Раздел: Учет и отчетность хозяйственно-финансовой деятельности аптеки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

IV курс, 7 семестр

Фармацевтический факультет

Дисциплина «Управление и экономика фармации»

ЛЕКЦИЯ № 9-10

Раздел: Учет и отчетность хозяйственно-финансовой деятельности аптеки

Тема: «Основы бухгалтерского учета».

План.

 

1. Информационная система «УЧЕТ»

1.1. Виды учета

1.2. Учетные измерители, применяемые в системе учета

1.3. Предмет бухгалтерского учета

1.4. Метод и основные элементы метода бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет

2.1. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета.

2.2. Задачи бухгалтерского учета

2.3 Баланс. План счетов. Счета бухгалтерского учета. Двойная запись.

2.4. Бухгалтерская отчетность.

2.5. Типы хозяйственных операций по степени влияния на баланс.

2.6. Основные требования к ведению бухгалтерского учета.

3.Формирование учетной политики в аптеке.

4. Хранение документов бухгалтерского учета.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «УЧЕТ»

ВИДЫ УЧЕТА

Различают два основных подхода к выделению различных видов учета в соответствии с:

- характером потребителя учетной информации;

- технологией сбора, регистрации и обобщения информации.

Согласно первому подходу выделяют:

- финансовый учет;

- управленческий учет.

Второй подход - выделяют следующие виды учета:

- оперативно-технический;

- статистический;

- бухгалтерский;

- налоговый.

Оперативно-технический учетприменяется для отражения хозяйственных операций в момент их свершения, осуществляется на местах производства работ (отдел, рабочее место) и его сведения ограничивается рамками предприятия. Данные оперативного учета – табель учета рабочего времени, книга регистрации поступивших товаров и т.д.

Статистический учет(статистика) – массовое наблюдение за состоянием общества и производства с целью выявления порядка и закономерности их развития. Статистический учет включает данные оперативного и бухгалтерского учетов, формы статистического учета рецептуры и товарооборота и т.д.

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Включает квартальный баланс, расчетно-платежную ведомость, главную книгу, отчет о прибылях и убытках

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом Российской Федерации.

УЧЕТНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СИСТЕМЕ УЧЕТА

Измерение и характеристика хозяйственных процессов и явлений осуществляется посредством трех видов показателей:

А.Натуральные измерители используется для учета количества материальных ценностей (штуки, килограммы, метры и т.д.).

Б.Трудовые измерители используются для исчисления количества затраченного труда и выражаются в единицах времени (рабочий день, час).

В.Денежный (стоимостной) измеритель используется в бухгалтерском учете для отражения объектов в едином выражении.

ПРЕДМЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Предмет бухгалтерского учета – отражение состояния и движения активов, источников их образования и результатов хозяйственной деятельности предприятия. Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается через объекты бухгалтерского учета:

- объекты, составляющие хозяйственную деятельность;

- объекты, ее обеспечивающие.

Объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные процессы и их результаты, хозяйственные средства и их источники.

Хозяйственные средства предприятия группируют по двум признакам:

- по составу и размещению (табл. 2);

- по источникам образования (табл. 3).

Классификация хозяйственных средств по составу и размещению Таблица 2

Группа Подгруппа
Внеоборотные активы Основные средства (здания и сооружения, торговое оборудование, транспортные средства и т.д) Нематериальные активы (право на пользование природными ресурсами, патенты, товарные знаки, свидетельства на промышленный образец и др.) Капитальные вложения(не введенные в действие объекты, затраты на строительные работы и реконструкцию и т.д.) Доходные вложения(вложения в материальные ценности или финансовые вложения)
Оборотные активы   Материально-производственные запасы(сырье, материалы, топливо, товары, готовая продукция и т.п.) Денежные средства Средства в расчетах

 

Таблица 3

Классификация объектов учета по источникам формирования и целевому назначению

Группа Подгруппа
Собственные средства Уставный капитал(вклады учредителей для начала уставной деятельности) Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль Целевое финансирование Резервы
Привлеченные средства Кредиты банка Заемные средства Обязательства по расчетам

Документация Инвентаризация

2. Способ стоимостного измерения объектов учета

Оценка Калькуляция

3. Способ текущей группировки данных об объектах учета

Баланс Другая бухгалтерская

Отчетность

Первичные документы.

