Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) - русский экономист, закончил юридический факультет Петербургского университета, был заместителем министра продовольствия во Временном правительстве, после революции работал в Сельскохозяйственной академии, возглавлял Конъюнктурный институт. Всемирно известен как автор теории «больших циклов конъюнктуры» («теории длинных волн конъюнктуры»). Изложив эту теорию в работе «Мировое хозяйство и его конъюнктура во время и после войны» в 1922 г., развивает и обосновывает ее в статьях «Спорные вопросы мирового хозяйства и кризиса (ответ нашим критикам)» (1923), «Большие циклы конъюнктуры» (1925). На основе обширного фактического материала, анализа динамических рядов показателей, с использованием методов математической статистики, ученый пришел к выводу о наличии долгосрочного механизма, приводящего к периодическому обновлению хозяйственной системы: обновляется основа производства, перестраивается хозяйственный механизм, организационная структура. Волновые колебания за длительный период времени носят закономерный, повторяющийся характер. Известны работы ученого и в области аграрной экономики и политики. Будучи профессором Московской сельскохозяйственной академии, он изучал вопросы развития кооперации в стране и продовольственного снабжения населения. Во время разработки первого пятилетнего плана выступал за сбалансированное развитие промышленности и сельского хозяйства, против формирования индустриализации за счет деревни. В 1938 г. был репрессирован. Реабилитирован в 1987г.
Василий Леонтьев (1906-1998) - американский экономист, родился в Петербурге, окончил Ленинградский университет, затем учился в Берлине, работал экономическим советником в Нанкине. В 1931 г. эмигрировал в США, где преподавал в Гарвардском университете, с 1948 г. - директор Института экономических исследований. Создал ряд работ по прогнозированию экономики. Получил всемирную известность как автор метода экономического анализа «затраты-выпуск». Метод используется при исследовании конкретных процессов замещения одних частей общественного продукта другими по стоимости и в натуре между отраслями экономики (межотраслевые балансы). С помощью этого метода исследовал конкретные экономические проблемы: структуру и динамику экономики США, соотношение возможных изменений налогов, заработной платы, цены, долгосрочные тенденции капиталистического машинного производства. Основные работы: «Структура американской экономики 1919-1929 гг.»(1941), «Циклы в структуре американской эко-номики»(1953), «Затрата-выпуск в экономике» (1966), «Экономические эссе» (1966).
Саймон Кузнец (1901-1985) - американский экономист, выходец из России. Известен как создатель теории строительных циклов, т.е. колебаний длительностью 15-20 лет, связанных с периодическим массовым обновлением жилищ и некоторых производственных помещений. Объяснял эти явления демографическими процессами. Главный труд - «Вековые движения в производстве и ценах» (1930), в котором на базе анализа 65 рядов производственных показателей и 35 показателей цен для пяти стран за период с 1865 по 1920 гг. определил закономерности их долговременной динамики, подтверждающие наличие непосредственной связи между длительной эволюцией производства и цен.
Вопросы для повторения
1. Что такое «экономический рост» и каковы его типы? Какой тип экономического роста имеет место в России в настоящее время?
2. Чем был обусловлен экстенсивный тип экономического роста в СССР?
3. Что такое «темпы экономического роста» и каковы их факторы?
4. Как использование достижений НТП воздействует на факторы экономического роста?
5. Инвестиции и экономический рост: какова их взаимосвязь?
6. Какие основные модели экономического роста Вы знаете? Каковы их особенности?
7. Каковы причины отрицательных темпов экономического роста России в настоящее время?
8. Какое значение для экономической политики КПСС имел тезис о законе преимущественного роста производства средств производства? Отражал ли он интересы народа?
9. Проанализируйте табл. 22.1. Каковы особенности ресурсов и их показателей в настоящее время в России и на Западе?
10. Какое место среди факторов экономического роста занимает человеческий фактор?
