РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(МОДУЛЯ)
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
Направление подготовки (специальность) 40.0301- бакалавр юриспруденции
Профиль (специализация) – ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
Курс 3
Семестры 5-6
Форма обучения – ОФО
Срок освоения ООП по форме обучения – 4 года
Квалификация выпускника - бакалавр
Краснодар, 2015
Составитель: Маслова Тамара Николаевна, канд. юрид. наук, доцент
_______________ «__» ________ 201__г.
Рецензент:[1] _______________________________________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
________________ «__» _______ 201__г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 40.0301- бакалавр юриспруденции
Программа обсуждена на заседании кафедры протокол № 1 «31» августа 2015 г.
Зав. кафедрой
Попова Юлия Александровна, докт. юрид. наук, профессор
_______________ «__» ________ 201__г.
Рабочая программа одобрена учебно-методическим Советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.
© СКФ ФГБОУ ВО «РГУП», 2015 г.
© Маслова Т.Н., 2015 г.
Оглавление
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………….4
2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ…………………5
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………….7
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………11
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………………11
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ЗАЯВЛЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ………………..31
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕДИСЦИПЛИНЫ……………………..32
8. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ………………………………………………………..39
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………………122
10. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ…………………………………………………………………………………………128
11. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ………………………………………………………………….132
12. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ…………………………………………………………………..136
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Гражданский процесс» представляет собой урегулированный нормами гражданского процессуального права порядок отправления правосудия по гражданским делам.
Предметом изучения курса являются общественные отношения, складывающиеся между судом и другими субъектами в ходе рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Освоение дисциплины (модуля) «Гражданский процесс» будет способствовать достижению профессиональных целей, к выполнению которых готовится студент:
- участие в подготовке нормативных правовых актов по вопросам гражданского процесса и альтернативных процедур (способов) разрешения (урегулирования) споров;
- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией гражданских процессуальных норм;
- составление процессуальных и иных юридических документов, необходимых для рассмотрения и разрешения гражданских дел в судах общей юрисдикции и разрешения (урегулирования) споров с использованием альтернативных процедур (способов);
- обеспечение законности, правопорядка при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции и при разрешении (урегулировании) споров с использованием альтернативных процедур (способов);
- предупреждение, пресечение правонарушений в сфере гражданского судопроизводства;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности при осуществлении правосудия по гражданским делам в судах общей юрисдикции;
- консультирование по вопросам защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов в судах общей юрисдикции, а также использования альтернативных процедур (способов) урегулирования (разрешения) споров;
- осуществление правовой экспертизы процессуальных документов и иных юридических документов, необходимых для рассмотрения и разрешения гражданских дел в судах общей юрисдикции, разрешения (урегулирования) споров с использованием альтернативных процедур (способов);
- преподавание учебной дисциплины «Гражданский процесс»;
- осуществление правового воспитания.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Гражданский процесс» относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы.
«Гражданский процесс» – одна из профилирующих учебных дисциплин в системе подготовки специалистов согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, изучаемых студентами юридического факультета Российского Государственного Университета Правосудия, независимо от избранной специализации.
Для изучения дисциплины «Гражданский процесс» необходимо освоение содержания таких дисциплин, как: Теория государства и права; Конституционное право; Судоустройство; Гражданское право, Семейное право, Трудовое право; Налоговое право (в части регламентации государственной пошлины). В то же время, «Гражданский процесс» в определенной мере является базой для изучения таких дисциплин как: Арбитражный процесс; Исполнительное производство; Нотариат; Разрешение отдельных категорий гражданских дел в судах общей юрисдикции; Судебное разрешение дел, возникающих из семейных правоотношений.
Знания и умения,приобретаемые студентамив рамках изучения учебной дисциплины «Гражданский процесс», будут использоваться в:
- нормотворческой;
- правоприменительной;
- правоохранительной;
- экспертно-консультационной;
- педагогической (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений) деятельности.
Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен
Знать:
- общетеоретические правовые категории и понятия такие как: понятие права, отрасли права, сущность и принципы отрасли права, понятие и виды юридических фактов, понятие нормы права, понятие и виды источников права, понятие системы права, реализации права, правоотношения;
- базовые представления об основных отраслях права и законодательства, в частности, конституционном, гражданском, административном, трудовом, семейном праве, в том числе положения, определяющие организацию государственной власти в РФ, виды юрисдикционных органов, систему судебной власти в РФ, принципы правосудия, формы и способы защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов, основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений либо признания их недействительными, источники правового регулирования материальных правоотношений, порядок оспаривания действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц;
Уметь:
- осуществлять поиск, толкование и применение нормативных правовых актов и иных юридических документов;
- осуществлять поиск и анализ судебной практики;
- работать с учебной литературой, логично излагать свои мысли и участвовать в обсуждении проблем;
- участвовать в занятиях, проводимых в интерактивных формах;
Владеть:
- навыками выполнения письменных работ;
- навыками подбирать, изучать, обсуждать научную литературу.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения программы дисциплины «Гражданский процесс» в рамках общекультурных и профессиональных компетенций студент должен быть способен:
в рамках общекультурных компетенций:
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- исполнять добросовестно профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- строить логически верно, аргументировано и ясно устную и письменную речь (ОК-4);
- обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ()К-7);
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12;
В рамках профессиональных компетенций:
а) в нормотворческой деятельности:
- участвовать в разработке гражданского процессуального законодательства, иных нормативных правовых актов по вопросам защиты прав, свобод и интересов граждан и организаций (ПК-1);
б) в правоприменительной деятельности:
- осуществлять профессиональную деятельность по защите прав и охраняемых законом интересов в гражданском процессе, а также с использованием альтернативных процедур (способов) разрешения (урегулирования) споров на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права при рассмотрении разрешении гражданских дел в судах общей юрисдикции, разрешении (урегулировании) споров с использованием альтернативных процедур (способов) (ПК-3);
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с гражданским процессуальным и иным законодательством (ПК-4);
- применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и гражданского процессуального законодательства в профессиональной деятельности (ПК-5);
- квалифицировать юридически правильно факты и обстоятельства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции, разрешении (урегулировании) споров с применением альтернативных процедур (способов) (ПК-6);
- составлять процессуальные документы (ПК-7);
в) в правоохранительной деятельности:
- выявлять, пресекать преступления и иные правонарушения при рассмотрении и разрешении дел в судах общей юрисдикции, а также разрешении (урегулировании) споров с использованием альтернативных процедур (способов) (ПК-10);
- осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению, при осуществлении правосудия по гражданским делам (ПК-11);
- отражать результаты профессиональной деятельности правильно и полно в юридической и иной документации (ПК-13);
г) в экспертно-консулътационной деятельности:
- принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов по вопросам гражданского процесса, а также альтернативных процедур (способов) разрешения (урегулирования) споров, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- толковать нормы гражданского процессуального и иного законодательства (ПК-15);
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения гражданского процессуального и иного законодательства в конкретных видах юридической деятельности, связанной с защитой прав, свобод и интересов субъектов права (ПК-16);
д) в педагогической деятельности:
- преподавать гражданский процесс на необходимом теоретическом и методическом уровне в образовательных учреждениях, за исключением высших учебных заведений (ПК-17);
- управлять самостоятельной работой обучающихся гражданскому процессу (ПК-18);
- осуществлять эффективно правовое воспитание в ходе преподавания дисциплины «Гражданский процесс» (ПК-19).
Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:
Знать:источники гражданского процессуального права; содержание гражданских процессуальных норм; понятия и основные теоретические положения науки гражданского процессуального права; актуальные проблемы правового регулирования судопроизводства в сфере гражданской юрисдикции; правовые позиции высших судебных органов, касающиеся гражданского судопроизводства.
Уметь:оперировать основными понятиями гражданского процессуального права; выявлять и анализировать проблемы правового регулирования судопроизводства в судах общей юрисдикции, применения альтернативных процедур (способов) разрешения (урегулирования) споров, анализировать факты и правоотношения, возникающие при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции; анализировать, толковать и правильно применять нормы материального и процессуального права при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции, при разрешении (урегулировании) споров с использованием альтернативных процедур (способов); принимать решения и совершать юридические действия на основании гражданских процессуальных норм; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов, касающихся осуществления правосудия по гражданским делам в судах общей юрисдикции, применения альтернативных процедур (способов) разрешения (урегулирования) споров; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам судебной защиты прав, свобод, охраняемых законом интересов; правильно составлять и оформлять процессуальные и иные юридические документы.
Владеть:гражданской процессуальной терминологией; навыками работы с гражданским процессуальным и иным законодательством в целях обеспечения защиты прав, свобод и интересов субъектов права; навыками анализа и применения гражданских процессуальных норм к конкретным правовым ситуациям; анализа процессуальных действий и процессуальных отношений; анализа и поиска судебной практики, которая необходима при рассмотрении и разрешении гражданских дел в судах общей юрисдикции, анализа и поиска научной (специальной) литературы.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Трудоемкость ОФО | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары или практические занятия | ||||
Самостоятельная работа(СРС) | ||||
Курсовая работа | 6 семестр | |||
Форма промежуточной аттестации | контрольное задание | экзамен |
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Раздел первый
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
Раздел второй
Раздел третий
СУДЕБНЫЕ ШТРАФЫ
Раздел четвертый
Тема 14. Иск
Понятие и сущность искового производства. Понятие иска. Элементы иска. Виды исков. Право на иск и право на предъявление иска.
