Особенности учёта в некоммерческих организациях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Юридические лица относятся к некоммерческим организациям, если извлечение прибыли не является основной целью их деятельности и полученная прибыль не распределяется между участниками (п.1 ст. 50 ГК РФ). Соблюдение этих двух признаков отличает некоммерческие организации от прочих юридических лиц.

Федеральным законом от 12.01.96 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 28.12.02 г.) предусмотрены различные формы некоммерческих организаций.

Общественные и религиозные объединениясуществуют как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, в случае государственной регистрации приобретают права и принимают на себя обязанности юридического лица. Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке.

Некоммерческие организации, зарегистрированные в форме общественных объединений, сдают бухгалтерскую отчетность один раз в год, на что другие организации права не имеют.

Религиозные объединения (религиозная группа, религиозная организация), фонд, государственная корпорация, некоммерческое партнерство, учреждение.

Имущество учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления: учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться этим имуществом или приобретенным за счет средств, выделенных по смете. Эта группа некоммерческих организаций представляет квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года.

Автономная некоммерческая организация, объединение работодателей, объединение юридических лиц (ассоциация и союз)сдают квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года.

Объединение юридических лиц при необходимости ведения предпринимательской деятельности преобразуется в хозяйственные общества (хозяйственные товарищества) либо создает хозяйственные общества (хозяйственные товарищества) или участвует в таких обществах.

Благотворительная организация – неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. В соответствии с федеральным законом от 11.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и иных формах. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

Благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и составляет отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.11 ПБУ 10/99 перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий учитываются в составе прочих расходов. Отмеченные расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены. Одним из источников формирования имущества благотворительной организации являются благотворительные пожертвования. В бухгалтерском учете для обобщения информации о движении средств, которые предназначены для осуществления мероприятий целевого назначения, используется счет 86 «Целевое финансирование».

Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которой она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» по использованию имущества и расходованию средств.

 

Вопрос 30

Выбор системы бухгалтерского учета. Первый вариант организации бухгалтерского учета – использование типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. В этом случае схема организации учета на малых предприятиях не будет ничем отличаться от других предприятий и организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства.

При втором варианте малые предприятия организуют учет по упрощенной форме бухгалтерского учета с использованием рабочего Плана счетов.

Нормативной базой для данного варианта являются Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.98 г. № 64н.

Малым предприятием с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, имеющими незначительное количество хозяйственных операций (как правило, до 100 операций в месяц), рекомендуется применять упрощенную форму бухгалтерского учета, которая имеет две разновидности.

Малые предприятия, совершающие не более 30 операций в месяц, не имеющие собственного имущества и не производящие продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации в Книге учета хозяйственных операций по форме К-1. Для учета расчетов по оплате труда с работниками, по налогу на доходы физических лиц с бюджетом малое предприятие должно вести еще и ведомость учета заработной платы по форме № В-8. Это простая система учета.

Малые предприятия, имеющие собственное имущество, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), могут применять для учета финансово-хозяйственных операций в дополнение к указанным выше ведомостям следующие регистры бухгалтерского учета:

· ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений, - форма № В-1;

· ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, – форма № В-2;

· ведомость учета затрат на производство – форма № В-3;

· ведомость учета денежных средств и фондов – форма № В-4;

· ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-5;

· ведомость учета реализации – форма № В-6 (оплата);

· ведомость учета реализации – форма № В-6 (отгрузка);

· ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № В-7;

· ведомость учета оплаты труда – форма № В-8;

· ведомость (шахматная) – форма № В-9.

Такое ведение учета называется упрощенной формой бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия.

Эту форму ведения бухгалтерского учета не следует путать с упрощенной системой налогообложения.

Для организации бухгалтерского учета по упрощенной форме малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации составляет рабочий План счетов, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Рассмотрим особенности применения рабочего Плана счетов бухгалтерского учета, рекомендованного указаниями по ведению бухгалтерского учета на малых предприятиях.

Учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства». Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств».

На счете 01 «Основные средства» обособленно рекомендуется учитывать приобретениенематериальных активов. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств».

При осуществлениикапитальных вложенийрасходы по строительству или приобретению отдельных объектов основных средств и нематериальных активов согласно счетам поставщиков и подрядчиков отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Производственные запасы учитываются на счете 10 «Материалы».

Учет материалов на малом предприятии рекомендуется вести по методу средневзвешенной (средней) себестоимости, когда каждая единица (вид, группа) материалов, списанная на производство или оставшаяся на складе, оценивается по стоимости, определяемой как частное от деления их общей стоимости (с учетом остатка на начало учетного периода) на их количество.

Налог на добавленную стоимость(НДС) по приобретенным ценностям учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам» применительно к порядку, установленному для учета материалов. При этом отдельно ведется учет движения НДС по материалам и основным средствам (нематериальным активам).