11. Существуют ли показатели человеческого фактора экономического роста?
12. Можно ли рассматривать информацию как самостоятельный фактор экономического роста и как его можно оценивать?
Примерный план лекции
1. Экономический рост и его типы. Их сравнительная эффективность.
2. Состояние экономики России в настоящее время и факторы ее стабилизации.
3. Модель межотраслевого баланса В. Леонтьева и ее практическое значение.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Экономический рост и изменение его факторов в современных условиях.
2. Сущность экономико-математического моделирования экономического роста
3. Важнейшие экономико-математические модели экономического роста и их применение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анчишкин А. Методологические проблемы факторного анализа динамики производства, интенсивных и экстенсивных путей экономического роста // Вопросы экономики. 1971. № 6.
2. Баркалов И.Б. Производственные функции и модели экономического роста. - М., 1981.
3. ГеретикШ. Критика буржуазных теорий политэкономии. -М., 1977.
4. Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. -М., 1971.
5. Изюмов А.И., Попов В.В. К вопросу длинных волн в американской экономике // США: ЭПИ. 1988. № 4.
6. Кендрик Д. Тенденции производительности в США. - М., 1967.
7. Кондратьев НД. Проблемы экономической.динамики. - М., 1989.
8. Леонтьев В. Будущее мировой экономики. - М., 1979.
9. Леонтьев В. Анализ эффективности внедрения новой технологии // В мире науки.1985. № 8.
10. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М., 1983. Т. 3. Кн. 66. Гл. 12, 13.
11. Пестель Э. За пределами роста. - М., 1988.
12. Трофимова И.Н. Длинные волны интенсификации экономики США // США: ЭПИ. 1992. № 3.
Глава 23. ОСНОВЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
§ 1. Переходные процессы и особенности современной российской экономики
Экономическая теория, прежде всего отражает закономерности функционирования экономики. Через категории, к примеру, равновесной цены, предельных издержек, моделей роста и другие она характеризует определенные устойчивые связи, свойственные рыночной экономической системе. Однако рыночная экономика со всеми ее чертами существовала не всегда. Как и всякая другая система, она прошла известный путь развития, который экономическая теория также должна иметь в виду.
Этапы развития экономической системы
Процесс формирования и функционирования экономической системы включает три этапа. Первый - постепенное становление (возникновение) системы, приводящее к ее утверждению в обществе как господствующей. Второй - период зрелости, полного проявления в процессе функционирования всех ее возможностей, исторических преимуществ. Третий - постепенное «умирание» в условиях зарождения и развития элементов новой, будущей системы.
Исторический характер всякой системы (становление, зрелость, умирание) и обуславливает то, что в развитии общества возникают особые - переходные - состояния. Отличительными чертами таких состояний являются: 1) сосуществование элементов старой и новой систем; 2) особый характер противоречий - борьба элементов отмирающей и нарождающейся экономики; 3) неустойчивость, обусловленная самой трансформацией общества и проявляющаяся в альтернативности (неопределенности) вариантов его будущего.
Материальная основа переходных состояний, образующих, как видно, два этапа из трех в функционировании экономических систем, двояка. С одной стороны, как показывает история, это смена доминирующего фактора производства. Так исторически совершается переход от аграрного общества (доминирующий фактор - земля) к индустриальному (доминирующий фактор - накопленный труд, капитал). С другой стороны, переходное состояние - это изменение характера связи между людьми. В этом смысле вышеупомянутый переход есть переход от традиционного общества (личные связи, основанные на обычаях, традициях) к рыночному (вещные, рыночные связи). В целом крупное переходное состояние прошлого (XV-XVII вв.) было связано с возникновением индустриально-рыночной системы.
