Критерии признания доходов и расходов в бухгалтерской отчетности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информация о финансовых результатах деятельности организации отражается в отчете о прибылях и убытках. Составляющими такой информации являются доходы и расходы.

Доходы – источник существования коммерческой организации. Определить доходы как объект бухгалтерского учета весьма трудно.

В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России дано такое определение дохода: «Доходом считается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников» [ ].

Согласно Концепции под будущими экономическими выгодами понимается потенциальная возможность активов организации прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.

Однако не всегда приток денежных средств в организацию означает получение ею дохода. Например, поступление денежных средств в качестве предоплаты, в виде аванса в счет оплаты продукции (работ, услуг) не является доходом организации.

Определение доходов уточнено в ПБУ 9/99 «Доходы организации»: «Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)» [ ].

Критерием признания доходов в бухгалтерской отчетности является надежность их измерения.

Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

Доходами от обычных видов деятельности являются те, которые получены от видов деятельности, поименованных в Уставе организации отдельной строкой, или видов деятельности, которые не поименованы в Уставе организации отдельной строкой, но не запрещены действующим законодательством и составляют в общей сумме доходов организации 5 % и более.

Изучение понятия «доход» невозможно без выявления условий его признания в бухгалтерском учете. ПБУ 9/99 «Доходы организации» установлено пять условий признания выручки от продаж в бухгалтерском учете:

1. организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

2. сумма выручки может быть определена;

3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (в том случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива);

4. право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

5. расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Согласно Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России расходами считается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников.

Однако, не всегда уменьшение экономических выгод в виде оттока денежных средств или иного имущества ведет к расходам организации. Например, не признаются расходами выбытие активов в связи с погашением ранее полученных организацией кредитов и займов, денежные средства в виде авансов выданных, задатка и т.п.

Понятие «расходы» следует отличать от понятия «затраты». Затраты – стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Затраты в период их возникновения совпадают с расходами, когда выполняется одно из двух условий:

1. получены доходы в результате их совершения;

2. имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периода.

Затраты, не признанные в отчетном периоде расходами, отражаются по окончании отчетного периода не в Отчете о прибылях и убытках, а в бухгалтерском балансе организации в виде активов.

Таким образом, чтобы признать расходы в Отчете о прибылях и убытках необходимо придерживаться двух принципов:

1. принципа соответствия (расходы признаются в учете и отчетности в прямой связи с доходами);

2. принципа распределения по периодам (расходы должны отражаться в том отчетном периоде, в котором признаны связанные с ним доходы. Когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко, расходы признаются в бухгалтерской отчетности путем их обоснованного распределения по периодам).

Для реализации принципов соответствия и распределения по периодам используется специальная учетная процедура – трансформация.

Трансформация – процедура отнесения затрат (или их определенной части) в расходы текущего периода, расходы будущих периодов либо в активы.

Основным критерием признания расходов в бухгалтерской отчетности является надежность их измерения. В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России расходы признаются в Отчете о прибылях и убытках, когда возникшее уменьшение в будущих экономических выгодах, обусловленное уменьшением актива, или увеличение обязательства может быть измерено с достаточной степенью надежности (рис.5).

В Отчете о прибылях и убытках признаются расходами отчетного периода все затраты, которые удовлетворяют критерию признания расходов независимо от того, как они трактуются для целей расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

В бухгалтерском учете расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

ПБУ 10/99 «Расходы организации» установлено три условия признания расходов в бухгалтерском учете:

1. расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

2. сумма расхода может быть определена;

3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива).

Если в отношении любых расходов, осуществляемых организацией, не выполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

 

Вопрос 19

Хозяйственные операции — это предмет бухгалтерского уче­та. В бухгалтерском деле они рассматриваются как факты хозяй­ственной жизни, влияющие на финансовое положение организа­ции, то есть как хозяйственные ситуации. Поэтому каждую си­туацию необходимо анализировать с точки зрения нормативно-правового регулирования, отражения в бухгалтерском и налого­вом учете, влияния на конечный финансовый результат.

