ВЗГЛЯДЫ Н.Д. КОНДРАТЬЕВА, В. ЛЕОНТЬЕВА, С. КУЗНЕЦА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) - русский эконо­мист, закончил юридический факультет Петербургского университета, был заместителем министра продовольствия во Временном правитель­стве, после революции работал в Сельскохозяйственной академии, воз­главлял Конъюнктурный институт. Всемирно известен как автор теории «больших циклов конъюнктуры» («теории длинных волн конъюнктуры»). Изложив эту теорию в работе «Мировое хозяйство и его конъюнктура во время и после войны» в 1922 г., развивает и обосновывает ее в статьях «Спорные вопросы мирового хозяйства и кризиса (ответ нашим крити­кам)» (1923), «Большие циклы конъюнктуры» (1925). На основе обширно­го фактического материала, анализа динамических рядов показателей, с использованием методов математической статистики, ученый пришел к выводу о наличии долгосрочного механизма, приводящего к периоди­ческому обновлению хозяйственной системы: обновляется основа про­изводства, перестраивается хозяйственный механизм, организационная структура. Волновые колебания за длительный период времени носят закономерный, повторяющийся характер. Известны работы ученого и в области аграрной экономики и политики. Будучи профессором Мос­ковской сельскохозяйственной академии, он изучал вопросы развития кооперации в стране и продовольственного снабжения населения. Во время разработки первого пятилетнего плана выступал за сбалансиро­ванное развитие промышленности и сельского хозяйства, против фор­мирования индустриализации за счет деревни. В 1938 г. был репресси­рован. Реабилитирован в 1987г.

Василий Леонтьев (1906-1998) - американский экономист, родил­ся в Петербурге, окончил Ленинградский университет, затем учился в Берлине, работал экономическим советником в Нанкине. В 1931 г. эмиг­рировал в США, где преподавал в Гарвардском университете, с 1948 г. - директор Института экономических исследований. Создал ряд работ по прогнозированию экономики. Получил всемирную известность как автор метода экономического анализа «затраты-выпуск». Метод используется при исследовании конкретных процессов замещения одних частей об­щественного продукта другими по стоимости и в натуре между отрасля­ми экономики (межотраслевые балансы). С помощью этого метода ис­следовал конкретные экономические проблемы: структуру и динамику экономики США, соотношение возможных изменений налогов, заработ­ной платы, цены, долгосрочные тенденции капиталистического ма­шинного производства. Основные работы: «Структура американской экономики 1919-1929 гг.»(1941), «Циклы в структуре американской эко-номики»(1953), «Затрата-выпуск в экономике» (1966), «Экономические эссе» (1966).

Саймон Кузнец (1901-1985) - американский экономист, выходец из России. Известен как создатель теории строительных циклов, т.е. коле­баний длительностью 15-20 лет, связанных с периодическим массовым обновлением жилищ и некоторых производственных помещений. Объяс­нял эти явления демографическими процессами. Главный труд - «Веко­вые движения в производстве и ценах» (1930), в котором на базе анализа 65 рядов производственных показателей и 35 показателей цен для пяти стран за период с 1865 по 1920 гг. определил закономерности их долго­временной динамики, подтверждающие наличие непосредственной свя­зи между длительной эволюцией производства и цен.

Вопросы для повторения

1. Что такое «экономический рост» и каковы его типы? Какой тип экономического роста имеет место в России в настоящее время?

2. Чем был обусловлен экстенсивный тип экономического роста в СССР?

3. Что такое «темпы экономического роста» и каковы их факторы?

4. Как использование достижений НТП воздействует на факторы эко­номического роста?

5. Инвестиции и экономический рост: какова их взаимосвязь?

6. Какие основные модели экономического роста Вы знаете? Каковы их особенности?

7. Каковы причины отрицательных темпов экономического роста России в настоящее время?

8. Какое значение для экономической политики КПСС имел тезис о законе преимущественного роста производства средств производства? Отражал ли он интересы народа?

9. Проанализируйте табл. 22.1. Каковы особенности ресурсов и их показателей в настоящее время в России и на Западе?