Защита интересов ответчика. Возражения против иска (материально-правовые и процессуальные). Встречный иск. Порядок предъявления встречного иска. Изменение иска. Отказ от иска. Признание иска. Мировое соглашение. Обеспечение иска.
Раздел пятый
Тема 16. Подготовка дела к судебному разбирательству
Подготовка дела к судебному разбирательству: понятие, цель, задачи и значение. Процессуальные действия, совершаемые сторонами и судьей в порядке подготовки гражданского дела к судебному разбирательству.
Соединение и разъединение исковых требований.
Предварительное судебное заседание (цели, порядок и сроки проведения). Окончание предварительного судебного заседания.
Назначение дела к судебному разбирательству. Надлежащее извещение лиц, участвующих в деле. Вызов в суд. Содержание судебных повесток и иных судебных извещений. Порядок вручения повесток и извещений.
Раздел шестой
Раздел седьмой
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Раздел восьмой
Тема 29. Медиация
Понятие и значение альтернативных способов разрешения споров. Предпосылки возникновения. Виды. Правовое регулирование в Российской Федерации.
Процедура урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации). Требования, предъявляемые к медиаторам. Условия проведения медиации. Соглашение о медиации. Порядок проведения процедуры медиации. Окончание процедуры медиации, ее правовые последствия.
ОФО
№ п/п | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
Лекции | Практич. занятия | СРС | ||||
1. | Раздел I. Общие положения гражданского процесса | |||||
Тема 1. Понятие гражданского процессуального права | ||||||
Тема 2. Принципы гражданского процессуального права | Лекция-дискуссия | |||||
Тема 3. Гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты | ||||||
2. | Раздел II. Лица, участвующие в деле. Судебные представители | |||||
Тема 4. Стороны в гражданском процессе | ||||||
Тема 5. Третьи лица в гражданском процессе | ||||||
Тема 6. Участие прокурора в гражданском процессе | ||||||
Тема 7. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц | ||||||
Тема 8. Представительство в суде | Коллоквиум | |||||
3. | Раздел III. Компетенция судов общей юрисдикции. Процессуальные сроки. Судебные расходы. Судебные штрафы | |||||
Тема 9. Подведомственность гражданских дел | Составление схемы | |||||
Тема 10. Подсудность гражданских дел | Составление схемы | |||||
Тема 11. Процессуальные сроки | Составление схемы | |||||
Тема 12. Судебные расходы. Судебные штрафы | ||||||
4. | Раздел IV. Доказывание и доказательства. Иск | |||||
Тема 13. Доказывание и доказательства | ||||||
Тема 14. Иск | ||||||
Итого | ||||||
5. | Раздел V. Производство в суде первой инстанции | |||||
Тема 15. Возбуждение гражданского дела в суде* | Лекция-дискуссия. Составление процессуальных документов, моделирование и разбор ситуации, групповая дискуссия | |||||
Тема 16. Подготовка дела к судебному разбирательству* | Составление процессуальных документов, анализ конкретных ситуаций | |||||
Тема 17. Судебное разбирательство* | Игровой судебный процесс, составление процессуальных документов, групповая дискуссия | |||||
Тема 18. Постановления суда первой инстанции* | Составление процессуальных документов, анализ конкретных ситуаций | |||||
Тема 19. Приказное производство* | Составление процессуальных документов, групповая дискуссия | |||||
Тема 20. Заочное производство и заочное решение* | Составление процессуальных документов, анализ конкретных ситуаций | |||||
Тема 21. Производство по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации | ||||||
Тема 22. Особое производство | ||||||
Тема 23. Производство по делам с участием иностранных лиц | ||||||
6. | Раздел VI. Производство по пересмотру судебных постановлений | |||||
Тема 24. Производство в суде апелляционной инстанции* | Моделирование и разбор ситуации, групповая дискуссия | |||||
Тема 25. Производство в суде кассационной инстанции* | Составление процессуальных документов,анализ конкретных ситуаций | |||||
Тема 26. Производство в суде надзорной инстанции | ||||||
Тема 27. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу* | Составление процессуальных документов, групповая дискуссия | |||||
7. | Раздел VII. Исполнительное производство | - | ||||
Тема 28. Исполнение судебных постановлений и иных актов | ||||||
8. | Раздел VIII. Альтернативные процедуры (способы) разрешения споров | |||||
Тема 29. Медиация | ||||||
Тема 30. Третейское разбирательство | ||||||
Итого | ||||||
Всего |
Самостоятельная работа
Видами самостоятельной работы являются:
- решение задач;
- поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием электронных баз данных;
- поиск и изучение научной литературы, в том числе с использованием сети
Интернет;
- поиск и изучение судебной практики по определенным вопросам;
- подготовка рефератов, докладов, эссе, презентаций.
