Показатели | 7 мес. | 8 мес. | 9 мес. | 10 мес. | 11 мес. | 12 мес. |
Движения общие (До) | Хорошо ползает | Самостоятельно садится, сидит и опускается. Самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за барьер | Ходит при поддержке за обе руки | Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее | Стоит самостоятельно без опоры | Ходит самостоятель-но |
Движения руки и действия с предмета-ми (Др) | Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую | Долго занимается игрушками | По-разному действует с предметами (катает, вынимает в зависимости от свойств) | Открывает, закрывает коробку, матрешку. Вкладывает один предмет в другой | Накладывает кубики, снимает и надевает кольца, пирамидки | |
Активная речь (Ра) | Многократно произносит слоги (лепет) | Громко повторно произносит отдельные различные слоги | Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете | Подражает разным словам взрослого | Произносит первые слова «мама», «ав-ав», «кис-кис» | Произносит 8-10 слов |
Понимание речи (Рп) | На вопрос «где?» - находит предмет, расположенный в определенном месте | По просьбе взрослого выполняет «ладушки | Знает свое имя. На вопрос «где?2 находит и достает предмет из массы игрушек | Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого | Выполняет элементарные требования взрослых | Выполняет элементарные требования взрослых (увеличивает запас понимаемых слов) |
Навыки и умения в процессах (Н) | Пьет из чашки, которую держит взрослый | Сам держит и ест корочку хлеба, сухарик | Умеет пить из чашки, слегка придерживая ее руками | Пьет из чашки | Пьет из чашки | Сам берет чашку и пьет |
Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни
Показатели | 1 г. 3 мес. | 1 г. 6 мес. | 1 г. 9 мес. | 2 г. |
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает 2 разных по величине предмета (два кубика) | Из предметов разной формы (3-4) по образцу и слову подбирает предмет такой же формы | Играя, различает 3 разных по величине предмета (например 3 куба) | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета |
Движения (Д) | Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется) | Движения более координированы -перешагивает через препятствия приставням шагом (например, через палку, лежащую на полу) | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте 15-20 см от пола | Преодолевает препятствия, чередуя шаг |
Игра и действия с предметами (И) | Умеет воспроизводить в игре разученные действия (собирает пирамиду, кормит куклу) | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает) | Строит ворота, скамейку, домик | В игре воспроизводит ряд последовательных действий (куклу купает и вытирает) |
Активная речь (Ра) | Пользуется лепетом и облегченным словом (машина-би-би, собака-ав-ав) | В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет | Пользуется двухсловными предложениями | Пользуется двухсловными предложениями при общении со взрослыми |
Понимание речи (Рп) | Значительно увеличился запас понимаемых слов | Находит по слову среди нескольких внешне похожих предмета - два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине | Отмечает на вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ему по опыту |
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого | Умеет частично надевать одежду с небольшой помощью взрослого |
Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни
Возраст | 2 г. 6 мес. | 3 г. |
Сенсорное развитие (С) | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый) | Называет четыре основных цвета |
Движения (Д) | Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палку, веревку, кубик) при расстоянии между ними около 20 см | Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимся шагом |
Игра и действия с предметами (И) | В играх действует взаимосвязано и последовательно (кормит куклу, укладывает ее спать) | В играх исполняет роль (играя с куклой, говорит: «Я - доктор», «Я - мама») |
Активная речь (Ра) | Строит предложения из трех и более слов | Начинает употреблять сложные предложения |
Навыки (Н) | Сам одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки | Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого застугивает пуговицы, завязывает шнурки |
Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей до 7 лет
(Ежова Н. В., Русакова Е. М., Кащеева Г. И., 1997)
Первый год жизни
Воз-раст | Зритель-ные ориентиро-вочные реакции | Слуховые ориентиро-вочные реакции | Эмоции | Движения рук и действия с предметами | Движения общие | Понимание речи | Активная речь | Навыки и умения в процессах |
Аз | Ас | Э | Др | До | Рп | Ра | Н | |
10 дней | Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенча-тое слежение) | Вздрагивает и мигает при резком звуке | ||||||
18-20 дней | Удерживает в поле зрения неподвиж-ный предмет (лицо взрослого) | Успокаивает-ся при сильном звуке | ||||||
1-й мес. | Появляется плавное прослежи-вание движущего-ся предмета. | Прислуши-вается к звуку и голосу взрослого | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову | ||||
2-й мес. | Длительное зрительное сосредото-чение на лице взрослого или неподвиж-ном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1 м) | Ищущие повороты головы при длительном звуке | Быстро отвечает улыбкой на разговор | Лежа на животе, поднимает и непродол-жительно удерживает голову (1-2 мин) | ||||
3-й мес. | Фиксирует взгляд на неподвиж-ных предметах | Отчетливое слуховое со-средоточение | Комплекс оживления: в ответ на общение с ним проявляет радость улыбкой, оживлен-ными движениям рук и ног, звуками. | Случайно налкивается руками на игрушки, висящие над грудью | Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья, высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении. | |||
4-й мес. | Узнает мать (радуется) | Находит глазами источник звука. | Громко смеется. | Рассматривает и захватывает висящую над ним игрушку | То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено | Гулит | Придержи-вает руками грудь матери или бутылочку во время кормления | |
5-й мес. | Отличает близких от чужих | Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи | Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку | Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленныхрук. Переворачива-ется со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки | Подолгу певуче гулит | Ест из ложки полу-густую и густую пищу | ||
6-й мес. | По-разному реагирует на своё и чужое имя | Берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перекладывает из олдной руки в другую | Переворачива-ется с живота на спину. Пытается ползать | Произно-сит отдельные слоги (начало лепета) | Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. | |||
7-й мес. | Игрушкой стучит, размахивает, бросает ее | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях) | На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определённом месте (например, часы, куклу) | Подолгу лепечет, повторно произнося одни и те же слоги. | Пьёт из чашки, которую держит взрослый | |||
8-й мес. | Игрушками занимается долго, подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит и т.д.) | Сам садится, сидит и ложится. Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер | На вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах. По просьбе взрослого выполняет заранее разученные простые действия, например, «ладушки», «дай ручку» | Громко, четко и повторно произносит различные слоги | Сам держит корочку хлеба (сухарик). | |||
9-й мес. | Плясовые движения под плясовую мелодию | Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и пр.) | Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь руками | На вопрос «где?» находит знакомые предметы, независимо от их местоположения. Знает свое имя, оборачивает-ся на зов | Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые уже есть в его лепете | Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высажива-нию на горшок | ||
10-й мес. | Само-стоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия (открывает, вынимает, вкладывает) | Входит на невысокую поверхность и сходит с нее (ступенька). Идет вперед с поддержкой за обе руки. | По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете | ||||
11-й мес. | Овладевает новыми действиями с игрушками, выполняет их по просьбе взрослого: снимает и одевает кольца с большими отверстиями на стержне | Стоит самостоятельно без опоры. Делает первые самостоятель-ные шаги | Первые обобщения в понимаемой речи: по просьбе находит любой мяч, куклу. По просьбе взрослого выполняет разученные действия (кормит, водит куклу). | Произносит первые слова – обозначе-ния, например: «дай», «мама» | ||||
12-й мес. | Узнаёт на фотографии знакомое лицо, например, мать. | Выполняет само-стоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой | Ходит самостоятельно без опоры | Понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: принеси, найди, отдай тёте, положи на место. Понимает слово «нельзя» | Легко подражает новым слогам. Произносит 5-10 облегчён-ных слов | Само-стоятельно пьёт из чашки, держит и ставит чашку |
Дата: 2016-10-02, просмотров: 221.