В процессе обеспечения деятельности предприятия за день­ги (Д) приобретаются необходимые производственные запасы (ПЗ), то есть сырье и материалы. Затем в процессе производства приобретенные сырье и материалы подвергаются обработке (НЗП), в результате чего получается готовая продукция (ГП). Третий процесс — реализация изделий. Выручка от продажи (Д) не только покрывает все затраты на производство и реализацию продукции, но и приносит прибыль, что обозначается штрихом при букве Д (Д). Полученная прибыль, в свою очередь, исполь­зуется для расширения производства, жилищного и культурного строительства и материального поощрения работников организации; служит источником доходов государственного бюдже­та страны (через налогообложение).

Эти три фазы неразрывно связаны друг с другом, одна выте­кает из другой и всякая последующая фаза невозможна без пре­дыдущей. Естественно, не следует понимать так, что организа­ция несколько дней занимается только снабжением, затем од­ним лишь производством и, наконец, несколько последних дней месяца осуществляет продажу своей продукции. На деле еже­дневно проводятся операции, связанные и со снабжением, и с производством, и с продажей:

так, на связи 1 — 2 возникают ситуации, которые рассмат­риваются совместно специалистами по управленческому учету, менеджерами по снабжению и производству (система поставок, договоров; оценка производственных запасов, организация склад­ского учета, система входного контроля, расчеты с поставщика­ми, анализ качества поставок и кредиторской задолженности);

на связи 2 — 3 ситуации решаются совместно специалиста­ми по маркетингу, менеджерами по производству, финансово­му менеджменту и налоговому учету (калькулирование себесто­имости продукции, ценообразование, оценка качества продук­ции, оценки НЗП и готовой продукции, расчеты с покупателя­ми, анализ дебиторской задолженности, налоговое деклариро­вание и составление финансовой отчетности);

на связи 3-1 ситуации анализируются совместно с руко­водством (распределение прибыли, расчеты с учредителями и акционерами, составление прогнозов на следующий учетный год, контроль за формированием дел в архивы, формирование учет­ной политики на следующий год и бюджетное планирование). На всех этапах должна быть обеспечена система внутренне­го контроля. Вопросы измерения хозяйственных операций и анализа ситуаций зачастую требуют альтернативных решений. Специалист по бухгалтерскому делу (главный бухгалтер, бух­галтер-ревизор, бухгалтер-аудитор) обязан предотвращать нор­мативно-правовые нарушения и потерю ожидаемой прибыли, предложить порядок исправления обнаруженных ошибок.

 

Вопрос 20

Факт хозяйственной жизниэто элементарный момент хозяйственного процесса, изменяющий и подтверждающий состав средств организации или их источников или средств и источников одновременно.

В бухгалтерском деле следует выделить 3 группы фактов хозяйственной жизни:

а) состояния – это констатация, например, в наличии имеется 200 м3пиловочника.

б) действия, когда что-то происходит, например, продажа 60 м3 пиловочника.

в) события, если мы узнаем, например, что 10 м3пиловочника украдены.

Для бухгалтера любой из названных фактов имеет смысл только тогда, когда он задокументирован. Здесь действует жесткий принцип: нет документа, нет факта. Именно поэтому, на практике, бухгалтер учитывает не сами факты, а информацию о них, представленную в документах.

Бухгалтерия – это некоторая мыслительная конструкция, содержание которой определено потребностями настоящего и задачами в будущем. Хозяйственный процесс в бухгалтерском учете представляет собой поток фактов хозяйственной жизни. Бухгалтерский учет задает нормы, которым должен отвечать хозяйственный процесс. Отражение фактов хозяйственной жизни должно быть выполнено согласно принципу регистрации и правилам из него вытекающим. Правила регистрации фактов хозяйственной жизни таковы:

1. Каждый факт, который должен быть отражен в бухгалтерском учете, подлежит регистрации. Минимум данных, которые следует зарегистрировать, определяется требованиями нормативных документов, а максимум – предписаниями администрации. Это создает условия для деления бухгалтерского учета на обязательной – финансовой и инициативный – управленческий;

2. Каждый факт, который не должен быть отражен, не подлежит регистрации;