Первичные учетные документы, фиксирующие факт свершения хозяйственной операции, являются основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц;

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

Учетные регистры бухгалтерского учетапредназначены для систематизации и накопления информации в хронологической последовательности и группировки по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Учетный регистр - это специальные формы, предназначенные для учетных записей.

По внешнему виду регистры подразделяются на карточки, сводные листы и книги. По содержанию учетные регистры подразделяются на регистры аналитического, синтетического учета и комбинированные.

Карточкипредназначены для аналитического учета товарно-материальных ценностей по местам хранения (карточки учета материалов), основных средств (инвентарные карточки), различных расчетов и др.

Сводные листы– учетные регистры большего формата и с большим количеством сведений по отношению к карточкам, предназначены для синтетического и аналитического учета или выполняют роль комбинированных регистров. Относятся ведомости, журналы-ордера и др.

Книгипредставляют собой сброшюрованные листы определенного формата и графления, Это Кассовая книга, Главная книга.

По видам записей (по назначению) учетные регистры бывают:

Хронологические - для хронологической записи операций по порядку их совершения. Систематические - для систематической записи операций, операции группируются по определенным признакам (регистры для ведения бухгалтерских счетов). Примером систематического регистра является Главная книга.

Комбинированные регистры сочетают в себе признаки хронологических и систематических регистров.

Исправление ошибок в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и осуществляться корректурным способом, способом дополнительных проводок и методом «красного сторно».

По окончании месяца на каждой странице учетных регистров подводятся итоги. Итоговые записи синтетических и аналитических регистров обязательно сверяются путем составления оборотных ведомостей или другим способом. После утверждения годового отчета учетные регистры группируются, переплетаются и сдаются на хранение в текущий архив организации.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

ОЦЕНКА И КАЛЬКУЛЯЦИЯ

Оценка прием придания объекту учета денежной стоимости, производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Калькуляцияприем определения денежной стоимости имущества, обязательств и хозяйственных операций путем суммирования затрат.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

· формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

БАЛАНС. ПЛАН СЧЕТОВ. СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

Баланс– способ группировки и обобщенного отражения хозяйственных средств и источников их образования в денежной оценке на определенную дату.

В графическом виде баланс представляет собой двустороннюю таблицу:

- левая сторона баланса – актив (содержит информацию о размещении хозяйственных средств предприятия по составуЧТО ИМЕЮ?);

- правая сторона баланса – пассив(отражает источники образования хозяйственных средствЗА СЧЕТ ЧЕГО ИМЕЮ?).

В активе, и в пассиве сгруппированы одни и те же хозяйственные средства, но они рассматриваются с разных точек зрения:

Главная особенность баланса - РАВЕНСТВО ИТОГОВ ОБЕИХ СТОРОН.

Каждая из сторон баланса содержит определенную систему показателей, называемых статьями баланса. Статьи объединены в разделы.

Разделы актива баланса:

I. Внеоборотные активы

II. Оборотные активы

Разделы пассив баланса:

III. Капитал и резервы

IV. Долгосрочные обязательства

V.Краткосрочные обязательства

 

Стороны баланса

       
   
 


АКТИВ ПАССИВ
I. Внеоборотные активы Нематериальные активы (04,05)   Основные средства (01,02,03) Итого по разделуI III. Капитал и резервы Уставный капитал (80) Добавочный капитал (83)     Итого по разделу III
II. Оборотные активы Запасы, в том числе: - сырье, материалы (10,15,16) - готовая продукция и товары для перепродажи (41,43) Дебиторская задолженность через 12 мес. после отчетной даты (75,76) Дебиторская задолженность в течении 12 мес. после отчетной даты(75,76) Денежные средства (50,51) Итого по разделу II IV. Долгосрочные обязательства Заемные средства (67)     Итого по разделу IV
V.Краткосрочные обязательства Заемные средства (66) Итого по разделу V
БАЛАНС БАЛАНС

 

Разделы баланса

 

Виды баланса: вступительный, текущий.

