Сущность бухгалтерского дела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос 2

В литературе выделяются четыре основных периода развития бухгалтерского учета:

1) с момента возникновения товарно-денежных отношений до концаXVIII века;

2) с конца XVIII века до конца XIX века;

3) конец XIX – начало XX века;

4) с начала XX века до наших дней.

Характерным для первого периода было появление различных способов регистрации фактов в учетных регистрах (журналах, ведомостях и т.д.) в виде систематических и хронологических записей. Венцом этого периода становления бухгалтерского учета явилось широкое распространение метода двойной записи.

Второй период приходился на время революционных преобразований в области производства, развития разнообразных форм товарных сделок и увеличения объемов торговых, финансовых и других операций не только в отдельных странах, но и во всем мире. Это не могло не сказаться на деятельности частных хозяйств, которые были вовлечены в общий стремительный поток общественной экономической жизни. Промышленное и торговое развитие в XIXстолетии предполагало появление новых, неведомых ранее форм финансирования предпринимательства. Во многих странах стали возникать различные формы «ассоциаций», в которых акционеры принимали участие в соответствии с их вкладами. Такой подход к мобилизации финансовых ресурсов не обходился без риска для вкладчиков – акционеров. Появление финансовых рынков, ценных бумаг, многочисленные скандалы, связанные с финансовыми аферами, вынудили отдельные страны поставить под государственный контроль регулирование системы бухгалтерского учета. Увеличение и усложнение хозяйственных операций отдельных частных хозяйств, необходимость выработки государственной политики регулирования потребовали начать тщательное исследование факторов, влияющих на деятельность этих хозяйств. В этот период возникают различные теории счетоводства: юридическая – во Франции, экономическая – в Италии, камеральная – в Германии. Историческое значение второго периода заключается в том, что в нем были определены основные направления в науке «бухгалтерский учет», по которым пошло ее дальнейшее развитие.

Третий период, по существу, стал периодом становления бухгалтерского учета (счетоведения) как области научных знаний. В этот период был сформулирован ряд определений бухгалтерского учета и его цель.

Одними из первых сделали попытку дать научное определение счетоведения ученые итальянской школы. Так, Франческо Вилла (1801-1884) считал, что счетоведение включает в себя серию экономических и административных знаний, необходимых для искусства вести книги. Цель бухгалтерского учета – контролировать движение хозяйственных ценностей, находящихся в хозяйстве, отличать предполагаемые доходы и расходы в связи с выполненными доходами и расходами. Другой представитель этой школы Д. Масса (1850 – 1918) полагал, что счетоведение является отраслью науки об управлении. Цель счетоведения – отмечать все хозяйственные операции и классифицировать их по тем или иным признакам, дать управляющему органу хозяйства все сведения, необходимые для управления. В задачи счетоведения входят выявление результатов хозяйственной деятельности и контроль всей работы хозяйства.

В четвертом периодеможно выделить две основные стадии:

Первая – (до середины XXвека) характеризуется разработкой базовых принципов объективной оценки имущественно-правового положения самостоятельного хозяйствующего субъекта, отраслевой направленностью в построении системы бухгалтерского учета, расширением регламентации национальных систем и бухгалтерской отчетности.

Вторая – (с середины XXвека до настоящего времени) характеризуется разработкой принципов оценки имущественно-правового положения хозяйствующих субъектов в условиях внешней рыночной среды и в связи с принятием эффективных хозяйственных решений по извлечению будущих экономических выгод.

Целью современного бухгалтерского учета является обеспечение пользователей информацией, необходимой для принятия правильных решений. В современной экономической практике пользователей информацией можно разделить на две категории:

а) внутренние пользователи, то есть пользователи в составе организации, где ведется учет;

б) внешние пользователи, то есть пользователи не входящие в состав организации.

В соответствии с этими двумя категориями пользователей в современной мировой практике бухгалтерский учет стал дифференцироваться на финансовый и управленческий. Интеграция национальных экономик путем создания в широких масштабах транснациональных корпораций и других форм международного сотрудничества потребовала новых форм организации и методологии учета.

 

Вопрос 1

Объектом бухгалтерского дела в широком смысле является операционная, инвестиционная и финансовая деятельность юридического лица, его отдельных структурных подразделений, а также деятельность группы компаний.