10. Какое место среди факторов экономического роста занимает человеческий фактор?

11. Существуют ли показатели человеческого фактора экономиче­ского роста?

12. Можно ли рассматривать информацию как самостоятельный фактор экономического роста и как его можно оценивать?

Примерный план лекции

1. Экономический рост и его типы. Их сравнительная эффективность.

2. Состояние экономики России в настоящее время и факторы ее ста­билизации.

3. Модель межотраслевого баланса В. Леонтьева и ее практическое значение.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Экономический рост и изменение его факторов в современных усло­виях.

2. Сущность экономико-математического моделирования экономи­ческого роста

3. Важнейшие экономико-математические модели экономического роста и их применение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анчишкин А. Методологические проблемы факторного анализа ди­намики производства, интенсивных и экстенсивных путей экономиче­ского роста // Вопросы экономики. 1971. № 6.

2. Баркалов И.Б. Производственные функции и модели экономическо­го роста. - М., 1981.

3. ГеретикШ. Критика буржуазных теорий политэкономии. -М., 1977.

4. Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. -М., 1971.

5. Изюмов А.И., Попов В.В. К вопросу длинных волн в американской экономике // США: ЭПИ. 1988. № 4.

6. Кендрик Д. Тенденции производительности в США. - М., 1967.

7. Кондратьев НД. Проблемы экономической.динамики. - М., 1989.

8. Леонтьев В. Будущее мировой экономики. - М., 1979.

9. Леонтьев В. Анализ эффективности внедрения новой технологии // В мире науки.1985. № 8.

10. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М., 1983. Т. 3. Кн. 66. Гл. 12, 13.

11. Пестель Э. За пределами роста. - М., 1988.

12. Трофимова И.Н. Длинные волны интенсификации экономики США // США: ЭПИ. 1992. № 3.


 

 

Глава 23. ОСНОВЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

§ 1. Переходные процессы и особенности современной российской экономики

 

Экономическая теория, прежде всего отражает закономер­ности функционирования экономики. Через категории, к при­меру, равновесной цены, предельных издержек, моделей роста и другие она характеризует определенные устойчивые связи, свойственные рыночной экономической системе. Однако ры­ночная экономика со всеми ее чертами существовала не всегда. Как и всякая другая система, она прошла известный путь раз­вития, который экономическая теория также должна иметь в виду.

Этапы развития экономической системы

Процесс формирования и функционирования экономичес­кой системы включает три этапа. Первый - постепенное ста­новление (возникновение) системы, приводящее к ее утверж­дению в обществе как господствующей. Второй - период зрелости, полного проявления в процессе функционирования всех ее возможностей, исторических преимуществ. Третий - по­степенное «умирание» в условиях зарождения и развития эле­ментов новой, будущей системы.

Исторический характер всякой системы (становление, зре­лость, умирание) и обуславливает то, что в развитии общества возникают особые - переходные - состояния. Отличительны­ми чертами таких состояний являются: 1) сосуществование эле­ментов старой и новой систем; 2) особый характер противоре­чий - борьба элементов отмирающей и нарождающейся экономики; 3) неустойчивость, обусловленная самой трансфор­мацией общества и проявляющаяся в альтернативности (нео­пределенности) вариантов его будущего.

Материальная основа переходных состояний, образующих, как видно, два этапа из трех в функционировании экономиче­ских систем, двояка. С одной стороны, как показывает исто­рия, это смена доминирующего фактора производства. Так исторически совершается переход от аграрного общества (доминирующий фактор - земля) к индустриальному (домини­рующий фактор - накопленный труд, капитал). С другой сто­роны, переходное состояние - это изменение характера связи между людьми. В этом смысле вышеупомянутый переход есть переход от традиционного общества (личные связи, основанные на обычаях, традициях) к рыночному (вещные, рыночные связи). В целом крупное переходное состояние прошлого (XV-XVII вв.) было связано с возникновением индустриально-рыночной системы.