Баланс, отражающий материально-финансовое положение вновь зарегистрированного предприятия, называется вступительным,а баланс, составленный на какую-то определенную дату– текущим.Обычно составляют месячный, квартальный и годовой баланс.

Баланс представляет собой как бы снимок состояния хозяйственных средств на определенный момент (дату), в то время как хозяйственная деятельность – процесс динамичный. Отражение динамики хозяйственно-финансовой деятельности на счетах бухгалтерского учета.

Счет– прием группировки однородных хозяйственных средств и процессов, а также отражение хозяйственных операций по этим средствам и процессам.

На основе счетов составляется - бухгалтерский баланс.

Графически счет представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона носит название ДЕБЕТ, а правая – КРЕДИТ.

Полный перечень счетов, используемых субъектами учета, составляет ПЛАН СЧЕТОВ. План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности требует единообразия фиксирования объектов учета на всех предприятиях.

СТРУКТУРА ПЛАНА СЧЕТОВ

I. Счета бухгалтерского баланса.

1. Раздел I. "Внеоборотные активы" (01-09).

2. Раздел II. "Производственные запасы" (10-19).

3. Раздел III. "Затраты на производство" (20-39).

4. Раздел IV. "Готовая продукция и товары" (40-49).

5. Раздел V. "Денежные средства" (50-59).

6. Раздел VI. "Расчеты" (60-79).

7. Раздел VII. "Капитал" (80-89).

II. Счета отчета о прибылях и убытках.

8. Раздел VIII. "Финансовые результаты" (90-99).

III. Забалансовые счета (001-011).

В каждом разделе Плана счетов указаны наименования синтетических счетов (счетов первого уровня – идентификаторов объекта учета), их номера (с 01 по 99), номера и наименования субсчетов (счетов второго уровня – идентификаторов объекта учета, зависимых от первого уровня), а также перечень аналитических признаков(аналитических счетов низшего уровня, детализирующих предыдущие уровни).

Счет открывается для каждого отдельного вида хозяйственных средств, их источников, хозяйственных процессов и их результатов.

Открытие счета предполагает:

- проставление в таблице счета сальдо начального (Сн), характеризующего начальное состояние объекта учета или остаток на счете на определенный момент времени (при открытии на начало);

- отражение суммы хозяйственных операций за определенный период времени, при этом сумма хозяйственных операций, отражаемая по дебету составляет дебетовый оборот (ДО), а по кредиту – кредитовый оборот (КО);

- расчет сальдо конечного (Ск), который зависит от строения счета.

Строение счета определяется его связью с балансом, так

► сальдо записывается в таблице счета с той же стороны, с какой в таблице баланса находится статья, на основании которой он открыт. Актив – левая сторона баланса, дебет– левая сторона счета, поэтому сальдо активных счетов - дебетовое. Пассив – правая сторона баланса, кредит – правая сторона счета, в связи с этим сальдо пассивных счетов - кредитовое;

► хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатка (сальдо), показываются с ним с одной стороны, а вызывающие уменьшение – с противоположной.

На основании статей Актива баланса открываются, активные синтетические счета - 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы, 10 «Материалы», 41 «Товары», 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» и т.д..

СТРОЕНИЕ АКТИВНОГО СЧЕТА

Счет № ___ «Наименование Счета»

ДЕБЕТ КРЕДИТ
Сн  
   
Отражаются хозяйственные операции, связанные с увеличением остатка Отражаются хозяйственные операции, связанные с уменьшением остатка
   
+ ДО - КО
Ск  

 

Активный счет имеет:

- дебетовое сальдо;

- положительный дебетовый оборот;

- отрицательный кредитовый оборот;

- формулу для расчета сальдо конечного

Ск = Сн + ДО – КО

На основании статей Пассива баланса открываются, пассивные синтетические счета – 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 42 «Торговая наценка», 80 «Уставный капитал» и т.д.