Объектом бухгалтерского дела в узком смысле является учетная информация, бухгалтерская отчетность, внутренние стандарты, графики документооборота, система внутреннего контроля, документация, инвентаризация, данные об экономических действиях и событиях, различные показатели деловой активности организации и т. д.

Бухгалтерское дело в первую очередь подразумевает создание хозяйствующим субъектом системы бухгалтерского учета, адекватно отражающей все стороны его деятельности.

Предмет бухгалтерского дела – учет текущей деятельности организации, ее структурных подразделений, учет результатов деятельности организации и представление информации заинтересованным пользователям, информационная поддержка менеджмента организации, обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации.

Из рисунка 1 видно, что основой бухгалтерского дела является счетоводство («бухгалтерия», «книговодство», «книговедение»), подразумевающее технику ведения учета путем регистрации хозяйственных фактов.

Бухгалтерский учет как мысль (знание) представлен теорией, а как действие – практикой. Бухгалтерский учет как действие имеет дело с конкретными объектами – фактами хозяйственной жизни. Следовательно, предметом бухгалтерского учета является заданный факт хозяйственной жизни. При этом в учете различают сами факты и знаки – символы их отражающие.

Вопрос 3

 

Современный бухгалтерский учет обладает рядом особенностей в сравнении с традиционной практикой счетных записей и их систематизацией.

Во-первых, бухгалтерский учет в организации испытывает значительное влияние условий внешней экономической среды. Учетная работа должна быть построена так, чтобы макроэкономические критерии непосредственно принимались во внимание при регистрации хозяйственных операций. Информационные процессы; применение, кроме национальных, многовалютных плавающих денежных единиц; усложнение экономико-правовых форм ведения предпринимательства; совершение сделок с рассинхронизированными по времени потоками натуральных благ и денежных средств – вот далеко не полный перечень условий, которые не могут игнорироваться бухгалтерией. Всякая попытка решать учетные вопросы вне рыночных критериев хозяйственной конъюнктуры приведет к условности или явной ошибочности характеристики имущественного и правового положения организации.

Во-вторых, явно обозначилась тенденция ведения учета и составления отчетности в прогностических целях. В организации совершаются хозяйственные операции, которые подлежат немедленному оформлению в учете в текущий момент, однако целесообразность этих операций будет выяснена только в будущем (зачастую весьма отдаленном от момента принятия решения). На практике часто возникает потребность дать прогнозную оценку эффективности делового решения. Бухгалтерский учет, по сути, консолидируется с идеями финансового менеджмента. В рамках последнего учет доказывает свою эффективность. Если учетная информация не может быть использована в выработке эффективных хозяйственных решений, то процедура ее получения во всех отношениях становится бессмысленной.

В-третьих, бухгалтерская информация в современном производстве играет не просто пассивно отражающую, но важнейшую организующую роль, и потому может регистрироваться как реальная ценность (нематериальные активы, ноу-хау). Однако такой она становится не автоматически, а в результате приспособления ее к потребностям конкретных пользователей деловой информации.

Чтобы принципиальная возможность субъективных оценок формирования учетных данных не превратилась в бессистемное описание хозяйства, разрабатывается учетная политика организации, которая призвана сбалансировать экономические интересы фактических и потенциальных партнеров организации. Таким образом, плюрализм оценок различных пользователей выступает как необходимое условие повышения уровня полезности и достоверности данных. Объективно обусловленные хозяйственные оценки приобретают вид не единственно правильных показателей, а определенным образом построенных по запросу пользователя конструктивных показателей.

Приведенный обзор основных этапов в развитии представлений на существо бухгалтерского учета показывает, что в прошлом акцент делался на поиск «истинных» и «универсальных» методов установления состава имущества, оценки его составных частей и выявления чистого капитала организации и реальной прибыли (убытка).

С середины XX века концепция «единственно правильного учета» трансформировалась в концепцию полезной деловой информации, построенной на вариантной методологической основе.

Бухгалтерский учет всегда выступал в качестве источника информации для предпринимательской деятельности, поэтому целевые установки предпринимательства служили, служат и будут служить основой организации бухгалтерского учета.

