Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В Российском законодательстве себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

Источники информации: данный стат. отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производства и т.д.

Объекты анализа себестоимости продукции:

- полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

- уровень затрат на рубль выпущенной продукции;

- себестоимость отдельных изделий;

- отдельные статьи затрат.

 

Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три этапа.

· На первом этапе исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом,

· на втором – фактическая себестоимость по каждому виду продукции,

· на третьем – себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги.

 

Плановые калькуляции составляются на все виды продукции, работы и услуги, включаемые в план. Предприятия самостоятельно формируют рабочую номенклатуру статей калькуляции, используя отраслевые рекомендации и инструкции, с учетом своей специфики.

 

Предприятия самостоятельно формируют рабочую номенклатуру статей калькуляции, используя отраслевые рекомендации и инструкции, с учетом своей специфики.

 

Все прямые затраты (основные материалы, полуфабрикаты, з/пл основных производственных рабочих, ЕСН, потери от брака и т.д.) анализируются по каждому виду продукции на основе отчетной калькуляции и определяются на основе норм, планируемых на единицу конкретного вида продукции. Чем больше расходов непосредственно относится на конкретные виды продукции (прямые расходы), тем точнее определяется их себестоимость.

Важное значение имеет и обоснованное распределение косвенных расходов между отдельными видами продукции. Реальная величина затрат на изготовление каждого изделия необходима для оценки конкурентоспособности продукции, формирования производственной программы, расчетов эффективности новой техники, предотвращения необоснованных скачков себестоимости при структурных сдвигах. Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы.

 

В таблице № 2 приведены примерный состав статей калькуляции и способы их расчета применительно к машиностроительному заводу. Затраты по прямым статьям калькуляции (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата производственных рабочих и др.) определяются на основе норм, планируемых на единицу конкретного вида продукции.

 

Номенклатура статей:

1. Сырье и материалы

2. Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги кооперированных предприятий

3. Возвратные отходы (вычитаются)

4. Топливо и энергия на технологические цели

5. Основная заработная плата производственных рабочих

6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих

7. Отчисления на социальное страхование

8. Расходы на подготовку и освоение производства

9. Износ инструментов и прочие специальные расходы

10. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

11. Цеховые расходы

12. Общезаводские расходы

13. Потери от брака

14. Прочие производственные расходы

15. Внепроизводственные расходы.

 


1) МАРКЕТИНГ

Понятие «маркетинг» и «концепции маркетингового управления организацией»

С возникновением товарного производства и рынка (6—7 тыс. лет назад) начали развиваться первое виды, мар­кетинговой деятельности: реклама, ценовая политика. Первые рекламные объявления выполнялись на деревян­ных досках, выбивались на каменных плитах, громко ог­лашались на базарных площадях. Состояние общества в любой промежуток времени оп­ределяется совокупностью общественных потребностей и их уровнем, которые обусловливают необходимую произ­водственную деятельность в какой-либо социальной сис­теме. До тех пор пока производители и потребители жили рядом и хорошо знали друг друга, производители выпус­кали то, что было необходимо для удовлетворения хоро­шо известных им потребностей. По мере развития и уг­лубления общественного разделения труда повышалась его производительность, происходили глубокие измене­ния и в сфере производства, и в сфере социально-эконо­мической. Эти изменения привели к росту объемов спро­са на товары и услуги, а следовательно, появилась необ­ходимость увеличения предложения товаров и услуг.

Решению этой проблемы способствовала промышлен­ная революция конца XIX — начала XX в., ознаменовав­шая приход индустриальной эры. Основные рабочие опе­рации осуществлялись с помощью машин. Были созданы электродвигатель и двигатель внутреннего сгорания, динамо-машина; появились новые транспортные средства: автомобили, первые аэропланы, дизельные суда; стали : применяться новые средства связи — телефон, телеграф... Все эти и другие новшества позволили во много раз уве­личить количество выпускаемых товаров. Производство стало массовым, крупносерийным, ориентированным на рынки большой емкости и на изделия массового спроса. Рынок был необъятен. Казалось, все, что произведено, найдет своего покупателя. Производитель здесь, как пра­вило, полагался на свою интуицию, а не на точное зна­ние спроса. В этом не было большой проблемы, пока спрос превышал предложение. Задача состояла в том, что­бы победить конкурентов за счет снижения цен.

Но «ничто не вечно под луной». Производители столк­нулись с таким явлением, как избыточное производство — предложение превышает спрос. Не спасало и сниже­ние цен, которое в итоге привело к уменьшению прибы­ли. Таким образом, в связи с переходом к массовому круп­носерийному производству продукции очевидной стала потребность в элементарном изучении рынка: кому, где и каким образом продавать произведенное.

С этой проблемой производители США и Западной Европы столкнулись уже в 30-е гг. XX столетия. И суть маркетинга изменилась: в период массового производства побеждало то предприятие, которое выпускало продукцию по самым низким ценам; в период насыщения спроса по­беждало то предприятие, которое смогло более эффектив­ным, чем конкуренты, способом организовать продвиже­ние товара на рынок через стимулирование сбыта, воз­действие на выбор покупателя.

