Инновационный менеджемент - наука, направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро- и микроуровнях.
В настоящее время рост инновационной активности в России приобретает особое значение. Мировая теория и практика убедительно доказывают, что единственно реальным способом преодоления кризисов и спадов в развитии экономики любой страны являются инновации. Именно усиление инновационной активности обеспечит реальный экономический рост России в ближайшие годы.
-
- Под инновацией понимается внедрение чего-либо нового. В узком смысле инновация - новое техническое, организационное и социальное решение, осуществленное на практике.
- Официальные российские документы трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, продукта, используемых в практической деятельности.
- Нововведением считается существенное изменение в любой области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.
- В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом инновация (услуга, метод и пр.) должна быть новой для конкретного потребителя.
- Мотивы возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему. Главной особенностью инноваций является ее практическое использование и удовлетворение потребностей общества в продуктах и услугах, а так же получение коммерческой выгоды.
- Новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией.
Инновация (англ. «innovation») означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества. В современной концепции инноватики принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы (производственно-технологические), модификации продуктов и услуг. Практическое освоение новшеств в нововведениях представляет собой реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, то есть общественном признании, что является важным результатом инновационной деятельности.
Новации (новшества)
При обновлении ассортимента продукции, средств производства и услуг используются научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие новации (новшества). Под новшеством следует понимать новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новый метод (принцип), изобретение, коммерциализацию нововведений (включая маркетинг).
Изобретениемсчитается новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облегчает и обеспечивает безопасность труда.
Новшество – освоение – инновация
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
3. Инновационный процесс: этапы, сущность, содержание. Жизненный цикл инновации.
Инновационный менеджемент - наука, направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро- и микроуровнях.
В настоящее время рост инновационной активности в России приобретает особое значение. Мировая теория и практика убедительно доказывают, что единственно реальным способом преодоления кризисов и спадов в развитии экономики любой страны являются инновации. Именно усиление инновационной активности обеспечит реальный экономический рост России в ближайшие годы.
- Инновационный процесс - это управляемый процесс от зарождения идеи до ее коммерческой реализации. Этапы разработки новшества включают фундаментальные и прикладные исследования, создание опытного образца, организации производства и коммерциализацию новшества. Далее идет процесс диффузии инноваций, который предполагает процесс масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики.
- Совокупность всех стадий процесса нововведений носит название жизненного цикла инновации. Реализация инновационного процесса является капиталоемким и характеризуется повышенными рисками, которые возникают в результате неопределенности эффективности процесса нововведений.
- Жизненный цикл инноваций охватывает целый ряд взаимодействующих между собой организаций: государственные учреждения, академические институты, научно-исследовательские институты, вузовские центры науки, финансовые организации, производство, коммерческие структуры.
Инновационный процесс в теории инноватики определяется совокупностью работ инновационной деятельности, которые регламентированы этапами их организации, ресурсного обеспечения от зарождения перспективной идеи до создания новой техники, новых продуктов или услуг, их коммерциализации в условиях конкуренции. Инновационный процесс, рассматриваемый с различных позиций и степени детализации, имеет свои особенности.
В современной концепции инноватики различают нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов (включая сферу услуг). Все они рассматриваются как направления инновационной деятельности, осуществляемой в целостной системе управления инновациями «Наука ® технология ® экономика ® образование».
Жизненный цикл продукции состоит из 4 фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производство. На второй фазе осуществляется технологическое освоение масштабного производства новой продукции. При этом объемы производства должны выйти на уровень, обеспечивающий безубыточность работы. Затем переходят к третьей фазе, особенностью которой является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства.
Жизненный цикл технологии производства складывается из четырех взаимосвязанных фаз. Первая связана с зарождением нововведений-процессов в недрах предыдущего технологического уклада. Интенсивно проводятся НИР технологического профиля по нововведениям-продуктам. Вторая фаза преследует цели освоения нововведений-процессов на объекте. На третьей фазе осуществляется распространение и тиражирование новой технологии производства с многократным повторением на других объектах. Четвертая фаза включает рутинизацию, т.е. освоение нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.