Пять основных этапов управления качеством.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Качество. Основные понятия. «Петля качества».

Качество – совокупность характеристик объекта относящихся к его способности удовлетворять установленные и предлагаемые потребности.

При этом определение качество относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция, либо услуга должны соответствовать определённым требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойство товара характеризующие их пригодность к выполнению определённых требований называется признаками качества или характеристиками качества. Следует отличать качество проекта от качества соответствия требованиям проекта, т.е. в первом случае употребляемое качество выражение «планируемое качество», во втором «качество исполнения». Когда говорим просто о качестве, о качественных различиях, качественных улучшениях, то имеем в виду планируемое качество. Качество определяется рядом его составляющих, образующих называемую «петлю качества».

Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране я за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий создавались и со­вершенствовались системы качества (СК). На современном этапе при­нята система качества, установленная в международных стандартах — ИСО серии 9000. Требования к СК дополняют технические требования к продук­ции.

Фундаментальным понятием в учении о системе качества является понятие «про­цессы жизненного цикла продукции» (ЖЦП).

Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность вза­имосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее созда­нии и использовании. Существует понятие этапа жизненного цикла про­дукция — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результа­тами.

Неразрывность этапов ЖЦП подсказала исследователям проблемы качества недоль обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окруж­ности), составляющими которой служат отдельные этапы ЖЦП (рис. ). Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — процессами жизненного цикла продукции. Важнейшее требование к СК состоит в том, что управление ка­чеством должно охватывать все этапы ЖЦП..

На этапе маркетинговых исследованийосуществляется систематическая работа по изучению рынков сбыта и требований потребителей к продукции предприятия; условий эксплуатации продукции; возможности поставщиков материальных ресурсов в отношении качества и дисциплины поставок.

На этапе проектирований и разработки продукциивыявленные по результатам маркетинга потребительские требования трансформируются технические требования. Итогом проектирования являются техническое задание (задание технических характеристик нового изделия), техническая документация (конструкторская и технологическая документация) и опытный образец.

В процессе закупок организация оценивает и выбирает поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации.

В процессе производстваосуществляются подготовка и обеспечение технологического процесса изготовления и ремонта продукции; отработка и проверка технологического процесса и овладение практическими приемами изготовления продукции со стабильными значениями показателей и в заданном объеме выпуска. При предоставлении материальной услуги осуществляется технологический процесс исполнения (приготовление блюда, химчистка изделия, подготовка товара к продаже) в соответствии с технологическими регламентами.

Проверка продукции включает в себя контроль, измерения и испытания (при необходимости), осуществляемые на всех этапах ЖЦП. За исключительным этапом проверки является приемочный контроль, по результатам которого должно быть подтверждено соответствие готовой продукции установленным требованиям.

Упаковывание и хранение должны способствовать сохранению качества в сферах производства и обращения (часть ЖЦП от отгрузки её изготовителем до получения конкретным потребителем), при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании, хранении на складах.

Распределение и реализациязаключаются в закупке товаров оптовыми организациями с целью осуществления продажи магазинам и отпуск розничными организациями товаров покупателям. На этом этапе субъектом управления качеством становится персонал организации сферы услуг. При этом продолжается предоставление услуги, в частности осуществляется обслуживание потребителя услуги. Основная задача исполнителей услуги — обеспечение качества услуги и высокой культуры обслуживания.

На этапе эксплуатации(использования и потребления) к управле­нию подключается потребитель продукции. От того, насколько грамот­но он использует (эксплуатирует) продукцию, будет, в частности, зави­сеть срок ее службы.

Процедурытехнического обслуживаниядолжны включать контроль за контрольно-измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием, используемым на месте установки и эксплуатации реализуемой продукций разработку документации по сборке и монтажу, пусконаладочным работам, эксплуатации, ведению каталогов запасных частей и обслуживанию техники в реальных условиях; систему раннего обна­ружения случаев отказа или недостатков продукции, обеспечивающую оперативное проведение корректирующих воздействий.

На стадии утилизациинеобходимо предупредить вредное воздей­ствие использованной продукции на окружающую природную среду.

Этапом утилизации не заканчивается деятельность организации. К этому сроку, а практически еще раньше, организация начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой про­дукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества — от этапа маркетинга до этапа утилизации и т.д.

Системы сертификации РФ. Определения. Виды. Типовая организационная структура системы сертификации.

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Сертификация в России начата проводиться в 1993 г. в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей, который установил обя­зательность сертификации безопасности товаров народного потребле­ния.

Подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной и добровольной формах.

Подтверждение соответствия в обязательной форме—обязательная сертификация и подтверждение соответствия в добровольной форме—добровольная сертификация

Обязательная сертификация является формой государственной контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ. При обязательной сертификации подтверждаются только те обя­зательные требования, которые установлены законом, вводящим обя­зательную сертификацию. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Добровольная сертификация проводится в соответствии с ФЗ о техническом регулировании по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) национальным стандартам, стандартам организа­ций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем я органом по сертификации. Добровольная серти­фикация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не мо­жет заменить обязательную сертификацию такой продукции: Создать систему добровольной сертификации может не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель или оба указанных субъекта. Это изменение (по отношению к Закону РФ «О сертифика­ции продукции и услуг») отражает предпринимательский характер этой формы сертификации.

Развитие рыночных отношений в России, а также ее внешнеэко­номические задачи стимулировали Госстандарт принять в 1995году программу работ по развитию сертификации систем качества в РФ. В соответствии с этой программой была разра­ботана и принята «Система сертификации систем качества и про­изводства», которая называется «Регистр систем качества» (далее — Регистр). Это система добровольной сертификации, однако она явля­ется частью государственной российской Системы ГОСТ Р, пред­ставляющий собой систему обязательной сертификации. Поэтому знак соответствия Регистра систем качества отличается от знака Сис­темы ГОСТ Р лишь подписью «Регистр» над знаком и указанием но­мера стандарта ИСО под знаком.

Основные направления деятельности Регистра — сертификация систем качества; сертификация производства; инспекционный кон­троль за сертифицированными системами качества и производства; международное сотрудничество в интересах взаимного признания сертификатов на системы качества.

Структура Регистра системы качества включает: Госстандарт, Технический центр Регистра, Совет по сертификации систем качест­ва и производства, Комиссию по апелляциям, Научно-методический комитет Регистра (подкомитеты (машиностроение, метрология, сырьё и материалы, и т.п.), Органы по сертификации систем качества и про­изводства; организации, получившие сертификат на систему качест­ва.

 

Сертификация производств

Производство — совокупность технологических систем и систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т.п.), предназначенная для изготовления продукции определенного наименования (вида).

Сертификация производства — это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что состояние производства соответствует установленным требованиям и способно обеспечить стабильность конкретных характеристик продукции или работ в соответствии с нормативными документами.

Целью проведения сертификации производства является определение его соответствия требованиям, обеспечивающим стабильность характеристик изготовляемой продукции, установленных в нормативной документации на выпускаемую продукцию и контролируемых при сертификации. При сертификации производства проводится проверка соответствия норм, правил и мероприятий по обеспечению качества и безопасности продукции, реализуемых в процессе производства.

В перечень документов, представляемых в орган по сертификации для предварительной оценки производства, включены следующие документы:

1.Структурная схема организации с указанием административных и инженерных служб, основных и вспомогательных подразделений (цехов и участков).

2.Стандарты организации применительно к сертифицируемому производству: —контроль и испытания;

—управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием; —управление несоответствующей продукцией; —корректирующие и предупреждающие действия; —погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковывание, консервация и поставка продукции; —управление регистрацией данных о качестве; —статистические методы.

3.Перечень основных потребителей продукции с указанием наименования организаций, почтового адреса, должности руководителя, ФИО руководителя поставляемой продукции.

4.Перечень выпускаемой продукции, применительно к которой сертифицируется производство с указанием государственных стандартов, технических условий и др. нормативных документов.

5.Перечень методик и программ испытаний готовой продукции.

6.Копии справок (отчетов) о качестве выпускаемой продукции (за 1-3 года).

7.Сведения о проверках продукции специальными государственными контрольно-надзорными органами.

8.Сведения о подразделении, проводящем приемо-сдаточные и периодические испытания продукции.

9.Перечень специальных процессов.

10.Перечень дефектоносных технологических процессов и операций.

Объектами проверки при сертификации производства являются: —деятельность по управлению и обеспечению качества (в части сертификации производства); —состояние производственной системы; —качество продукции; —нормы, правила и мероприятия по обеспечению качества и безопасности выпускаемой продукции, установленные в нормативной документации.

Работы по сертификации производства подразделяют на следующие этапы: —организация работ (предсертификационный этап); —экспертиза исходных материалов, представленных заявителем; —составление программы проверки; —оформление сертификата; —инспекционный контроль за сертифицированным производством.

Объектом проверки в обязательном порядке должна быть система испытаний, обеспечивающая прямо или косвенно контроль всех характеристик продукции на соответствие требованиям, предусмотренным обязательной сертификацией продукции.