Вопрос 5

Согласно статье 4 Закона N 402-ФЗ законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из:

- названого Закона,

- других федеральных законов,

- принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

К документам в области регулирования бухгалтерского учета в соответствии с частью первой статьи 21 Закона N 402-ФЗ относятся:

- федеральные стандарты;

- отраслевые стандарты;

- рекомендации в области бухгалтерского учета;

- стандарты экономического субъекта.

До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Закона.

 

Вопрос 7

Основной целью бухгалтерии является предоставление достаточной информации для удовлетворения потребностей самых различных пользователей при минимально возможных затратах на ее получение

Бухгалтеры живут и работают в определенной интеллектуальной среде, в которой их профессиональные знания представляют только часть знаний более общих. Опираясь на эти знания, бухгалтеры преследуют свои цели:

· выполнить качественно работу;

· получить от этого удовлетворение;

· повысить свою заработную плату;

Главная ответственность бухгалтера по управлению при постановке задач включает:

· - сбор, анализ и предоставление фактических данных по характеристикам работы в прошлом и нынешнем периодах;

· - анализ современных сильных и слабых сторон организации и выявление предполагаемых возможностей и угроз;

· - определение приоритетов и основных направлений действий на целевой период;

· - финансовый анализ завершенных целей и планов всех управляющих.

 

Вопрос 8

Задачи, которые решает бухгалтер:

1. Обеспечение сохранности имущества организаций (исходит от собственников).

Чем дальше собственник удален от исполнителей, тем больше у последних желание что-то похитить. Администрация может из материалов организации, используя ее оборудование и помещения, выпускать неоприходованную продукцию и продавать ее, минуя кассу собственника, присваивая выручку; работники могут за счет организации отдыхать, оплачивать занятия, присваивать имущество.

Собственники, налоговые органы и кредиторы заинтересованы, чтобы подобных фактов не было, и поэтому пытаются создать целостную систему методических инструментов, позволяющих согласно бухгалтерским принципам регистрировать факты хозяйственной жизни и осуществлять взаимный контроль исполнителей. Бухгалтер в этом случае, как говорил Л. Пачоли, подобен петуху, который «бодрствует и сторожит» (Л. Пачоли «Трактат о счетах и записях». - М.: Финансы и статистика, 1994).

2. Контроль.

Под контролем понимается не обеспечение сохранности имущества, а обеспечение эффективного управления организацией. Информация нужна, прежде всего, чтобы принимать действенные управленческие решения. Эта задача призвана, в отличие от первой, как бы объединить интересы собственников и администрации. Однако она не устраивает работников, потому что предполагает применение поточных систем организации труда и затрудняет возможность увеличить свои доходы за счет анархии производства.

3. Исчисление финансовых результатов.

Это достаточно узкая задача. Ее решение позволяет наилучшим образом примирить интересы всех участников хозяйственного процесса. Собственники готовы смотреть сквозь пальцы на непорядки в организации, если она приносит солидную прибыль. Администрация удовлетворена, так как приписывает успех себе (много работали, подобрали хорошие кадры). Кредиторы почти уверены, что им вернут деньги. Дебиторы думают, что успешно работающая организация предоставит им отсрочку по платежам. Работники надеются на высокие премии. И даже бухгалтеры требуют награду. Однако именно бухгалтеры ничего не должны получить. Бухгалтер, как свидетель и судья хозяйственных процессов, не может быть заинтересован в величине финансового результата, потому что, награждая его, все участники этих процессов провоцируют злоупотребление со стороны счетных работников. У бухгалтеров появляется желание манипулировать величиной финансового результата.

Вопрос 8

Обязанности бухгалтера

В общих чертах должностные обязанности бухгалтера таковы:

· Ведение первичного бухгалтерского учета. Прием, контроль и обработка первичной документации (товарно-транспортных накладных, кассовых, кадровых документов, договоров с контрагентами и т.д.)

· Начисление заработной платы, выплат по гражданским договорам, НДФЛ.

· Ведение налогового и управленческого учета.

· Составление и сдача налоговой отчетности в фонды РФ и налоговую инспекцию.

· Минимизация налоговых выплат

Кроме того, в обязанности бухгалтера может входить, в зависимости от специфики работы компании:

· Взаимодействие с банками и кредитными организациями;

· Участие в инвентаризациях;

· Работа с импортом, ВЭД.