Переходность как состояние современного мирового сообщества
Рубеж тысячелетий обнаруживает переходное состояние на новом уровне. С точки зрения смены доминирующего фактора, на первый план выдвигается человек (труд). Если прежде человек выступал как элемент, подчиненный природе, а в индустриально-рыночной системе - вещественному богатству, то в будущем обществе творческая деятельность человека на основе научного знания превращается в определяющий элемент функционирования и развития общества. Сегодня подобные признаки проявляются в повышении роли, ответственности работника за эффект его деятельности, контроля за ходом производственного процесса, значения квалификации работников. Возрастает роль вложений в «человеческий капитал», развиваются новые формы мотивации в труде и т.д. С точки зрения изменения характера связи, заметна тенденция к возрастанию роли прямых информационных связей, в отличие от рыночного хозяйства, где информационную функцию выполняют связи косвенные (рыночные). Не случайно будущее общество получило название «информационного».
Вышеуказанное характеризует тенденции, ярко проявляющиеся в наиболее развитых странах современного мира. В целом же, в силу неодинакового уровня развития различных стран, переходность в современном мировом сообществе оказывается более сложной, многогранной. Во-первых, это вышеназванные «постиндустриальные» тенденции. Во-вторых, усилившиеся интеграционные процессы, проявляющиеся во все более разветвленных мировых связях; создание различного рода объединений континентального и межконтинентального масштаба; ускорение развития относительно «слабых» стран. В-третьих, растущей тенденции к преодолению «разноуровневости» в развитии стран на основе ускоренного индустриального развития «отставших» стран и глобализации рыночных отношений.
Эти черты характеризуют сегодня развитие всех стран мирового сообщества, в рамках которого, однако, выделяется несколько разнородных групп. Одна - это страны-лидеры, демонстрирующие в наибольшей степени тенденции движения к постиндустриальному (информационному) обществу. Другая - это страны, называемые в недавнем прошлом «развивающимися». Наконец, в 90-е годы сформировалась особая группа (бывших социалистических)стран, «стартом» переходных процессов в которых стал «уход» от плановой экономики.
Специфика переходного процесса в российской экономике
Россия относится к числу этих стран, поэтому специфика ее переходного процесса в значительной мере характеризует черты переходного состояния во всех бывших социалистических странах. Во-первых, это особенное исходное состояние, предшествующее переходному процессу, - плановая экономика. Характер связей здесь был совершенно иной, чем в «обычной» индустриально-рыночной системе. Поэтому развитие рыночных отношений начинается здесь в известном смысле с нулевой отметки. Во-вторых, переходные процессы проявляются здесь не путем простого нарастания прогрессивных тенденций, а неизбежно связаны с глубокими качественными преобразованиями экономики, сломом прежних отношений. В данном смысле это не эволюционный, а революционный процесс. В-третьих, необходимость ломки существовавшей структуры производства, экономической структуры (отношений собственности) общества, форм хозяйствования («от плана к рынку») означает неизбежность значительных социально-экономических издержек в процессе этих преобразований (трансформационный спад производства, ухудшение жизни населения, изменение менталитета и т.п.). В-четвертых, особенности переходной экономики в России во многом обусловлены разрывом хозяйственных межреспубликанских связей, распадом Советского Союза, Совета Экономической Взаимопомощи. В-пятых, уникальность России проявляется в том, что в ней, по сравнению с другими социалистическими странами Центральной и Восточной Европы, особенно долго существовала социалистическая (плановая) экономика. Это породило дополнительные трудности в переходном процессе.