Переходность как состояние современного мирового сообщества

Рубеж тысячелетий обнаруживает переходное состояние на новом уровне. С точки зрения смены доминирующего фактора, на первый план выдвигается человек (труд). Если прежде человек выступал как элемент, подчиненный природе, а в ин­дустриально-рыночной системе - вещественному богатству, то в будущем обществе творческая деятельность человека на ос­нове научного знания превращается в определяющий элемент функционирования и развития общества. Сегодня подобные признаки проявляются в повышении роли, ответственности работника за эффект его деятельности, контроля за ходом про­изводственного процесса, значения квалификации работников. Возрастает роль вложений в «человеческий капитал», разви­ваются новые формы мотивации в труде и т.д. С точки зрения изменения характера связи, заметна тенденция к возрастанию роли прямых информационных связей, в отличие от рыночно­го хозяйства, где информационную функцию выполняют свя­зи косвенные (рыночные). Не случайно будущее общество по­лучило название «информационного».

Вышеуказанное характеризует тенденции, ярко проявляю­щиеся в наиболее развитых странах современного мира. В це­лом же, в силу неодинакового уровня развития различных стран, переходность в современном мировом сообществе ока­зывается более сложной, многогранной. Во-первых, это выше­названные «постиндустриальные» тенденции. Во-вторых, уси­лившиеся интеграционные процессы, проявляющиеся во все более разветвленных мировых связях; создание различного рода объединений континентального и межконтинентального масштаба; ускорение развития относительно «слабых» стран. В-третьих, растущей тенденции к преодолению «разноуровневости» в развитии стран на основе ускоренного индустриаль­ного развития «отставших» стран и глобализации рыночных отношений.

Эти черты характеризуют сегодня развитие всех стран ми­рового сообщества, в рамках которого, однако, выделяется несколько разнородных групп. Одна - это страны-лидеры, демонстрирующие в наибольшей степени тенденции движе­ния к постиндустриальному (информационному) обществу. Другая - это страны, называемые в недавнем прошлом «раз­вивающимися». Наконец, в 90-е годы сформировалась осо­бая группа (бывших социалистических)стран, «стартом» пе­реходных процессов в которых стал «уход» от плановой экономики.

Специфика переходного процесса в российской экономике

Россия относится к числу этих стран, поэтому специфика ее переходного процесса в значительной мере характеризует черты переходного состояния во всех бывших социалистиче­ских странах. Во-первых, это особенное исходное состояние, предшествующее переходному процессу, - плановая экономи­ка. Характер связей здесь был совершенно иной, чем в «обыч­ной» индустриально-рыночной системе. Поэтому развитие ры­ночных отношений начинается здесь в известном смысле с нулевой отметки. Во-вторых, переходные процессы проявля­ются здесь не путем простого нарастания прогрессивных тен­денций, а неизбежно связаны с глубокими качественными пре­образованиями экономики, сломом прежних отношений. В данном смысле это не эволюционный, а революционный про­цесс. В-третьих, необходимость ломки существовавшей структуры производства, экономической структуры (отношений собственности) общества, форм хозяйствования («от плана к рынку») означает неизбежность значительных социально-экономических издержек в процессе этих преобразований (трансформационный спад производства, ухудшение жизни населения, изменение менталитета и т.п.). В-четвертых, особенности переходной экономики в России во многом обусловлены разрывом хозяйственных межреспубликанских связей, распадом Советского Союза, Совета Экономической Взаимопомощи. В-пятых, уникальность России проявляется в том, что в ней, по сравнению с другими социалистическими странами Центральной и Восточной Европы, особенно долго существовала социалистическая (плановая) экономика. Это породило дополнительные трудности в переходном процессе.