Перечень того, чем занимается бухгалтер, во многом зависит от компании — если бухгалтер в ней один, то ему приходится совмещать сразу несколько направлений работы и еще быть главбухом. Если же в компании несколько бухгалтеров, обязанности будут разделены между ними.

Требования к бухгалтеру

Вот основные требования к бухгалтеру, предъявляемые работодателями:

· Высшее профильное образование;

· Знание законодательства в области налогообложения и бухгалтерии, знание российской системы бухгалтерского учета;

· Гражданство РФ (иногда работодатели указывают, что ищут на должность именно женщину);

· Уверенное владение ПК, знание офисных программ и 1С;

· Часто требуется опыт работы от 1-2 лет;

· Если работодатель ведет ВЭД, то требуется знание валютного, таможенного законодательства, а также документов ВЭД.

Список того, что должен знать бухгалтер, может изменяться, поскольку его деятельность регулируется указами и постановлениями МНС и Минфина, которые часто меняются и иногда противоречат друг другу.

Вопрос 10

 

Аттестация профессиональных бухгалтеров подтверждает следующее:

- соответствие специалиста требованиям профессиональной компетентности (уровень специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности);

- способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также возглавить самостоятельные консультационные коммерческие службы;

- приверженность специалиста к соблюдению норм профессиональной этики.

Аттестованные профессиональные бухгалтеры объединяются в общественное некоммерческое профессиональное объединение (Институт профессиональных бухгалтеров), которое призвано оказывать им юридическую, социальную и методическую помощь и поддержку.

Специалисты, претендующие на получение квалификационного аттестата, должны отвечать следующим требованиям:

- наличие высшего или среднего специального экономического образования или диплома кандидата (доктора) экономических наук;

- прохождение специальной послевузовской учебной подготовки для обеспечения необходимого уровня современных профессиональных знаний и навыков по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, утверждаемой Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов Содружества и Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации;

- наличие стажа работы по специальности (или на руководящих должностях) - не менее трех лет (при наличии среднего специального экономического образования - не менее пяти лет);

- наличие положительной характеристики по месту работы или рекомендаций не менее двух профессиональных (аттестованных) бухгалтеров;

- отсутствие судимостей за экономические преступления.

Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации и президиум Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Содружества (АБиАС) утверждают учебно-методические центры по подготовке профессиональных бухгалтеров.

Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Содружества (АБиАС) совместно с другими профессиональными общественными организациями проводит экзамены для получения квалификационных аттестатов, их оформление и выдачу по итогам экзаменов.

Квалификационный аттестат по форме, утвержденной Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации и президиумом Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Содружества, дает равные права по его использованию на территории Российской Федерации.

Вопрос 11

Кодекс признает, что цели бухгалтерской профессии состоят в выполнении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, обеспечении наилучших результатов работы и в целом — в выполнении требования соблюдать общественные интересы. Для достижения этих целей необходимо соблюдать следующие четыре основные требования:

1. Достоверность. В обществе существует потребность в достоверной информации и надежных информационных системах.

2. Профессионализм. Есть потребность в людях, которые могут быть без сомнения идентифицированы клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами как специалисты в сфере бухгалтерского учета.

3. Качество услуг. Нужна уверенность в том, что все услуги, оказанные профессиональным бухгалтером, соответствуют высшим стандартам качества.

4. Доверие. Потребители услуг профессиональных бухгалтеров должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг.

Кодекс разработан на базе следующих фундаментальных принципов:

1. Порядочность. Профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен при предоставлении им профессиональных услуг.

2. Объективность. Профессиональный бухгалтер должен быть справедливым и избегать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые мешали бы его объективности.

3. Профессиональная компетентность и должная тщательность. Профессиональный бухгалтер обязан оказывать профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью. Ему необходимо постоянно поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, требуемом для предоставления клиенту или работодателю преимуществ, связанных с использованием профессиональных услуг компетентного лица, опирающегося на последние тенденции в практике, законодательстве и методах работы.

4. Конфиденциальность. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами либо обязанностями.

5. Профессиональное поведение. Профессиональный бухгалтер должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и воздерживаться от поведения, которое могло бы нанести ущерб этой репутации.

