Объектами исследования, управления и оптимизации в логистике:
А) Материальный поток (МП)– это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связанны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т.п.).
Материальные ресурсы (МР) - предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.
Незавершенное производство (НЗП) – это продукция незаконченная производством в пределах данного предприятия.
Готовая продукция (ГП) – это продукция полностью прошедшая производственный цикл на данном предприятии, полностью упакованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).
Материальный поток характеризуется определенным набором параметров: номенклатура, ассортимент и количество продукции, габаритные характеристики, весовые характеристики, физико-химические характеристики груза, характеристики тары/упаковки и т.п.
Материальный поток может быть охарактеризован такими показателями как интенсивность- количество объемных или массовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход логистической системы в единицу времени. Исходя из этого, возможны следующие размерности МП: т/год, шт/ч, ед/сутки, п.м./час, кв.м/год и др.
Б) Информационный поток – совокупность сообщений в речевой, документной и др.формах между звеньями ЛС или логистической системой и внешней средой, предназначенных для реализации логистических функций.
Информационный поток имеет свои показатели. Основным количественным показателем ИП является объем информации (Байт) и плотность Инф. потока – скорость (бит/сек - бод).
В) Финансовый поток – совокупность денежных средств, ценных бумаг и других финансовых активов, формируемых вне и в логистической системе для обслуживания материальных потоков.
Финансовый поток измеряется, как правило, в стоимостном выражении (например, оборот).
Г) Сервисный поток – поток услуг (нематериальный), оказываемых участникам логистической цепи по продвижению материального потока.
Существует множество показателей сервисного потока. Оновными качественными показателями являются: доступность, функциональность и надежность.
Субъектом управления в логистике являются структурируемые элементы и отдельные исполнители, реализующие логистические функции в полной цепи поставок.
3 варианта организации субъектов управления:
- Централизованный
- Децентрализованный
- Специализированный (аутсорсинг логистических функций).
1) Прицентрализованном способеорганизации вся деятельность по логистикесосредоточена в одном управлении (подразделении) и подчиняется непосредственно высшему руководству компании через зам. Директора (вице-президента) по логистике.
«+»– обеспечение высокой эффективности работ по внедрению новых ИТ;
«-»- высокие затраты на содержание аппарата управления.
2) Придецентрализованном способелогистические функцииразобщены по разным структурным подразделениям, отсутствует централизация управления, частичная координация осуществляется на уровне зам.директоров.
«+»– высокий уровень знаний предметной области менеджера по информационным системам;
«-»– дублирование задач и функций; слабая координация.
3) аутсорсинг логистических функций - передача сторонней организации (контрактору или аутсорсеру) полностью или частично функций по логистическому обслуживанию материального потока (логистического сервиса).
Преимущества | Недостатки |
Снижение затрат Снижение рисков Повышение качества и надежности обслуживания Концентрация персонала на основном бизнесе Эффективное использование положительного чужого опыта Внедрение передовых технологий | Угроза утечки важной информации Опасность передачи слишком многих важных функций в чужие руки Угроза отрыва руководящего звена от бизнес-практики Обучение чужих специалистов вместо своих |
ЛОГИСТИКА
Концепция логистики.
Основные положения концепции логистики: реализация системного подхода; индивидуализация выпускаемой продукции; гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда, учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки: развитие услуг сервиса на современном уровне, способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.
Концепция – способ понимания, трактовки объекта исследования, основная точка зрения по данному вопросу, руководящая идея для систематизированного освещения.
Мы рассмотрим здесь 4 наиболее известные концепции:
1.концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT КАНБАН-KANBAN)- тянущая логистическая система (Pull-system)
2.концепция толкающей логистической системы (Push-system) или «планирование потребностей/ ресурсов» (requirements/resource planning, RP). Производные от этой концепции «планирование потребности в материалах/ производственного планирования потребностей в ресурсах» (MRP I - Manufacturing Requirements Planning / MRP II - Manufacturing Resource Planning), а в дистрибьюции – системы «планирования распределения продукции/ ресурсов» (DRP I - Distribution Requirements Planning / DRP II - Distribution Resource Planning).
3.концепция стройного производства» («тощего производства», LP – Lean production).
