Направление 230700.62 – Прикладная информатика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Направление 230700.62 – Прикладная информатика

Профиль – Прикладная информатика в экономике

 

 

Абакан

 

Раздел 1: Введение в экономику (4 часа)

Знать следующие понятия: экономика, экономическая теория, экономическая политика, микроэкономика, макроэкономика, потребности, разделение труда, специализация, кооперация, факторы производства, экономическая система, рынок, анализ, синтез, индукция, дедукция, позитивная экономика, нормативная экономика, потребность, интересы, товар, конкуренция.

Занятие 1 (2 часа)

Тема 1. Материальные потребности и ресурсы.

Задание 1

  1. Охарактеризуйте основные функции экономической теории.
  2. Знания каких наук используются в экономической теории?
  3. С чего начинается любое экономическое исследование (метод)?
  4. Почему экономическая наука относится к общественным наукам?
  5. Дайте определение метода научной абстракции.
  6. Какое значение имеет для научных исследований классификация экономических интересов?
  7. Как соотносятся между собой экономическая наука и экономическая политика?
  8. Какие общенаучные методы используются в экономической теории?
  9. Почему экспериментирование в экономических исследованиях имеет ограниченный характер?
  10. Какие возможности предоставляют информационные технологии в области экономических исследований?

Задание 2

Ответьте на теоретические утверждения (верно/неверно) и обоснуйте их

1. Редкость ресурсов объясняется безграничностью материальных потребностей людей.

2. Чтобы теория имела практическое применение, она должна подтверждаться в каждом конкретном случае.

3. Основная цель изучения теоретической экономики состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.

4. Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться ошибочной в других.

Задание 3

Тесты

( возможно несколько правильных ответов)

1. Часть экономической теории, изучающая поведение отдельной отрасли, фирмы, домохозяйства, называется:

а) макроэкономикой;

б) микроэкономикой;

в) мезоэкономикой;

г) экономикой отрасли.

2. Макроэкономика изучает:

а) поведение потребителей;

б) поведение фирм на отдельных рынках;

в) динамику общего уровня цен;

г) изменение спроса на отдельный продукт и динамику его цены.

3. Существование экономических проблем можно объяснить основной причиной:

а) воздействием государства на экономику и растущим населением земли;

б) загрязнением окружающей среды и существованием транснациональных корпораций;

в) наличием безработицы и инфляции;

г) неограниченностью желаний людей и ограниченностью ресурсов.

4. Движение мысли от общего к частному, от гипотезы к фактам называется методом:

а) индукции;

б) дедукции;

в) сравнения;

г) группировки.

5. Нормативная экономика занимается:

а) определением имеющихся ресурсов;

б) выявлением содержательной стороны экономических процессов и явлений;

в) поиском путей выхода из кризиса;

г) использование экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач.

6. Полезностью называется:

а) субъективная ценность, приписываемая благам людьми;

б) свойство блага приносить пользу потребителю;

в) обладание полезными для здоровья человека веществами;

г) объективное свойство товара.

7. К экономическим благам относятся:

а) воздух;

б) дождь;

в) городской парк;

г) услуги скорой помощи.

8. Получение инженером Ивановым заработной платы относится к стадии:

а) распределения;

б) производства;

в) обмена;

г) потребления.

Домашнее задание:оформить сравнительную таблицу типов хозяйств (натуральное, рыночное, централизованное, смешанное). Сдать на проверку.

Занятие 2 (2 часа)

Тема 2: Экономическая система общества.

Задание 1

1. Какие виды потребностей различают?

2. Чем объясняется выпуклый характер кривой производственных возможностей?

3. Чем объясняется закон возрастания альтернативных издержек?

4. Определите сущность, условия и причины возникновения и существования товарного производства.

5. Какие функции выполняет рынок?

6. По каким критериям можно классифицировать рынки.

Задание 2

Ответьте на теоретические утверждения (верно/неверно) и обоснуйте их

1. НТП оказывает расширяющее воздействие на кривую производственных возможностей (правостороннее смещение).

2. Когда экономические проблемы решаются частично правительством, частично с помощью рыночного механизма, то экономика является рыночной.

3. Альтернативная стоимость любого товара или вида услуг определяется тем количеством других товаров или услуг, которым надо пожертвовать, чтобы получить данный товар или услугу.

4. Политика, основанная на принципах свободной конкуренции, означает, что правительство мало вмешивается в экономику.