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), учитываются на счете 20 «Основное производство».

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется на малых предприятиях в разрезе видов затрат (на оплату труда, материалы, амортизация и др.) по объектам учета, которыми могут быть затраты в целом по предприятию, по видам продукции (работам, услугам), местам производства продукции (работ, услуг), лицам, ответственным за производство, и т. п. В случае наличия условно-постоянных расходов общехозяйственные (накладные) расходы списываются ежемесячно полностью на затраты реализованной продукции (работ, услуг).

Учет готовой продукции и товаровведется на счете 41 «Товары».

Товары, приобретаемые малым предприятием для продажи, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной (средней) себестоимости.

Учет дебиторской и кредиторской задолженностирекомендуется вести на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На данном счете расчеты приводятся в развернутом виде: по дебету – возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту – возникновение кредиторской и погашение дебиторской.

Малые предприятия, основываясь на Типовых рекомендациях для субъектов малого предпринимательства, могут вести бухгалтерский учет выручки для определения финансовых результатов либо по методу начисления (по мере отгрузки продукции), либо кассовым методом (по мере оплаты продукции). Таким образом, в учетной политике малые предприятия могут отразить применение метода определения выручки по мере оплаты не только для целей налогообложения, но и для ведения бухгалтерского учета.

Одним из общеметодологических принципов бухгалтерского учета во всем мире является допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т. е. затраты в учете отражаются путем их начисления в том отчетном периоде, к которому эти затраты относятся, независимо от факта оплаты (п. 6 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»).

Однако применение в бухгалтерском учете кассового метода означает отказ от данного допущения.

Пунктом 20 Типовых рекомендаций установлено: «При принятии решения малым предприятием при учете доходов и расходов не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности и использовании кассового метода учета следует учитывать следующее.

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат.»

 

При использовании малым предприятием кассового метода учета доходов и расходов по дебету счета 41 «Товары» обособленно отражается до момента поступления денежных средств (или имущества) фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг).

Малые предприятия могут не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденное приказом Минфина России от 19.11.02 г. № 114н.

Это упрощает учет на малых предприятиях. Расхождение бухгалтерского и налогового учета отражается в регистрах учета.

Для учета основных средств малые предприятия могут применять не инвентарные ведомости по форме ОС-6, а инвентаризационную книгу по форме ОС-6б.

Независимо от того, как ведется бухгалтерский учет на малом предприятии в соответствии с приказом Минфина России № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», годовая бухгалтерская отчетность малых предприятий может представляться в сокращенном варианте. Таким образом, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять: Отчет об изменении капитала (ф. № 3), Отчет о движении денежных средств (ф. № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5). Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках могут представляться малыми предприятиями по группам статей без дополнительных расшифровок.

Субъекты малого предпринимательства, которые обязаны проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности имеют право не представлять указанные формы, если отсутствуют соответствующие показатели.

Вопрос 31

 

Бухгалтерский учет бюджетных организаций регулируется Инструкцией по бюджетному учету. Она устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

В соответствии с Инструкцией бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Все операции, проводимые бюджетными организациями, оформляются первичными документами. Также для ведения бюджетного учета применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели. Данные проверенных и принятых к учету первичных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в регистрах бюджетного учета (в соответствующих журналах и Главной книге). Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, подбираются в хронологическом порядке и брошюруются.

Отражение операций при ведении бюджетного учета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, который содержится в Инструкции. Номер счета этого Плана счетов состоит из 26 разрядов.

Приложения к Инструкции содержат: корреспонденцию счетов бюджетного учета, унифицированные формы первичных учетных документов и указания по их применению, перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей, классификацию операций сектора государственного управления.

Формы регистров бюджетного учета и рекомендации по их применению утверждены приказом Минфина России от 23.09.2005 № 123н. В свою очередь порядок составления бюджетной отчетности регулируется Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24.08.2007 № 72н. В соответствии с п.1 означенной Инструкции бюджетную отчетность составляют и представляют главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов, администраторы поступлений в бюджет, органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и других регистров бюджетного учета, при этом обязательно проведение сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета. На отчетность оказывают также влияние показатели форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями средств бюджета, администраторами поступлений в бюджет, органами, организующими исполнение бюджетов, органами осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета, обобщенных путем суммирования одноименных показателей и исключения в установленном порядке взаимосвязанных показателей по позициям консолидируемых форм бюджетной отчетности.

