Организация коррекционной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит, как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

В работе описана, программа занятий, направленных на подготовку детей к успешному школьному обучению.

Цель: формирование готовности к школьному обучению.

Задачи:

1. Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения;

2. Развитие познавательных процессов;

3. Формирование навыков общения и совместной деятельности.

Цель и задачи позволили нам определить содержание программы:

Для формирования положительного отношения к школе были выбраны следующие упражнения: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов». Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери картинку», «Ищи безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки», «Бывает – не бывает».

Навыки общения и совместной деятельности предполагается формировать через следующие упражнения: «Бип», «Маленькие обезьянки», «Путаница», «Зеркало».

По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

- групповые («Бег ассоциаций»)

- в парах («Зеркало»)

- индивидуальные («Собери картинку», «Волшебное яйцо»)

Остальные игры и упражнения по форме организации являются фронтальными.

Основной прием – игра. Игровая форма была выбрана в связи с учетом особенностей возраста. На этом этапе дошкольного детства игра является ведущей деятельностью ребенка, кроме того, в игре, в привычной обстановке дети легче усваивают навыки и знания. Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и так далее. Продолжительность занятия 25-30 минут, они проводятся 2-3 раза в неделю (Приложение 6).


Описание результатов итоговой диагностики

Результаты тест Керна—Йерасека.

№ п\п Имя Возраст ребенка Оценка мужской фигуры человека Оценка Подражание письменным буквам Оценка Срисовывание Группы точек Итоговый балл
Елена 6 л 7 м
Дарья 6 л 8 м
Наталья 6 л 6 м

Таблица 3

 

Результаты теста «Домик»

 

№ п\п Имя Дата проведения теста Возраст ребенка Итоговый балл
Елена 10.09.2009 6 л 7 м 2 балла
Дарья 10.09.2009 6 л 8 м 1 балл
Наталья 10.09.2009 6 л 6 м 1 балл

 

Таблица 4

Елена, 6 лет, 7 месяцев.

Методика "Домик" выполнена с меньшими ошибками. Можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания – 2 балов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Не все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов (Приложение 8, рисунок 1).

Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого выполнен

хорошо. Первое задание выполнено хорошо и заслуживает 1балл (Приложение 7, рисунок 1). За второе задание можно поставить 1 балла т.к. образец скопирован разборчиво без погрешностей (Приложение 7, рисунок 4). И третье задание почти совершенное подражание образцу. Единственной погрешностью это не которое уменьшение пространства между точками, но это допустимо (Приложение 7, рисунок 7). Итого испытуемым набрано 4 балла, что соответствует среднему результату.

Вывод ребенок хорошо ориентируется на образцы, у него сформулировано умение копировать его. Можно говорить о развитие

произвольного внимания, сенсомоторной координации.

Дарья, 6 лет, 8 месяцев.

На рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен.

Правильное изображение в пространстве. Нет отклонений прямых линий более чем 30 градусов, от заданного на правления. Нет разрывов между линиями. Отсутствует залезание линий одна на другую. Поэтому рисунок можно оценить в 1 балл (Приложение 8, рисунок 2).

За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Результат выше среднего. Первое задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 1 балами. На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, присутствуют ступни ног и на руках по 5 пальцев (Приложение 7, рисунок 2).

Второе задание. Подражание письменными буквами – 1 балл (Приложение 7, рисунок 5). Третье задание. Срисовывание группы точек – 1 балл т.к. почти совершенное подражание образцу (Приложение 7, рисунок 8).

Вывод: по результатам проведенных методик можно говорить о

психологической готовности ребенка к школьному обучению. Испытуемая

хорошо может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и

координация зрения. Все это характиризует произвольность психологической деятельности.

Наташа, 6 лет, 6 месяцев.