О понятии «переходная экономика»

Сложность, многогранность переходного состояния в совре­менном мире обуславливает и неоднозначность термина «пере­ходная экономика». Как отмечалось, все страны мирового со­общества находятся в известном переходном состоянии и в подобном широком смысле вся мировая экономика сегодня -это «переходная экономика». Однако внутри нее есть несколь­ко разновидностей переходных экономик. Практически, когда речь идет о переходной экономике, она понимается в таком, более узком смысле. В подобном смысле «переходная экономи­ка» есть экономика и страновая: мы говорим о переходной эко­номике России, Украины, Литвы, Польши, Чехии и т.д. Важ­но при этом помнить, что страновая переходная экономика (так она будет пониматься в дальнейшем изложении) - частица гло­бального переходного состояния мирового сообщества. Это оз­начает, что, например, переходная экономика России заклю­чает в себе, во-первых, черты своей индивидуальной страновой специфики; во-вторых, черты, общие с однородными процес­сами в других бывших социалистических странах; в-третьих, некоторые общие черты с переходными процессами в развива­ющихся странах (преобразование государственной собственно­сти, глобализация рыночных отношений и др.); в-четвертых, -что очень важно, - и глобальные черты переходности к постин­дустриальному обществу.

Игнорирование последнего момента означало бы фактиче­ски исключение российской экономики из единого потока мирового развития, что вряд ли правомерно.

 

§ 2. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов

 

Быстрый крах плановых систем в большинстве бывших со­циалистических стран породил мнение, что, очевидно, плано­вая экономика появилась как результат якобы чисто насиль­ственных действий российских большевиков, а затем также насильственно была навязана другим странам, что все годы ее существования - это чистая «потеря времени» и т.п. На деле все обстоит не так просто.

Плановая экономика - одна из альтернатив XX в.

Рубеж XIX-XX вв. обнаружил кризис рыночной экономи­ки. Смысл его состоял в том, что рыночный механизм, вопреки представлениям о его роли и А. Смита, и А. Маршалла, оказал­ся неспособен обеспечить саморегулирование развития обще­ства. Глобальным проявлением этого кризиса явилась Первая мировая война.

Недостаточность рыночного саморегулирования на основе «невидимой руки» потребовала обратиться к помощи «руки» достаточно видимой и осязаемой - государственному регули­рованию. В теории, в связи с этим, сложились три версии. Пер­вая - государственное регулирование самих рыночных отноше­ний - уходила корнями к концепции В.Парето и развивалась его учеником Э. Баронэ, О. Ланге и др. Эта версия получила наименование «рыночного социализма». Вторая - государ­ственное регулирование как известное дополнение к рыночно­му механизму. Подобная концепция была выдвинута Д. Кейнсом. Третья - государственное управление хозяйством без использования рыночных отношений. Такая концепция была подробно обоснована в теории К. Маркса, тип принудительно направляемого хозяйства рассматривался в трудах П. Струве, В. Ойкена. Все эти три альтернативные модели получили то или иное применение в различных странах в XX в.

Вариант плановой экономики, избранный большевиками, таким образом, находился в общем русле развития мировой эко­номики, казался предпочтительным, поскольку полностью ис­ключал «нерациональные» рыночные отношения. Его более высокая историческая эффективность связывалась, в частно­сти, в марксистской теории с рядом черт.

Во-первых, якобы непосредственно общественный (плано­мерный) характер производства, исключающий косвенные рыночные связи, предполагал, что каждому виду труда и про­дукта заранее предопределено место в системе общественного разделения труда. На деле планомерность вылилась в односто­роннее директивное командование, исключающее реальные об­ратные связи, возможность использования инициативы мест, притупляющее мотивацию в труде работников и т.п.

Во-вторых, общенародная собственность на средства произ­водства, превращающая якобы всех в хозяев и, следовательно, резко повышающая эффективность производства. На деле пе­реход большей части средств производства в руки государства породил использующую их в своих интересах бюрократическую партийно-государственную элиту, превратил большинство на­селения в наемных работников, вынужденных подчиняться ди­рективам тоталитарного режима.

В-третьих, высшая цель плановой экономики - неуклонный рост благосостояния народа, что должно было в первую очередь продемонстрировать ее историческое преимущество. На деле плановая экономика, сложившись как экономика ресурсоограниченная (по типологизации Я. Корнай), действительно обес­печивала первоначально высокие темпы роста, однако прояв­лялось это в «производстве ради производства», нарастающем ограничении роста народного потребления, развитии всеобще­го интенсивного дефицита и т.д.