5. Высокий уровень инвестиций приводит к росту производительности труда и стимулирует создание новых продуктов и технологий.

6. Неполное использование ресурсов в графической интерпретации означает, что производство располагается влево от линии производственных возможностей.

Задание 3

Тесты

( возможно несколько правильных ответов)

  1. Для современных развитых стран характерна экономическая система:

а) традиционная;

б) смешанная;

в) рыночная;

г) командно-административная.

  1. Если в обществе производственные возможности используются не в полной мере, то на графике производственных возможностей точка соответствия будет располагаться:

а) на кривой;

б) ниже линии кривой;

в) выше линии кривой.

  1. Примером кооперативной формы собственности может служить:

а) имущество ссудно-сберегательной кассы;

б) собственность фермера на землю;

в) акция акционерного общества;

г) здание атомной электростанции.

4. Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то это:

а) коллективная собственность и коллективное присвоение;

б) общественная собственность и общественное присвоение;

в) коллективная собственность и частное присвоение;

г) частная собственность и частное присвоение.

  1. К признакам командной экономики относятся:

а) эффективное решение проблемы «что производить?»;

б) преобладание государственной собственности, отсутствие конкуренции;

в) централизованное распределение;

г) сочетание рыночного и государственного механизма регулирования экономики;

  1. Чистая рыночная экономика эффективно решает проблемы:

а) распределение произведенных благ;

б) как производить;

в) что производить;

г) для кого производить.

  1. Несовершенство рынка проявляется в том, что:

а) происходит разорение отдельных фирм;

б) происходит загрязнение окружающей среды;

в) отсутствуют стимулы к проведению научных исследований;

г) происходит дифференциация производителей.

Задание 2

Задание 3.

Тесты

(возможно несколько правильных ответов).

1. Эффект дохода – это:

а) способность и желание потребителя покупать большее количество определенного товара независимо от его цены;

б) способность заменить более дешевыми товарами другие продукты, которые стали теперь относительно дороже;

в) влияние изменения цены продукта на реальный доход потребителя;

г) влияние изменения цены продукта на его относительную стоимость.

2. Доля изменения величины спроса на подешевевший товар, вызванная замещением этим товаром других благ, ставших сравнительно дороже:

а) эффект дохода,

б) эффект замещения;

в) эффект масштаба;

г) эффект храповика.

3. Сдвиг кривой спроса влево при прочих равных условиях ведет к:

а) понижению цены равновесия;

б) повышению цены равновесия;

в) сохранению прежней цены равновесия;

г) повышению величины предложения.

4. При изменении цен на ресурсы, необходимые для производства товара:

а) изменится величина предложения товара;

б) изменится спрос на товар;

в) изменится предложение товара;

г) изменится величина спроса на товар.

5. Величина предложения – это:

а) количество товара, которое производители хотят и могут продать по данной цене;

б) максимальная выручка, которую производители могут получить при продаже товара по данной цене;

в) количество товара, которое производители хотят и имеют возможность предложить к продаже по данной цене;

г) количество товара у продавцов в данный момент времени.

6. Главный фактор эластичности спроса по цене:

а) доход потребителя;

б) нормальный товар;

в) принадлежность товара к товарам первой необходимости или предметам роскоши;

г) наличие заменителей и легкость замены.

7. Если цена товара Х снизится с 50 до 40 рублей, а объем спроса увеличится с 75 до 100 единиц, то эластичность спроса по цене будет равен:

а) 14; б) 1,67; в) 2,45; г) 1,89.

8. Если цена увеличилась на 5%, а величина спроса уменьшилась на 10%, то это спрос:

а) эластичный;

б) единичный;

в) неэластичный;

г) совокупный.

Занятие 4 (самостоятельно)

Задание 1

  1. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?
  2. От каких факторов зависит степень рациональности потребительского поведения?
  3. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения? Какие виды ограничений (кроме денежного) существуют для потребителя?

Задание 2

Задание 1

  1. Каковы основные характеристики предпринимательства?
  2. Почему в долгосрочном периоде все издержки переменные?

Задание 2

Задание 3

Тесты

(возможно несколько правильных ответов)

1. Все перечисленное может быть использовано для объяснения экономии от масштаба, кроме:

а) специализации труда;

б) увеличения управленческой бюрократии;

в) более рационального использования оборудования;

г) снижения издержек фирмы при большем выпуске.