О понятии «переходная экономика»
Сложность, многогранность переходного состояния в современном мире обуславливает и неоднозначность термина «переходная экономика». Как отмечалось, все страны мирового сообщества находятся в известном переходном состоянии и в подобном широком смысле вся мировая экономика сегодня -это «переходная экономика». Однако внутри нее есть несколько разновидностей переходных экономик. Практически, когда речь идет о переходной экономике, она понимается в таком, более узком смысле. В подобном смысле «переходная экономика» есть экономика и страновая: мы говорим о переходной экономике России, Украины, Литвы, Польши, Чехии и т.д. Важно при этом помнить, что страновая переходная экономика (так она будет пониматься в дальнейшем изложении) - частица глобального переходного состояния мирового сообщества. Это означает, что, например, переходная экономика России заключает в себе, во-первых, черты своей индивидуальной страновой специфики; во-вторых, черты, общие с однородными процессами в других бывших социалистических странах; в-третьих, некоторые общие черты с переходными процессами в развивающихся странах (преобразование государственной собственности, глобализация рыночных отношений и др.); в-четвертых, -что очень важно, - и глобальные черты переходности к постиндустриальному обществу.
Игнорирование последнего момента означало бы фактически исключение российской экономики из единого потока мирового развития, что вряд ли правомерно.
§ 2. Плановая экономика как исходное состояние переходных процессов
Быстрый крах плановых систем в большинстве бывших социалистических стран породил мнение, что, очевидно, плановая экономика появилась как результат якобы чисто насильственных действий российских большевиков, а затем также насильственно была навязана другим странам, что все годы ее существования - это чистая «потеря времени» и т.п. На деле все обстоит не так просто.
Плановая экономика - одна из альтернатив XX в.
Рубеж XIX-XX вв. обнаружил кризис рыночной экономики. Смысл его состоял в том, что рыночный механизм, вопреки представлениям о его роли и А. Смита, и А. Маршалла, оказался неспособен обеспечить саморегулирование развития общества. Глобальным проявлением этого кризиса явилась Первая мировая война.
Недостаточность рыночного саморегулирования на основе «невидимой руки» потребовала обратиться к помощи «руки» достаточно видимой и осязаемой - государственному регулированию. В теории, в связи с этим, сложились три версии. Первая - государственное регулирование самих рыночных отношений - уходила корнями к концепции В.Парето и развивалась его учеником Э. Баронэ, О. Ланге и др. Эта версия получила наименование «рыночного социализма». Вторая - государственное регулирование как известное дополнение к рыночному механизму. Подобная концепция была выдвинута Д. Кейнсом. Третья - государственное управление хозяйством без использования рыночных отношений. Такая концепция была подробно обоснована в теории К. Маркса, тип принудительно направляемого хозяйства рассматривался в трудах П. Струве, В. Ойкена. Все эти три альтернативные модели получили то или иное применение в различных странах в XX в.
Вариант плановой экономики, избранный большевиками, таким образом, находился в общем русле развития мировой экономики, казался предпочтительным, поскольку полностью исключал «нерациональные» рыночные отношения. Его более высокая историческая эффективность связывалась, в частности, в марксистской теории с рядом черт.
Во-первых, якобы непосредственно общественный (планомерный) характер производства, исключающий косвенные рыночные связи, предполагал, что каждому виду труда и продукта заранее предопределено место в системе общественного разделения труда. На деле планомерность вылилась в одностороннее директивное командование, исключающее реальные обратные связи, возможность использования инициативы мест, притупляющее мотивацию в труде работников и т.п.
Во-вторых, общенародная собственность на средства производства, превращающая якобы всех в хозяев и, следовательно, резко повышающая эффективность производства. На деле переход большей части средств производства в руки государства породил использующую их в своих интересах бюрократическую партийно-государственную элиту, превратил большинство населения в наемных работников, вынужденных подчиняться директивам тоталитарного режима.
В-третьих, высшая цель плановой экономики - неуклонный рост благосостояния народа, что должно было в первую очередь продемонстрировать ее историческое преимущество. На деле плановая экономика, сложившись как экономика ресурсоограниченная (по типологизации Я. Корнай), действительно обеспечивала первоначально высокие темпы роста, однако проявлялось это в «производстве ради производства», нарастающем ограничении роста народного потребления, развитии всеобщего интенсивного дефицита и т.д.