В-четвертых, распределение материальных и духовных благ по труду представлялось как самое «справедливое» распределение. На деле, в условиях постоянного ограниче­ния продукции конечного (личного) потребления оно выли­лось в уравнительное распределение для большинства населе­ния, сочетающееся с огромными привилегиями для правящей элиты. При этом необходимость обеспечения макроэкономи­ческого равновесия проявлялась в жесткой привязке доходов населения к объему производимых потребительских благ и услуг.

В-пятых, высокая степень государственной социальной за­щиты населения, правда, на весьма примитивном уровне, что проявлялось в обеспечении бесплатного образования, здраво­охранения, льготном предоставлении жилья и т.п. Действи­тельно большие первоначальные достижения в этой области постепенно становились все менее впечатляющими, в связи с относительным сокращением средств на указанные цели.

В-шестых, на практике формирование и развитие плановой экономики и в России, и в других странах было всегда «привя­зано» к строительству социализма (коммунизма), что как бы дополнительно отличало страны с плановой экономикой от всех других стран.

Кризис плановой экономики и необходимость перехода к другой системе

Длительное существование плановой экономики, особенно в России, объясняется тем, что, во-первых, плановая экономи­ка, действительно, обладает рядом положительных сторон, во-вторых, существованием условий, в которых они реализуются.

Положительные стороны плановой экономики - это спо­собность к значительной концентрации ресурсов, высокая маневренность, быстрота действия приказа, возможность макроэкономического планирования и прогнозирования и т.п. Условия хозяйствования, благоприятные для проявле­ния этих преимуществ следующие: относительная простота структуры производства, соответственно небольшое количе­ство хозяйственных связей, преобладание экстенсивного типа экономического роста, сравнительно небольшой срок, в течение которого действует энтузиазм, порожденный соци­алистической идеей и выступающий стимулом к труду. Пре­ходящий характер этих условий, нарастающий по мере усложнения народного хозяйства, повышения роли интен­сивных процессов в экономике, творческой активной роли человека в производстве означает, что по мере их исчезнове­ния нарастает и кризис плановой экономики. Отметим, что указанные выше моменты макрохозяйствования имели мес­то в условиях низкого уровня потребления народа, особенно сельского населения.

Кризис плановой экономики - кризис ее как системы. Сущ­ность его - неспособность плановой экономики обеспечивать эффективное функционирование общественного производства, общества в целом. Формами проявления данного кризиса ста­ли: невосприимчивость плановой экономики к достижениям научно-технического прогресса, их отторжение условиями ад­министративно-командных связей, что вело к технической и технологической отсталости страны; снижающаяся эффек­тивность производственных факторов, проявляющаяся в значительно большем расходовании на единицу продукции материальных и трудовых ресурсов, чем в рыночной экономи­ке; способность ее к обеспечению преимущественно экстенсивного роста, провал попыток перевести экономику на путь ин­тенсивного роста; низкий уровень народного потребления и ра­стущее отставание в этой области от стран рыночной системы; подавление тоталитарным режимом в человеке творческих на­чал, инициативы, внутренней мотивации в труде, что особенно важно в современных условиях; растущая неконкурентоспособ­ность стран плановой системы на мировом рынке и т.д.

Вышесказанное означает, что кризис плановой экономики возник не «вдруг». Он развертывался постепенно. Уже в 50-е годы в России предпринимаются серьезные попытки усиления стимулирования работников сельского хозяйства; в целях раз­вертывания местной инициативы создаются Советы народного хозяйства в рамках отдельных областей или их групп. Рефор­мы середины 60-х годов возвращают планирование и управ­ление к отраслевому принципу, ставя целью расширить самостоятельность первичных производственных звеньев предприятий. Попытки усовершенствовать плановую систему хозяйствования предпринимаются в 70-е и 80-е годы. Это были попытки преодоления ее нарастающего кризиса. Реформы не принесли успеха: все предпринимаемые прогрессивные ново­введения отторгались административно-командной системой, так как были несовместимы с основными принципами плано­вой экономики. Историческая практика показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связан с ее рефор­мированием. Этот выход - отказ от плановой системы, ее заме­на системой другой.

