства индивидуальной защиты, их классификация и краткая характеристика.
54. Укрытие населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий и в ЧС.
55. Классификация защитных сооружений ГО (ЗСГО), их устройство и внутреннее оборудование.
56. Организация эвакуации населения. Понятие, определения и порядок эвакуации.
57. Основы антитеррористической безопасности.
58. Мероприятия по снижению риска и последствий террористических актов.
59. Правила и порядок проведения населения при угрозе и осуществлении террористических актов.
60. Действия населения при угрозе и возникновении ЧС природного характера.
61. Действия населения в ЧС техногенного характера.
62. Действия населения при пожаре.
63. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР)
64. Силы и средства, привлекаемые для проведения АСДНР.
65. Организация связи и оповещения в интересах управления ГО и РСЧС.
66. Общие правила оказания первой медицинской помощи (ПМП).
67. Общие правила оказания ПМП при отравлениях и ожогах.
68. Повышение устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Специализированный класс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (аудитория № 05, учебный корпус №2), оборудованный стендами по разделам изучаемой дисциплины, классной доской, экраном, ноутбуком и проектором. Имеется фильмотека с видеофильмами:
1. «Оказание доврачебной помощи».
2. «Борьба с пожаром».
3. «Защита населения от ОМП».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)
№ | Трудоемкость (всего, часов) | Разделы (темы) учебной дисциплины | Виды организации самостоятельной работы студентов |
1. | Тема 1. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека, негативные факторы в системе «человек-среда обитания». | - Проработка учебного материала лекционных занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). | |
2. | Тема 2. Классификация чрезвычайных ситуаций. | - Проработка учебного материала лекционных и семинарских занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). - Подготовка к семинарскому занятию. | |
3. | Тема 3. Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности. | - Проработка учебного материала лекционных и семинарских занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). - Подготовка к семинарскому занятию. | |
4. | Тема 4. Задачи и организационные основы РС ЧС и ГО. | - Проработка учебного материала лекционных и семинарских занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). - Подготовка к семинарскому занятию. | |
5. | Тема 5. Защита населения и территорий от опасностей возникающих от военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях. | - Проработка учебного материала лекционных, семинарских и практических занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). - Подготовка к семинарскому и практическому занятию. | |
6. | Тема 6. Меры безопасности и правила поведения граждан в различных ЧС и при их ликвидации. | - Проработка учебного материала лекционных, семинарских и практических занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). - Подготовка к семинарскому и практическому занятию. | |
7. | Тема 7. Безопасность и производственная среда. | - Проработка учебного материала лекционных, семинарских и практических занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). - Подготовка к семинарскому и практическому занятию. | |
8. | Тема 8. Основные заблаговременные мероприятия ГО и РС ЧС. | - Проработка учебного материала семинарского занятия. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов высших учебных заведений/ Э.А. Арустамов, А.Е. Волощенко, Г.В. Гуськов и др.; под общ. ред. Э.А. Арустамова – 12-е издание перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007 – 456с.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю. Микрюков – Ростов Н/Д: Феникс, 2006. – 560 с. – с ил. / высшее образование.
3. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования ГОУ ВПО ВВАГС. Ч.2. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени/В.Ф.Тютерев, В.Р.Дряхлова, И.А.Продан – Н.Новгород. Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2010 – 304с.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 22.08.2004) учебное пособие «Консультант Плюс: Высшая школа»: – информации правовой центр «ОСКОН» – Санкт-Петербург, 2007.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 29.12.2004) учебное пособие «Консультант Плюс: Высшая школа»: – информации правовой центр «ОСКОН» – Санкт-Петербург, 2007.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» учебное пособие «Консультант Плюс: Высшая школа»: – информации правовой центр «ОСКОН» – Санкт-Петербург, 2007.
7. Обеспечение безопасности человека в производственной среде: учебное пособие/ В.Ф.Тютерев, В.Р.Дряхлова. – Н.Новгород. Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2010 – 87с.
б) дополнительная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования./ С.В. Белов, В.А. Девесилов, А.Ф. Козьяков и др.; под общ. ред.С.В. Белова – 3-е изд., попр. и доп. – М.: Высшая школа, 2003 – 357с.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для ВУЗов/ под общ. ред. С.В. Белова – 2-е изд., поправл. и доп. – М.: Высшая школа, 1999.
3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для ВУЗов/ под общ. ред. С.В. Белова – 3-е изд., поправл. и доп. – М.: Высшая школа, 2001.
4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для ВУЗов/ под ред. Л.А. Муравья – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2003.
5. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для ВУЗов/ под ред. В.С. Сергеева. – 3-е изд. Перераб., доп. – М.: Академический проект, 2003.
6. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования/ Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
7. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для учреждений среднего профессионального образования/ Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. – 2-е изд., стереот. – М.: Академия, 2004.
8. Основы безопасности жизнедеятельности/Хван Т.А., Хван П.А. Серия «среднее профессиональное образование». Ростов – Н/Д: «Феникс», 2003 – 384с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://novtex.ru/bjd/
2. http://lpmaps.com/
Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: Защита населения и территорий: [Электронный ресурс]: Электронный учебник/ В.И.Юртушкин. – М.: Кно Рус, 2009: - 1 Электро.опт.диск. Зв., цв. – (информационные технологии в образовании).
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Нижегородский институт управления
Кафедра философии и политологии
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
_____________В.А.Шехмаметьева
«__» __________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дата: 2016-10-02, просмотров: 207.