В-четвертых, распределение материальных и духовных благ по труду представлялось как самое «справедливое» распределение. На деле, в условиях постоянного ограничения продукции конечного (личного) потребления оно вылилось в уравнительное распределение для большинства населения, сочетающееся с огромными привилегиями для правящей элиты. При этом необходимость обеспечения макроэкономического равновесия проявлялась в жесткой привязке доходов населения к объему производимых потребительских благ и услуг.
В-пятых, высокая степень государственной социальной защиты населения, правда, на весьма примитивном уровне, что проявлялось в обеспечении бесплатного образования, здравоохранения, льготном предоставлении жилья и т.п. Действительно большие первоначальные достижения в этой области постепенно становились все менее впечатляющими, в связи с относительным сокращением средств на указанные цели.
В-шестых, на практике формирование и развитие плановой экономики и в России, и в других странах было всегда «привязано» к строительству социализма (коммунизма), что как бы дополнительно отличало страны с плановой экономикой от всех других стран.
Кризис плановой экономики и необходимость перехода к другой системе
Длительное существование плановой экономики, особенно в России, объясняется тем, что, во-первых, плановая экономика, действительно, обладает рядом положительных сторон, во-вторых, существованием условий, в которых они реализуются.
Положительные стороны плановой экономики - это способность к значительной концентрации ресурсов, высокая маневренность, быстрота действия приказа, возможность макроэкономического планирования и прогнозирования и т.п. Условия хозяйствования, благоприятные для проявления этих преимуществ следующие: относительная простота структуры производства, соответственно небольшое количество хозяйственных связей, преобладание экстенсивного типа экономического роста, сравнительно небольшой срок, в течение которого действует энтузиазм, порожденный социалистической идеей и выступающий стимулом к труду. Преходящий характер этих условий, нарастающий по мере усложнения народного хозяйства, повышения роли интенсивных процессов в экономике, творческой активной роли человека в производстве означает, что по мере их исчезновения нарастает и кризис плановой экономики. Отметим, что указанные выше моменты макрохозяйствования имели место в условиях низкого уровня потребления народа, особенно сельского населения.
Кризис плановой экономики - кризис ее как системы. Сущность его - неспособность плановой экономики обеспечивать эффективное функционирование общественного производства, общества в целом. Формами проявления данного кризиса стали: невосприимчивость плановой экономики к достижениям научно-технического прогресса, их отторжение условиями административно-командных связей, что вело к технической и технологической отсталости страны; снижающаяся эффективность производственных факторов, проявляющаяся в значительно большем расходовании на единицу продукции материальных и трудовых ресурсов, чем в рыночной экономике; способность ее к обеспечению преимущественно экстенсивного роста, провал попыток перевести экономику на путь интенсивного роста; низкий уровень народного потребления и растущее отставание в этой области от стран рыночной системы; подавление тоталитарным режимом в человеке творческих начал, инициативы, внутренней мотивации в труде, что особенно важно в современных условиях; растущая неконкурентоспособность стран плановой системы на мировом рынке и т.д.
Вышесказанное означает, что кризис плановой экономики возник не «вдруг». Он развертывался постепенно. Уже в 50-е годы в России предпринимаются серьезные попытки усиления стимулирования работников сельского хозяйства; в целях развертывания местной инициативы создаются Советы народного хозяйства в рамках отдельных областей или их групп. Реформы середины 60-х годов возвращают планирование и управление к отраслевому принципу, ставя целью расширить самостоятельность первичных производственных звеньев предприятий. Попытки усовершенствовать плановую систему хозяйствования предпринимаются в 70-е и 80-е годы. Это были попытки преодоления ее нарастающего кризиса. Реформы не принесли успеха: все предпринимаемые прогрессивные нововведения отторгались административно-командной системой, так как были несовместимы с основными принципами плановой экономики. Историческая практика показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связан с ее реформированием. Этот выход - отказ от плановой системы, ее замена системой другой.
