Система органов кровообращения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Осмотр и пальпация. Поза больного. Наличие «барабанных палочек», «часовых стекол», отеков. Пульсация сонных артерий,набуханиеи пульсация шейных вен. Наличие венозной сети, деформации грудной клетки в области сердца (сердечный горб). Верхушечный толчок, его локализация, сила и распространенность. Наличие сердечного толчка, эпигастральной пульсации, систолического и диастолического дрожания в области сердца. Пульс на лучевой артерии, его характеристика (частота в минуту, ритм, напряжение, наполнение, форма, величина на обеих руках).

Перкуссия. Определение границ относительной сердечной тупости и ширины сосудистой пучка (у детей старшего возраста).

Аускультация. Характеристика тонов сердца во всех точках их выслушивания (громкость, ритм, чистота) Наличие акцентов, расщепления, раздвоения тонов. Характеристика сердечных шумов во всех точках их выслушивания (отношение к фазам сердечной деятельности, интенсивность, место наилучшего выслу­шивания, продолжительность, иррадиация), Зависи­мость сердечных шумов от задержки дыхания, изменения положения тела и физической нагрузки. Наличие шума трения перикарда.

Определение артериального давления на плечевых артериях и по показаниям на бедренных артериях.

Функциональные пробы (ортостатическая проба, проба с дозированной физической нагрузкой по Н.А. Шалкову).

 

Внимание! Функциональные пробы проводятся детям старше 5 лет.

Система органов пищеварения

Осмотр. Состояние слизистой оболочки ротовой полости (влажная, сухая, чис­тая, цвет), мягкого и твердого неба, задней стенки глотки из зева. Состояние языка (чистый, влажный, окраска, налеты, фолликулы, трещины, со­стояние сосочков, географический язык) и зубов (молочные, постоянные, формула зубов, кариес). Форма живота, его размеры, симметричность, расширение вен перед­ней брюшной стенки, видимая перистальтика, расхождение прямых мышц живота, состояние пупка и участие передней брюшной стенки в акте дыхания. Осмотр ануса (зияние заднего прохода, выпадение прямой кишки, трещины, расчесы, гиперемия, отек).

Пальпация. Поверхностная пальпация живота (напряжение, болезненность, гипе­рестезия, уплотнения, их наличие и локализация). Наличие симптомов Щеткина-Блюмберга, Менделя. Глубокая скользящая пальпация толстого кишечника по Образцову-Стражеско в следующей последовательности: сигмовидная, слепая, поперечно-ободочная (величина, болезненность, подвижность, урчание). Пальпация печени (нижний край острый, закруглен­ный, мягкий, плотный, болезненный, поверхность гладкая, бугристая, шероховатая), Наличие симптомов Лепинэ, Ортнера, Мерфи, Георгиевского-Мюсси, Кера. Пальпация желудка (болезненность, «шум плеска»), селезенки и мезентериальных лимфатиче­ских узлов. Пальпация поджелудочной железы (метод Гротта). Болезненность в области зоны Шаффара, точек Дежардена, Мейо-Робсона, наличие симптома поворота.

Перкуссия. Перкуссия живота (характер перкуторного звука, наличие метеоризма и свободной жидкости). Определение раз­меров печени (по Курлову) и селезенки.

Аускультация. Размеры желудка методом аускульто-аффрикции, вы­раженность перистальтики.

Осмотр испражнений. Частота, цвет, запах, консистенция и патологические примеси.

У новорожденных оценивается активность сосания, наличие срыгиваний, рвоты (частота, характер, связь с кормлением, наличие патологических примесей).

Система мочеобразования и мочеотделения

Осмотр. Наличие отеков и выраженность их на лице, нижней части живота, поясничной области, конечностях и наружных половых органов.

Пальпация. Глубокая пальпация почек по В.П.Образцову в горизонтальном и вертикальном положении ребенка. Наличие болезненности при пальпации по ходу мочеточников, верхних и нижних мочеточниковых точек.

Перкуссия. Определение верхней границы мочевого пузыря. Наличие положительного симптома поколачивания. Определение свободной жидкости в брюшной полости.

Мочеиспускание. Частота, ритм и характеристика микций (редкие, частые, болезненность, недержание).

Моча. Внешние признаки (цвет, прозрачность, слизь, осадок и гной).

Нервная система

Наличие менингиальных симптомов (ригидности затылочных мышц, положительных симптомов Кернига, Брудзинского). Наличие глазных симптомов, парезов, параличей, тремора, судорог. Состояние черепно-мозговых нервов.

 

Внимание! Подробный неврологический статус описывает врач-специалист.

Эндокринная система

Наличие нарушения роста (гигантизм, нанизм, гипостатура) и массы тела (гипотрофия, дистрофия, паратрофия, ожирение). Щитовидная железа (величина, консистенция, наличие узлов). Состояние наружных половых органов (сформированы правильно по мужскому или женском типу, неправильно). Нарушения половой дифференцировки. Наличие признаков преждевременного полового созревания.

 

Внимание! При описании состояния органов и систем нет необходимости подробно перечислять патологические симптомы, которые отсутствуют у ребенка (при условии, что они не относятся к клиническим проявлениям основного заболевания).

Например: при заболевании пищеварительной системы описываются подробно все гастроэнтерологические симптомы независимо от их наличия или отсутствия.

 

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

У детейфизическое развитие оценивается непараметрическим методом путем сравнения основных антропометрических данных ребенка (рост, масса, окружность головы и грудной клетки) с нормативными показателями по стандартным центильным таблицам. Отклонения в показателях физического развития (низкая или повышенная масса тела, низкий или высокий рост и др.). Определение соматотипа (мезосоматический, микросоматический, макросоматический) и гармоничности развития (гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное). Комплексное заключение по физическому развитию на момент осмотра (нормальное физическое развитие или отклонение в физическом развитии).

 

Внимание! При оценке физического развития необходимо указать, к какому центилю (коридору) относится каждый антропометрический показатель.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.