- Информационное совещание.
Проведение такого совещания необходимо для того, чтобы довести до руководства и управленческого персонала информацию.
- Принятие решения о создании системы качества
Следующий шаг в создании системы качества - принятие руководством официального решения о ее создании.
- Разработка плана-графика создания системы качества
Во исполнение решения руководства разрабатывается план-график создания системы качества.
- Разработка систем качества
Разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала, с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000, определить, что надо делать для управления качеством на данном конкретном предприятии, т.е. определить состав необходимых функций системы качества.
- Определение состава структурных подразделений системы качества
После определения функций (элементов) системы качества, необходимых для управления качеством на всех этапах создания продукции, нужно определить структурные подразделения, которые будут выполнять эти функции.
- Разработка структурной схемы системы качества
Структурная схема системы качества строится на основе структурной схемы предприятия и дает возможность показать «устройство» системы - состав и взаимосвязь всех структурных подразделений, выполняющих функции в системе качества.
- Разработка функциональной схемы управления качеством
Построениие функциональной схемы позволяет наглядно представить процесс управления качеством. При разработке функциональной схемы следует детализировать этапы производства и представить все управленческие функции, необходимые для осуществления процесса управления качеством.
- Определение состава и состояния документации системы качества
После определения функций системы качества и структурных подразделений, которые будут их выполнять, следующий этап – определение состава нормативно-методических документов системы качества. Для этого отделу управления качеством совместно со службой стандартизации и соответствующими подразделениями.
- Разработка документации системы качества. Разработка нормативных документов системы качества. Разработка и корректировка конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе качества. На этом этапе происходит наполнение системы качества требуемым внутренним содержанием.
- Разработка программ обеспечения качества
Кроме нормативных документов для выполнения отдельных элементов и функций системы качества в составе документов системы качества могут потребоваться Программы обеспечения качества для особо ответственной продукции.
- Разработка Руководства по качеству
В нем дается общее описание системы качества. Руководство, служит не только для внутреннего использования, но и для представления заказчикам при заключении контрактов, а также независимым экспертам при проверках системы качества с целью ее сертификации.
-Внедрение системы качества
После разработки новой или доработки существующей системы качества необходимо внедрить систему в работу - проверить ее функционирование и, если потребуется, провести корректировку.
23. Аудит систем качества. Общие понятия, термины и процедуры.
Аудит системы качества служит для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества, а также для общей объективной оценки эффективности и документирования всей системы качества организации. Это систематический и независимый процесс, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям.
Различают внутренние аудиты — «аудиты первой стороной» и внешние аудиты — «аудиты второй или третьей стороной». Внутренние аудиты проводятся обычно самой организацией или от ее имени для внутренних целей. Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например, потребителями или другими лицами от их имени. Аудиты третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями — аккредитованными органами по сертификации систем качества.
Внутренние аудиты качества, проводятся обычно самой организацией (по инициативе руководства) для внутренних целей — аудирования своей собственной системы качества на основании соответствующих норм серии ИСО 9000 или ИСО 14000. Результаты аудита включаются в анализ и оценку системы качества со стороны руководства. Внутренние аудиты качества служат в первую очередь повышению гарантии и улучшению способности предприятия обеспечить качество продукции.
Внешние аудиты качества служат преимущественно доказательству способности обеспечить качество продукции. Внешние аудиты качества проводятся, например, со стороны потребителей (аудит второй стороной) с целью проверки системы качества поставщика с помощью своих аудиторов. Если внешние аудиты проводятся независимой аккредитованной организацией, которая выдает сертификат на систему качества, то говорят о сертификационном аудите (аудит третьей стороной). Поэтому цели и задачи внутреннего и внешнего аудита различны.
24. Экологический аудит. Общие понятия, термины и процедуры.