6. Технические стандарты. Профессиональный бухгалтер должен оказывать профессиональные услуги в соответствии с применяемыми техническими и профессиональными стандартами.

 

Кодекс может служить образцом для национальных этических рекомендаций. Он определяет ряд принципов, которые должны соблюдать профессиональные бухгалтеры для достижения общих целей, независимо от культурных традиций и нормативных требований разных стран. На базе Кодекса разработан Кодекс этики члена ИПБ России, который претерпел изменения и в настоящее время действует редакция, вступившая в силу с 1 января 2008 г.

Вопрос 12

Определяющей характеристикой профессии бухгалтера является принятие на себя ответственности действовать в интересах общественности Именно поэтому профессиональный бухгалтер отвечает не только за удовлетворение потребностей отдельного клиента или работодателяя.

Действуя в интересах общественности, профессиональный бухгалтер должен соблюдать этические требования, изложенные в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров (КЕПБ)

Профессиональный бухгалтер должен соблюдать таких фундаментальных принципов:

1 Честность Профессиональный бухгалтер должен быть прямым и честным во всех профессиональных и деловых отношениях

2 Объективность Профессиональный бухгалтер не должен допускать предвзятости, конфликта интересов или ненадлежащего влияния со стороны других лиц на его профессиональные или деловые суждения

3 профессиональных компетентность и должная тщательность Профессиональный бухгалтер обязан постоянно поддерживать

профессиональные знания и навыки на уровне, необходимом для предоставления клиенту или работодателю компетентных профессиональных услуг, основанных на знаниях современных тенденций практики, законодательства и технологии и.

Предоставляя профессиональные услуги, бухгалтер должен действовать добросовестно и соблюдать технических и профессиональных стандартов

4 Конфиденциальность Профессиональный бухгалтер должен уважать конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных и деловых отношений, и не разглашать такую ??информацию третьим лицам без надлежащих и определение них полномочий, если нет юридического или профессионального права для разглашения этой информации.

Профессиональный бухгалтер не должен использовать конфиденциальную информацию, полученную в результате профессиональных и деловых отношений, в личных целях или в интересах третьих сторон

5 Профессиональное поведение Профессиональный бухгалтер должен соблюдать соответствующие законы и нормативные акты и воздерживаться от любых действий, которые могут дискредитировать профессию (рис 31)

Вопрос 13

 

Для защиты своих профессиональных интересов, координации и общественного регулирования бухгалтерского учета, расширения и углубление знаний, обмена опытом с другими коллегами, учета основных средств подвигло бухгалтеров и аудиторов объединяться в добровольные общественные организации и ассоциации. Данные союзы и ассоциации индивидуальны для каждой страны.
Ведущее место профессиональных объединений бухгалтеров в России занимает Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России. На сегодняшний день ИПБ объединяет всех аттестованных бухгалтеров, и осуществляет подготовку для всех желающих вступить в эту организацию.
Главными целями функционирования данного института являются:
1. Объединение всех профессионалов в единую организацию;
2. Повышение статуса профессии;
3. Разработка и усовершенствования методологии бухгалтерского учета и аудита;
4. Представление интересов российских бухгалтеров и аудитов на международной арене;
5. Создание системы оперативного информирования о изменениях в в сфера законодательства, науки и др.;
6. Аттестация специалистов на подсчет основных средств;
7. Оказание различного рода консалтинговых услуг в отражение хозяйственных операций и составление отчетности;
8. Проведение конгрессов , семинаров, конференций;
9. Разработка, утверждение и контроль за соблюдением этики профессионального поведения бухгалтеров и аудиторов.
Институт профессиональных бухгалтеров может выступать заказчиком различного рода исследований в области бухгалтерского учета и возглавлять разработку. Результаты исследования используются в дальнейшем при разработке нормативных документов по бухучету и аудиту.
Кроме того необходимо выделить особую роль ИПБ в связи с зарубежными коллегами. Институт выступил инициатором взаимодействия с Международной федерацией бухгалтеров и вступил в эту организацию в 2002 году. Членам ИПБ могут быть физические и юридически лица, которые заинтересованы в достижении целей института. Членство оформляется соответствующим заявлением.
Действительные члены ИПБ (физические лица) должны иметь:
1. Квалификационный аттестат профессионального бухгалтера или аудитора;
2. Аттестат преподавателя Института профессиональных бухгалтеров России или диплом доктора экономических или юридических наук, аттестат профессора по профильным специальностям.
Корпоративными членами ИПБ России могут стать следующие юридические лица:
1. Организации, фирмы, предприятия осуществляющие деятельность в области финансов, аудита, бухучета;
2. Территориальные институты бухгалтеров;
3. Учебные заведения, которые готовят по экономическим специальностям;
4. Учебно-методические центры, занимающиеся подготовкой профессиональных бухгалтеров.
5. Медицинские вузы, преподающие основы медицины, анатомию человека, клинические дисциплины.
Профессиональными организациями аудиторов России являются аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. Необходимость в них определена в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности». Это должна быть некоммерческая организация, которая объединяет аудиторские фирмы и индивидуальных аудиторов, а именно не менее 100 аудиторских фирм с основными средствами не превышающими установленный уставной капитал и (или) 1000 аттестованных аудиторов.
Аудиторские объединения могут устанавливать обязательные для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этике, осуществлять за ними контроль. Постепенно им в соответствии с законом будут переданы функции госрегулирования аудита в Российской Федерации. Особенность будет заключатся в том, что они должны будут следить за качеством аудиторских проверок, внедрение в практику современных методов и способов.