Завершается первый этап эволюции маркетинга (на­чало XX в. — 40-е гг.), где маркетинг ассоциировался со сбытом и назывался сбытовым.

С середины 50-х гг. XX в. началась научно-техническая революция, ознаменовавшая новую эру в развитии чело­вечества — эру информации. Это годы рождения первых электронно-вычислительных машин, автоматизированно­го производства, атомного реактора, радиосвязи, элект­роники... Меняется и растет культура потребления. Потребитель становится все более «капризным», раз­борчивым, ожидает от сделанных покупок максимально­го удовлетворения, требует полную информацию о това­ре. Резко обострилась и осложнилась, стала особенно ра­зорительной конкуренция, поскольку превратилась в форму борьбы за потребителя между крупными нацио­нальными и межнациональными монополистическими союзами.

Настоятельной необходимостью в этих условиях для производителя становится увязка производства и сбыта товаров в единый процесс с тем, чтобы создавать и про­изводить те товары, которые будут пользоваться спросом на рынке, а не выпускать то, что с трудом удается сбыть.

Ориентация на потребителя, на рынок — вот основная идея маркетинга в период второй стадии его эволюции (50-ё — первая половина 70-х гг. XX вв.).

 

На втором этапе эволюции маркетинга был осуществ­лен переход от сбытового маркетинга к «управленческо­му», ориентированному на меняющиеся условия рынка, на существующий там спрос на товары и услуги.

Современный облик маркетинга сформировался в 70-е гг. XX в. Он исходит из суверенитета интересов потребите­ля. Вступая в третью фазу своей эволюции, маркетинг ста­новится философией организации и управления предпри­ятием, комплексной системной деятельностью, обеспечи­вающей рыночную ориентацию производства и всю его коммерческую деятельность.

Маркетинг— вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. (Ф. Котлер) Маркетинг-менеджмент, ориентированный на рынок. (П. Друккер)

Лекции: Маркетингразработка товаров и услуг, ориентированных на нужды покупателя; установление цен, продвижение и распределение этих товаров и услуг для осуществления систематических сделок, с помощью которых люди и организации могут достичь своих целей.

Цель маркетинга – делать усилия по сбыту продукции ненужными, товар или услуга должна так точно подходить клиенту, что продавать себя сама.

Функции маркетинга:

-выявление потребительских нужд и предпочтений, разработка подходящих товаров для удовлетворения этих нужд,

-установление справедливых цен,

- налаживание системы сбыта

 

Управление маркетингом – анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями, ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.

. Концепции маркетинга: эволюция и содержание

 

1) Производственная – применима, когда спрос превышает предложение, большая часть реальных и потенциальных потребителей имеют невысокие доходы или себестоимость товара слишком высока и необходимо ее снизить. Нужно сделать понравившийся потребителям продукт максимально для них доступным. Необходимо совершенствовать производство

2) Сбытовая – совершенствование продукта ( упаковки, фасовки). Потребители отдают предпочтение товарам, обладающим наивысшим качеством, лучшими характеристиками. Производители при этом направляют свои усилия на повышение качества своего товара, несмотря на более высокие издержки и цены.

3) Интенсификация коммерческих усилий – стимулирование спроса. Утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных объемах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

4) Концепция целевых рынков или чистый маркетинг – сегментация рынка. Утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов способами. Предприятие начинает ориентироваться на конкретную группу потребителей.

5) Концепция маркетинга.Это сравнительно новый подход в предпринимательской деятельности. Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Суть концепции маркетинга определяют с помощью цветистых выражений типа «Отыщите потребности и удовлетворите их», «Производите то, что можете продать, вместо того чтобы пытаться продать то, что можете произвести», «Любите клиента, а не товар».

6) Концепция социально-этичного маркетинга.Социально-этичный маркетинг-явление самого последнего времени. Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Концепция требует от деятелей рынка увязки в рамках политики маркетинга трех факторов: удовлетворении потребностей покупателей, прибыли фирмы и благосостоянии людей (общества).

 

Маркетинговая среда организации – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и оказывающих влияние на службу маркетинга с целью установления и поддержания с целевыми клиентами отношений успешного делового сотрудничества.

Любое предприятие действует и достигает успеха не в безвоздушном пространстве, а в определенной окружаю­щей среде. С точки зрения маркетинга, факторы окружа­ющей среды, создающие совокупность условий существо­вания предприятия, могут зависеть в той или иной мере (контролируемые) или быть полностью независимыми от самого предприятия (неконтролируемые). В первом слу­чае говорят о внутренней среде, во втором о внешней среде. Факторы внешней среды подразделяются на микросреду и макросреду.

В отличие от факторов микросреды, которые, воздействуя на предприятие, одновременно испытывают встреч­ное влияние с его стороны, воздействие на предприятие сил макросреды носит односторонний характер и пред­приятие должно приспособиться к ним.