2. Все перечисленное будет долгосрочным решением, кроме:

а) постройки нового завода;

б) покупки нового оборудования;

в) увольнения дополнительно 200 работников;

г) приобретения другой компании.

3.В долгосрочном периоде:

а) все издержки являются переменными;

б) все издержки являются постоянными;

в) переменные издержки увеличиваются быстрее, чем постоянные;

г) постоянные издержки увеличиваются быстрее, чем переменные.

4. Показателями эффективности использования основного капитала являются:

а) трудоемкость;

б) ликвидность;

в) капиталоемкость;

г) капиталоотдача.

5. Производственные ресурсы в целом характеризуются как:

а) сырье, которое используется в процессе производства товаров и услуг;

б) технологии производства и знания персонала;

в) природа, люди, техника, необходимые для производства продукции;

г) ресурсы, затрачиваемые в производстве товаров и услуг.

Занятие 6 (2 часа)

Задание 1.

1. Каковы особенности спроса на продукт фирмы на рынке совершенной конкуренции?

2. Почему конкурентная фирма является «ценополучателем»?

3. При каких условиях убыточная фирма должна закрыться для минимизации убытков в краткосрочном периоде?

4. В чем проявляется взаимозависимость фирм на олигополических рынках?

5. Каковы условия и суть ценовой дискриминации?

6. Каковы основные условия существования чистой монополии?

7. Каковы последствия монополизации рынка?

Задание 2

Задание 3

Тесты

(возможно несколько правильных ответов).

  1. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:

а) фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам;

б) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей минимальному значению АТС;

в) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон;

г) кривые средних и предельных издержек имеют U-образную форму.

2. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначать любую цену на свой продукт;

б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

в) может произвести любой объем продукции и продать по любой цене;

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объем выпуска, которая дает максимум прибыли.

3. Ценовая дискриминация – это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;

б) различия в оплате труда по национальности или по полу;

в) повышение цены на товар более высокого качества;

г) все предыдущие ответы неверны.

4. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска продукции, при котором:

а) предельные издержки равны цене продукта;

б) предельные издержки равны общим издержкам;

в) предельный доход равен предельным издержкам;

г) средние издержки равны цене продукта.

5. Равновесный уровень выпуска конкурентной фирмы устанавливается при: а) МС=АVС; б) МС = Р; в) МС=АТС; г) МС= АFС.

г) снизить цену и увеличить объем производства

6. К общим чертам монополистической конкуренции и монополии относятся:

а) неценовая конкуренция;

б) наличие взаимосвязи между фирмами;

в) выпуск однородной продукции;

г) наличие рыночной власти у фирмы.

7. Рынок совершенной конкуренции не характеризуется:

а) ценовой дискриминацией;

б) огромным количеством участников рынка;

в) совершенно эластичной кривой спроса на товар фирмы;

г) дифференциацией товара.

8. Реклама как метод конкурентной борьбы обычно не используется на рынках:

а) монополистической конкуренции;

б) олигополии;

в) чистой (совершенной) конкуренции;

г) чистой монополии.

9. Модель рынка совершенной конкуренции предполагает, что:

а) барьеры на вход в рынок отсутствуют;

б) цена товара полностью определяется покупателем;

в) продавцы, действующие на таком рынке, получают меньшую прибыль, чем продавцы, действующие на монополистическом рынке;

г) верно все перечисленное выше.

Задание 1

1. Каковы основные субъекты и объекты рынка ресурсов?

2. Какова роль рынка ресурсов в рыночной экономике?

3. От чего зависит спрос на ресурсы?

4. Как формируется спрос на рынке труда?

5. От каких факторов зависит предложение труда?

6. Что такое заработная плата? Номинальная? Реальная?

7. Как формируется рыночная ставка процента?

8. Чем отличаются номинальная и реальная ставки процента? Каково их значение?

9. Объясните, почему капитал, вложенный в ценные бумаги, оценивается как фиктивный капитал.

10. Какие экономические отношения выражают собой долговые и долевые ценные бумаги? В чем их принципиальное отличие?

11. Каковы особенности земельного рынка?

12. С чем связана неэластичность предложения земли?

13. Что такое земельная рента? Какие факторы влияют на величину земельной ренты?