4.концепции «реагирования на спрос» (demand-driven techniques - DDT).
v концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT КАНБАН-KANBAN) - тянущая логистическая система (Pull-system)
Концепции «точно в срок» - это современная концепция построения логистической системы в производстве (операционном менеджменте), снабжении и распределении, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов.
Тянущие системамы, в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит, когда количество их в определенных звеньях логистической системы достигает критического уровня. При этом запасы «вытягиваются» по распределительным каналам от поставщиков материальных ресурсов или в системе дистрибьюции фирмы.
В концепции «точно в срок» существенную роль играют следующие элементы:
§ спрос
§ концентрация основных поставщиков материальных ресурсов вблизи главной фирмы
§ надежность поставщиков
§ качество продукции
§ точность информации и прогнозирования
§ повышенная трудовая ответственность и высокая трудовая дисциплина всего персонала.
Микрологистическая система КАНБАН, впервые была применена корпорацией Toyota Motor в 1972 году на заводе «Такахама» (г. Нагоя, Япония). Сущность системы КАНБАН заключается в том, что все производственные подразделения завода снабжаются МР только в том количестве и к тому сроку, которые необходимы для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем.
v концепция толкающей логистической системы (Push-system) или «планирование потребностей/ ресурсов» (requirements/resource planning, RP).
Производные от этой концепции «планирование потребности в материалах/ производственного планирования потребностей в ресурсах» (MRP I - Manufacturing Requirements Planning / MRP II - Manufacturing Resource Planning), а в дистрибьюции – системы «планирования распределения продукции/ ресурсов» (DRP I - Distribution Requirements Planning / DRP II - Distribution Resource Planning).
Для микрологистической системы «толкающего» типа характерно производство деталей, компонентов, полуфабрикатов и сборка из них готовой продукции в соответствии с жестко заданным производственным расписанием. (учесть изменение спроса можно только путем создания избыточных производственных и (или) страховых запасов между ЗЛС, буферными запасами).
Базовыми системами, основанными на концепции «планирование потребностей/ ресурсов», в производстве и снабжении являются системы «планирование потребности в материалах/ производственного планирования потребностей в ресурсах» (MRP I - Manufacturing Requirements Planning / MRP II - Manufacturing Resource Planning).
Основными целями MRP систем являются:
§ удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям,
§ поддержание низких уровней запасов МР, НЗП, ГП,
§ планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
В дистрибьюции – системы «планирования распределения продукции/ ресурсов» (DRP I - Distribution Requirements Planning / DRP II - Distribution Resource Planning).
Функционирование DRP систем базируется на потребительском спросе, который не может контролироваться фирмой.
DRP системы планируют и регулируют уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.
DRP системы представляют собой график (расписание).
+ улучшить уровень сервиса за счет уменьшения времени доставки ГП и удовлетворения ожиданий потребителей, улучшить продвижение новых товаров на рынок, улучшить координацию управления запасами ГП и т.п.
v концепция стройного производства» («тощего производства», LP – Lean production).
Эта концепция по существу является развитием концепции «точно в срок» и включает в себя элементы логистических систем КАНБАН и MRP.
Сущность внутрипроизводственной логистической концепции «стройного производства» выражается в творческом соединении следующих основных компонентов: высокого качества, небольшого размера производственных партий, низкого уровня запасов, высококвалифицированного персонала, гибких производственных технологий.
Основные цели концепции «стройного производства»:
высокие стандарты качества продукции,
низкие производственные издержки,
быстрое реагирование на изменение потребительского спроса,
малое время переналадки оборудования.
Сследует использовать только те компоненты, которые необходимы для удовлетворения заказа потребителей.
v концепции «реагирования на спрос» (demand-driven techniques - DDT).
Эта концепция в основном разрабатывалась как модификация концепции RP в плане улучшения реакции на изменение потребительского спроса.
Наиболее известными являются четыре варианта этой концепции:
концепция «точки заказа (перезаказа)» (re-order point - ROP),
концепция «быстрого реагирования» (quick response, QR),
концепция (логистическая стратегия) «непрерывного пополнения запасов» (continuous replenishment, CR),
концепция «автоматического пополнения запасов» (automatic replenishment, AR).
ЛОГИСТИКА
Дата: 2016-10-02, просмотров: 252.