На основании представленных материалов Технический центр Регистра принимает окончательное решение о регистрации сертификата соответствия в Реестре Регистра и направляет его заявителю.

 

Содержание модулей оценки соответствия

Модуль А применяется как для этапа проектирования, так и для производства. В соответствии с этим модулем предприятие само проверяет степень качества продукции и его соответствие принятым для этой продукции европейским нормам. Предприятие делает заявление о соответствии без привлечения для доказательства третьего лица и после этого применяет знак соответствия.

Методика оценки соответствия при использовании модуля А следующая: 1. Определение продукции (идентификация).

2. Установление соответствующей директивы. 3. Анализ опасности. 4. Выявление основных требований безопасности из директив ЕС. 5. Определение соответствующих норм и контроля применительно к требованиям, выбранным по п. 4.

6. В сомнительных случаях — подключение компетентного учреждения. 7. Обеспечение требований, выбранных по п. 4 в процессе производства. 8. Оформление заявления о соответствии директивам Евросоюза. 9. Выполнение «СЕ»-маркировки.

Модуль В предусматривает проверку образцов продукции независимой стороной. При этом заявитель представляет в уполномоченный орган образец изделий, документацию на изделия, перечень стандартов, результаты расчетов и экспертиз, протоколы испытаний. Модуль В применяется на стадии проектирования. После проверки и подтверждения соответствия требованиям разрешается ставить знак «СЕ».

Модуль С применяется на стадии производства и предполагает гарантии заявителя о соответствии выпускаемой им продукции образцу, получившему сертификат «СЕ». Изготовитель должен обеспечить стабильность качества продукции на всех этапах производства и полное соответствие всех изделий сертифицированному типу.

Модуль D применяется также на стадии производства. Процедура подтверждения соответствия включает как требования модуля С, так и должна быть дополнена организацией системы обеспечения качества у производителя. В уполномоченный орган заявитель представляет не только документы системы качества, но и документальное описание технологического процесса, применяемых методов контроля качества, способов поддержания эффективности системы обеспечения качества и др. Кроме того, предполагается надзор за системой качества, которую проводит служба надзора Европейского союза.

При подтверждении соответствия по модулю Е изготовитель обязан обеспечить стабильный уровень качества на всех этапах производства и соответствие всех изделий типу, получившему сертификат «СЕ». В модуле предусмотрены выборочные проверки качества изделий, которые проводит полномочный орган путем экспертизы и испытаний образца, предусмотренных в стандарте, по которому он изготовлен, либо путем контроля образца каждой партии, предъявляемой производителем.

Модуль F предполагает проверку полномочным органом соответствия изделия описанному в сертификате «СЕ», а также соответствующей Директиве ЕС. Каждое изделие маркируется знаком «СЕ» с указанием символа органа выдавшего сертификат «СЕ». Модуль применяется также на стадии производства.

При подтверждении соответствия отдельного изделия или малых серий продукции используется модуль G. В данном случае экспертизе и испытаниям, которые проводит уполномоченный орган, подвергается каждое изделие. Модуль используется как на стадии проектирования, так и на стадии производства.

Модуль Н предполагает официальное заявление изготовителя о соответствии проекта определенного типа требованиям Директивы и о соответствии продукции данному типу. У изготовителя должна быть внедрена система обеспечения качества, которая подвергается надзору службой ЕС. Как и модуль G, модуль Н применяется на стадии производства и проектирования.

Продукция, соответствие которой европейским директивам подтверждено, маркируется знаком «СЕ». Маркировка знаком «СЕ» — это только маркировка, подтверждающая соответствие правовым положениям (юридическим нормам). Маркировка знаком «СЕ» не дает сведений о технологии или о качестве продукции, она гарантирует, что товар произведен в соответствии с требованиями директив и отвечает требованиям безопасности, охраны окружающей среды, а производитель следовал всем процедурам оценки соответствия.

Таким образом, «СЕ» — единственный знак, который может указывать на соответствие продукции различным директивам Европейского сообщества.

Процедура оценки соответствия европейским нормам может производиться как производителем продукции, так и организациями, уполномоченными ЕС. Основная задача уполномоченного органа — оценка готовой продукции, проекта и (или) условий производства на соответствие требованиям директив, предусматривающих наличие «СЕ»-маркировки.

Виды аудитов

Как правило, различают три различных вида аудита качества:

— аудит продукции;

— аудит метода (процесса);

— аудит системы качества.