Серия стандартов ISO 14000 предъявляет требования к системам менеджмента с точки зрения экологии
С 2006 г. Появился стандарт ISO 19001 аудит систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. Настоящий Международный Стандарт содержит рекомендации по принципам аудита, управлению программами аудитов, проведению аудитов систем менеджмента качества и окружающей среды, а также руководящие указания относительно компетентности аудиторов систем менеджмента качества и окружающей среды.
Аудит - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
Критерии аудита - совокупность политик, процедур или требований. Критерии аудита используются как базис, с которым сопоставляют свидетельства аудита.
Свидетельства аудита - записи, изложения фактов или другая информация, которые связанны с критериями аудита и могут быть проверены.
Наблюдениия аудита - результаты оценки собранных свидетельств аудита в зависимости от критериев аудита.
Заключение по результатам аудита выходные данныеаудита, предоставленные группой по аудиту после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений аудита.
Заказчик аудита - организация или лицо, заказавшее аудит.
Проверяемая организация - организация, подвергающаяся аудиту
Аудитор - лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.
Аудиторы систем менеджмента окружающей средой должны обладать знаниями и навыками в следующих областях:
a) Методы и подходы экологического менеджмента: позволяют аудитору проверять системы менеджмента окружающей среды и получать наблюдения аудита и заключения по результатам аудита.
b) Научные знания и технологии в сфере экологии: позволяют аудитору понять фундаментальные основы взаимосвязи человеческой деятельности и окружающей среды.
c) Технические и экологические аспекты производственной деятельности: позволяет аудитору понять взаимосвязь деятельности проверяемой организации, ее продукции, услуг и производственных операций с окружающей средой.
Программа аудита - совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.
План аудита – описание деятельности и мероприятий по аудиту.
Область аудита – объём и границы аудита
Принципы проведения аудита
Аудит опирается на ряд принципов. Они делают аудит эффективным и надежным инструментом, содействующим политике и управлению со стороны руководства, обеспечивающим информацией, на базе которой организация может принимать меры для улучшения своей деятельности. Следование этим принципам является предпосылкой получения надежных и достаточных заключений по результатам аудита и позволяет аудиторам, работающим независимо друг от друга, делать аналогичные заключения при аналогичных обстоятельствах.
Программа аудита может включать один аудит или более, в зависимости от размера, характера деятельности и сложности проверяемой организации.
Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов. Эти цели могут основываться на: a) приоритетах менеджмента; b) коммерческих намерениях; c) требованиях системы менеджмента; d) законодательных, нормативных и контрактных требованиях; e) необходимости оценивания поставщика; f) требованиях потребителя; g) потребностях других заинтересованных сторон; h) рисках организации.
Ответственность за управление программой аудита должна возлагаться на одно или несколько лиц, понимающих принципы аудита, обладающих компетентностью аудитора и умеющих пользоваться инструментами и методами аудита. Эти лица также должны обладать управленческими навыками, а также понимать технические вопросы и вопросы бизнеса той области, которая будет проверяться.
Деятельность по аудиту
25. Аудитор в области качества. Квалификационные требования, должностные обязанности и личные качества. Подготовка аудиторов в РФ, международная и европейская практика.
Доверие и достоверность в процессе аудита зависят от компетентности тех, кто осуществляет аудит. Такая компетентность основывается на демонстрации следующего:- личных качеств; - способности применить знания и навыки, которые основаны на образовании, опыте работы, обучении аудиту, опыте аудитов.
Аудиторы должны руководствоваться следующими принципами:
a)этичное поведение -основа профессионализма. Доверие, честность, конфиденциальность и вежливость являются важным условием проведения аудита
b) беспристрастность - обязательство отчитываться правдиво и точно. Наблюдения аудита, заключения по результатам аудита и записи отражают правдиво и точно деятельность по аудиту. Существенные помехи, выявленные во время аудита, а также неразрешенные проблемы или разногласия между группой аудиторов и проверяемой организацией отражаются в отчетах.