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса:
- составление проектов процессуальных документов, в том числе искового
заявления, апелляционной, кассационной, надзорной жалобы, проекта
судебного решения или определения, протокола судебного заседания;
- обобщение материалов судебной практики по определенным вопросам;
- подготовка к проведению ролевой игры;
- подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов;
- составление схем, сравнительных таблиц.
Самостоятельная работа для студентов
очной формы обучения
№ темы Дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1, 2,3 | подготовка рефератов, докладов, эссе, презентаций; подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов; составление схем. Изучение постановлений Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»; от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». | |
4, 5, 6, 7, 8 | подготовка рефератов, докладов, эссе, презентаций; подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов; составление схем; решение задач | |
9, 10, 11, 12 | изучение ФКЗ от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; изучение Гл. 25.3 Налогового кодекса РФ, регулирующую порядок уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в суд; произвести расчет государственной пошлины; изучение постановление Пленума ВС РФ от 20 ноября 2003 г. № 18 «О подсудности дел, вытекающих из морских требований». | |
13, 14 | подготовка рефератов, докладов, эссе, презентаций; подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов; составление схем. | |
15- 23 | составление проектов процессуальных документов, в том числе искового заявления, проекта судебного решения или определения, протокола судебного заседания; обобщение материалов судебной практики по определенным вопросам; - подготовка к проведению ролевой игры; изучение постановлений Пленума ВС РФ от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»; от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции»; от 19 декабря № 23 «О судебном решении»; подготовка рефератов, докладов, эссе, презентаций; подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов | |
24- 27 | составление проектов процессуальных документов, в том числе апелляционной, кассационной, надзорной жалобы, проекта судебного определения, постановления; обобщение материалов судебной практики по определенным вопросам; подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов; составление схем, сравнительных таблиц; изучение постановлений Пленума ВС РФ от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»; от 11 декабря 2012 г. N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции». | |
изучение ФЗ от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве», ФЗ от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах». | ||
29-30 | изучение и анализ ФЗ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)»; подготовка рефератов, докладов, эссе, презентаций; подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов. Изучение и анализ ФЗ от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации»; подготовка рефератов, докладов, эссе, презентаций; подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов. | |
Итого: |
Компетенций
Оценка знаний, умений и компетенций студентов осуществляется в форме текущего и промежуточного контроля.
Текущий контроль успеваемости представляет собой систематическую проверку усвоения учебного материала на протяжении семестра.
Традиционно текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе проведения аудиторного занятия. Видами текущего контроля являются:
- устный опрос (индивидуальный или групповой);
- проведение письменного опроса (в том числе путем выполнения тестовых заданий);
- проверка решения конкретных правовых ситуаций;
-проверка выполнения самостоятельной работы студентов (докладов, рефератов, эссе).
Промежуточныйконтроль осуществляется в ходе экзаменационной сессии и предусматривает сдачу-принятие экзамена, который проводится в устной форме. Экзаменационный билет включает в себя три вопроса. Итогом сдачи экзамена является получение дифференцированной оценки.
Требования к результатам освоения дисциплины | Оценка или зачет |
Ответы даны на все сформулированные в билете вопросы; приведены дискуссионные точки зрения (если имеются в теории); используется специфическая терминология; ответ подкреплен примерами; содержит анализ законодательства; приведены разъяснения Пленума ВС РФ, содержащиеся в постановлениях (в случае наличия) | Отлично |
Ответы даны на все сформулированные в билете вопросы; приведены дискуссионные точки зрения (если имеются в теории); используется специфическая терминология; содержит анализ законодательства | Хорошо |
Ответы не мотивированы; овладение материалом не в полном объеме; в недостаточной мере использована терминология дисциплины (модуля); ответ не подкреплен примерами; отсутствуют ссылки на действующее законодательство | удовлетворительно |
Отказ от ответа; использование при подготовке технических средств; ответы не мотивированы либо даны на не все поставленные вопросы; не используется специфическая терминология; ответ не подкреплен примерами | неудовлетворительно |
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. //Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. (с посл. изм. и доп.) //Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст.1.
О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ //Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 898.