Основные направления преобразования плановой системы

Какая же система должна прийти на смену плановой? Оче­видно, такая, которая бы преодолела основные недостатки пла­новой экономики. Так, плановая экономика - это ресурсоограниченная система, ориентированная на производство ради производства, «погоню за валом» в ущерб удовлетворению ко­нечных потребностей населения, росту его благосостояния. Сле­довательно, необходимо преобразовать экономику, подчинив ее развитие именно удовлетворению потребностей. Но это возмож­но лишь в случае, если реальным ограничением развития про­изводства становятся сами потребности, т.е. при переходе к спросоограниченной (рыночной) системе.

Плановая экономика как директивно направляемая огра­ничивала возможности отдельных предприятий в развитии их инициативы, более полном и эффективном использовании ресурсов, поощрении работников и т.п. Следовательно, необходимо освободить производителей от тотальных команд, провести в этом смысле «разгосударствление» экономики, пре­вратить каждое звено в самостоятельного субъекта хозяйство­вания, ведущего свою деятельность для удовлетворения спро­са на основе риска, ответственного за ее результаты.

Плановая экономика как единая централизованная систе­ма исключала экономическую соревновательность, конкурен­цию отдельных звеньев, число которых в целях облегчения управляемости ими было к тому же относительно невелико. Это дополнительно снижало эффективность плановой системы, так как не стимулировало снижение издержек производства, по­вышение качества продукции, производство новых продуктов, внедрение новейшей техники и т.п. Следовательно, необходи­мо так преобразовать экономику, чтобы сложилась реальная конкурентная среда, т.е. разукрупнить производство, суще­ственно увеличить количество хозяйствующих субъектов, уст­ранить ограничения монопольного порядка и т.д.

Как видно, при известных различиях указанных направле­ний все они, так или иначе связаны с необходимостью перехода к рыночной экономике. Это объясняется и тем, что для стран плановой экономики характерен, в целом, индустриальный тип хозяйства, но этому типу, как показала практика, свойствен­ны два вида связей: или прямые директивные, или косвенные рыночные. Коль скоро система прямых директивных связей оказалась менее эффективной, она должна быть заменена сис­темой связей косвенных, рыночных.

 

§ 3. Формирование реальных рыночных отношений - содержание переходной экономики

 

Формально товарно-денежные отношения в плановой эко­номике существовали. Но за внешней формой денег, цены, сдел­ки купли-продажи и т.п. не было реального рыночного меха­низма. Спрос не воздействовал на цену, не было равновесных цен, отсутствовала конкуренция. Цены формировались цент­рализованно на основе затрат, были оторваны от мирового рын­ка. Относительные цены отражали диспропорции производства и т.д. Поэтому главной мерой для перехода к реальным рыноч­ным отношениям должно было стать освобождение рыночных форм от подавления их со стороны административно-команд­ной (плановой) системы, т.е. либерализация экономики.

Внутриэкономическая либерализация

Либерализация внутриэкономических отношений в народ­ном хозяйстве связана с тремя моментами. Во-первых, освобож­дение процесса формирования цен от централизованного регу­лирования - это важнейший, исходный момент либерализации. Во-вторых, введение свободы торговли для физических и юридических лиц. В-третьих, наиболее глубокий и сложный момент либерализации - подчинение деятельности производи­телей требованиям рынка (спроса). Все эти преобразования рез­ко меняют существовавшую в плановой экономике систему хо­зяйствования, сам образ жизни и мышления людей, порождает в обществе сложные проблемы и противоречия.

«Отпуск» цен приводит сразу же к их существенному повы­шению, что обуславливает уменьшение реальных доходов лю­дей, снижение жизненного уровня населения, изменение струк­туры потребления, сложные проблемы для предприятий в закупке сырья и материалов, выплате заработной платы и т.д. Так, в России лишь в январе 1992 г. потребительские цены выросли в 3,5 раза по сравнению с декабрем 1991 г., в то время как номинальная заработная плата за этот период выросла все­го на 40%. Физический объем товарооборота в январе 1992 г. составил около одной трети от января 1991 г. В целом за 1992 г. потребительские цены выросли более чем в 25 раз.

