Вопрос 98. Сущность рыночного спроса и факторы его определяющие. Эластичность спроса.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Спрос – кол-во товара, которое хотят и могут приобр покуп за опред период вр при всех возм ценах на этот товар.

Закон спроса – при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.

Действие закона спроса объясняется существованием эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода – если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителей высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного товара или какого-либо другого.

Эффект замещения – потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась и заменять им другие товары, которые при этом относительно подорожали. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный. Если эффект дохода выше, чем эффект замещения , то при большем росте цен растет потребление низшего продукта.

Понятие спрос отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

- при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цены;

- для некоторых редких и дорогих товаров, покупка кот-х явл средством накопления (золото, серебро, камни,);

- при перекл спроса на более новые и кач товары (с пиш машинок на ПК, снижение цен на машинки не приводит к росту спроса на них).

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. К неценовым факторам относятся:

-изменение в доходах доходы растут, у пок-лей возникает желание приобр больше тов-ов независ от цен на них;

- изменение в структуре населения. Например, рост рождаемости приводит к росту спроса на детские товары;

- изменение цен на др товары.;

- изменение вкусов потребителей, моды, привычек.

Эластичность – мера реакции одной величины на изменение др, показывает на сколько % изменится одна переменная эк величина при изменении другой на 1 %.

1.Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность)показывает на сколько изменится в %-ном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

, где Р – цена, Q – величина спроса, Ер – показатель ценовой эластичности спроса (коэффициент)

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров явл отрицательной величиной. Если цена товара снижается – величина спроса растет и наоборот. Для оценки эластичности используется абсолютная величина.

Ценовая эластичность спроса > 1 – относительно эластичный спрос, изменение цен в данном случае приведет к большему количественному изменению спроса. Коэффициент эластичности < 1 – спрос относительно неэластичен – изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. Коэф эластичности =1 –

единичная эластичность – изменение цен приведет к такому же изменению спроса.

Существует два крайних случая. Первый случай – существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет или к полному отказу от приобретения данного товара (если цены повысятся), или к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос явл абс эластичным, показатель эластичности неограничен. Др крайний случай – изменение цены не отражается на величине спроса. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись. Для измерения эл-ти спроса по цене необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:

Для измерения %-го изменения каждой рассматриваемой величины использ ср точка выбранного интервала. В общем, виде формула для определения %-го изменения величины спроса Q: ,

где Q0 и Q1 - величина спроса до и после изменения цены, шт.

Аналогично для цены: ,где РО и Р! - начальная и новая цена, руб.

Коэф эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цен:

Таким образом, получаем количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. На участках эластичного спроса снижение цен и рост объемов продаж приводит к увеличению общей выручки от реализации продукции предприятия, на участке неэластичного спроса – к уменьшению выручки. Поэтому каждая организация будет стремиться избегать того участка спроса за свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше 1.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

На эластичность спроса влияет наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар. Например, спрос на хлеб, сигареты, лекарства, мыла. Если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам, сортам и т.п. Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельным предприятием. Если на рынке присутствуют значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию или близкую по назначению, то спрос на продукцию этой организации будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной организации будет абсолютно эластичным.

Фактор времени - в краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном периоде. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократиться объем его продаж. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Такая тенденция изменения во времени эластичности объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменять свою потребительскую корзину, найти товар-заменитель.

Значимость того или иного товара для потребителя - спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товар, не играющий важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, при повышении цен мы можем отказаться от покупки дополнительной пары обуви, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса, молока.

2.Перекрестная эластичность - используется для определения влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар Б.

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение (подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цен на бородинский хлеб – к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба). Если товары являются взаимодополняемыми (например, бензин и авто, фотоаппарат и пленка) величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

3.Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относиться ли товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) и низших (когда снижение доходов ведет к росту спроса на низшие товары). С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходом потребителей. К ним относятся товары “second-hand” , некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб).


99. Консолидированный бюджет – результат арифметического свода показателей бюджетов национально-гос и административно-тер-ных образований и федерального бюджета РФ, используемый для расчетов и анализов.

Консолидир бюджет не утверждается , а составл в целях анализа бюджетной сис-мы в целом. На основе анализа консолидир бюджета можно провести анализ поступления доходных источников м/у разл звеньями бюджетной системы, проследить за основными направлениями расходов.

Бюджетная система основанная на экон. отношениях и юрид. нормах совокупность федер бюджета, бюджетов субъектов в составе РФ и местных бюджетов.

Перечень принципов бюджетной системы РФ:

ü Единство бюджетной системы РФ – единство правовой базы, ден системы, форм бюджетной док-ции, принципов бюджетного процесса в РФ, бюджетов субъектов м местных бюджетов;

ü Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

ü Принцип самостоятельности бюджетов:

- право исполн органов гос. власти и органов местного самоупр самостоятельно осущ бюджетный процесс, определять направления расходования средств и источники финансирования дефицита;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов др. уровней бюджетной системы потерь в доходах и доп. расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете.