О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ //Консультант Плюс. www.consultant.ru
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. (с посл. изм. и доп.) //Собрание законодательств РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4531.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с посл. изм. и доп.) //Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1, 2 (с посл. изм. и доп.) //Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (с посл. изм. и доп.) //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 92; Собрание законодательства РФ. 1995. № 26. Ст. 2399; 2001. № 51. Ст. 4834; 2009. № 19. Ст.2273; 2010. № 52. Ст. 6986.
О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (с посл. изм. и доп.) //Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст.4849.
О судебных приставах: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (с посл. изм. и доп.) //Российская газета. 1997. 5 августа.
Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст.2102.
О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. //Собрание законодательства РФ. 2002. № 30 . Ст. 3019.
О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. в ред. от 17 ноября 1995г. (с посл. изм. и доп.) //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст.366; Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации): Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ //Российская газета. 2010. 30 июля.
Электронные ресурсы
Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации /Под общ ред. В.И. Нечаева. Рук. автор. кол. В.В. Ярков. М. Норма. 2013. ** (znanium.com)
* - литература, имеющаяся в библиотеке СКФ ФГБОУВО «РГУП»
**- литература из электронных библиотечных систем, доступных в филиале
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Правовые ситуации
№1. Районная налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с иском к Субботину – предпринимателю, занимающемуся индивидуальной предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве юридического лица.
В исковом заявлении налоговая инспекция сослалась на то, что Субботин, как предприниматель, в течение 2013 г. не уплатил налог в сумме 75 тыс. руб. В судебное заседание арбитражного суда Субботин не явился, но был надлежащим образом извещен о месте и времени заседания.
Арбитражный суд вынес заочное решение, сославшись на гл. 22 ГПК РФ и, в частности, на ст. 233 ГПК РФ, которая предоставляет право суду в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о месте и времени судебного заседания, вынести заочное решение.
Правильно ли применены нормы гражданского процессуального права в изложенной ситуации?
Расскажите о предмете регулирования норм гражданского процессуального права и норм арбитражного процессуального права.
№2. Граждане Рашитова и Терехина проживали в Уральске Республики Казахстан. В июне 2012 г. между ними был заключен договор займа денег, по которому Рашитова дала в долг Терехиной 200 тыс. тенге (денежная единица Казахстана) сроком на один год, т.е. до 20 июня 2013 г. В течение 2014 г. и кредитор и должник переехали на постоянное место жительства в г. Горячий Ключ Краснодарского края. В связи с тем, что Терехина не возвратила долг, Рашитова в октябре 2014 г. предъявила иск в Горячеключевский городской суд о взыскании долга.
Городской суд рассмотрел это дело, применил нормы ГК Республики Казахстан и руководствовался при рассмотрении и разрешении спора нормами ГПК Республики Казахстан, поскольку правоотношения между сторонами возникли на территории данного государства.
Как применяются нормы гражданского процессуального права в пространстве и во времени?
Дайте сравнение правил применения норм материального и процессуального права.
Правильно ли поступил суд?
№3. Гражданин Веселов Я. И его брат Веселов И. в 1960 г. получили в порядке наследования в собственность по 1/2 части дома. В 2013 г. между ними возник спор о праве пользования подсобными помещениями – сараем, погребом, баней.
Гражданин Веселов И. обратился в суд с устным исковым заявлением, сославшись на то, что он затрудняется написать грамотно исковое заявление. Спор вытекает из факта наследования дома в 1960 г., когда действовал Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. и ГПК РСФСР 1923 г. Последний допускал обращение с исковыми заявлениями в устной форме.
Какое разъяснение процессуального права и обязанности истцу Веселову И. должен дать судья?
№4. Найдите в ГПК статьи, регламентирующие гражданские процессуальные принципы судопроизводства.
Проведите сравнительный анализ статей главы 7 Конституции РФ и статей ГПК РФ, регламентирующих принципиальные основы судопроизводства.
№5. Подберите в ГПК статьи, регулирующие:
а) возбуждение гражданского судопроизводства;
б) подготовку гражданского дела к судебному разбирательству;
в) судебное разбирательство;
г) пересмотр решений в апелляционном порядке;
д) пересмотр решений в кассационном порядке;
е) пересмотр решений в порядке судебного надзора;
ж) пересмотр решений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
№6. В чем состоит различие правового регулирования признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим в ст.ст. 42-46 ГК РФ и ст.ст. 276-280 ГПК РФ?
Ограничению дееспособности гражданина и признанию его недееспособным посвящены ст.ст. 29 и 30 ГК РФ и ст.ст. 281-286 ГПК РФ.
Проведите сравнительный анализ этих статей.
Что
Дата: 2016-10-02, просмотров: 267.