Основные направления преобразования плановой системы
Какая же система должна прийти на смену плановой? Очевидно, такая, которая бы преодолела основные недостатки плановой экономики. Так, плановая экономика - это ресурсоограниченная система, ориентированная на производство ради производства, «погоню за валом» в ущерб удовлетворению конечных потребностей населения, росту его благосостояния. Следовательно, необходимо преобразовать экономику, подчинив ее развитие именно удовлетворению потребностей. Но это возможно лишь в случае, если реальным ограничением развития производства становятся сами потребности, т.е. при переходе к спросоограниченной (рыночной) системе.
Плановая экономика как директивно направляемая ограничивала возможности отдельных предприятий в развитии их инициативы, более полном и эффективном использовании ресурсов, поощрении работников и т.п. Следовательно, необходимо освободить производителей от тотальных команд, провести в этом смысле «разгосударствление» экономики, превратить каждое звено в самостоятельного субъекта хозяйствования, ведущего свою деятельность для удовлетворения спроса на основе риска, ответственного за ее результаты.
Плановая экономика как единая централизованная система исключала экономическую соревновательность, конкуренцию отдельных звеньев, число которых в целях облегчения управляемости ими было к тому же относительно невелико. Это дополнительно снижало эффективность плановой системы, так как не стимулировало снижение издержек производства, повышение качества продукции, производство новых продуктов, внедрение новейшей техники и т.п. Следовательно, необходимо так преобразовать экономику, чтобы сложилась реальная конкурентная среда, т.е. разукрупнить производство, существенно увеличить количество хозяйствующих субъектов, устранить ограничения монопольного порядка и т.д.
Как видно, при известных различиях указанных направлений все они, так или иначе связаны с необходимостью перехода к рыночной экономике. Это объясняется и тем, что для стран плановой экономики характерен, в целом, индустриальный тип хозяйства, но этому типу, как показала практика, свойственны два вида связей: или прямые директивные, или косвенные рыночные. Коль скоро система прямых директивных связей оказалась менее эффективной, она должна быть заменена системой связей косвенных, рыночных.
§ 3. Формирование реальных рыночных отношений - содержание переходной экономики
Формально товарно-денежные отношения в плановой экономике существовали. Но за внешней формой денег, цены, сделки купли-продажи и т.п. не было реального рыночного механизма. Спрос не воздействовал на цену, не было равновесных цен, отсутствовала конкуренция. Цены формировались централизованно на основе затрат, были оторваны от мирового рынка. Относительные цены отражали диспропорции производства и т.д. Поэтому главной мерой для перехода к реальным рыночным отношениям должно было стать освобождение рыночных форм от подавления их со стороны административно-командной (плановой) системы, т.е. либерализация экономики.
Внутриэкономическая либерализация
Либерализация внутриэкономических отношений в народном хозяйстве связана с тремя моментами. Во-первых, освобождение процесса формирования цен от централизованного регулирования - это важнейший, исходный момент либерализации. Во-вторых, введение свободы торговли для физических и юридических лиц. В-третьих, наиболее глубокий и сложный момент либерализации - подчинение деятельности производителей требованиям рынка (спроса). Все эти преобразования резко меняют существовавшую в плановой экономике систему хозяйствования, сам образ жизни и мышления людей, порождает в обществе сложные проблемы и противоречия.
«Отпуск» цен приводит сразу же к их существенному повышению, что обуславливает уменьшение реальных доходов людей, снижение жизненного уровня населения, изменение структуры потребления, сложные проблемы для предприятий в закупке сырья и материалов, выплате заработной платы и т.д. Так, в России лишь в январе 1992 г. потребительские цены выросли в 3,5 раза по сравнению с декабрем 1991 г., в то время как номинальная заработная плата за этот период выросла всего на 40%. Физический объем товарооборота в январе 1992 г. составил около одной трети от января 1991 г. В целом за 1992 г. потребительские цены выросли более чем в 25 раз.