В теории выделяется два варианта отпуска цен: одномомен­тный («шоковый») и постепенный («градуалистский»). Наделе реальная политика либерализации, скорее, носит «смешан­ный» характер, склоняясь в сторону того или другого вариан­та. Чем меньше развиты рыночные отношения к началу ли­берализации, тем менее эффективен «шоковый» вариант. В России в этом смысле процесс либерализации цен проходил труднее, чем во многих странах Центральной и Восточной Европы, хотя и прошел достаточно быстро. В январе 1992 г. ста­ли свободными 80% цен на товары производственного назна­чения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и 90% цен на потребительские товары (в стоимостном выражении). Цены на большинство товаров производственного назначения были по­вышены в 5 раз. В дальнейшем процесс повышения цен про­должался. К началу 1996 г. либерализация цен в России была практически завершена.

Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, особенно из отраслей военно-промышленного комплекса, привыкших работать на государственный заказ, сразу теряет сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия, по­ставленные в рыночные условия, часто оказываются неконку­рентоспособными на рынке, особенно в соревновании с импорт­ной продукцией. В-третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, т.е. проблему самого фун­кционирования. В-четвертых, трудное положение производите­лей усугубляется сокращением спроса населения. В-пятых, в осо­бенно тяжелое положение попадают производства, получавшие ранее субсидии от государства (прежде всего сельское хозяйство). В-шестых, либерализация экономики глубоко противоречит сло­жившемуся менталитету директорского корпуса, воспитанного условиями плановой системы выполнять задания сверху, не за­ботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.

Либерализация внешнеэкономических отношений

Либерализация внешнеэкономических связей страны - со­вершенно необходимое, логическое следствие либерализации внутриэкономических отношений. Эффективный рыночный механизм в экономике может быть создан только при его тес­ной связи с мировыми рыночными отношениями. Более того, при этом важно известное единство экономических и правовых форм взаимосвязей между разными странами. Внешнеэконо­мическая либерализация расширяет возможности помощи при проведении преобразований в переходном процессе, т.е. как бы ускоряет решение задач переходной экономики.

Основные формы такой либерализации - расширение дос­тупа в страну зарубежных инвестиций; устранение огосудар­ствления (централизации) внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта; либера­лизация экспорта (отмена пошлин, квот, лицензий и льгот); обеспечение конвертируемости национальной валюты. Все эти формы, как показывает практика, усиливают эффективность действующего рыночного механизма, хотя следует подчерк­нуть, что в полной мере они не применяются и в развитой ры­ночной экономике. В целях защиты национального производ­ства государство здесь устанавливает известные ограничения, широко использует таможенные тарифы, вводит различного рода запреты и т.д. Тем более это, очевидно, должно относить­ся к экономике переходной, где рыночный механизм проходит стадию становления, а существующее производство еще не адекватно рыночным условиям.

Поэтому политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, т.е. с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональ­ных рыночных отношений и их органичное включение в миро­вое хозяйство, а с другой - не допускать ущерба развитию оте­чественного производства. В целом в России преобразования в данной области были связаны именно с либерализацией вне­шних отношений по всем направлениям. Впервые за многие десятилетия формально были открыты широкие возможности для притока иностранного капитала. Осуществление внешне­экономических операций было разрешено отдельным предпри­ятиям и лицам. Резко сокращен централизованный импорт и экспорт. В течение 1992-1996 гг. были практически отменены пошлины, квоты, лицензии и льготы на российский экспорт, сокращены импортные пошлины. Сделан ряд существенных шагов по обеспечению конвертируемости рубля и т.д.

Вместе с тем, противоречивость названных форм обуслав­ливает крайнюю болезненность процесса внешнеэкономиче­ской либерализации российской экономики. Так, широкое открытие ее для импорта зарубежных товаров наносит суще­ственный ущерб национальному производству. Вследствие этого правительство принимает решения об усилении протек­ционистской защиты (тарифов на импорт) и в целом, и по от­дельным группам товаров. Отмена квот и лицензий на экспорт при различии внутренних и мировых цен (в частности на нефть, некоторые металлы) порождает необоснованные доходы, «утеч­ку» капитала за рубеж и т.п., что, следовательно, требует со­хранения известного государственного контроля. Частичная конвертируемость рубля порождает «долларизацию» экономи­ки в условиях ее неустойчивости, рост вложений средств насе­ления в доллары и т.д. Негативы чрезмерной открытости рос­сийской экономики ярко проявились в финансовом кризисе 1998 г., приведшем к девальвации рубля и снижению жизнен­ного уровня населения.