ü Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов – все доходы и расходы, иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

ü Принцип сбалансированности бюджетов – объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников фин-я его дефицита;

ü Принцип эф и экономности использования бюджетных ср-в – при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных ср-в должны исходить из необходимости достижения заданных рез-тов с использ наименьшего объема ср-в или достижения наилучшего рез-та с использ опред бюджетом объема средств;

ü Принцип общего покрытия расходов – все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

ü Принцип гласности – обязательной опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательная открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;

ü Принцип достоверности бюджета – надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

ü Принцип адресности и целевого хар-ра бюджетных ср-ва – бюджетные ср-ва выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на фин-е конкретных целей.

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти. Эти бюджеты является в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов РФ.

 


№ 100 Совокупный спрос и предложение, их состав и факторы, определяющие их уровень

Кривая совок спроса –график, отраж. объем чистого нац продукта, который может быть продан при каждом определенном ур цен. На графике изображены сочетание объема производства и уровня цен, при которых товарные и денежные рынки одновременно находятся в равновесии. В отличии от индивидуальной кривой спроса кривая совок спроса не отражает обычного эф замещения, при котором растущая цена снижает спрос. В этом случае растущая цена скорее снижает равновесный ур спроса на продукцию, путем уменьш реальной ден массы,

что влечет за собой рост процентных ставок и снижение инвестиций.

Совокупный спрос (расходы) – общая сумма затрат на товары и услуги во всей экономике. Эта сумма состоит из потребления (С), инвестиций (Y), государственных расходов (G) + экспорт (Х) – импорт (М) В простой модели доходов и расходов объем совокупных расходов определяет объем пр-ва и занятости.

Совокупный спрос – сов объем товаров и услуг в стабильном выражении, которые желают приобр потреб-ли в стране при данном ур цен. Сов спрос отражает ур расх-ов на товары и услуги, планир для данного ур сов дохода. Сов спрос, обеспеченный фактич платежами наз эф спросом.Кривая сов спроса обычно имеет отриц наклон, т.к. в ответ на рост цен спрос падает, и наоборот. Ур дохода, от которого зависит сов спрос опред объемами выпуска прод. Сов спрос обусл также ур % ставок (при их повышении сов спрос сокр и наоборот). В свою очередь % ставки зависят от ур цен, и, т.о. можно установить связь м/у ур цен и ур расходов, т.е. ур сов спроса.

Совокупный спрос(совокупные расходы) состоят из 4 частей, соответствующих секторам экономики:

- совокупный спрос потребителе (домохозяйств), находящего свое выражение в производственном потреблении;

- инвестиционный спрос фирмы, реализуемого в закупках оборудования и строительстве;

- спроса государства на товары и услуги;

- чистого экспорта (разницы м/у спросом иностр эк агента и отечеств спросом на иностр товары и услуги).

Как и в случае инвестиц спроса осн ф-ром, влияющим на изменение сов спроса, явл доход. Поэтому и ур-нь и изменение сов спроса опред ур и изменением нац дохода, т.е. в конечном счете произведением ден массы (предложения денег) на число оборотов денег. Ценовые факторы совокупного спроса:

- средний уровень цен – зависимость АД и Р отражает уровень цен;

- норма банковского %(рост ур цен – рост спроса на деньги - рост % ставок – сокращение потребительских расходов и инвестиций – сокращение спроса на реальный объем национального продукта)

- цены на экспорт

Неценовые факторы совокупного спроса: рычаги, смещающие кривую совокупного спроса

1. Изменения в потребительских расходах

- потребительское ожидание, т.е. если население считает, что цены растут, то оно закупает товары;

- склонность населения к сбережению, что приведет к росту совокупного спроса;

- задолженность потребителя

- налоги (сниж-е подоходного налога влечет за собой увел чистого дохода и кол-ва покупок при данном ур цен)

2. Изменение в инвестиц расходах ( инвест расх – закупка ср-в пр-ва, снижение кот приведет к снижению спроса)

- % ставки (изменение ставки вследствие изменений объема ден массы в стране, рост ден. массы – уменьшение процентной ставки – увеличение капиталовложений)

- ожидаемые прибыли от инвестиций (оптимистические прогнозы увел спрос на инвестиционные товары)

- налоги с п/п (рост налогов – снижение прибыли – снижение инвестиц расходов – снижение совокупного спроса)

- технология (новые технологии стимулируют инвестиционные расходы)

3. Изменение в гос расходах (рост гос. закупок нац. продукта – рост сов спроса до тех пор, пока нал. сборы и процентные ставки будут неизменными)

Передвиж-е точек по кривой сов спроса отражает возд-е цен-х ф-ров. Перемещ самой кривой – вл-е нецен-х ф-ов:

Последствия увеличения сов спроса зависит от того, на коком отрезке кривой сов предложения – кейнсианском, промежуточном или классическом – находится экономика. На кейнсианском отрезке, отличающемся высоким ур безработицы и большим кол-вом неиспольз произв-ных мощностей, расширение сов спроса приведет с сущ увел реального объема нац пр-ва и занятости без повышения цен. На классическом отрезке рабочая сила и кап-л использ полностью и расширение спроса окажет воздействие только на рост ур цен, реальный объем пр-ва останется на ур полной занятости. На промежуточном отрезке рост сов спроса приведет к росту реального объема пр-ва и ур-ня цен – инфляция спроса, т.е. смещение кривой сов спроса повышают ур цен.