СТРОЕНИЕ ПАССИВНОГО СЧЕТА

Счет № ___ «Наименование Счета»

ДЕБЕТ КРЕДИТ
  Сн
   
Отражаются хозяйственные операции, связанные с уменьшением остатка Отражаются хозяйственные операции, связанные с увеличением остатка
   
- ДО + КО
  Ск

 

Пассивный счет имеет:

- кредитовое сальдо;

- положительный кредитовый оборот;

- отрицательный дебетовый оборот;

- формулу для расчета сальдо конечного

Ск = Сн + КО –ДО

В бухгалтерском учете существуют активно-пассивные счетаэто счета, на которых могут быть учтены как виды хозяйственных средств, так и источники их формирования 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 99 «Прибыли и убытки».

При составлении баланса дебетовые остатки (сальдо) по активно - пассивным счетам отражаются в активе, а кредитовые остатки - в пассиве баланса. Исходя из этого, активно - пассивные счета могут быть двух видов:

- с односторонним сальдо - дебетовое или кредитовое сальдо (например, счет 99 «Прибыли и убытки»);

- с двусторонним сальдо (развернутое сальдо) - дебетовое и кредитовое сальдо одновременно (например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Счет 10 «Материалы»

           
     
 


СУБСЧЕТ СУБСЧЕТ СУБСЧЕТ и тд.

Субстанции ЛС»

Бумага вощённая»

Этикетки»

И тд.

При ведении счетов реализуется принцип двойной записи.

Двойная записьприем бухгалтерского учета, каждая хозяйственная операция затрагивает не менее 2х счетов и должна записываться двойной записью в дебете одного счета и кредите другого.

Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов,а счета корреспондирующими.

После определения корреспондирующих счетов составляется бухгалтерская проводка.

Бухгалтерской проводкой называется процедура отражения на счетах суммы произведенной операции.

Для составления проводки необходимо:

- определить сущность изменений в хозяйственных средствах предприятия в результате хозяйственной операции;

- выбрать счета по Плану счетов для записи суммы хозяйственной операции методом двойной записи.

Если в проводке корреспондируют два счета, то она называется простой. Сложная проводкакорреспонденция счетов с указанием суммы хозяйственных операций, затрагивающая более 2-х счетов.

Д 70 К 50 – 5000 руб. – выплачена заработная плата сотруднику аптеки

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации.

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета.

6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Литература

1. Лоскутова Е.Е.Управление и экономика фармации. В четырех томах, том 2 /Лоскутова Е.Е./ Москва, «Академия», 2004год.