В теории выделяется два варианта отпуска цен: одномоментный («шоковый») и постепенный («градуалистский»). Наделе реальная политика либерализации, скорее, носит «смешанный» характер, склоняясь в сторону того или другого варианта. Чем меньше развиты рыночные отношения к началу либерализации, тем менее эффективен «шоковый» вариант. В России в этом смысле процесс либерализации цен проходил труднее, чем во многих странах Центральной и Восточной Европы, хотя и прошел достаточно быстро. В январе 1992 г. стали свободными 80% цен на товары производственного назначения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и 90% цен на потребительские товары (в стоимостном выражении). Цены на большинство товаров производственного назначения были повышены в 5 раз. В дальнейшем процесс повышения цен продолжался. К началу 1996 г. либерализация цен в России была практически завершена.
Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, особенно из отраслей военно-промышленного комплекса, привыкших работать на государственный заказ, сразу теряет сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия, поставленные в рыночные условия, часто оказываются неконкурентоспособными на рынке, особенно в соревновании с импортной продукцией. В-третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, т.е. проблему самого функционирования. В-четвертых, трудное положение производителей усугубляется сокращением спроса населения. В-пятых, в особенно тяжелое положение попадают производства, получавшие ранее субсидии от государства (прежде всего сельское хозяйство). В-шестых, либерализация экономики глубоко противоречит сложившемуся менталитету директорского корпуса, воспитанного условиями плановой системы выполнять задания сверху, не заботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.
Либерализация внешнеэкономических отношений
Либерализация внешнеэкономических связей страны - совершенно необходимое, логическое следствие либерализации внутриэкономических отношений. Эффективный рыночный механизм в экономике может быть создан только при его тесной связи с мировыми рыночными отношениями. Более того, при этом важно известное единство экономических и правовых форм взаимосвязей между разными странами. Внешнеэкономическая либерализация расширяет возможности помощи при проведении преобразований в переходном процессе, т.е. как бы ускоряет решение задач переходной экономики.
Основные формы такой либерализации - расширение доступа в страну зарубежных инвестиций; устранение огосударствления (централизации) внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта; либерализация экспорта (отмена пошлин, квот, лицензий и льгот); обеспечение конвертируемости национальной валюты. Все эти формы, как показывает практика, усиливают эффективность действующего рыночного механизма, хотя следует подчеркнуть, что в полной мере они не применяются и в развитой рыночной экономике. В целях защиты национального производства государство здесь устанавливает известные ограничения, широко использует таможенные тарифы, вводит различного рода запреты и т.д. Тем более это, очевидно, должно относиться к экономике переходной, где рыночный механизм проходит стадию становления, а существующее производство еще не адекватно рыночным условиям.
Поэтому политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, т.е. с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их органичное включение в мировое хозяйство, а с другой - не допускать ущерба развитию отечественного производства. В целом в России преобразования в данной области были связаны именно с либерализацией внешних отношений по всем направлениям. Впервые за многие десятилетия формально были открыты широкие возможности для притока иностранного капитала. Осуществление внешнеэкономических операций было разрешено отдельным предприятиям и лицам. Резко сокращен централизованный импорт и экспорт. В течение 1992-1996 гг. были практически отменены пошлины, квоты, лицензии и льготы на российский экспорт, сокращены импортные пошлины. Сделан ряд существенных шагов по обеспечению конвертируемости рубля и т.д.