Аудит продукции проводится с целью оценки эффективности мероприятий по управлению качеством для определенного вида продукции. При этом проверяется соответствие качества продукции требованиям заказчика, нормативно-технической документации, требованиям и документам по контролю и другим производственным документам. При этом оценивается эффективность, целесообразность и состояние документации.

Аудит метода (процесса) служит для оценки эффективности мероприятий по управлению качеством для определенного процесса. При этом взаимосвязанно проверяется соответствие качества процесса, например, технологическому регламенту, рабочим инструкциям, стандартам или методическим указаниям предприятия, инструкциям по проведению процесса, рецептурам, государственным стандартам, техническим условиям и требованиям заказчика. Здесь также проводится экспертиза состояния методической документации, ее целесообразности, ее эффективности.

Аудит системы качества служит для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества, а также для общей объективной оценки эффективности и документирования всей системы качества организации. Это систематический и независимый процесс, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям.

Деятельность по аудиту

25. Аудитор в области качества. Квалификационные требования, должностные обязанности и личные качества. Подготовка аудиторов в РФ, международная и европейская практика.

Доверие и достоверность в процессе аудита зависят от компетентности тех, кто осуществляет аудит. Такая компетентность основывается на демонстрации следующего:- личных качеств; - способности применить знания и навыки, которые основаны на образовании, опыте работы, обучении аудиту, опыте аудитов.

Аудиторы должны руководствоваться следующими принципами:

a)этичное поведение -основа профессионализма. Доверие, честность, конфиденциальность и вежливость являются важным условием проведения аудита

b) беспристрастность - обязательство отчитываться правдиво и точно. Наблюдения аудита, заключения по результатам аудита и записи отражают правдиво и точно деятельность по аудиту. Существенные помехи, выявленные во время аудита, а также неразрешенные проблемы или разногласия между группой аудиторов и проверяемой организацией отражаются в отчетах.

c) профессиональное прилежание - проявление аккуратности и здравого смысла при проведении аудита. Аудиторы проявляют профессиональное прилежание в соответствии с важностью выполняемой задачи и доверием, возложенным на них заказчиком аудита и другими заинтересованными сторонами. Наличие необходимой компетентности является важным фактором.

d)независимость - основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита. Аудиторы независимы от проверяемой деятельности и свободны от предубеждений и конфликта интересов. Аудиторы опираются на объективные суждения во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе наблюдений и заключений по результатам аудита находятся только свидетельства аудита.

e)подход на основе фактов - рациональный метод для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита при систематическом процессе аудита. Свидетельство аудита проверяемо. Оно основывается на выборках доступной информации, поскольку аудит осуществляется в ограниченный период времени и ограниченными ресурсами. Использование соответствующих выборок тесно связано с достоверностью, которая должна присутствовать в заключениях по результатам аудита.

Личные качества.

Аудитор должен обладать личными качествами, позволяющими ему работать в соответствии с принципами проведения аудита. Аудитор должен быть:

a) этичным, т. е. справедливым, правдивым, искренним, честным и вежливым;

b) открытым, т. е. способным рассматривать альтернативные идеи или различные точки зрения;

c) дипломатичным, т. е. тактичным в отношениях с людьми;

d) наблюдательным, т. е. активно изучать окружающую обстановку и деятельность;

e) восприимчивым, т. е. способным предчувствовать и правильно понимать ситуации;

f) гибким, т. е. легко адаптироваться в различных ситуациях;

g) упорным, т. е. умеющим сосредоточиться на достижении целей;

h) решительным, т. е. вовремя принимать решения, основанные на логических рассуждениях и анализе, и уверенным, т. е. действовать независимо и в то же время эффективно сотрудничать с другими.

Знания и навыки

Аудиторы должны обладать знаниями и навыками в следующих областях:

a) Принципы, процедуры и методы аудита: это дает возможность аудитору использовать в различных аудитах то, что приемлемо, обеспечивая проведение аудитов последовательно и методически грамотно.

b) Система менеджмента и ссылочные документы: это дает возможность аудитору понимать область аудита и применять критерии аудита.

c) Принципы функционирования организации: это позволяет аудитору понять среду проверяемой организации.

d) Применяемые законы, нормы и другие требования, относящиеся к отрасли: это дает возможность аудитору понимать требования, возлагаемые к проверяемой организации, и работать в их пределах.

Руководители групп по аудиту должны иметь дополнительные знания и навыки по управлению аудитом для того, чтобы проводить аудит результативно и эффективно.