Методику "Домик" можно оценить, как хорошо выполнение рисунка 0

баллов. Все детали рисунка присутствуют, все элементы рисунка изображены правильно, нет разрывов между линиями и залезание линий

одна за другую. Отсутствует увеличение деталей рисунка более чем 2 раза при относительном сохранение размера всего рисунка. Нет отклонений линий более чем на 30 градусов (Приложение 8, рисунок 3).

По результатам проведения «Ориентационного теста школьной зрелости»

испытуемая набрала – 4 балла. Задание 1 – 2 балл т.к. нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединены посредством линии. Но голова имеется волосы, имеются уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Использована мужская одежда (Приложение 7, рисунок 3). Задание 2 – 1 балла. Буквы скопированы разборчиво и их размер соблюден (Приложение 7, рисунок, 6). Задание 3 – 1 балла. Идеальное сходство с образцом (Приложение 7, рисунок 9).

Вывод: У ребенка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки и координация зрения т.е. умения необходимые в школе. Девочка хорошо воспроизводит образец. Ребенок работает сосредоточено, не отвлекаясь. Все это позволяет говорить о готовности к школе.

 


2.5. Выводы об эффективности разработанной программы и рекомендации

В литературе уделяется много внимания вопросу о выделении детей, неготовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна.

Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.

Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.

Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку. Разработанная с этой целью программа была использована в детском саду.

 


Заключение

 

На основе психолого-педагогического исследования я пришла к выводу, что игра является важным фактором в психолого-педагогической подготовке ребенка к школе. Установлено, что игра должна быть ведущим видом деятельности дошкольника.

Успешная адаптация ребенка в новых для него условиях школьной жизни в значительной мере зависит от того, как он подготовлен к обучению. Предпосылкой такой готовности является достижение дошкольником определенного уровня развития игровой деятельности.

Для ребенка работа и игра – это одно и то же. Задача взрослого – начать интеллектуальную игру и, оставаясь при этом равноправным ее участником, увлечь малыша. Ребенок с удовольствием включается в процесс, играючи решая глобальные задачи: он приобретает новые знания и умения, а это требует волевых и умственных усилий, формирует организованность и самостоятельность, открывает радость познания и творчества.

Развивающие игры помогают нам научить ребенка точно и полно воспринимать предметы и их свойства – цвет, величину, форму, расположение в пространстве. Без такого обучения восприятие ребенка долго остается поверхностным, ребенку труднее овладевать другими видами деятельности – конструированием, рисованием. У дошкольника не будет необходимой основы для общего умственного развития, таким детям сложно усваивать знания и навыки в начальных классах школы. Усвоение сенсорных эталонов – это процесс, длящийся несколько лет и включающий постепенный переход ко все более сложным формам восприятия. А для того, чтобы ребенок начал усваивать эти эталоны и различные способы «обследования» предметов, он должен быть к этому подготовлен, на что и направлены развивающие игры.

Таким образом, развивающие игры – важное средство всестороннего развития детей связаны со всеми видами их деятельности. Этим определяется их место в педагогическом процессе детского сада. Игра – важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности (12;7-8).

Благодаря играм ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физически здоровым человеком.

 


Список литературы

1. Бараева Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПБ., 2001.

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.,1991.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - М.,1966.

4. Готовность к школе. /Под ред. И.В. Дубровинкой. – М., 1995.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.,2001.

 

6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развитии психики. – М.,1981.

8. Ляпенкова Н.Г. По материалам сайта http://schoolnd.narod.ru./ (17.05.2008)

9. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М.,1983.

10. Панова Е.Н.Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст). – Воронеж, 2006.

11. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре. – М., 1982.

12. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.,1981.

13. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М., 1985.

14. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1998.

15. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Под ред. В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина. – М., 1987.

16. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

17. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. – М., 2008.

18. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.,1990.

19. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. – М.,1989.

20. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.,2006.

21. Шиф Ж.И. К вопросам о конкретности мышления детей-олигофренов. – М.,1969.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


Приложение 1

 

 

 

Приложение 2







Дата: 2016-10-02, просмотров: 171.