Вопрос 16

Вопрос 18

Вопрос 19

Хозяйственные операции — это предмет бухгалтерского уче­та. В бухгалтерском деле они рассматриваются как факты хозяй­ственной жизни, влияющие на финансовое положение организа­ции, то есть как хозяйственные ситуации. Поэтому каждую си­туацию необходимо анализировать с точки зрения нормативно-правового регулирования, отражения в бухгалтерском и налого­вом учете, влияния на конечный финансовый результат.

В процессе обеспечения деятельности предприятия за день­ги (Д) приобретаются необходимые производственные запасы (ПЗ), то есть сырье и материалы. Затем в процессе производства приобретенные сырье и материалы подвергаются обработке (НЗП), в результате чего получается готовая продукция (ГП). Третий процесс — реализация изделий. Выручка от продажи (Д) не только покрывает все затраты на производство и реализацию продукции, но и приносит прибыль, что обозначается штрихом при букве Д (Д). Полученная прибыль, в свою очередь, исполь­зуется для расширения производства, жилищного и культурного строительства и материального поощрения работников организации; служит источником доходов государственного бюдже­та страны (через налогообложение).

Эти три фазы неразрывно связаны друг с другом, одна выте­кает из другой и всякая последующая фаза невозможна без пре­дыдущей. Естественно, не следует понимать так, что организа­ция несколько дней занимается только снабжением, затем од­ним лишь производством и, наконец, несколько последних дней месяца осуществляет продажу своей продукции. На деле еже­дневно проводятся операции, связанные и со снабжением, и с производством, и с продажей:

так, на связи 1 — 2 возникают ситуации, которые рассмат­риваются совместно специалистами по управленческому учету, менеджерами по снабжению и производству (система поставок, договоров; оценка производственных запасов, организация склад­ского учета, система входного контроля, расчеты с поставщика­ми, анализ качества поставок и кредиторской задолженности);

на связи 2 — 3 ситуации решаются совместно специалиста­ми по маркетингу, менеджерами по производству, финансово­му менеджменту и налоговому учету (калькулирование себесто­имости продукции, ценообразование, оценка качества продук­ции, оценки НЗП и готовой продукции, расчеты с покупателя­ми, анализ дебиторской задолженности, налоговое деклариро­вание и составление финансовой отчетности);

на связи 3-1 ситуации анализируются совместно с руко­водством (распределение прибыли, расчеты с учредителями и акционерами, составление прогнозов на следующий учетный год, контроль за формированием дел в архивы, формирование учет­ной политики на следующий год и бюджетное планирование). На всех этапах должна быть обеспечена система внутренне­го контроля. Вопросы измерения хозяйственных операций и анализа ситуаций зачастую требуют альтернативных решений. Специалист по бухгалтерскому делу (главный бухгалтер, бух­галтер-ревизор, бухгалтер-аудитор) обязан предотвращать нор­мативно-правовые нарушения и потерю ожидаемой прибыли, предложить порядок исправления обнаруженных ошибок.

