Инвентаризация –прием, используемый для выявления фактического состояния имущества и финансовых обязательств организации и его сопоставление с данными бухгалтерского учета.
Порядок проведения инвентаризации определен Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49, которым утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:
· при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
· при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);
· при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
· в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
· при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
· при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
В инвентаризационных описях указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).
ОЦЕНКА И КАЛЬКУЛЯЦИЯ
Оценка – прием придания объекту учета денежной стоимости, производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Калькуляция – прием определения денежной стоимости имущества, обязательств и хозяйственных операций путем суммирования затрат.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из четырех иерархических уровней, включающих соответствующие группы нормативных документов.
Первый уровень - законодательный Основными документами являются:
Конституция РФ;
Гражданский кодекс РФ (части I, II, III);
Налоговый кодекс РФ (части I, II);
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями); и др.
Второй уровень - нормативный - включает:
- «Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденное Минфином РФ от 29.07.98 № 34н;
- Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Третий уровень – методический, включает:
-План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н.
Четвертый уровень - организационный - включает внутренние документы организации:
- положение об учетной политике со всеми приложениями;
- рабочий план счетов;
- график и схема документооборота;
- должностные инструкции;
- все приказы и распоряжения руководителя.
ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
· формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
БАЛАНС. ПЛАН СЧЕТОВ. СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
Баланс– способ группировки и обобщенного отражения хозяйственных средств и источников их образования в денежной оценке на определенную дату.
В графическом виде баланс представляет собой двустороннюю таблицу:
- левая сторона баланса – актив (содержит информацию о размещении хозяйственных средств предприятия по составуЧТО ИМЕЮ?);
- правая сторона баланса – пассив(отражает источники образования хозяйственных средствЗА СЧЕТ ЧЕГО ИМЕЮ?).
В активе, и в пассиве сгруппированы одни и те же хозяйственные средства, но они рассматриваются с разных точек зрения:
Главная особенность баланса - РАВЕНСТВО ИТОГОВ ОБЕИХ СТОРОН.
Каждая из сторон баланса содержит определенную систему показателей, называемых статьями баланса. Статьи объединены в разделы.
Разделы актива баланса:
I. Внеоборотные активы
II. Оборотные активы
Разделы пассив баланса:
III. Капитал и резервы
IV. Долгосрочные обязательства
V.Краткосрочные обязательства
Дата: 2016-09-30, просмотров: 259.