В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов:

1. для главного распорядителя (распорядителя) получателя средств бюджета:

· баланс главного распорядителя (распорядителя) получателя средств бюджета;

· справка по консолидируемым расчетам;

· справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года;

· отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета;

· отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета;

· отчет о финансовых результатах деятельности;

· пояснительная записка;

· разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета;

2. для органа, организующего исполнение бюджета:

· баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета;

· консолидированный баланс органа, организующего исполнение бюджета;

· справка по консолидированным расчетам;

· справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года;

· отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджета;

· отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности;

· отчет об исполнении бюджета;

· отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности;

· отчет о движении денежных средств;

· пояснительная записка;

3. для органа, организующего исполнение бюджета, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации:

· баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

· отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

· отчет об исполнении сводной сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований;

· консолидированный отчет о движении денежных средств;

· консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности;

· справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года;

· пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета;

4. для органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета:

· баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета;

· справка по консолидируемым расчетам;

· справка по заключению счетов бюджетного учета финансового года;

· отчет по поступлениям и выбытиям;

· консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях;

· отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства;

· пояснительная записка.

Дополнительные формы бюджетной отчетности могут быть установлены:

1. главным распорядителем средств – для подведомственных ему распорядителей;

2. органом, организующим исполнение бюджета, - для главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета; для своих территориальных органов, организующих исполнение бюджета;

3. органам, организующим исполнение бюджета, ответственным за формирование отчета об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, - для органов, организующих исполнение бюджетов, включаемых в отчет об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, – для своих территориальных органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета.

Вопрос 32

Деятельность организации начинается с ее государственной регистрации. Уже на этой стадии бухгалтер играет немаловажную роль. В небольших организациях процедуру регистрации часто проходит именно бухгалтер. Порядок регистрации регламентирован ФЗ РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Момент внесения записи регистрирующим органом в государственный реестр, признается моментом государственной регистрации.
Регистрирующий орган не позднее 1-го рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.
Следующий этап - постановка организации на налоговый учет. Это также обязанность бухгалтера. Порядок постановки на налоговый учет установлен ст. 84 НК РФ.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчете, заявлении и других документах.
На начальной стадии жизненного цикла организации налогоплательщик встает также на учет во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования. Организация является страхователем по отношению к своим работникам и в качестве страхователя обязана встать на учет в налоговых фондах.
Вновь созданная организация открывает счет (счета) в банке. Банк обязан сообщить об открытии счета в налоговый орган по месту ее учета в 5-тидневный срок. Сам налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии любого банковского счета в десятидневный срок (ст. 23 НК РФ).В случае нарушения этого срока взимается штраф в размере 5000 рублей в порядке налоговой ответственности (ст. 118 НК РФ) и в размере от 10 до 20 МРОТ в порядке административной ответственности (ст. 15.4 КоАП РФ).
Еще одна очень важная обязанность бухгалтера на стадии становления предприятия - участие в выборе системы налогообложения. Налогоплательщики-организации с численностью работников до 100 человек могут выбрать упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26 НК РФ, или придерживаться традиционной системы.
Бухгалтер и руководитель должны проанализировать целесообразность применения той или иной системы налогообложения и разработать адекватную учетную политику.

Вопрос 33

Процесс реорганизации предприятия может происходить в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Инициаторами реорганизации могут выступать учредители либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
На дату реорганизации бухгалтер должен составить финансовую отчетность. Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится с учетом положений приказа Минфина РФ от 20 мая 2003 г. № 44н.

Вопрос 35

 

В настоящее время в Российской Федерации у организаций существует возможность выбора способов учета, что законодательно закреплено в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).

 

Степень свободы организации в формировании учетной политики законодательно ограничена государственной регламентацией бухгалтерского учета, представленной перечнем методик и учетных процедур, среди которых допустимы альтернативные варианты. Она определяется возможностью выбора конкретных способов оценки, калькулирования, состава бухгалтерских счетов и тому подобное.

 

Согласно ПБУ 1/98 учетная политика организации это совокупность способов ведения ею бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни.

 

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

 

При формировании учетной политики необходимо исходить из определенных допущений (принципов учета). Они считаются общепризнанными и нашли свое отражение, как в международных, так и в боль шинстве национальных стандартов учета. В России таковыми являются: имущественная обособленность, непрерывность деятельности, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

 

В частности, имущественная обособленность означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций; непрерывность деятельности организаций что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке; последовательность применения учетной политики что избранные и установленные в учетной политике способы ведения бухгалтерского учета применяются последовательно от одного отчетного периода другому. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности состоит в том, что все доходы и расходы, полученные или понесенные в отчетном периоде, считается доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств Иначе говоря, учетная политика должна исходить из возможного несовпадения во времени хозяйственной операции и ее денежного обеспечения.