Вместе с тем, противоречивость названных форм обуславливает крайнюю болезненность процесса внешнеэкономической либерализации российской экономики. Так, широкое открытие ее для импорта зарубежных товаров наносит существенный ущерб национальному производству. Вследствие этого правительство принимает решения об усилении протекционистской защиты (тарифов на импорт) и в целом, и по отдельным группам товаров. Отмена квот и лицензий на экспорт при различии внутренних и мировых цен (в частности на нефть, некоторые металлы) порождает необоснованные доходы, «утечку» капитала за рубеж и т.п., что, следовательно, требует сохранения известного государственного контроля. Частичная конвертируемость рубля порождает «долларизацию» экономики в условиях ее неустойчивости, рост вложений средств населения в доллары и т.д. Негативы чрезмерной открытости российской экономики ярко проявились в финансовом кризисе 1998 г., приведшем к девальвации рубля и снижению жизненного уровня населения.
Становление рыночной инфраструктуры
Одна из важных задач формирования реальных рыночных отношений - образование институтов рыночной инфраструктуры. Рыночная экономика - сложнейший механизм взаимосвязей десятков миллионов производителей и потребителей. Рыночная инфраструктура - это система экономических и правовых (что очень важно) учреждений (институтов), обслуживающая этот механизм путем организации движения товарных и денежных потоков, их распределения во временном и региональном аспектах с учетом потребностей бесперебойного функционирования рыночного механизма. В переходной экономике в процессе формирования различных рынков (товаров, труда, капитала) постепенно возникают соответствующие институты: товарные биржи и биржи труда, различного вида бюро по трудоустройству и переподготовке кадров, фондовые и валютные биржи, складывается качественно новая банковская система.
Формирование институтов рыночной инфраструктуры в переходной экономике имеет целый ряд особенностей. Во-первых, многие из них образуются заново, на «пустом месте». Так, в годы плановой экономики не было товарных, фондовых и валютных бирж. Во-вторых, в связи с этим, образование их происходит в количествах, не адекватных потребностям рынка. Так, на 1 января 1996 г. в России действовало более 2,6 тыс. коммерческих банков, причем примерно за год к этому сроку их число выросло на четверть, а многие из действовавших ранее разорились. Более половины всех банков - мелкие, не способные конкурировать с западными банками. В-третьих, первоначально не все институты выполняют свойственные им функции. Это касается, в частности, товарных бирж, которые должны заниматься организацией товарных сделок по массовым сырьевым и продовольственным товарам. Первые российские биржи, возникшие сразу в огромном количестве (только в 1992 г. было зарегистрировано около 400 товарных бирж), занимались торговлей любыми товарами. В-четвертых, образование названных институтов проходит подчас без надлежащей правовой основы, что затрудняет их функционирование и порождает множество злоупотреблений. В-пятых, особо следует сказать о существенном распространении в этой сфере мошеннических организаций, финансовых пирамид и т.д.
Принципиальные изменения происходят в банковской сфере. Вместо практически единой государственной банковской системы, свойственной плановой экономике, складывается система двухуровневая, отвечающая потребностям экономики рыночной. Ее нижний уровень составляет широкая сеть коммерческих банков, призванная выполнять (как и большинство других институтов рыночной инфраструктуры) роль посредников между производителями и потребителями. Их деятельность контролируется Центральным Банком России путем установления учетной ставки процента и обязательной нормы резервов. Подобные преобразования характерны для всех стран, совершающих переход от плановой экономики к рыночной.
§ 4. Изменение структуры собственности в переходной экономике
Переход к рыночной экономике - это как бы двусторонний процесс. С одной стороны, прежде всего необходимо сформировать собственно «рынок», систему рыночных связей: обеспечить свободное ценообразование, свободу торговли, конкурентные отношения, соответствующую рыночную инфраструктуру и т.п. С другой, - что более сложно, - преобразовать производственную сферу, создав в ней достаточно большое количество хозяйствующих субъектов, способных обеспечить конкурентные отношения, субъектов, ведущих дело на началах свободного предпринимательства. Эта линия перехода к рынку связана с существенными преобразованиями отношений собственности, свойственных плановой экономике.
Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности
В плановой экономике выделялись две формы собственности на средства производства: государственная (общенародная) и колхозно-ко
Дата: 2016-10-02, просмотров: 217.