В соответствии с количественной теорией денег совокупный спрос определяют как АД = (М*V)/Р

, где Р – уровень цен, М – количество денег, находящихся в обращении, V – скорость обращения денег в движении доходов. Из приведенного соотн следует, что сов спрос на нац продукт тем выше, чем выше ден масса, находящаяся в обращении. Т.О кривая АД всегда соотв тому или иному постоянному ур ден борота М*V.

Эф-т храповика основан на том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются. Поэтому увеличение сов спроса повышает ур цен, но при этом при уменьшении спроса в течение короткого периода нельзя ожидать падения цен.

Кривая совокупного предложения – график, отражающий объем чистого нац продукта, который может быть предложен при каждом общем уровне цен и при неизменном уровне ожидаемых изменений цены.

Увеличение цен, ошибочно принимается за увеличение реальной заработной платы, что вызывает предложение на рынке труда и увеличение пр-ва. Рост заработной платы отстает от роста цен и, поэтому, реальная заработная плата падает, что явл в такой ситуации необходимым условием роста занятости. В долгосрочном плане кривая совокупного предложения становится вертикально прямой при уровне производства, соответствующем полной занятости (т.е. естественному уровню безработицы).

Совокупное предложение – (АS) общее количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое может быть произведено и предложено к продаже в стране в соответствии со сложившемся уровнем цен.

Изменения в совокупном предложении отражается в сдвиге кривой (вправо – увеличение, влево - уменьшение) и происходит под влиянием так называемых неценовых факторов (изменения в технологии, налоговой политики, структуре рынка, уровне производительности труда, правовых нормах).

Совокупное предложение отражает размеры создаваемого нац продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен.

Ценовые факторы совокупного предложения:

- средние уровни цен на национальных рынках – при низком уровне цен, некоторые товары уходят в товарные запасы, при повышении цен – в продажу. Высокий ур-нь цен стимулирует инвестиции, т.е. предложение растет;

- ставка ссудного процента (цена капитала). Предприятие может увеличить предложение беря ссуды, поэтому понижая ставку процента можно повлиять на рост совокупного предложения;

- цены на экспортные товары. Чем выше цены на экспортные товары, тем меньше предлагается товаров на внутреннем рынке.

Неценовые факторы, смещающие кривую совокупного предложения:

1. Изменение цен на ресурсы (рост цен на ресурсы – рост издержек – снижение совокупного предложения)

– наличие внутренних ресурсов (земля, трудовые, капитал, предпринимат. способности): рост предложения внутренних ресурсов снижает цены на них – снижение издержек.

- цены на импортные ресурсы (снижение импортных цен – рост нашего предложения)

- господство на рынке: возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции

2. Изменение в производительности (рост производительности означает, что при данном объеме ресурсов или затрат можно получить больший объем национального производства)

3. Изменение правовых норм

- налоги с предприятий и субсидии (рост налогов – рост издержек – снижение совокупного предложения)

- государственное регулирование (увеличивая эффективность и уменьшая объем канцелярской работы, неизбежной в условиях высокорегулируемой экономики, дерегулирование снизит издержки на единицу продукции)

Смещение кривой совокупного предложения приводит к изменению реального объема национального производства при полной занятости; в особенности смещение кривой вправо говорит об экономическом росте и указывает на увеличение производственного потенциала в экономике.

Пересечение кривых АД и АS в т. N отражает соотв равновесной цены и равновесного объема производства.

Эк равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны (при наличии резерва мощностей и “нормальном” уровне занятости). В равновесной экономики не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов. Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.

Самуэльсон рассматривает зависимость совокупного предложения от потенциального выпуска (макс. величина нац. продукта, которую в состоянии произвести данная экономика, сохраняя цены стабильными) и производственных издержек.

Переменные Воздействие на AS
Потенциальный выпуск (ПВ)  
ФП Т,З,К определяют затраты ФП в производственном процессе. ПВ предполагает мин. уровень недоиспользования ФП совместимой с низкой инфляцией. Рост производственных ресурсов приведет к росту ПВ и AS
Технологии и эффективность На ПВ влияют уровень эф-ти и технологии, применяемые в производстве. Нововведения приведут к росту потенциального объема производства.
Зарплата и издержки  
Зарплата Снижение з/п при прочих равных усл приведет к снижению производственных издержек. Более низкие издержки на пр-во данного ПВ означают, что объем предложения будет большим при любом уровне цен.
Цены на импорт С падением цен за рубежом или с ростом курса нац. валюты, цены на импорт блага упадут, что приведет к снижению производств издержек и предложению.
Прочие издержки Снижение цен на нефть или ослабление природоохранного регулирования приведет к снижению производственных издержек и росту AS

 



Дата: 2016-10-02, просмотров: 189.