3. Все, что зарегистрировано в бухгалтерском учете, отражено верно. Верно – понимается как условие, отвечающее юридическим требованиям. Но это не означает, что сами эти требования адекватно отражают хозяйственный процесс;

4. Документы, на основе которых выполняется регистрация фактов хозяйственной жизни, не могут быть фальсифицированными;

5. Имущество организации не может быть похищено или использовано бесхозяйственно. Это нормативное правило и если бы оно действовало абсолютно, то возможно и сам бухгалтерский учет оказался бы не нужным;

1. Управление организацией должно осуществляться, если не всегда эффективно, то, во всяком случае, целесообразно. Это правило надо понимать как условие нормального функционирования организации;

2. Все отклонения данных бухгалтерского учета от адекватных сведений о хозяйственном процессе должны быть изучены. Это правило должно иметь очень ограниченную трактовку, так как речь идет об отклонении фактических данных от нормативных (плановых) данных;

3. Ответственные решения должны приниматься на основе информации бухгалтерского учета, чем больше управленческих решений принимается на основе данных бухгалтерского учета, тем более эффективно работают бухгалтеры. И наоборот, если решения принимаются без учета бухгалтерской информации, то бухгалтерия – машина, работающая на холостом ходу;

4. Данные бухгалтерского учета подлежат проверке. Это, прежде всего следствие принципа контроля. Чем лучше он реализуется на практике, тем эффективнее действуют предыдущие восемь правил;

5. Все эти правила реализуются в определенной среде и приводят к отражению хозяйственных средств и источников их образования. При этом минимум общих знаний о факте хозяйственной жизни, которыми должен располагать каждый бухгалтер, дополняется теми знаниями, которыми действительно обладает конкретный бухгалтер. Таким образом, понимание факта зависит от информации о нем, но еще больше от знаний бухгалтера об экономике, праве, математике. Чем больше этих знаний, тем глубже понимание фактов.

В бухгалтерском учете изучаются не столько сами ценности: деньги, материалы, готовая продукция, и т.д., не их происхождение – источники (собственные, заемные), сколько их категории – средства (актив) и источники (пассив). Дело в том, что в определенный момент времени весь хозяйственный процесс предстает в бухгалтерском учете как снимок, как застывшая картина, и пользователи его данных воспринимают его как совокупность фактов хозяйственной жизни, приведенных в систему. Если мы констатируем, что в кассе организации находится 1200 руб., то это не просто деньги, а факт наличия денег, удостоверенный специальным документом и согласно этому факту сразу же возникает у одного из сотрудников ответственность перед организацией за эти деньги. Если бы отражался в учете сам факт, то информация, имеющаяся в бухгалтерском учете, всегда была бы полностью адекватна действительности. Однако в жизни такой адекватности нет. И бухгалтерская информация с той или иной степенью точности отражает реальное положение дел в организации.

Бухгалтер не бесстрастно фиксирует факты. Бухгалтеры проводят наблюдения в определенных целях. Информация о фактах, полученная в ходе этого наблюдения, не пассивна, а активна по отношению к самим фактам. Учет не фотографично один к одному воспроизводит реальную действительность: факты, процессы, деятельность, а выбирает те моменты, которые нужны для тех или иных пользователей информации. В связи с этим его точность и время представления сведений ограничены целями наблюдения. Ни один факт нельзя и, что самое главное, не нужно описывать во всех подробностях, почти ни один факт нельзя и, что особенно важно, не нужно фиксировать в момент его возникновения. Время между моментом возникновения факта и моментом его фиксации называется информационным лагом. Действует правило:

чем точнее требуется информация, тем больше должна быть величина информационного лага, и наоборот, чем более оперативна информация, чем меньше величина информационного лага, тем ниже степень соответствия бухгалтерской информации реальному положению дел.

Именно таким образом получают в бухгалтерском учете отражение фактов хозяйственной жизни. Однако понять любой факт значит, прежде всего, понять его структуру.

Вопрос 21

Работа бухгалтерской службы организации основана наПоложении о бухгалтерии, которое разрабатывается главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя. В этом Положении должны быть отражены цели, задачи и функции бухгалтерии, взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации, а также организация учетного процесса.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 208.