Задание 2

Задание 3

Тесты

(возможно несколько правильных ответов)

  1. Дивидендами называется:

а) доля в акционерном капитале, свидетельствующая о праве собственности в компании;

б) плата, взыскиваемая брокером с клиента за покупку и пропажу ценных бумаг;

в) документ, свидетельствующий о праве на владение имуществом, товаром, производством или о долге, который должен быть выплачен владельцу ценных бумаг;

г) доля прибыли, выплачиваемая владельцам акций по решению собрания акционеров компании.

2. Облигацией называется:

а) любая ценная бумага, выпускаемая в обращение государством;

б) договорное обязательство по возврату определенной суммы денег в определенные сроки, включая оговоренный процент от взятой в долг суммы;

в) документ, который подписывается заемщиком, берущим кредит в банке;

г) любая ценная бумага, имеющая хождение как на первичном, так и на сторичном рынке ценных бумаг.

3. Спрос на ресурс зависит от:

а) цены продукта, производимого при помощи данного ресурса;

б) цен ресурсов-заменителей;

в) цены данного ресурса;

г) все ответы верны.

4. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить, сопоставляя изменения в уровне номинальной заработной платы с изменениями:

а) в уровне цен на товары и услуги;

б) в норме прибыли;

в) в ставках налогообложения;

г) в продолжительности рабочего времени.

5. При увеличении ставок заработной платы:

а) занятость сократиться, если спрос на труд эластичен;

б) занятость сократиться, если спрос на труд абсолютно неэластичен;

в) занятость увеличиться, если спрос на труд эластичен;

г) занятость увеличиться, если спрос на труд неэластичен.

6. Земельная рента будет увеличиваться при прочих равных условиях, если:

а) снижается цена земли;

б) увеличивается спрос на землю;

в) предложение земли увеличивается;

г) сокращается спрос на землю.

7. Предложение земли:

а) абсолютно неэластично;

б) абсолютно эластично;

в) характеризуется единичной эластичностью;

г) нет верного ответа.

8. При данном спросе на инвестиции их величина:

а) не зависит от процентной ставки;

б) будет сокращаться, если будет увеличиваться процентная ставка;

в) будет увеличиваться, если будет увеличиваться процентная ставка;

г) будет сокращаться, если будет уменьшаться процентная ставка.

9. Равновесная процентная ставка выравнивает:

а) номинальную и реальную процентные ставки;

б) объем спроса и предложения заемных средств;

в) потребление и сбережение;

г) нет верного ответа.

10. При принятии решения об инвестициях фирмы принимают во внимание:

а) номинальную процентную ставку;

б) реальную процентную ставку;

в) другие факторы;

г) нет верного ответа.

Задание 1

1.В чем единство и в чем различие микроэкономики и макроэкономики?

  1. Каковы цели макроэкономики?

3. Какие индексы позволяют оценить динамику ВНП и ВВП?

4. Обязательно ли более высокий уровень ВВП на душу населения означает более высокий уровень благосостояния? Какие еще факторы должны быть приняты во внимание при оценке благосостояния?

5. Приведите примеры, когда снижение эффективности производства могло бы способствовать увеличению ВВП. Есть ли такие блага в составе ВВП, увеличение выпуска которых будет с очевидностью отражать уменьшение благосостояния.

6. С какими проблемами сталкиваются статистики при подсчете ВВП (ВНП)?

Задание 2

Задание 3

Тесты

(возможно несколько правильных ответов)

1. При расчете стоимости потребительской корзины базового года учитываются:

а) объемы производства товаров и услуг текущего года;

б) цены произведенных товаров и услуг базового года;

в) объемы производства товаров и услуг базового года;

г) цены произведенных товаров и услуг текущего года.

2. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе:

а) микроэкономика;

б) макроэкономика;

в) менеджмент;

г) международные финансы.

3. Все нижеприведенное является предметом макроэкономики за исключением:

а) государственной налоговой политики;

б) темпов экономического роста страны;

в) дефляции;

г) уровня заработной платы отдельного рабочего.

4. К чистым инвестициям относится:

а) строительство склада готовой продукции;

б) покупка домашним хозяйством легкового автомобиля;

в) замена изношенного оборудования новым;

г) покупка акций на фондовом рынке.

5. При расчете стоимости потребительской корзины текущего года учитываются:

а) объемы производства товаров и услуг текущего года;

б) цены произведенных товаров и услуг базового года;

в) цены произведенных товаров и услуг текущего года;

г) объемы производства товаров и услуг базового года.