План счетов

Код счета Код субсчета Название Счет согласно разделу баланса
  Основные средства Активный
  Амортизация основных средств Пассивный
  Доходные вложения в материальные ценности Активный
  Нематериальные активы Активный
  Амортизация нематериальных активов Пассивный
  Оборудование к установке Активный
08-1 08-2 08-3 08-4 08-5 08-6 08-7 Вложения во внеоборотные активы Приобретение земельных участков Приобретение объектов природопользования Строительство объектов основных средств Приобретение объектов основных средств Приобретение нематериальных активов Перевод молодняка животных в основное стадо Приобретение взрослых животных Активный
  Отложенные налоговые активы Активно-пассивный
10-1 10-2 10-3 10-4 10-5 10-6 10-7 10-8 10-9 Материалы Сырье и материалы Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия Топливо Тара и тарные материалы Запасные части Прочие материалы Материалы, переданные на переработку на сторону Строительные материалы Инвентарь и хозяйственные принадлежности Активный
  Животные на выращивании и откорме Активный
  Резервы под снижение стоимости материальных ценностей Активный
  Заготовление и приобретение материальных ценностей Активный
  Отклонения в стоимости материальных ценностей Активный
19-1 19-2 19-3 НДС по приобретаемым ценностям НДС при приобретении основных средств НДС по приобретенным нематериальным активам НДС по приобретенным материально-производственным запасам Активный
  Основное производство Активный
  Полуфабрикаты собственного производства Активный
  Вспомогательное производство Активный
  Общепроизводственные расходы Активный
  Общехозяйственные расходы Активный
  Брак в производстве Активный
  Обслуживающие производства и хозяйства Активный
  Выпуск продукции (работ, услуг) Активный
41-1 41-2 41-3 41-4 Товары Товары на складах Товары в розничной торговле Тара под товаром и порожняя Покупные изделия Активный
  Торговая наценка Пассивный
  Готовая продукция Активный
  Расходы на продажу Активный
  Товары отгруженные Активный
  Выполненные этапы по незавершенным работам Активно-пассивный
50-1 50-2 50-3 Касса Касса организации Операционная касса Денежные документы Активный
  Расчетный счет Активный
  Валютные счета Активный
55-1 55-2 55-3 Специальные счета в банках Аккредитивы Чековые книжки Депозитные счета Активный
  Переводы в пути Активный
58-1 58-2 58-3 58-4 Финансовые вложения Паи и акции Долговые ценные бумаги Предоставленные займы Вклады по договору простого товарищества Активный
  Резервы под обесценивание вложений в ценные бумаги Пассивный
  Расчеты с поставщиками и подрядчиками Активно-пассивный
  Расчеты с покупателями и заказчиками Активно-пассивный
  Резервы по сомнительным долгам Активно-пассивный
  Расчеты по краткосрочным кредитам и займам Активно-пассивный
  Расчеты по долгосрочным кредитам и займам Активно-пассивный
  Расчеты по налогам и сборам Активно-пассивный
69-1 69-2 69-3 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению Расчеты по социальному страхованию Расчеты по пенсионному обеспечению Расчеты по обязательному медицинскому обеспечению Активно-пассивный
  Расчеты с персоналом по оплате труда Активно-пассивный
  Расчеты с подотчетными лицами Активно-пассивный
73-1 73-2 Расчет с персоналом по прочим операциям Расчеты по предоставленным займам расчеты по возмещению материального ущерба Активно-пассивный
75-1 75-2 Расчеты с учредителями Расчеты по вкладам в уставной (складочный) капитал Расчеты по выплате доходов Активно-пассивный
76-1 76-2 76-3 76-4 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами Расчеты по имущественному и личному страхованию Расчеты по претензиям Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам Расчеты по депонированным суммам Активно-пассивный
  Отложенные налоговые обязательства Активно-пассивный
79-1 79-2 79-3 Внутрихозяйственные расчеты Расчеты по выделенному имуществу Расчеты по текущим операциям Расчеты по договору доверительного управления имуществом Активно-пассивный
  Уставной капитал Пассивный
  Собственные акции (доли) Активный
  Резервный капитал Пассивный
  Добавочный капитал Пассивный
  Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Активно-пассивный
  Целевое финансирование Пассивный
90-1 90-2 90-3 90-4 90-9 Продажи Выручка Себестоимость продаж Налог на добавленную стоимость Акцизы Прибыль / убыток от продаж  
91-1 91-2 91-9 Прочие доходы и расходы Прочие доходы Прочие расходы Сальдо прочих доходов и расходов  
  Недостачи и потери от порчи материальных ценностей Активный
  Резервы предстоящих расходов Пассивный
  Резервы будущих периодов Активный
98-1 98-2 98-3 98-4 Доходы будущих периодов Доходы, полученные в счет будущих периодов Безвозмездные поступления Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей Пассивный
  Прибыли и убытки Активно-пассивный
  Арендованные основные средства Забалансовый
  Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение Забалансовый
  Материалы, принятые на переработку Забалансовый
  Товары, принятые на комиссию Забалансовый
  Оборудование, принятое для монтажа Забалансовый
  Бланки строгой отчетности Забалансовый
  Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов Забалансовый
  Обеспечение обязательств и платежей порученные Забалансовый
  Обеспечение обязательств и платежей выданные Забалансовый
  Износ основных средств Забалансовый
  Основные средства, сданные в аренду Забалансовый

 

 

 

 

IV курс, 7 семестр

Фармацевтический факультет

Дисциплина «Управление и экономика фармации»

ЛЕКЦИЯ № 9-10

Раздел: Учет и отчетность хозяйственно-финансовой деятельности аптеки



Дата: 2016-09-30, просмотров: 195.