 

К числу требований, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся следующие:

 

■ полноты, т. е. исчерпывающего отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества, результатов его инвентаризации, конечных финансовых результатов хозяйствования: ш осмотрительности (осторожности), согласно которому, предприниматель в случае сомнения оценивает активы «скорее ниже» (по наименьшей стоимости), а пассивы «скорее выше», а также предполагает создание резервов, разрешенных законодательством (уточнение балансовой оценки отдельных статей активов), и выбор соответствующих методов оценок и амортизации объектов учета;

 

приоритета содержания перед формой, которое предполагает, что избранные способы должны быть ориентированы на отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания и хозяйственной ситуации, в которой они возникли;

 

непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода;

 

рациональности означает, что учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономично, сообразно размерам организации и масштабам ее деятельности.

 

Рассмотренные выше принципы (допущения, требования и правила) бухгалтерского учета следует рассматривать в единстве, поскольку каждый из них дополняет общую единую систему бухгалтерского учета. По-этому несоблюдение отдельных принципов и требований бухгалтерского учета без достаточных на то оснований может исказить картину имущественного и финансового положения организации, результаты ее деятельности и при определенных условиях может трактоваться как неправильное ведение бухгалтерского учета. Сказанное не означает, что организация ни в каких ситуациях не вправе отступать от названных допущений. В реальной жизни такие случаи возможны, и при этом организация должна исходить из иных допущений.

 

Вновь созданные организации оформляют избранную ими учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Ее описание должно содержаться в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

 

На выбор и обоснование влияют следующие основные факторы:

 

форма собственности и организационно-правовая форма;

 

отраслевая принадлежность или вид деятельности;

 

в объемы деятельности, среднесписочная численность работающих; в соотношение с системой налогообложения; в возможность самостоятельно, в условиях рынка, принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнеров; в стратегия финансово-хозяйственного развития; в наличие материальной базы; в уровень квалификации бухгалтерских кадров.

 

Учетная политика формируется главным бухгалтером, утверждается руководителем организации в виде приказа или распоряжения и применяется всеми структурными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс. При этом утверждаются:

 

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

 

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

 

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

 

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля, за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

Вопрос 36

Бухгалтерский учет является важнейшим звеном современной системы управления деятельностью хозяйствующего субъекта (организации). Он осуществляет информационное обеспечение субъекта управления о финансово-хозяйственной деятельности. По его данным определяют результаты деятельности, как самой организации, так и ее подразделений, осуществляя повседневный контроль рациональным использованием имеющихся ресурсов, составом, структурой и способах формирования финансовых результатов[1]. Для характеристики и изучения итогов финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период, данные бухгалтерского учета обобщаются и систематизируются в отчетности. Поэтому отчетность представляет собой совокупность показателей, характеризующих состояние и результаты деятельности организации за истекший период, обобщенных в определенном порядке и последовательности. Составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она, как часть системы учета и отчетности, интегрирует информацию всех видов учета (бухгалтерского, статистического, оперативного), обеспечивает связь и сопоставление плановых, нормативных и учетных данных, представленных в виде таблиц. Как источник информации о деятельности организации отчетность используется внутренними пользователями для управления экономикой организации и принятия необходимых мер по ее развитию[2]. Тщательное изучение и показателей отчетности дают возможность выявлять потребности в финансовых ресурсах, оценивать правильность и эффективность принятых инвестиционных решений, определять основные направления политики дивидендов, осуществлять прогнозные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов и так далее.

Обобщенная информация о деятельности организации используется и различными заинтересованными внешними пользователями для принятия определенных деловых решений в части доверия к организации как к партнеру и целесообразности ведения в ней дел, определения условий кредитования и возможности возврата кредита, оценки ее способности выплачивать дивиденды, проверки правильности расчетов налогов и так далее.

Таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей предприятия, которые можно свести к двум важнейшим экономическим побуждениям предпринимательства[3]. Каждый человек - предприниматель, занятый коммерческой деятельностью, хотел бы зарабатывать деньги, то есть получать прибыль и одновременно сохранить свой источник дохода. Эти две важнейшие экономические цели предпринимательства - цель зарабатывания (получения прибыли) и цель сохранения собственного капитала - на практике могут иметь различную степень важности в зависимости от предпочтения собственников капитала. Если для собственника капитала сиюминутный доход важнее долговременной работы предприятия (организации), он будет стараться получить прибыль как можно быстрее, чтобы изъять ее из предприятия. Извлеченный таким образом прирост (прибыль) на собственный капитале уже не окажется в будущем в распоряжении предприятия. Изъятие собственного капитала означает, что устойчивости предприятия и цели сохранения собственного капитала придается меньше значения, чем цели зарабатывания (получения дохода). Отсюда возникает необходимость постоянного информационного отслеживания этих двух целей с помощью бухгалтерской отчетности - важного инструмента рыночных отношений











Дата: 2016-09-30, просмотров: 183.