6. Дефлятор ВВП – это:

а) отношение номинального ВВП к реальному ВВП;

б) отношение реального ВВП к номинальному;

в) снижение уровня текущего года до уровня цен базового года;

г) показатель темпа изменения цены «корзины» базисного периода.

7. Добавленная стоимость определяется как разность между выручкой от продажи и:

а) заработной платой;

б) стоимостью промежуточной продукции;

в) совокупными издержками фирмы;

г) трансфертными выплатами.

8. Из перечисленных элементов выберите те, которые включаются в ВВП по доходам:

а) заработная плата; е) чистый экспорт;

б) рента; ж) государственные закупки товаров и услуг;

в) чистые инвестиции; з) прибыль фирм;

г) экспорт; и) личное потребление;

д) амортизация; к) косвенные налоги.

 

 

Задание 1

1. Какова структура совокупного спроса?

2. Охарактеризуйте каждый из элементов совокупного спроса.

3. Как влияет уровень цен на ресурсы на изменение совокупного предложения?

4. Как форма кривой совокупного предложения отражает различия между теориями макроэкономического равновесия (кейнсианской, классической)?

5. Какая существует взаимосвязь между доходом, потреблением и сбережением? Какие понятия и показатели позволяют оценить потребление, сбережение?

6. Какова структура инвестиционных расходов, какие виды инвестиций выделяют и каково значение такого выделения?

7. Какую роль выполняют потребительские расходы, инвестиции и сбережения в экономике?

8. Что представляет собой мультипликационный эффект в экономике и какими показателями он измеряется?

9. Как связан мультипликатор с МРС и МРS?

10. В чем суть классического подхода к макроэкономическому равновесию?

11. В чем суть кейнсианского подхода к макроэкономическому равновесию?

Задание 2

Задание 3

Тесты

(возможно несколько правильных ответов)

  1. Смещение кривой совокупного спроса не обусловлено изменением:

а) уровня цен в стране;

б) уровня заработной платы в стране;

в) уровнем процентной ставки, вызванным изменением объема денежной массы;

г) курса национальной валюты.

2. Если налоги на предпринимательство увеличиваются, то:

а) совокупный спрос сокращается, а объем совокупного предложения не меняется;

б) совокупное предложение сокращается, а объем совокупного спроса не меняется;

в) сокращаются совокупное предложение и совокупный спрос;

г) увеличиваются совокупное предложение и совокупный спрос.

3. Совокупный спрос отражает обратную зависимость между:

а) уровнем цен и реальным объемом национального производства;

б) уровнем цен и номинальным объемом национального производства;

в) объемом реального и номинального объемов национального производства;

г) уровнем фактического и равновесного ВНП.

4. Классический отрезок кривой совокупного предложения имеет вид:

а) горизонтали линии;

б) вертикальной линии;

в) кривой с положительным наклоном;

г) кривой с отрицательным наклоном.

5. Если макроэкономическое равновесие складывается на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения, то любые изменения в спросе сопровождаются:

а) изменениями реального ВВП при неизменном уровне цен;

б) изменениями реального ВВП и уровня цен в одном направлении;

в) изменениями реального ВВП и уровня цен в разных направлениях;

г) изменениями уровня цен без изменения реального ВНП.

6. Автономные инвестиции осуществляются:

а) зарубежными домохозяйствами;

б) с целью внедрения новой техники;

в) при неизменном спросе на блага;

г) только в закрытой экономике.

7. Амортизацией называется:

а) ликвидация основных фондов;

б) ремонт основных фондов.

в) оценка степени изношенности или использования основных производственных фондов;

г) процесс перенесения стоимости основных фондов на производимый продукт.

8. Предельная склонность к потреблению – это:

а) отношение совокупного потребления к совокупному доходу;

б) изменение в потребительских расходах, вызванное изменением дохода;

в) кривая, которая характеризует величину потребительских расходов при данном уровне доходов;

г) отношение прироста потребительских расходов на единицу прироста располагаемого дохода.

9. При данном уровне располагаемого дохода сумма значений предельной склонности к сбережению и потреблению равна:

а) 0; б) 1; в) 100; г) 1000;

10. Сбережения в макроэкономике – это:

а) часть личного дохода, используемая на приобретение товаров и услуг;

б) часть личного дохода, не используемая на потребление;

в) весь личный располагаемый доход домохозяйств;

г) часть национального дохода, поступающая домохозяйствам.