c) профессиональное прилежание - проявление аккуратности и здравого смысла при проведении аудита. Аудиторы проявляют профессиональное прилежание в соответствии с важностью выполняемой задачи и доверием, возложенным на них заказчиком аудита и другими заинтересованными сторонами. Наличие необходимой компетентности является важным фактором.
d)независимость - основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита. Аудиторы независимы от проверяемой деятельности и свободны от предубеждений и конфликта интересов. Аудиторы опираются на объективные суждения во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе наблюдений и заключений по результатам аудита находятся только свидетельства аудита.
e)подход на основе фактов - рациональный метод для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита при систематическом процессе аудита. Свидетельство аудита проверяемо. Оно основывается на выборках доступной информации, поскольку аудит осуществляется в ограниченный период времени и ограниченными ресурсами. Использование соответствующих выборок тесно связано с достоверностью, которая должна присутствовать в заключениях по результатам аудита.
Личные качества.
Аудитор должен обладать личными качествами, позволяющими ему работать в соответствии с принципами проведения аудита. Аудитор должен быть:
a) этичным, т. е. справедливым, правдивым, искренним, честным и вежливым;
b) открытым, т. е. способным рассматривать альтернативные идеи или различные точки зрения;
c) дипломатичным, т. е. тактичным в отношениях с людьми;
d) наблюдательным, т. е. активно изучать окружающую обстановку и деятельность;
e) восприимчивым, т. е. способным предчувствовать и правильно понимать ситуации;
f) гибким, т. е. легко адаптироваться в различных ситуациях;
g) упорным, т. е. умеющим сосредоточиться на достижении целей;
h) решительным, т. е. вовремя принимать решения, основанные на логических рассуждениях и анализе, и уверенным, т. е. действовать независимо и в то же время эффективно сотрудничать с другими.
Знания и навыки
Аудиторы должны обладать знаниями и навыками в следующих областях:
a) Принципы, процедуры и методы аудита: это дает возможность аудитору использовать в различных аудитах то, что приемлемо, обеспечивая проведение аудитов последовательно и методически грамотно.
b) Система менеджмента и ссылочные документы: это дает возможность аудитору понимать область аудита и применять критерии аудита.
c) Принципы функционирования организации: это позволяет аудитору понять среду проверяемой организации.
d) Применяемые законы, нормы и другие требования, относящиеся к отрасли: это дает возможность аудитору понимать требования, возлагаемые к проверяемой организации, и работать в их пределах.
Руководители групп по аудиту должны иметь дополнительные знания и навыки по управлению аудитом для того, чтобы проводить аудит результативно и эффективно.
Аудиторы системы менеджмента качества должны обладать определенными знаниями и навыками в следующих областях:
а) Методы и подходы менеджмента качества: позволяют аудитору проверять системы менеджмента качества и получать наблюдения аудита и заключения по результатам аудита.
b) Процессы и продукцию, включая услуги: позволяют аудитору понимать технологическую среду, в которой аудит будет проводиться.
Образование, практический опыт, обучение аудиту и опыт проведения аудитов
Аудиторы должны соответствовать следующим требованиям к образованию, наличию рабочего опыта, прохождению обучения аудиту и опыта проведения аудитов.
a)Аудиторы должны иметь завершенное образование, которое является достаточным для приобретения знаний и навыков.
b) Аудиторы должны иметь практический опыт, который способствует развитию знаний и навыков.
c) Аудиторы должны пройти обучение аудиту, которое способствует развитию знаний и навыков.
d) Аудиторы должны иметь опыт проведения аудитов.
Руководитель группы по аудиту должен иметь дополнительный опыт проведения аудитов, необходимый для развития знаний и навыков. Такой дополнительный опыт должен быть приобретен в процессе стажировки в роли руководителя группы по аудиту под наблюдением и руководством другого аудитора, который компетентен в области руководства группами по аудиту.
Организации должны определить требования к образованию, опыту работы, обучению аудиту и опыту проведения аудитов, которые необходимы аудитору для проявления знаний и навыков, достаточных для выполнения программы аудита.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 202.