Успешное существование предприятия возможно лишь при условии достаточного знания окружающей среды.

Внутренняя среда маркетинга

Воздействие на внутреннюю среду оказывает высшее руководство предприятия, служба мар­кетинга и другие службы предприятия. Наибольшее зна­чение имеют решения высшего руководства, определяю­щие цели предприятия, его общие стратегические установки и текущую политику. Управляющие по маркетингу должны принимать решения, не противоречащие планам высшего руководства. Служба маркетинга должна рабо­тать в тесном сотрудничестве с подразделениями предпри­ятия. Финансовая служба решает проблемы наличия и использования средств. Служба материально-технического снабжения заботится о поставках деталей и узлов для производства, отдел исследований и разработок отвечает за создание безопасных и привлекательных товаров. Производственная служба несет ответственность за организациию производства и выпуск продукции. Бухгалтерия сле­дит за доходами и расходами. Деятельность всех подразделений так или иначе влияет на планы и действия службы маркетинга, т. е. все они должны согласованно трудиться, чтобы обеспечить клиентам товар, имеющий высокую потребительскую ценность и приносящий удовлетворение.

 

Внешняя среда маркетинга

Состав микросреды

Микросреда маркетинга — совокупность субъектов и факторов, имеющих непосредственное отношение к са­мому предприятию (организации) и влияющих на его воз­можность обслуживать своих потребителей.

1. Поставщики— это предприятия, фирмы, отдельные лица, обеспечивающие предприятие и его конкурен­тов материальными ресурсами, необходимыми для конкретных товаров или услуг.

2. Маркетинговые посредники— это предприятия, обеспечивающие продвижение, распространение, сбыт товаров среди клиентов.

3. Клиенты— предприятие может выступать на пяти типах клиентурных рынков.

• Потребительский рынок часто называют розничным рынком. Он представлен отдельными лицами, ко­торые приобретают товары и услуги для личного потребления.

• Рынок производителей называют также оптовым рынком. Представителями его являются организа­ции и предприятия, которые приобретают товары и услуги для дальнейшего их использования в процес­се производства.

• Рынок промежуточных продавцов также можно от­нести к оптовому рынку. Организации-посредники приобретают товары и услуги для последующей их продажи сцелью получения прибыли.

• На рынке государственных учреждений действуют государственные организации, которые приобретают товары и услуги для направления их в сферу ком­мунальных услуг и/или для передачи нуждающим­ся в них.

• Международный рынок может быть как оптовым, так и розничным. Он объединяет всех потенциаль­ных потребителей (конечных или промежуточных) товаров и услуг, находящихся за пределами страны. Эти потребители могут действовать на всех вышеперечисленных рынках.

Для успешного анализа среды маркетинга необходимо тщательно изучать и учитывать специфику каждого кли­ентского рынка.

4.Конкуренты (с точки зрения маркетинга) — это:

• желания-конкуренты, т. е. желания, которые потре­битель, возможно, захочет удовлетворить (желание утолить жажду — выпить воды, сок, пиво, чай, съесть яблоко);

• товарно-родовые конкуренты, т. е. другие основные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания (желание выпить воды — минеральной, из-под крана, кипяченой...);

• товарно-видовые конкуренты, т. е. прочие разновид­ности того же товара, способные удовлетворить кон­кретное желание потребителя (желание выпить ми­неральной воды — столовой, лечебной, газирован­ной, негазированной);

• марки-конкуренты — разные марки одного и того же товара (желание выпить минеральной воды — столовой «Боржоми», «Нарзан»...).

Знание конкурентов позволяет создать предпосылки для успешной конкуренции.

Контактная аудитория— любая группа, ко­торая проявляет реальный или потенциальный интерес к предприятию или влияет на его способность достигать поставленных целей.

Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям предприятия на рынке.

Благотворная аудитория — группа, интерес которой к предприятию носит очень благотворный характер.

Искомая аудитория — та, чьей заинтересованности предприятие ищет, но не всегда находит.

Нежелательная аудитория — группа, интереса которой предприятие старается не привлекать, но вынуждено счи­таться с ним, если он проявляется.

Макросреда

Макросреда маркетинга — совокупность внешних фак­торов, влияющих на предприятие (организацию) и все составляющие микросреды и не подвластных прямому управлению со стороны предприятия (организации).

К основным силам макросреды, которые воздейству­ют на предприятие, относятся:

• социально-демографические силы; • экономические силы; • природные силы; • научно-технические силы; • политико-правовые силы; • культурные силы.

В постоянно меняющемся мире предприятие должно отслеживать влияние всех шести сил, чтобы вовремя от­реагировать и оптимально приспособиться.

Таким образом, изучение маркетинговой среды явля­ется очень важным этапом анализа рыночных возможностей. Отношения между предприятием и элементами окружающей среды разнообразны по характеру воздействия на них со стороны предприятия и могут быть контролируемыми и неконтролируемыми. Следовательно, задача руководства предприятия – свести до минимума неконтролируемые факторы.

 


Дата: 2016-10-02, просмотров: 241.