11. Эффект мультипликации в макроэкономике обусловлен тем, что:

а) кроме частных имеют место и государственные инвестиции;

б) все сбережения становятся инвестициями;

в) расходы в экономике постоянно увеличиваются;

г) доходы одних субъектов в макроэкономике всегда являются расходами других.

Задание 1.

1. Какова структура банковской системы?

2. В чем преимущества обмена с помощью денег от товарного обмена?

3. Почему необходимо структурировать денежную массу (выделять денежные агрегаты)?

4. Какова структура спроса на деньги?

5. Отчего зависит спрос на деньги?

6. Что является результатом равновесия на денежном рынке?

7. В чем выражается макроэкономическая роль банков? Какова микроэкономическая роль банков? Есть ли между ними взаимосвязь?

8. Каков механизм мультипликационного эффекта на денежном рынке? Как он оценивается?

9. Понятие, виды, причины, показатели инфляции. Ее последствия как для экономики в целом, так и для населения, и бизнеса.

10. Всякое ли повышение цен можно характеризовать как инфляцию?

Задание 2

Ответьте на теоретические утверждения (верно/неверно) и обоснуйте их.

1. Повышение уровня цен, при прочих равных условиях, вызывает увеличение спроса на деньги.

2. Спрос на деньги для сделок уменьшается, когда сокращается номинальный объем ВНП.

3. Чем выше величина процентной ставки, тем больше объем спроса на деньги для сделок.

4. Чем меньше потребность населения в наличных деньгах по сравнению с потребностью в банковских депозитах, тем меньше возможность создания денег банками.

5. Максимально возможный объем увеличения вкладов до востребования равен увеличению суммы фактических резервов, умноженному на денежный мультипликатор.

6. Когда экономика функционирует в условиях полной занятости, увеличение денежной массы порождает инфляцию.

7. Потребительские расходы более чувствительны к изменению ставки процента, чем инвестиции.

8. Инфляция приводит к снижению реальных доходов у всех слоев населения.

Задание 3

1. Инфляция, вызванная повышением цен со стороны хозяйственных агентов в ответ на возросший спрос – это:

а) стагфляция;

б) инфляция спроса;

в) гиперинфляция;

г) инфляция предложения.

2. Перечислите причины инфляционных процессов:

а) увеличение спроса;

б) увеличение издержек производства;

в) действие внешних факторов;

г) все перечисленные.

3. Темп роста цен до 10% в год – это:

а) ползучая инфляция;

б) галопирующая инфляция;

в) гиперинфляция;

г) открытая инфляция.

4. Спрос на деньги в экономике зависит от:

а) общего рублевого объема сделок;

б) количества выпущенных денег в обращение;

в) уровня цен на товары и услуги;

г) количества денег, которое индивидуумы и фирмы хотят иметь в распоряжении для возможных сделок в будущем.

5. Задачи банковской системы не сводятся:

а) к аккумулированию сбережений населения и выбору способов более эффективного их использования;

б) к управлению системой платежей;

в) к фиксации всех операций, имеющих место между резидентами и нерезидентами в течение определенного периода;

г) к регулированию размеров денежной массы в обращении.

6. Если уровень инфляции составил 4%, а реальная ставка процента равна 2, то номинальная ставка процента равна:

а) 8%; б) -2%; в) 2%; г) 6%;.

 

Занятие 10 (1 час)

Задание 1.

1. Понятие, причины, фазы экономического цикла.

2. Виды безработицы, показатели, последствия для экономики.

3. Почему экономический цикл оказывает более сильное влияние на производство и занятость в отраслях, выпускающих товары длительного пользования, чем в отраслях, производящих товары краткосрочного пользования?

Задание 2

Задание 3

Тесты

(возможно несколько правильных ответов)

1. Фаза экономического цикла «депрессия» (застой) характеризуется:

а) ростом уровня цен;

б) производством на суженной базе;

в) снижением ставок процента до минимума;

г) увеличением объемов производства.

2. При полной занятости трудовых ресурсов отсутствует безработица:

а) циклическая;

б) фрикционная;

в) естественная;

г) структурная.

3. Выпускник вуза, который не может найти работу, так как его подготовка не соответствует требованиям рынка труда, относится к категории безработных:

а) структурных;

б) застойных;

в) фрикционных;

г) скрытых.