Становление рыночной инфраструктуры

Одна из важных задач формирования реальных рыночных отношений - образование институтов рыночной инфраструк­туры. Рыночная экономика - сложнейший механизм взаимо­связей десятков миллионов производителей и потребителей. Рыночная инфраструктура - это система экономических и правовых (что очень важно) учреждений (институтов), обслу­живающая этот механизм путем организации движения товар­ных и денежных потоков, их распределения во временном и ре­гиональном аспектах с учетом потребностей бесперебойного функционирования рыночного механизма. В переходной эко­номике в процессе формирования различных рынков (товаров, труда, капитала) постепенно возникают соответствующие ин­ституты: товарные биржи и биржи труда, различного вида бюро по трудоустройству и переподготовке кадров, фондовые и валютные биржи, складывается качественно новая банковская система.

Формирование институтов рыночной инфраструктуры в пе­реходной экономике имеет целый ряд особенностей. Во-первых, многие из них образуются заново, на «пустом месте». Так, в годы плановой экономики не было товарных, фондовых и валютных бирж. Во-вторых, в связи с этим, образование их про­исходит в количествах, не адекватных потребностям рынка. Так, на 1 января 1996 г. в России действовало более 2,6 тыс. коммерческих банков, причем примерно за год к этому сроку их число выросло на четверть, а многие из действовавших ранее разорились. Более половины всех банков - мелкие, не способ­ные конкурировать с западными банками. В-третьих, первона­чально не все институты выполняют свойственные им функции. Это касается, в частности, товарных бирж, которые должны заниматься организацией товарных сделок по массовым сырь­евым и продовольственным товарам. Первые российские бир­жи, возникшие сразу в огромном количестве (только в 1992 г. было зарегистрировано около 400 товарных бирж), занимались торговлей любыми товарами. В-четвертых, образование назван­ных институтов проходит подчас без надлежащей правовой основы, что затрудняет их функционирование и порождает мно­жество злоупотреблений. В-пятых, особо следует сказать о су­щественном распространении в этой сфере мошеннических организаций, финансовых пирамид и т.д.

Принципиальные изменения происходят в банковской сфе­ре. Вместо практически единой государственной банковской си­стемы, свойственной плановой экономике, складывается сис­тема двухуровневая, отвечающая потребностям экономики рыночной. Ее нижний уровень составляет широкая сеть ком­мерческих банков, призванная выполнять (как и большинство других институтов рыночной инфраструктуры) роль посредни­ков между производителями и потребителями. Их деятельность контролируется Центральным Банком России путем установ­ления учетной ставки процента и обязательной нормы резер­вов. Подобные преобразования характерны для всех стран, совершающих переход от плановой экономики к рыночной.

 

§ 4. Изменение структуры собственности в переходной экономике

 

Переход к рыночной экономике - это как бы двусторонний процесс. С одной стороны, прежде всего необходимо сформиро­вать собственно «рынок», систему рыночных связей: обеспе­чить свободное ценообразование, свободу торговли, конкурен­тные отношения, соответствующую рыночную инфраструктуру и т.п. С другой, - что более сложно, - преобразовать производ­ственную сферу, создав в ней достаточно большое количество хозяйствующих субъектов, способных обеспечить конкурент­ные отношения, субъектов, ведущих дело на началах свобод­ного предпринимательства. Эта линия перехода к рынку связана с существенными преобразованиями отношений соб­ственности, свойственных плановой экономике.

Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности

В плановой экономике выделялись две формы собственно­сти на средства производства: государственная (общенарод­ная) и колхозно-ко

Дата: 2016-10-02, просмотров: 217.