 

Вопрос 20

Факт хозяйственной жизниэто элементарный момент хозяйственного процесса, изменяющий и подтверждающий состав средств организации или их источников или средств и источников одновременно.

В бухгалтерском деле следует выделить 3 группы фактов хозяйственной жизни:

а) состояния – это констатация, например, в наличии имеется 200 м3пиловочника.

б) действия, когда что-то происходит, например, продажа 60 м3 пиловочника.

в) события, если мы узнаем, например, что 10 м3пиловочника украдены.

Для бухгалтера любой из названных фактов имеет смысл только тогда, когда он задокументирован. Здесь действует жесткий принцип: нет документа, нет факта. Именно поэтому, на практике, бухгалтер учитывает не сами факты, а информацию о них, представленную в документах.

Бухгалтерия – это некоторая мыслительная конструкция, содержание которой определено потребностями настоящего и задачами в будущем. Хозяйственный процесс в бухгалтерском учете представляет собой поток фактов хозяйственной жизни. Бухгалтерский учет задает нормы, которым должен отвечать хозяйственный процесс. Отражение фактов хозяйственной жизни должно быть выполнено согласно принципу регистрации и правилам из него вытекающим. Правила регистрации фактов хозяйственной жизни таковы:

1. Каждый факт, который должен быть отражен в бухгалтерском учете, подлежит регистрации. Минимум данных, которые следует зарегистрировать, определяется требованиями нормативных документов, а максимум – предписаниями администрации. Это создает условия для деления бухгалтерского учета на обязательной – финансовой и инициативный – управленческий;

2. Каждый факт, который не должен быть отражен, не подлежит регистрации;

3. Все, что зарегистрировано в бухгалтерском учете, отражено верно. Верно – понимается как условие, отвечающее юридическим требованиям. Но это не означает, что сами эти требования адекватно отражают хозяйственный процесс;

4. Документы, на основе которых выполняется регистрация фактов хозяйственной жизни, не могут быть фальсифицированными;

5. Имущество организации не может быть похищено или использовано бесхозяйственно. Это нормативное правило и если бы оно действовало абсолютно, то возможно и сам бухгалтерский учет оказался бы не нужным;

1. Управление организацией должно осуществляться, если не всегда эффективно, то, во всяком случае, целесообразно. Это правило надо понимать как условие нормального функционирования организации;

2. Все отклонения данных бухгалтерского учета от адекватных сведений о хозяйственном процессе должны быть изучены. Это правило должно иметь очень ограниченную трактовку, так как речь идет об отклонении фактических данных от нормативных (плановых) данных;

3. Ответственные решения должны приниматься на основе информации бухгалтерского учета, чем больше управленческих решений принимается на основе данных бухгалтерского учета, тем более эффективно работают бухгалтеры. И наоборот, если решения принимаются без учета бухгалтерской информации, то бухгалтерия – машина, работающая на холостом ходу;

4. Данные бухгалтерского учета подлежат проверке. Это, прежде всего следствие принципа контроля. Чем лучше он реализуется на практике, тем эффективнее действуют предыдущие восемь правил;

5. Все эти правила реализуются в определенной среде и приводят к отражению хозяйственных средств и источников их образования. При этом минимум общих знаний о факте хозяйственной жизни, которыми должен располагать каждый бухгалтер, дополняется теми знаниями, которыми действительно обладает конкретный бухгалтер. Таким образом, понимание факта зависит от информации о нем, но еще больше от знаний бухгалтера об экономике, праве, математике. Чем больше этих знаний, тем глубже понимание фактов.

В бухгалтерском учете изучаются не столько сами ценности: деньги, материалы, готовая продукция, и т.д., не их происхождение – источники (собственные, заемные), сколько их категории – средства (актив) и источники (пассив). Дело в том, что в определенный момент времени весь хозяйственный процесс предстает в бухгалтерском учете как снимок, как застывшая картина, и пользователи его данных воспринимают его как совокупность фактов хозяйственной жизни, приведенн

Дата: 2016-09-30, просмотров: 208.