4. В фазе оживления экономики увеличение совокупного спроса ведет к:

а) повышению объемов выпуска продукции и уровня цен;

б) дефляции;

в) повышению объемов выпуска продукции без изменения цен;

г) инфляции.

5. Временная безработица, связанная с добровольным или вынужденным поиском или ожиданием работы – это:

а) фрикционная безработица;

б) структурная безработица;

в) циклическая безработица;

г) институциональная безработица.

6. Высвобождение рабочей силы под воздействием структурных изменений в экономике – это:

а) фрикционная безработица;

б) структурная безработица;

в) циклическая безработица;

г) институциональная безработица.

7. Высвобождение рабочей силы, вызванное общим спадом производства и сокращением в связи с этим общего количества рабочих мест в экономике, – это:

а) фрикционная безработица;

б) структурная безработица;

в) циклическая безработица;

г) институциональная безработица.

8. Полная занятость связана с:

а) полным отсутствием безработных;

б) гиперинфляцией;

в) понятием потенциального ВНП и естественной нормой безработицы;

г) циклической безработицей.

9. Человек, который надеется вскоре получить работу:

а) относится к разряду занятых;

б) относится к безработным;

в) не учитывается в составе рабочей силы;

г) рассматривается как неполностью занятый.

10. Кривая Филипса фиксирует связь между уровнем инфляции и:

а) предложением денег;

б) уровнем безработицы;

в) уровнем процента;

г) реальной ставкой процента.

Задание 1.

  1. Перечислите три основных инструмента воздействия Центрального Банка на величину денежной массы в обращении. Объясните, как действует каждый из этих инструментов.
  2. В чем суть политики «дорогих» и «дешевых» денег?
  3. Охарактеризуйте виды государственного долга и его последствия.
  4. Охарактеризуйте налоги как основной источник доходной части государственного бюджета.

Задание 2

Задание 3

Тесты

(возможно несколько правильных ответов)

  1. В качестве целей дискреционной фискальной политики выступают… и …:

а) изменение реального объема национального производства и занятости;

б) контроль над инфляцией;

в) рост государственных расходов;

г) сокращение налогового бремени.

2. Политика «дорогих» денег:

а) проводится в период спада;

б) проводится в период подъема;

в) направлена на борьбу с безработицей;

г) направлена на борьбу с инфляцией.

3. При проведении сдерживающей кредитно-денежной политики:

а) увеличивается денежная масса;

б) снижается курс национальной валюты;

в) повышается курс национальной валюты;

г) увеличивается процентная ставка.

4. В качестве целей дискреционной фискальной политики не выступают ни…, ни…:

а) изменение реального объема национального производства и занятости;

б) контроль над инфляцией;

в) снижение налогового бремени;

г) увеличение государственных расходов.

5. Дефицит государственного бюджета имеет место, если:

а) государственные расходы превышают доходы;

б) увеличиваются государственные расходы;

в) сокращается государственный долг;

г) уменьшаются налоги.

Темы для самостоятельного изучения.

Тема 6: Экономический рост.

  1. Экономический рост: понятие, виды, факторы, показатели.
  2. Теории экономического роста.

Знать следующие понятия: инновация, экономический рост, экстенсивная экономика, интенсивная экономика, производительность труда.

Задание 1

1. Охарактеризуйте циклы Китчина, Жугляра, Кондратьева, Кузнеца.

2. Каковы источники экономического роста?

3. С помощью каких показателей оценивается экономический рост?

4. Почему необходимо государственное регулирование экономического роста? Какие возможности есть для этого в арсенале государственных мер регулирования?

Задание 2

Задание 3

Тесты

(возможно несколько правильных ответов)

1.Экономический рост выражается:

а) в снижении естественного уровня безработицы;

б) в увеличении объема национального производства на душу населения;

в) в увеличении потребительских расходов;

г) в снижении темпов инфляции.

2. Интенсивный экономический рост имеет место при:

а) неизменном уровне производительности труда;

б) использовании более совершенных ресурсов;

в) наращивании объемов используемых ресурсов неизменного качества;

г) неизменности органического строения капитала.

 

Задание 1

1. В чем заключается суть закона сравнительных преимуществ?

2. Охарактеризуйте формы торговой политики.

3. Как влияет миграция рабочей силы на э

Дата: 2016-10-02, просмотров: 184.