Аудиторы системы менеджмента качества должны обладать определенными знаниями и навыками в следующих областях:

а) Методы и подходы менеджмента качества: позволяют аудитору проверять системы менеджмента качества и получать наблюдения аудита и заключения по результатам аудита.

b) Процессы и продукцию, включая услуги: позволяют аудитору понимать технологическую среду, в которой аудит будет проводиться.

Образование, практический опыт, обучение аудиту и опыт проведения аудитов

Аудиторы должны соответствовать следующим требованиям к образованию, наличию рабочего опыта, прохождению обучения аудиту и опыта проведения аудитов.

a)Аудиторы должны иметь завершенное образование, которое является достаточным для приобретения знаний и навыков.

b) Аудиторы должны иметь практический опыт, который способствует развитию знаний и навыков.

c) Аудиторы должны пройти обучение аудиту, которое способствует развитию знаний и навыков.

d) Аудиторы должны иметь опыт проведения аудитов.

Руководитель группы по аудиту должен иметь дополнительный опыт проведения аудитов, необходимый для развития знаний и навыков. Такой дополнительный опыт должен быть приобретен в процессе стажировки в роли руководителя группы по аудиту под наблюдением и руководством другого аудитора, который компетентен в области руководства группами по аудиту.

Организации должны определить требования к образованию, опыту работы, обучению аудиту и опыту проведения аудитов, которые необходимы аудитору для проявления знаний и навыков, достаточных для выполнения программы аудита.

Оценивание аудиторов

Оценивание аудиторов и руководителей групп по аудиту должно быть спланировано, внедрено и запротоколировано в соответствии с процедурами программы аудита для обеспечения объективных, последовательных, полных и надежных результатов. Процесс оценивания должен определять потребности в обучении и другом развитии навыков.

Оценивание аудиторов проводится в соответствии со следующими стадиями: начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами; оценивание аудиторов как часть процесса выбора членов группы по аудиту; постоянное оценивание аудиторов для определения потребностей в поддержании и улучшении знаний и навыков.

Процесс оценивания включает четыре основных шага:

Шаг 1. Определение личных качеств, знаний и навыков, необходимых для выполнения программы аудита

Шаг 2. Установление критериев оцениванияКритерии могут быть количественные (такие, как годы работы или обучения, количество проведенных аудитов, часы обучения аудиту) или качественные (такие, как проявление личных качеств, знаний и навыков в ходе обучения или работы).

Шаг 3. Выбор соответствующего метода оценивания

Шаг 4. Проведение оценивания

Пять основных этапов управления качеством.

В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов.

- Принятие решений «что производить» и подготовка технических условий.

- Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности.

- Процесс изготовления продукции или предоставления услуг.

- Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем.

- Разработка долгосрочных планов по качеству.

Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает процессный подход к управлению качеством.

На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.

На втором этапе оценивается качество конструкции. Качество может отвечать техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества.

На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяет реальные потребности потребителей.

Для эффективной работы организации потребуются не только различные ресурсы, но и разработка самых различных механизмов взаимодействия и процессов. Именно таким образом складывается система качества,представляющая собой совокупность организационной структуры, ресурсов, процессов и методик, обеспечивающих административное (общее) руководство качеством. Эффективная, хорошо структурированная система качества позволяет организации оптимизировать качество с точки зрения уменьшения различных рисков, снижения издержек и роста прибыли.

2. Подтверждение соответствия. Основные термины и определения. Виды подтверждение соответствия.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

- удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

- содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

- принятия декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия);

- обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации:

-осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

-выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

-предоставляет заявителям право на применение знака соответствия;

- приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.

Качество. Основные понятия. «Петля качества».

Качество – совокупность характеристик объекта относящихся к его способности удовлетворять установленные и предлагаемые потребности.

При этом определение качество относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция, либо услуга должны соответствовать определённым требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойство товара характеризующие их пригодность к выполнению определённых требований называется признаками качества или характеристиками качества. Следует отличать качество проекта от качества соответствия требованиям проекта, т.е. в первом случае употребляемое качество выражение «планируемое качество», во втором «качество исполнения». Когда говорим просто о качестве, о качественных различиях, качественных улучшениях, то имеем в виду планируемое качество. Качество определяется рядом его составляющих, образующих называемую «петлю качества».

Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране я за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий создавались и со­вершенствовались системы качества (СК). На современном этапе при­нята система качества, установленная в международных стандартах — ИСО серии 9000. Требования к СК дополняют технические требования к продук­ции.

Фундаментальным понятием в учении о системе качества является

<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 205.